Институт семьи и брака: определение, виды, функции
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 10.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………3
Глава I. Семья как важнейший социальный институт….5
1.1.Определение понятия «семья»…………………………………………….5
1.2.Ролевые отношения в семье………………………………………………6
1.3.Функции семьи………………………………………………………………7
1.4.Типология семьи…………………………………………………………….8
Глава II. Основные тенденции развития семьи ………..11
2.1. Распределение ролей в современной семье……………………………11
2.2. Проблема развода в современной семье……………………………….12
Заключение………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………15
Пик таких разговоров пришелся на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х произошел возврат к семейным ценностям. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию и перешли к ее серьезному анализу современных проблем семьи.
Россия также переживает весьма неблагоприятные для семьи времена. Высок уровень разводимости. Экономический кризис пока не позволяет стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению семейных ценностей.
Таким образом, чем богаче страна, тем потенциально она стоит ближе ко всеобщему распаду института брака и семьи. Разумеется, это абстрактная тенденция. В жизни все не так. В жизни существуют нравственные ценности, стремление людей жить в коллективе, наконец, существует СПИД. Благополучная Америка еще недавно переживала волну сексуальной революции. Приструнил их СПИД, а точнее риск получить неизлечимую болезнь от случайной связи на стороне. Сегодня американцы переживают пуританскую революцию - все они поголовно стали блюстителями строгих семейных нравов.
Заключение
В проведенном исследовании под семьей нами понималась малая социальная группа (ячейка общества), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях - отношениях супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Семья является сложным социально-психологическим образованием, требующим для своего анализа системного подхода.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовали росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию.
В России сейчас семья как общественный институт испытывает кризис. Это связано с тем, что в стране отсутствует четкая продуктивная семейная политика, нет государственных институтов, проводящих ее.
Данные социологии уже сегодня позволяют выработать комплекс мер по преодолению внутрисемейных конфликтов, снижению количества разводов, созданию консультативных центров и служб, т.е. таких мер, которые способствовали бы планированию семейной жизни.
Проведенное исследование, естественно, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных вопросов проблемы семьи в Российской Федерации. Одни из них лишь обозначены, другие рассматриваются в постановочном плане.
Мы надеемся, что наше исследование внесет маленький вклад в улучшение института семьи. Ведь жизнь семьи - это многотомная повесть, которую пишут и читают все, только каждый делает ее индивидуальной, подстроенной под себя. И если уж наша жизнь с каждым днем становится все сложнее и многограннее, повесть эта никогда не станет проще и короче. Поэтому семья – это бескрайний простор для ее дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов /А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2003. – 6 – е изд. – 508 с.
2. Маршак А.Л. Общая социология / Серия «Высшее профессиональное образование / А.Л. Маршак. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
3. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 198 с.
4. Социология: Основы общей теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 234 с.
5. Радугин А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. И дополн. /А. А. Радугин, К.А.Радугин. – М.: Библионика, 2004. – 224 с.
6. Учебный социологический словарь / Общ. ред. С. А. Кравченко. 4 – е изд., доп., перераб. – М.: Экзамен, 2003. – 568 с.
Харчев Г.Г. Брак и семья в СССР / Г. Г. Харчев. – М.: Мысль, 1979. – C. 156.
Радугин А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. И дополн. /А. А. Радугин, К.А.Радугин. – М.: Библионика, 2004. – C. 157.
Радугин А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. И дополн. /А. А. Радугин, К.А.Радугин. – М.: Библионика, 2004. – C. 158.
Радугин А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. И дополн. /А. А. Радугин, К.А.Радугин. – М.: Библионика, 2004. – C. 159.
Харчев Г.Г. Брак и семья в СССР / Г. Г. Харчев. – М.: Мысль, 1979. – C. 154.
Маршак А.Л. Общая социология / Серия «Высшее профессиональное образование / А.Л. Маршак. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – C. 165.
Там же, С. 166.
Там же, С. 167.
Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов /А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2003. – 6 – е изд. – С. 264.
Там же, С. 265.
3
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов /А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2003. – 6 – е изд. – 508 с.
2. Маршак А.Л. Общая социология / Серия «Высшее профессиональное образование / А.Л. Маршак. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
3. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 198 с.
4. Социология: Основы общей теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 234 с.
5. Радугин А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. И дополн. /А. А. Радугин, К.А.Радугин. – М.: Библионика, 2004. – 224 с.
6. Учебный социологический словарь / Общ. ред. С. А. Кравченко. 4 – е изд., доп., перераб. – М.: Экзамен, 2003. – 568 с.
Вопросы и ответы
Что такое семья?
Семья - это важнейший социальный институт, объединяющий людей в близких отношениях на основе брака или кровного родства.
Какие ролевые отношения существуют в семье?
В семье существуют ролевые отношения между родителями и детьми, между мужем и женой. Родители выполняют роли психологической поддержки, воспитания и образования детей, а также обеспечивают материальные потребности семьи. Муж и жена, в свою очередь, выполняют роли супруга и супруги, обеспечивают чувства поддержки, заботы и защиты друг друга.
Какие функции выполняет семья?
Семья выполняет ряд важных функций, включая репродуктивную функцию (производство потомства), экономическую функцию (обеспечение материальных потребностей), социализационную функцию (воспитание и социализация детей), эмоциональную функцию (поддержка и душевная опора), сексуальную функцию (удовлетворение сексуальных потребностей).
Какие типы семей существуют?
Существуют различные типы семей, включая ядерные семьи (состоящие из родителей и их детей), родительские семьи (где один из родителей воспитывает детей), родственные семьи (семьи, где проживают несколько поколений), ребяческие семьи (семьи, где основными членами являются несовершеннолетние), патриархальные и матриархальные семьи (семьи, где глава семьи имеет особое положение и власть).
Какие проблемы сталкиваются современные семьи?
Одной из основных проблем современных семей является проблема разводов. Высокий процент разводов свидетельствует о растущей нестабильности семейных отношений. Также современные семьи часто сталкиваются с проблемами в распределении ролей и обязанностей между супругами, воспитании детей в условиях современных социальных и технологических изменений, стрессовыми ситуациями и т.д.
Что такое семья?
Семья - это важнейший социальный институт, включающий в себя объединение людей, связанных кровными узами, браком или усыновлением, и основанный на взаимной поддержке, заботе и любви.
Какие ролевые отношения существуют в семье?
В семье существуют различные ролевые отношения, такие как родитель-ребенок, муж-жена, старший-младший. Каждый член семьи имеет свои обязанности и ответственности, которые помогают поддерживать гармонию и справедливость в отношениях.
Какие функции выполняет семья?
Семья выполняет множество различных функций, включая репродуктивную функцию (воспроизводство человеческого рода), социализационную функцию (передача культурных норм и ценностей), экономическую функцию (обеспечение материального благосостояния), эмоциональную функцию (поддержка и забота друг о друге) и многие другие.