Методика развития выносливости у школьников среднего возраста на базе школы 574"(может быть любое учебное заведение)
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 11.01.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА
1.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА
1.2. ВЫНОСЛИВОСТЬ – СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.3. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Заключительная часть (прекращение бега) обязательна и проводится соответственно описанию в теме 2. После окончания оздоровительного бега необходимо в течение 2-5 мин идти пешком или выполнять очень медленный бег с переходом на медленную ходьбу, если вы занимались ходьбой, просто медленно пройдите; затем выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Пульс измеряется сразу после окончания бега и после упражнений на расслабление.
Дозирование физической нагрузки. Дозирование физической нагрузки в оздоровительных целях осуществляется подбором физических упражнений и подвижных игр, длительностью упражнений, количеством повторений, выбором исходных положений, применением отягощений, сопротивления, приемов облегчения и помощи, а также изменением темпа и ритма движений.
В занятиях с ослабленными детьми используются физические упражнения, которые вызывают допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции жизнеобеспечивающих систем. Степень нагрузки в тщательно регламентируется и контролируется. В начальном периоде занятий применяют упражнения малой интенсивности, увеличивающие ЧСС на 25–30 % ее исходного уровня. Впоследствии включают дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40–45 %, а также упражнения большой интенсивности, повышающие ЧСС на 70–80 %. Субмаксимальные и максимальные физические нагрузки в занятиях с учащимися не применяют.
Увеличение нагрузки осуществляется попеременно за счет объема или интенсивности. (При этом повышение общего объема нагрузки на 20 % по энергозатратам эквивалентно увеличению ее интенсивности на 2,5 %). В соответствии с принципом дифференциально-интегральных оптимумов, объем, и интенсивность нагрузки необходимо сохранять до тех пор, пока не произойдет стабилизация ЧСС на уровне планируемых энергетических зон. Затем увеличивается интенсивность, и какое-то время необходимо для приспособления организма к новым условиям двигательной деятельности.
В зависимости от общего состояния организма, нагрузки с умеренной физиологической реакцией должны занимать от 15–20 мин до 30–40 мин.
На первых 15–20 занятиях нельзя допускать проявления признаков утомления (повышенного потоотделения, изменения цвета кожных покровов). При первых признаках усталости нагрузки прекращают, переводя детей на ходьбу. Является грубой ошибкой, когда при проявлении усталости или из-за опасения перегрузки, педагог сразу же усаживает учеников, стараясь обеспечить им пассивный отдых. В подобной ситуации лучше предложить им выполнить другие, облегченного характера физические упражнения.
Критерием правильности дозирования нагрузки в занятиях служит характер изменения ЧСС за один урок или за серию уроков. После занятия ЧСС должна восстановиться до исходного уровня в течение 15–20 мин.
Эффективность занятий зависит также от учета требований личной и общественной гигиены. Одно из условий эффективности занятий оздоровительно-тренирующей направленности – использование системы домашних заданий.
Врачебно-педагогический контроль. Врачебно-педагогическое наблюдение на уроках должно проводиться 2 раза в месяц. Во время занятий фиксируется структура урока, соблюдение вводной, основной и заключительной частей урока; регулирование физической нагрузки, степень использования дыхательных и корригирующих упражнений.
Степень утомления учащихся определяют по субъективным высказываниям, визуальным наблюдениям (побледнение или чрезмерное покраснение кожи, потливость, нарушение точности движений и др.), а также по данным частоты и характера пульса до начала урока и в конце каждой его части (физиологическая кривая урока)
Во время занятий необходимо следить за реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Если нет индивидуальных медицинских указаний по этому поводу, преподаватель физического воспитания ориентируется на нормальные показатели ЧСС для данного возраста. В покое ЧСС в 10 лет – 80–85, в 12 лет – 75—80, в 14–17 лет – 70–80 уд/мин. Максимальное увеличение ЧСС в ответ на физическую нагрузку для здорового ребенка не должно превышать показатель, равный 220 – возраст (лет). Известны рекомендации по дозированию физической нагрузки в СМГ, по которым ЧСС учащихся 5–7-х классов должна соответствовать 130–140 уд/мин. Главный показатель адекватности физической нагрузки – восстановление ЧСС, характерной в норме для индивидуума, в течение 3–5 мин после нагрузки.
Адекватность регуляторных реакций сердечно-сосудистой системы может нарушаться в подростковом возрасте.
Профилактика травматизма. Профилактика травматизма занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании и в большой мере зависит от уровня профессиональной подготовки преподавателя, постоянного анализа и устранения недочетов и ошибок в методике занятий. Руководитель занятий должен организовывать и контролировать полноценное материально-техническое обеспечение занятий, чистоту спортивного зала и покрытий, отсутствие предметов, о которые может пораниться ученик. Профилактика травматизма обеспечивается планированием и контролем занятий, в том числе медицинским. Важное значение при этом имеют:
высокоэффективная вводная часть;
тщательный подбор средств физического воспитания;
рациональная последовательность и чередование упражнений;
достаточная просветительская работа среди учеников.
Предупреждение травматизма на занятиях со школьниками среднего возраста, в том числе и самостоятельных, обеспечивается правильной разминкой, особенно в холодную погоду; доступностью упражнений и индивидуальной их дозировкой, соответствующей возрасту, полу, состоянию здоровья; содержанием в порядке мест для занятий; точным выполнением обучаемыми требований программы и руководителя занятий; тщательной подготовкой обуви и одежды; в жаркую и холодную погоду – непрерывным самоконтролем и контролем за состоянием занимающихся.
Заключение
К школьному возрасту относятся дети от 6–7 до 17–18 лет. В соответствии с существующей системой общего образования, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший. В настоящее время сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основа этой системы – обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми и регулярными физкультурными занятиями по личному выбору учащихся в своем коллективе физической культуры, в детско-юношеских спортивных школах и других внешкольных учреждениях. Функционирование системы физического воспитания обеспечено материально-техническими средствами, квалифицированными педагогическими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей общества, передового опыта практической работы и достижений науки.
С этой точки зрения рассмотрение методики выносливости имеет важное значение в жизнедеятельности ребенка. Она позволяет:
1) выполнять значительный объем двигательной деятельности;
2) продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;
3) быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.
Качественно выносливость характеризуется предельным временем выполнения работы определенной интенсивности. Общая выносливость как двигательное качество – это способность, дающая школьнику по возможности дольше выполнять мышечную работу умеренной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
На основе проведенной работы следует сделать следующие выводы:
1) Исключительно важно то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 10–12 лет) планомерное и регулярное физическое воспитание подрастающего поколения, достижение им достаточно высоких уровней общей физической подготовленности ко всякой общественно полезной деятельности, а также базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Все это может стать фундаментом дальнейшего физического совершенствования во все последующие годы.
2) В основе проявления выносливости лежит совокупность функциональных свойств организма человека, которые составляют неспецифическую основу проявления выносливости к разным видам двигательной деятельности. Это, прежде всего, вегетативные функции, в частности – производительность аэробного источника энергии. Например, дыхательные возможности человека относительно мало специфичны. Они мало зависят от внешней формы движений. Поэтому, если кто-то благодаря тренировке в беге значительно улучшит уровень своих аэробных возможностей, то это положительно скажется и на производительности выполнения других движений (ходьбы, гребли, бега на лыжах и т.п.). Этот неспецифичный, обобщенный уровень тренированности, которая базируется на совершенствовании работы вегетативных систем организма, создает благоприятные условия для широкого переноса выносливости с одного вида двигательной деятельности на другой, что и дало основание определить данный вид выносливости как «общая».
3) При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность – естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о недостаточном удовлетворении этих потребностей.
4) Методика развития выносливости – это система рекомендаций, которые необходимо выполнять для достижения оптимального оздоровительного эффекта и сведения к минимуму возможных осложнений в виде травм и заболеваний. Она включает рекомендации: по методам развития выносливости; по организации занятий оздоровительным бегом; по методике и принципам разработки индивидуальной программы оздоровительного бега; по методике лечебного бега и ходьбы; по структуре занятий оздоровительным бегом и ходьбой; по гигиеническим рекомендациям для занимающихся; по предупреждению травматизма.
5) Во время занятий необходимо следить за реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Если нет индивидуальных медицинских указаний по этому поводу, преподаватель физического воспитания ориентируется на нормальные показатели ЧСС для данного возраста.
6) Предупреждение травматизма на занятиях со школьниками среднего возраста обеспечивается правильной разминкой, особенно в холодную погоду; доступностью упражнений и индивидуальной их дозировкой, соответствующей возрасту, полу, состоянию здоровья; содержанием в порядке мест для занятий; точным выполнением обучаемыми требований программы и руководителя занятий.
Физическое воспитание в учебно-воспитательной сфере как составная часть общей системы воспитания должно обеспечить развитие физического, морального здоровья, комплексный подход к формированию.
Список литературных источников
Бачурков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. – 528 с.
Бачурков И.С. Физическая культура. М.: Советский спорт, 2003. – 312 с.
Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7-12 лет. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 256 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 464 с.
Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. – Минск: полымя, 2004. – 245 с.
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. – 232 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2004 – 368 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
Физическое воспитание учащихся. Под ред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона. – Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 342 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004 – 322 с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2.Под редакцией Круцевич. Минск: Олимпийская литература, 2004. – 21 с.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 80 с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2.Под редакцией Круцевич. Минск: Олимпийская литература, 2004. – 24 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.М.. М.: Советский спорт, 2004. – 166 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.М.. М.: Советский спорт, 2004. – 168 с.
Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. Минск: полымя, 2004. – 121 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.М.. М.: Советский спорт, 2004. – 169 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2006. – 96 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 70 с.
Там же, с. 71
Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. Минск: полымя, 2004. – 59 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 72 с.
Теория и методика физического воспитания. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 246 с.
Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. Минск: полымя, 2004. – 60 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 74 с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 248 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 163 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.М.. М.: Советский спорт, 2004. – 170с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 254 с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 256 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.М.. М.: Советский спорт, 2004. – 172с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.М.. М.: Советский спорт, 2004. – 174 с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 258 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.М.. М.: Советский спорт, 2004. – 178с.
Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7-12 лет. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 106 с.
Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7-12 лет. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 112 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 158 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 160 с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 140 с.
Теория и методика физического воспитания. Т.2. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 104 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 161 с.
18
2.Бачурков И.С. Физическая культура. М.: Советский спорт, 2003. – 312 с.
3.Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7-12 лет. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 256 с.
4.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
5.Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 464 с.
6.Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
7.Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
8.Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
9.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
10.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
11.Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. – Минск: полымя, 2004. – 245 с.
12.Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
13.Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
14.Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
15.Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. – 232 с.
16.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2004 – 368 с.
17.Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
18.Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
19.Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
20.Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
21.Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
22.Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
23.Физическое воспитание учащихся. Под ред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона. – Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
24.Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 342 с.
25.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004 – 322 с.
Вопросы и ответы
Какие особенности свойственны школьникам среднего школьного возраста?
Школьники среднего школьного возраста находятся в периоде активного роста и развития. Они активно участвуют в разнообразных физических нагрузках и тренировках, имеют высокую энергию.
Что такое выносливость и какие основные характеристики это понятие имеет?
Выносливость - это способность организма выполнять физическую работу продолжительное время. Основные характеристики выносливости включают высокий уровень аэробной физической активности, устойчивость к утомлению и быстрое возобновление энергетических резервов.
Какие физиологические основы лежат в основе выносливости?
Выносливость зависит от таких физиологических факторов, как эффективность работы сердца и легких, кровообращение, поставка кислорода и питательных веществ к мышцам, а также их использование для производства энергии.
Какая методика используется для развития выносливости у школьников?
На базе школы 574 используется методика развития выносливости, которая включает в себя систематические физические упражнения, тренировки на выносливость, а также правильное питание и режим передачи.
Какие методы используются для развития выносливости у школьников?
Для развития выносливости у школьников применяются такие методы, как длительные кардиотренировки, интенсивные интервальные тренировки, тренировки с использованием силовых упражнений, плавание, бег, езда на велосипеде и другие виды активности, способствующие укреплению сердечно-сосудистой системы и повышению выносливости.
Какие возрастные особенности у школьников среднего школьного периода?
Школьники среднего школьного периода обычно находятся в возрасте от 10 до 14 лет. На этом этапе развития детей происходят значительные физические и психологические изменения. Физически, они становятся более выносливыми и активными, что может поддерживать и развивать их выносливость. Психологически, в этом возрасте школьники проходят через период интенсивного учебного и социального развития.
Что такое выносливость и какие основные характеристики она имеет?
Выносливость - это способность организма продолжительное время выполнять физическую или умственную работу без усталости или с минимальной усталостью. Основные характеристики выносливости включают такие компоненты, как кардиореспираторную выносливость (способность сердца, легких и кровеносной системы к сохранению поддержания активности в течение продолжительного времени), мышечную выносливость (способность мышц выполнять работу в течение длительного периода времени) и психологическую выносливость (способность умственно концентрироваться и продолжать выполнение задачи в течение продолжительного периода времени).
Каковы физиологические основы выносливости?
Физиологические основы выносливости включают множество факторов, таких как эффективность работы сердечно-сосудистой системы, снабжение тканей кислородом, функционирование мышц и дыхательная система. Выносливость также связана с энергетическим обменом в организме и способностью эффективно использовать запасы энергии.