Роль государства в регулировании экспортно-импортных отношений
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Место государства в регулировании экспортно-импортных отношений
1.1. Принципы и методы государственной политики в области экспортно-импортных отношений
1.2. Необходимость и эффективность государственного регулирования экспортно-импортных отношений в РФ
2. Основные направления регулирования экспортно-импортных
отношений в России
3. Перспективы развития регулирования экспортно-импортных отношений в РФ
Заключение
Список литературы
Большинство авторов рассматривают развитие системы регулирования экспортно-импортных отношений в РФ по линии расширения объема валютных операций, охваченных контролем. Некоторые рассматривают валютный контроль с позиции совершенствования организационной структуры. Такие подходы не дают целостную картину функционирования системы регулирования экспортно-импортных отношений в стране.
Развитие системы регулирования экспортно-импортных отношений проходило не только по пути модификации методов контроля (от косвенных до прямых), но и по пути расширения сферы применения по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, бартерные) и степени охвата валютным контролем объектов этих сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности).
Анализ становления валютного рынка позволяет выделить следующие основные направления формирования системы регулирования экспортно-импортных отношений:
1. формирование внутренней организационной структуры;
2. расширение сферы охвата;
3. модификация правил проведения внешнеторговых операций.
Формирование внутренней организационной структуры осуществляется в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятый в декабре 2007 года новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 30.12.2007 г. №242-ФЗ) является серьезным шагом законодателя в направлении либерализации регулирования экспортно-импортных отношений, что, по всей видимости, связано с укреплением российской экономики в целом.
В то же время новое законодательство о валютном регулировании содержит ряд положений, которые, не ухудшая положение участников внешнеторговой деятельности, способны привести к возникновению проблемных ситуаций как в отношениях российских участников внешнеторговой деятельности с государственными органами, так и с иностранными контрагентами.
Расширение сферы охвата. Валютным контролем последовательно охватывались различные виды сделок в иностранной валюте. Вначале был сделан упор на контроль движения безналичной иностранной валюты, затем наличной иностранной валюты (расчеты, ввоз/вывоз, работа обменных пунктов). Потом контроль был распространен на экспортно-импортные операции, наконец, на ввоз/вывоз наличных рублей.
Поскольку в России:
- текущие операции разрешено осуществлять без ограничений, то есть контроля над их проведением не требуется. Операции же с движением капитала осуществляются на основании специальных разрешении или лицензий;
- нерезиденты проводят валютные операции с иностранной валютой свободно, а резиденты - под контролем. Валютные операции с рублем проводятся наоборот: резидентами - без ограничений, а нерезидентами - с существенными ограничениями, можно говорить об основном принципе валютного контроля в Российской Федерации: контроль над тем, чтобы валютные операции, связанные с движением капитала, не проводились как текущие (без лицензий или специальных разрешений), и контроль над тем, чтобы нерезиденты не проводили свои рублевые операции на территории РФ как резиденты, а резиденты свои валютные операции - как нерезиденты (без ограничений). Цель такого контроля - обеспечить стабильность национальной валюте. Но на практике контроль текущих/капитальных операций и контроль операций резидентов/нерезидентов в результате все равно выливается в контроль проведения внешнеторговых и связанных с этим других валютных операций на территории РФ, что существенно снижает его эффективность.
Итак, система регулирования экспортно-импортных отношений в нашей стране имеет два направления:
1. контроль внешнеторговых операций;
2. контроль валютных операций на территории РФ.
Контроль внешнеторговых операций основан на том, что потоки товаров и денег не пересекаются между собой. Необходим институт, который выполнял бы функцию контроля путем их сравнения. Опыт некоторых стран, имевших подобную систему контроля, говорит о том, что это может быть либо Госбанк, либо таможня, либо специальный государственный орган. В нашей стране эти потоки замкнуты на ГТК России, в Головном научно-исследовательском вычислительном центре (ГНИВЦ ГТК России) которого и происходит сравнение информации о денежных и товарных потоках. Если количество денег и товара не совпадает, то таможня либо сама проводит расследование, либо сообщает об этом для выяснения причин компетентным специальным органам - ФСНП или ВЭК России. Для обоснования недополучения валютной выручки или товара российская организация может обратиться в МВЭСТ России. Спорные или неясные вопросы коммерческий банк может решить в Банке России.
Контроль операций на внутреннем валютном рынке основан на контроле приобретения (только для проведения разрешенных Банком России операций) и продажи валютной выручки. Норматив обязательной продажи составляет не более 30%. Здесь контроль состоит в том, чтобы соблюдался норматив обязательной продажи, то есть часть валютной выручки была продана на внутреннем валютном рынке. Нерезиденты на территории России осуществляют расчеты в иностранной валюте без ограничений, а их рублевые операции подлежат контролю на двух стадиях: первая - при приобретении рублей инобанком и вторая - при расчетах инофирмы в рублях на территории России и при репатриации прибыли. Также расчеты на территории России в иностранной валюте возможны между посредником и реальным поставщиком или покупателем продукции резидентом. Для этого вида контроля используется принцип множественности счетов. Определенные расчеты возможно проводить только с определенных счетов: нерезидентам для текущей деятельности - счет типа «Т», инвестиционной - «И», операций с государственными ценными бумагами - «С»; резидентам для хранения валюты - «текущий» счет, экспортных операций - «транзитный», импортных операций - «специальный транзитный».
Модификация правил проведения внешнеторговых операций шла по двум линиям: «косвенной» и «прямой». «Косвенный» - это контроль уровня экспортных и импортных цен, объема авансовых платежей и ограничения в виде указаний, лицензий или разрешений. «Прямой» - контроль поступления в РФ валютной выручки от экспорта товаров, обоснованности платежей в иностранной валюте, эквивалентности бартера и другие, основанные на подсчете и сравнении.
Заключение
Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об экспортном контроле» (ред. от 01.12.2007 г. №318-ФЗ), Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006 г.) и других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Российская Федерация проводит государственную политику в области экспортно-импортных отношений, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
Основными направлениями финансового регулирования экспортно-импортных операций на федеральном уровне являются:
1) таможенно-тарифное регулирование;
2) нетарифное регулирование;
3) запрет и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
С целью регулирования экспортно-импортных отношений в конце года составляется платежный баланс страны. Платежный баланс (ПБ) - это совокупность систематизированных статистических данных, в которых отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами) за определенный период времени, обычно за год.
Таким образом, в информации, содержащейся в платежном балансе, заинтересованы правительственные органы, принимающие решения в области валютной, торговой и фискальной политики. Состоянием платежного баланса интересуются сегодня банки и предприятия, прямо или косвенно участвующие в международной торговле и инвестициях.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что государство занимает важное место в регулировании экспортно-импортных отношений России. Так, только Правительство РФ принимает решение о ставках таможенного тарифа, вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров на основании лицензирования и квотирования экспортно-импортных операций.
Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов продукции, работ, услуг вводится путем лицензирования. Государство может принимать защитные меры, связанные с экспортом и импортом товаров для стимулирования отечественных товаропроизводителей - протекционистские меры.
Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и на правления внешнеторговой политики, все больше адаптируя свою законодательную, нормативно-правовую базу к системе соглашений ВТО, правительство России развивает свою политику регулирования экспортно-импортных отношений, последовательно отстаивая свои национальные интересы на международном уровне.
Список литературы
Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2007 г. №242-ФЗ).
Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006 г.).
Федеральный закон от 02.07.1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 01.12.2007 г. №318-ФЗ).
Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 254 с.
Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 460 с.
Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 144 с.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2007. – 624 с.
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 460 с.
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 623 с.
Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 446 с.
Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации (январь-сентябрь 2008 г.). – М.: Центральный Банк РФ, 2009. – 169 с.
Платежный баланс Российской Федерации за 2008 год (аналитическое представление) // http://www.cbr.ru/search/print.asp?File= /statistics/credit_statistics/bal_of_paym_an_08.htm
Ст. 3. Федеральный закон от 02.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 01.12.2007 №318-ФЗ).
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 320.
Ст. 5. Федеральный закон от 02.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 01.12.2007 №318-ФЗ).
Ст. 4. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006 г.).
Ст. 4. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006 г.).
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2007. – С. 327.
Ст. 12. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006 г.).
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2007. – С. 322.
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 303.
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 305.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2007. – С. 324.
Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 203.
Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2007 г. №242-ФЗ).
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 207.
Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 210.
Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2007 г. №242-ФЗ).
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 315.
Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – С. 109.
Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2007 г. №242-ФЗ).
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 306.
Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2007 г. №242-ФЗ).
Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – С. 84.
Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации (январь-сентябрь 2008 г.). – М.: Центральный Банк РФ, 2009. – С. 3.
Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – С. 85.
Платежный баланс Российской Федерации за 2008 год (аналитическое представление) // http://www.cbr.ru/search/print.asp?File=/statistics/credit_statistics/bal_of_paym_an_08.htm
Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации (январь-сентябрь 2008 г.). – М.: Центральный Банк РФ, 2009. – С. 14.
Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации (январь-сентябрь 2008 г.). – М.: Центральный Банк РФ, 2009. – С. 15.
Там же. – С. 16.
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 497.
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 309.
Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2007 г. №242-ФЗ).
Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 380.
30
1.Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2007 г. №242-ФЗ).
2.Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006 г.).
3.Федеральный закон от 02.07.1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 01.12.2007 г. №318-ФЗ).
4.Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 254 с.
5.Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 460 с.
6.Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 144 с.
7.Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2007. – 624 с.
8.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 460 с.
9.Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 623 с.
10.Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 446 с.
11.Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации (январь-сентябрь 2008 г.). – М.: Центральный Банк РФ, 2009. – 169 с.
12.Платежный баланс Российской Федерации за 2008 год (аналитическое представление) // http://www.cbr.ru/search/print.asp?File= /statistics/credit_statistics/bal_of_paym_an_08.htm
Вопросы и ответы
Какую роль играет государство в регулировании экспортно-импортных отношений?
Государство играет ключевую роль в регулировании экспортно-импортных отношений, поскольку оно определяет основные принципы и методы государственной политики в этой области.
Какие принципы и методы использует государство для регулирования экспортно-импортных отношений?
Государство использует различные принципы и методы государственной политики, такие как тарифы, квоты, санитарные и фитосанитарные меры, а также другие нормативно-правовые акты, чтобы регулировать и контролировать объем и структуру экспорта и импорта товаров и услуг.
Почему государственное регулирование экспортно-импортных отношений необходимо и эффективно?
Государственное регулирование экспортно-импортных отношений необходимо для поддержания экономической безопасности страны, защиты от недобросовестной конкуренции и сохранения равновесия внешней торговли. Оно также способствует развитию отраслей национальной экономики, созданию новых рабочих мест и улучшению благосостояния населения.
Какие основные направления регулирования экспортно-импортных отношений существуют в России?
В России осуществляются регулирование экспортно-импортных отношений в основных направлениях, таких как внешнеторговая политика, таможенное регулирование, валютное регулирование, тарифное регулирование и т. д.
Какие перспективы развития регулирования экспортно-импортных отношений в России?
Перспективы развития регулирования экспортно-импортных отношений в России связаны с усилением интеграционных процессов на международной арене, адаптацией к изменениям в мировой экономике, совершенствованием нормативно-правовой базы и внедрением новых эффективных методов регулирования.
Какую роль играет государство в регулировании экспортно-импортных отношений?
Государство играет ключевую роль в регулировании экспортно-импортных отношений. Это связано с тем, что осуществление внешнеэкономической деятельности в значительной мере зависит от государственной политики, законодательства и правил, установленных государством. Государство определяет правила и условия для ведения внешнеторговых операций, устанавливает таможенные пошлины, квоты, санкции и другие ограничения на экспорт и импорт. Кроме того, государство также предоставляет различные меры поддержки и стимулирования экспорта и импорта.
Какие принципы и методы используются государственной политикой в области экспортно-импортных отношений?
Государство использует различные принципы и методы в своей политике в области экспортно-импортных отношений. Одним из ключевых принципов является принцип свободной торговли, который предполагает отсутствие препятствий и ограничений на внешнюю торговлю. Однако, в реальности государства могут использовать и другие принципы, например, принципы защиты национальных интересов, принципы сохранения экологической безопасности и др. В качестве методов государство может применять таможенные пошлины, квоты, санкции, а также предоставлять различные льготы и стимулировать экспорт и импорт через финансовую поддержку, субсидии, налоговые льготы и др.
Какое место занимает государство в регулировании экспортно-импортных отношений?
Государство играет ключевую роль в регулировании экспортно-импортных отношений. Оно разрабатывает и утверждает политику, законы и правила, которые определяют условия и правила проведения международной торговли. Государство также контролирует выполнение этих правил и принимает меры по защите национальных интересов в сфере торговли.
Какие принципы и методы используются государством при регулировании экспортно-импортных отношений?
Государство использует различные принципы и методы для регулирования экспортно-импортных отношений. К принципам можно отнести принципы свободной торговли, принципы защиты национальных интересов, принципы взаимовыгодных сделок и др. К методам относятся установление тарифных и нетарифных барьеров, заключение международных торговых соглашений, установление квот и лицензий на экспорт и импорт, проведение антидемпинговых расследований и др.