Экономические идеи азиатских стран периода феодализма

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История экономических учений
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 10.12.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ФЕОДАЛЬНОЙ АЗИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.АЗИАТСКИЙ ГОРОД
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до н. э. в Китае была введена государственная монополия на производство соли и железа. Доходы государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров. В 81 г. до н. э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочинении «Янь те лунь». Сторонники государственной монополии доказывали, что она приносит большой доход государству и является фактором безопасности, так как контролируются стратегически важные товары. Противники же указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полностью», в результате чего изделия получаются низкого качества и дорогие, «для народа непосильные». Указывалось также на нерадивость и злоупотребления чиновников, управляющих этими промыслами.
Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование экономики. Например, Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амбаров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных амбарах, а в неурожайные — продавать накопленные запасы по низким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен — осенью закупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». «Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, — рекомендовали они, — регулируйте при помощи денег»(7,с.245).
Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок — это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».

Заключение

Восточная разновидность феодализма представляет собой общинно-государственную форму хозяйства. Рабство не было фундаментом экономики. В основе феодального хозяйства лежит труд свободных: земледельцев, скотоводов, ремесленников. Они являются собственниками, но распоряжается вождь, государь.
Государственная власть регламентирует хозяйственную жизнь. Она взимает налоги (ренту) и определяет участие в проведении общественных работ. Это может быть труд на общих полях, устройство и поддержание оросительных систем, сооружение дорог. Для содержания административного аппарата выплачивается часть урожая или денежный налог.
Собственники земли или скота, наиболее зажиточные слои не имеют политической власти. Если в Европе общество доминирует над государством, то на Востоке власть господствует над обществом. Законы, издававшиеся в странах Востока, не содержат системы частного права.
Вместе с тем в каждой восточной цивилизации имелись свои особенности.
В Индии существовала кастовая система и большую самостоятельность имела саморегулируемая община. Разделение труда и обмен продукцией основывался на традиции (система даджимани). В Китае существовали конкурсные экзамены для чиновников, система обязательного участия в общественных работах. Чтобы подняться вверх по социальной лестнице, китайскому мандарину нужно было выдержать конкурс. Такая система делала социальную динамику более подвижной, что, в свою очередь, служило предпосылкой обновления «общественной крови». Верховным владельцем земли оставалось государство. Особенностью Ближнего Востока были храмовые земли.
Азиатский способ производства — весьма широкое и не очень строгое понятие. Оно лишь в некоторой степени помогает уяснить специфику Востока. В странах Востока государство является верховным собственником. При всех вариациях власть является собственником ресурсов — это феномен «власти — собственности». Главную роль играет власть; размеры богатства, функции собственности зависят от степей» близости к власти, они опосредованы причастностью к властному аппарату, государственным институтам, монарху. По наследству можно передать статус, а не право владения ресурсами. Власть обладает бесспорным правом на часть произведенного продукта. Частной собственности на землю нет, земля принадлежит государству, взимающему налог; общине — распределяющей участки земли; крестьянину, который трудится на земле.

Список литературы

Бартенев С.А. Экономическая история.- М.: Экономистъ, 2005.- 559с.
Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993.
Васильев Е.С. История Востока: В 2 т. - М.: Спектр, 2002.-482с.
История мировой экономики / Под ред. Г.П. Поляка и А.Н. Марковой.- М.: Мысль, 1999.-490с.
Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. – М: Экзамен, 2001.- 219с.
Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.
Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. — XX в. н.э.). Вып. 3. - М.: Юнити, 2001.- 520с.
Титова Н.Е.История экономических учений. – М.: Курск, 2006.- 450с.












15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бартенев С.А. Экономическая история.- М.: Экономистъ, 2005.- 559с.
2. Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993.
3.Васильев Е.С. История Востока: В 2 т. - М.: Спектр, 2002.-482с.
4.История мировой экономики / Под ред. Г.П. Поляка и А.Н. Марковой.- М.: Мысль, 1999.-490с.
5.Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. – М: Экзамен, 2001.- 219с.
6.Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.
7.Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. — XX в. н.э.). Вып. 3. - М.: Юнити, 2001.- 520с.
8.Титова Н.Е.История экономических учений. – М.: Курск, 2006.- 450с.

Вопросы и ответы

Какие были основные теоретические положения экономических учений феодальной Азии?

Основными теоретическими положениями экономических учений феодальной Азии были утверждение о господствующей роли государства в экономике, принцип коллективной собственности на землю, наличие государственных монополий и регулирование цен государством. Также важным положением было разделение общества на четыре социальных группы: правительственные служащие, крестьяне, горожане и купцы.

Что такое азиатский город в контексте феодализма?

Азиатский город - это особый тип города, характерный для феодальной Азии. В отличие от европейских городов, азиатский город был не только экономическим и культурным центром, но и административным центром, где осуществлялось государственное регулирование экономики. Азиатский город был тесно связан с сельским хозяйством, так как его жители часто являлись землевладельцами и владельцами крестьянских общин.

Как государство регулировало экономику в феодальной Азии?

Государство в феодальной Азии регулировало экономику с помощью государственных монополий на производство и торговлю определенными товарами, например, солью и железом. Оно также устанавливало цены на товары и контролировало их качество. Это позволяло государству контролировать доходы и обеспечивать стабильность экономики. Однако такие меры вызывали дискуссии, так как население жаловалось на высокие цены и плохое качество товаров.

Что такое государственная монополия во феодальной Азии?

Государственная монополия - это особый вид экономической политики, при котором государство получает право одному или нескольким органам или предприятиям на единоличное производство и торговлю определенными товарами. В феодальной Азии государственная монополия была широко распространена и применялась, например, на производство соли и железа. Такая монополия позволяла государству контролировать экономику и получать дополнительные доходы.

Каков предмет и метод экономических учений феодальной Азии?

Предметом и методом экономических учений феодальной Азии были изучение экономических отношений, процессов и явлений в азиатских странах периода феодализма. Основные теоретические положения этой темы касались формирования и функционирования азиатского города, роли государственного регулирования экономики, а также влияния государственной монополии на экономическую сферу.

Какие теоретические положения можно выделить в идеях экономических учений феодальной Азии?

В идеях экономических учений феодальной Азии выделялись такие теоретические положения, как формирование и развитие азиатского города, где коммерция и ремесленность играли важную роль; государственное регулирование экономики, осуществляемое через введение государственных монополий на отдельные товары, земельную реформу и другие меры; влияние государственной монополии на экономическую сферу.

Каким был азиатский город в экономических учениях феодальной Азии?

Азиатский город в экономических учениях феодальной Азии представлял собой центр коммерческой и ремесленной деятельности. В нем сосредоточились мастерские, рынки, торговые склады. Торговля и ремесла были важными отраслями экономики азиатских городов. Эти города активно взаимодействовали друг с другом и с окружающими селами и поселениями.

Какое влияние оказывало государственное регулирование на экономику феодальной Азии?

Государственное регулирование экономики играло важную роль в феодальной Азии. Введение государственной монополии на отдельные товары, такие как соль и железо, позволяло государству контролировать их производство, распределение и цены. Это приводило к повышению доходов государства, но также вызывало недовольство населения из-за высоких цен и низкого качества товаров.