Религиозно-познавательный туризм в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (на примере турфирмы "Верса"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Туризм
  • 79 79 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 24.12.2007
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Религиозный туризм в России: история и современность
1.1 Религиозный туризм и паломничество: вопросы истории
1.1.1 Основные термины и определения
1.1.2 История паломничества на Руси и религиозного туризма в России
1.2 Социо-культурные функции религиозного познания
1.2.1 Религиозно-познавательный тур, как путь удовлетворении духовных потребностей
1.3 Проблемы современного религиозного туризма
Глава 2. Религиозный туризм в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области
2.1 Краткая характеристика Санкт-Петербурга и Ленинградской области
2.2 Санкт-Петербург и Ленинградская область, как центр религиозного туризма
2.3 Краткий обзор святых мест Санкт-Петербурга и
Ленинградской области
2.4 Инфраструктура религиозного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Глава 3. Анализ предложений турфирм по организации религиозного тура
3.1 Опыт организации религиозного тура турфирмы «Конкорд»
3.2 Опыт организации религиозного тура турфирмы «Престиж-тур»
3.3 Опыт организации религиозного тура турфирмы «Верса»
Глава 4. Туристский проект «Путешествие к Ксенюшке»
4.1 Программа тура
4.2 Калькуляция туристского продукта
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Посещение монастырской церковной службы.
2-й день
Завтрак
Пешеходно-лодочный поход по озёрам и рукотворным каналам Большого Соловецкого острова, объединенным под руководством монаха Иринарха в единую гидротехническую систему. Поход сопровождается экскурсоводом. Туристы размещаются в вёсельных лодках по 4-6 человек. Обед у костра на берегу озера (уха из свежей соловецкой рыбы, горячее в соответствии с православным постом, чай из самовара с лесными травами). Автобусная экскурсия в монастырский скит на Секирной Горе, основанный на месте чуда, свидетелем которого был прп. Савватий. Со смотровой площадки, устроенной на вершине горы, открывается великолепная панорама. Посещение храма Вознесения Господня с приделом Архангела Михаила в Хонех. Осмотр Поклонного Креста, освященного Патриархом Алексием II. От креста богомольцы поднимаются обратно в скит по крутой лестнице, так как считается, что с преодолевшего ее снимается 294 греха.
Экскурсия в Макарьевскую пустынь, основанную архимандритом Макарием как место молитвенного уединения. Здесь же был монастырский Ботанический сад с часовней во имя св. блгв. кн. Александра Невского и Поклонным крестом.
Посещение монастырской церковной службы.
3-й день
Посещение монастырской церковной службы.
Завтрак. Освобождение номеров.
3-х часовая морская экскурсия на Большой Заяцкий остров (доп. Плата). Посещение Свято-Андреевского скита, основанного при св. игумене Филиппе. Осмотр первой в России каменной гавани XVI века с пристанью, деревянной церкви в честь св. апостола Андрея Первозванного, возведённой в 1702 году Петром I, и других построек скита. На острове сохранились загадочные древние каменные лабиринты и капища, которые соседствуют с крестами, сложенными монахами и Святым колодцем, известным со времен святителя Филиппа.
Обед
Трансфер на автобусе в аэропорт или на причал. Отъезд с Соловков.
Анализируя данный тур, хочется отметить, что мероприятие: Обед у костра на берегу озера (уха из свежей соловецкой рыбы, горячее в соответствии с православным постом, чай из самовара с лесными травами), не вписывается в тематику религиозного турар
Основным недостатком деятельности турфирмы «Конкорд » в данном направлении является присутствие развлекательных мероприятий в религиозных турах, что оскорбляет известные православные каноны. В некоторых турах – утром церковь, а вечером баня и алкоголь, а утром – служба.
Проанализируем опыт организации религиозного тура в турфирме «Престиж-тур».
Компания " Престиж-тур ", основанная в 1994 году, является одним из крупных торговых холдингов Северо-Запада. Одним из подразделений фирмы является туристическая компания " Престиж-тур ". Компания " Престиж-тур ", утвердившись на рынке Санкт - Петербурга и Северо -Западного региона России как туроператор, приступила к разработке новых направлений: событийного и индивидуального туризма.
Самые популярные направления паломничества у данной компании достаточно традиционны. Это в первую очередь крупнейшие и наиболее известные монастыри - Соловецкий, Валаамский, Санаксарский, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь. А также древние русские города - Владимир, Новгород, Углич, Суздаль, Ростов Великий.
Данная турфирма советует соблюдать некоторые правила для туристов, отправившихся в религиозный тур:
Женщинам не стоит надевать мини-юбки и шорты, нежелательны также яркая косметика и украшения.
При входе в храм женщины должны покрыть голову. Лучше всего платком.
Мужчины обязательно должны снимать головные уборы.
Для долгих пешеходных экскурсий лучше взять с собой удобную обувь.
Фотографирование и видеосъемка ведутся только в местах, где они разрешены.
Если правила фотовидеосъемки в данном храме или монастыре специально не оговорены, все равно лучше попросить разрешения у священника.
Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите его благословить. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую вас, как невидимую руку Христа. Если вы не знаете имени священника, то можете обратиться к нему просто - "батюшка". Если имя священника известно, можно назвать его, например "отец Борис". Подобная форма обращения возможна и по отношению к диакону, а вот "батюшкой" его называть не принято. Не принято также распространившееся сейчас обращение к священникам "святой отец".
К чтецам, пономарям и певцам обращаются просто по имени и отчеству. Если вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить "владыко", например "владыко Лев".
К монаху, имеющему постриг, обращаются "отец", к послушнику - "брат". В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка "схи". Например: "Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит".
Туры у данной турфирмы разнообразны по православным святым местам и интересны.
Примеры религиозных туров
Описание однодневных паломнических поездок
Годеново-Переяславль Залесский, животворящий Крест С 7.30 до 20.00.Храм святителя Иоанна Златоуста в с.Годеново, поклонение чудотворному Кресту исцеляющеему. Свято-Никитский, Свято-Никольский, Троице-Данилов монастыри.
Звенигород С 7.30 до 20.00. Саввино-Сторожевский монастырь.Пещера прп.Саввы. Омовение в св. источнике прп.Саввы. Посещение св.источника (у западной стены).
Зосимова пустынь С 7.30 до 17.00. Смоленская Зосимова пустынь - XVII в. (чудо-творная Смоленская Икона Божьей Матери; св. мощи прп. Зосимы и мощи других старцев пустыни). Святой источник, струйки которого образуют крест.
Можайск к Ферапонту Можайскому С 7.30 до 17.00. Рождества Богородицы Ферапонтов Можайский монастырь.Св.источн. Ферапонта. Собор Свт. Николая Чудотворца.
Святые источники Подмосковья Св. источники в с. Беседы, с. Мячиково. Измайлово.
Колюпаново-Серпухов С 7.30 до 20.00. Свято-Казанский женский монастырь. Храм в честь Казанской Иконы Божией Матери (Св. мощи св. блаж. Евфросинии Колюпановс-кой). Омовение в св. источнике. Чудотворная Икона «Неупиваемая чаша» и другое.
Троице-Сергиева Лавра С 7.30 до 19.00.Ставропигиальный мужской монастырь. Св. мощи прп.Сергия. Божественная Литургия в Успенском Соб. Источник св.Саввы Стор.
Давидова пустынь, св. источник «Талеж» С 7.30 до 20.00. Вознесенский монастырь. Святой источник в с. Талеж, связанный с именем св. Давида, с купальней.
Истра – Новый Иерусалим С 8.00 до 16.00. Обзорная экскурсия по монастырю. Подземная церковь св. Константина и Елены. Монастырская стена. Источник св. Иоанна Предтечи, скит патриарха Никона, река Иордан. Самостоятельный просмотр музеев.
Белопесоцкий монастырь. Шубино С 7.30 до 18.00. Поклонение святыням Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря и посещение источника в с. Шубино.
Ростов Великий. Варница.Источник С 7.30 до 21.00. Посещение Кремля (Успенский кафедральный собор, мощи свв. Игнатия, Феодора и др. ростовских чудотворцев, мощи св. Леонтия, блгв. кн. Василия). Посещение Спасо-Яковлевского монастыря. Варница. Посещение Троице-Сергиева Варницкого мужского монастыря. Святой источник.
Углич С 7.30 до 20.00. Свято-Алексиевский женский монастырь. Трапеза (по благословению). Церковь свт. блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского на крови.Покровско-Паисевский мужской монастырь. Воскресенский мужской монастырь.
Мячиково, св. источник С 8.00 до 15.00. В селе Мячиково издревле имеются святые источники с купальнями, где можно окунуться и набрать воды.
Николо-Угрешский монастырь, св. источник Беседы С 7.30 до 19.00 Николо-Угрешский монастырь. Литургия у мощей святителя Николая и преподобного Пимена Угрешского. Святой источник в с. Беседы.
Павлов Пасад (к св. Василию прав.),св. озеро С 7.30 до 20.00. Покровско-Васильевский мужской монастырь. Гуслицкий Спасо-Преображенский Печерский мужской монастырь. Храмы Павлова Посада, источники.
Кашин-Калязин, к Анне Кашинской С 7.30 до 21.00. Кашин.Вознесенская церковь. Поклонение Святым мощам благоверной великой княгини Анны Кашинской. Калязин. Осмотр с берега р.Волги затопленной колокольни, Никольского собора.
Себино (родина Матронушки), Куликово поле С 7.30 до 19.00. Село Себино, посещение Новомосковского мужского монастыря. Свято-Успенский храм. Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Верзилово, источник С 8.00 до 14.00. Святой исцеляющий источник великомученика и целителя Пантелеимона близ Храма Преображения Господня (освящен 170 лет назад).
Свято-Алексиевская пустынь – Переславль-Залесский С 7.30 до 19.00. Свято-Алексиевская пустынь. Свято-Никитский, Свято-Никольский, Троице-Данилов монастыри.
Пафнутьево-Боровский монастырь, источник с 7.30 до 18.00. Монастырь. Источник святого Пафнутия, расположенного у стен Пафнутьево-Боровского монастыря.
Коломна-Голутвин-Бобренев монастырь С 7.30 до 20.00. Ново-Голутвин и Брусенский монастыри, церковь Николы Посадского, соборная площадь Коломенского Кремля, Бобренев монастырь.
Ярославль-Толга С 7.30 до 21.00. Посещение церкви Ильи Пророка, церкви Иоанна Предтечи, «Ярославский Кремль», Толгский женский монастырь.
Сергиев-Посад-Хотьково-Гефсиманский скит С 7.30 до 20.00 Прибытие в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Ставропигиальный мужской монастырь. Св.мощи преподобного Сергия. Посещение Гефсиманского Черниговского скита.
Муром Выезд в 4.00 утра. Возвращение в Видное в 22.00. Церковь Николо-Набе-режная. Святой источник свт. Николая. Свято-Троицкий Новодевичий монастырь. Свято-Благовещенский мужской монастырь. Воскресенский женский монастырь.
Дубровицы-Серафимо-Знаменский скит С 7.30 до 18.30. Знаменский храм села Дубровицы (литургия). Посещение Серафимо-Знаменского скита.
Александров, Зосимова и Лукьянова пустыни С 7.30 до 19.00 Свято-Успенский Александровский женский монастырь. Зосимова пустынь. Рождество-Богородицкая Свято-Лукианова пустынь: мужской монастырь. Духовная беседа со священником.
Можайск – Бородино С 7.00 до 21.00. Можайск-см.выше. Спасо-Бородинский женский монастырь. Свято-Успенский Колоцкий женский монастырь. Св. источник.
Новый Иерусалим – Аносино С 7.30 до 18.00. Новый Иерусалим – см. выше. Аносино: посещение Борисоглебского Ставропегиального женского монастыря.
Троице-Сергиева Лавра, источник «Гремячий» С 8.00 до 20.00. Посещение Троице-Сергиевой Лавры, посещение святого источника «Гремячий» с купальней.
Поездка к Матронушке С 6.30 до 10.00. Покровский монастырь, к мощам св.Матроны
Поездка по 7 монастырям С 8.00 до 16.00. Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь, Новодевичий монастырь, Высоко-Петровский монастырь, Храм Святого преподобного Сергия Радонежского, Сретенский монастырь, Новоспасский монастырь.
Описание многодневных паломнических поездок
Оптина пустынь-Шамордино Отъезд в субботу в 7.30 с Советской площади г.Видное
1-й день. Прибытие в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. Ставропигиальный мужской монастырь. Экскурсия. Посещение храмов.Святые мощи прп.Амвросия и Нектария, прп.Моисея,Антония и Исаакия I, Льва, Макария, Иллариона, Оптинских старцев. Трапеза. Св. источник прп.Пафнутия Боровского. Ночлег в монастыре.
2-й день. Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь. Ставропигиальный мужской монастырь. Экскурсия. Святой источник. Прибытие в г. Видное в 22.00.
Дивеево-Муром (Санаксары, Арзамас) Отъезд в пятницу в 20.00 с Сов. площади.
1-й день.Прибытие в 6.00 в Дивеево. Посещение дальнего источника Батюшки Серафима (Цыгановка). Размещение в частом секторе (доп. 100 руб).Экскурсия по монастырю. Трапеза. Вечерняя служба (возможна исповедь).Трапеза. Крестный ход. Ночлег.
2-й день. В зависимости от программы. Муром: см.выше. Санаксары: Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.Арзамас: Собор Воскресения Словущего.
Тихонова пустынь-Калуга Отъезд в субботу в 7.30 с Советской площади г.Видное
1-й день. Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Успенский собор. Храм в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм Святителя Николая. Трапеза. Вечернее Богослужение.Трапеза и ночлег в монастыре.
2-й день. Литургия. Омовение в св.источнике Тихона Калужского-Медынского. Отъезд.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Данная компания предлагает широкий выбор религиозных туров, как однодневных, так и многодневных.
Туры дифференцированы по направлению,
В качестве мероприятий предложены посещения литургий, посещение святых источников и т.д.,
В качестве места размещения предлагаются монастырские помещения
Таким образом, опыт организации религиозного тура данной компании можно взять за идеал.
Проанализируем опыт организации религиозного тура турфирмы «Верса»
Туристская фирма ООО «Верса» внесена в единый федеральный реестр Туроператоров по международному и внутреннему туризму под номером: серия МВТ № 001837.
Туры "Верса" реализуют не только в городах России, но и в странах СНГ и Балтии.
Со дня основания деятельность компании направлена на развитие агентской сети, расширение спектра оказываемых услуг и географии маршрутов.
Фирма - ведущий туроператор по выездному туризму.
Ежегодно турфирма "Верса" отправляет более 150 тысяч туристов по чартерным направлениям: в Испанию, Тунис, Египт, Болгарию, Хорватию, Грецию (о. Крит), Кипр, Турцию, Таиланд, и по экскурсионным групповым программам в Финляндию, Швецию, Данию, Норвегию, Англию, Австрию, Андорру, Бали, Германию, Кубу, ОАЭ, Францию, Чехию, Швейцарию, Венгрию, Италию, в автобусные туры по Европе, а также организует индивидуальные туры в любую точку мира.
Большой опыт накоплен "Верса" по организации чартерных перевозок российских граждан на самолетах российских и иностранных авиакомпаний.
Во всех офисах "Верса" используется корпоративная система автоматизации, обеспечивающая полный технологический цикл производства туруслуг.
В фирме используются компьютерные системы бронирования авиабилетов и мест в гостиницах, такие как "Габриэль", "Сирена", "Амадеус". На web-сайте компании представлена полная и подробная информация о фирме, работает система on-line- бронирования. "Нева" сотрудничает с крупнейшими операторами связи России, такими как "Метроком", "BCL", "Коминком", "Петерстар", "Маккомнет" и др.
Проанализируем деятельность турфирмы по направлению религиозного туризма.
Тур «Православный Петербург»
1 день - суббота
Прибытие поездом. Встреча на вокзале.
Размещение в гостинице.
Обзорная автобусная экскурсия «Знакомство с городом Петра»
Посещение Петропавловской крепости с собором Петра и Павла - усыпальницы русских царей.
Обед
Пешеходная обзорная экскурсия «От Мойки до Фонтанки» Невский проспект
2 день - воскресенье
Завтрак.
Автобусно-пешеходная экскурсия «Православный Петербург»
Знакомство с историей храмов и соборов (Исаакиевский собор, Казанский собор, храм Спаса-на Крови)
Обед
Посещение Преображенского собора
или
Автобусная экскурсия в загородные царские резиденции на выбор:
г. Пушкин – экскурсия в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты
г. Петергоф – посещение одного из малых дворцов, экскурсия по парку
Свободное время.
Выезд из гостиницы.

Программа тура может быть сформирована с учетом пожеланий туриста.
В программу могут быть включены дополнительно или вместо предложенного:
экскурсии по музеям Санкт-Петербурга: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ, ДОМИК ПЕТРА I , ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА I В ЛЕТНЕМ САДУ, ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ, ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР, ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СПАС-НА-КРОВИ, САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР, МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА, МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО, КУНСТКАМЕРА.
Таким образом, заявленная туристская программа как религиозная, на самом деле представляет собой культурно-познавательную.
Также турфирмой было разработано туристское предложение для москвичей - по святым местам г. Санкт-Петербурга.
Программа экскурсионного обслуживания:
1 день: отъезд поездом с Ленинградского вокзала г. Москвы в г. Санкт-Петербург (вечером).
2 день: Прибытие на Московский вокзал г. Санкт-Петербурга. Встреча на вокзале. Размещение в гостинице рядом с центром. Экскурсия по святым местам: "Святыни г. Санкт-Петербурга", Смоленское кладбище, Иоановский монастырь, Александро-Невская Лавра, Казанский собор, Храм Кулича и Пасхи. Обед, ужин.
3 день: Завтрак. Вырица и Царское село. Обед. Возвращение на Московский вокзал. Отъезд в Москву.
Данное предложение более приближено к понятию религиозного тура, но , все равно является, познавательным.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
«Конкорд» разработала на сегодняшний день большой ассортимент познавательных туров различной тематики. Однако, паломнические и религиозные туры, не отвечают общепринятым нормам. Например, присутствие развлекательных мероприятий в религиозных турах, что оскорбляет известные православные каноны. В некоторых турах – утром церковь, а вечером баня и алкоголь, а утром – служба.
" Престиж-тур " разработал рекомендации по поведению в православных местах, разработал ряд паломнических и религиозных туров, опыт организации которых можно принять за идеал.
«Верса» также разработала ряд религиозных и паломнических туров. Однако, они могут быть определены больше как культурно-познавательные. Таким образом, данной турфирме рекомендуется более внимательно отнестись к данному сектору при разработке нового туристского продукта
Таким образом, турфирме «Верса» рекомендуется разработать религиозный туристский продукт, который будет отвечать следующим требованиям:
Посещение святых мест с целью поклонения,
Разнообразные экскурсионные услуги,
Проживание в гостинице,
Мероприятия не должны нарушать основные заповеди,
Желательно наличие какого-то послушания.

Глава 4. Авторский проект «Путешествие к Ксенюшке»
4.1 Программа тура
Название проекта: «Путешествие к Ксенюшке» обусловлено, тем, что основная тематика тура – православие. Ангел – Покровитель нашего города- Ксения Блаженная.
Длительность: 3 дня/2 ночи
Вид: Религиозный тур
Проект нацелен на раскрытие религиозного потенциала культурных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
1. Характеристика аудитории проекта
Проект рассчитан на иностранцев, приезжающих в Санкт-Петербург с целью изучения его культурного потенциала
2. Мотивом потребителей этой туристской услуги служит познание нового и накопление опыта
По уровню включенности в социально-культурную деятельность:
Включенные в исследовательскую деятельность,
Включенные в образовательную деятельность.
По географическому критерию:
Тур разработан для приезжих гостей
3. Сезонность
Внесезонный тур
4. Общая концепция тура
Цель проекта – предложить интересный тур по религиозным местам Санкт-Петербурга, которые менее всего нагружены посещениями.
Задачи: проекта
Посетить церкви Санкт-Петербурга, в том числе часовню Ксении Блаженной
Изменить имидж религиозного туризма в Санкт-Петербурге.
Краткое описание церкви Ксении Петербургской.
Ксения Петербургская начала творить чудеса и помогать людям, особенно женщинам, еще при жизни. После смерти часовня над ее могилой стала настоящим местом паломничества для тех, кто просил у Ксении заступничества и помощи. Люди верят, что часовня Ксении Блаженной является чудотворным местом: для того, чтобы Ксения услышала просьбу, нужно написать ее на бумажке, оставить у часовни и зажечь свечу в память о святой. Многие утверждают, что их желания сбываются. Неизвестно, действительно ли часовня на Смоленском кладбище столь чудодейственна, однако вокруг нее всегда горят свечи и белеют многочисленные листочки бумаги.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери, второе место для посещения в религиозном туре. Этот храм по внутреннему убранству очень отличается от многих питерских храмов и скорее напоминает среднерусские и московские церкви. Он также покрыт ярким узорочьем, орнаментом, не пугает грандиозностью размеров - уютен, семейственен. В нем после революционного разорения были собраны иконы из закрытых храмов города, многие там и остались. Такие как старинные иконы Божьей Матери - Казанская, Всех скорбящих радосте, Милующая, Толгская, Достойно есть.
Икона Смоленской Божьей Матери принадлежит к иконописному типу, который сложился в Византии и получил наименование "одигитрия" - путеводительница.
Также будет предложено посетить могилы других подвижниц - последовательниц блаженной Ксении - блаженной Ирины и блаженной Анны.
Блаженная Анна Ивановна похоронена неподалеку от часовни блаженной Ксении. Скончалась 1 июля 1853 года, тысячи людей собрались на погребение 15 июля, газеты писали о 40 тысячах человек, пришедших проститься с той, которая помогала им нести жизненный крест.
Наследницей блаженной Анны Ивановны в служении людям подвигом юродством была блаженная Матрона-босоножка. Похоронена она была "на Песках" - окраинном районе Санкт-Петербурга - в начале ХХ столетия. Ныне ее мощи почивают на подворье Зеленецкого монастыря.
Рядом с крестом с именами блаженных последовательниц матери Ксении на Смоленском кладбище стоит крест, на котором написано "Сорок мучеников". Этот крест напоминает о мучениках за веру Христову "от безбожников в годину лютых гонений пострадавших", имена которых нам не известны. Народное предание сохранило память о том, что были они священниками и были брошены живыми в выкопанную ими самими могилу. Есть и другая версия - неподалеку от храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери, за оградой кладбища, стоит храм в честь Воскресения Христова. Построен он был в 1901 году в стиле церквей ХVII века ("нарышкинском"). Храм до сих пор не восстановлен и напоминает о страшном поругании, которое претерпел (из него сделали гальванический цех). Рассказывают, что в его стенах, или на пустыре за ним, расстреливали верующих (место глухое, жилые дома не очень близко). В нише северного предела на уровне головы обнаружены следы от пуль, глубоко вонзившихся в тело церкви. Неподалеку от храма-мученика на пустыре обнаружена братская могила. Кроме того, реставраторы обнаружили, что цинковый образ Христа Спасителя, над входом в храм пробит пулями, а рядом при раскопках в земле нашли проржавленный пистолет.
Поруганный вид храма Воскресения Христова напоминает нам о "безбожных пятилетках". Но самое важное напоминание об этом богоборческом времени - это место упокоения на Смоленской кладбище продолжательницы дела блаженной Ксении - новомученицы блаженной Марии Гатчинской.
Расписание богослужений Смоленском кладбище: Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10 часов утра. В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии - ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10 часов.
Каждый день по окончании литургии - Таинство Крещения.
Вечернее богослужение начинается в 6 часов вечера в летнее время и в 5 часов вечера в зимнее. Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11 часов утра в будни и с 10 часов утра - в праздники. Часовня открыта для посещений до 5 часов вечера.
В часовне блаженной Ксении Петербургской ежедневно с 10 часов (в воскресенье с 9 ч.) до 17 часов непрерывно, с промежутком 5-10 минут, служатся молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.
Первый день
8:00 Прибытие в Санкт-Петербург на Московский вокзал. Встреча группы на вокзале. Трансфер в дом для паломников в Александро-Невской Лавре. Размещение (при наличии свободных мест).
Завтрак с 9:00 до 10:00 в трапезной. Весной 2000 года в Просфорном корпусе Лавры открылась трапезная для паломников и туристов. Блюда в трапезной, приготовленные в соответствии с древними традициями русской монастырской кухни. Количество мест-30.
С 12:30 до 13:30 обед. Такой ранний срок оговорен Трапезной.
В 14:00 автобусная обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости, Церкви Воскресения Христова. Беседа с батюшкой.
В 16:00 Возвращение в дом для паломников в Александро-Невской Лавре
С 17:00 до 18:00 ужин в трапезной
С 18:30 Экскурсия в Благовещенскую церковь Александро-Невской Лавры, которая является самой старой каменной церковью Санкт-Петербурга. Император Петр задумал ее как "пантеон Российский". В Благовещенской церкви два этажа, две церкви. Нижнюю освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1725 г. Здесь хоронили членов семьи царя Иоанна V, брата Петра I, - жену Прасковью Федоровну, внучку Анну Леопольдовну, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 г., и др.
В 1762 г. в центральной части усыпальницы был погребен свергнутый император Петр III, задушенный в Ропше. В 1796 г. по повелению его сына Павла I, восшедшего на престол, прах Петра III был извлечен из каменного склепа и перезахоронен в Петропавловском соборе, рядом с его женой, Екатериной II. А в склепе Петра III в 1807 г. была похоронена последняя царица Кахетии и Картли Дарья Георгиевна
В 20:00 посещение службы в Cвято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Исполнение послушания - «уборка территории»
Возвращение в дом для паломников в Александро-Невской Лавре в 22:00

Второй день
Завтрак с 8:00 до 9:00.
В 10: 00 Посещение Поздней Литургии в главном алтаре Свято-Троицкого собора
С 12:30 до 13:30 обед
В 13:30 Трансфер в центр города. Посещение часовни Ксении Блаженной. Рассказ о чудесах. Оставление записок на молитву.
С 14:30 до 15:30 Послушание на кладбище.
Возвращение в дом для паломничества в Александро-Невской Лавре в 16:30
С 17:00 до 18:00 ужин в трапезной
Свободное время

Третий день
Завтрак с 8:00 до 9:00.
С 10 часов Посещение Поздней Литургии в главном алтаре Свято-Троицкого собора.
12: 30 до 13:30. обед
С 14:00 до 16:00 Свободное время.
В 16: 30 Отъезд
4.2 Калькуляция туристского продукта
Проживание
Дом для паломничества в Александро-Невской. Проживание бесплатно. Оплата происходит «бартерно» - уборка церковных территорий.
Питание
Завтрак, обед и ужин
Экскурсии
Собор Спас на Крови
Входная плата: Полный - 100 руб., льготный - 50 руб, зарубежные туристы - 270 - 150 руб.,. бесплатно для ветеранов ВОВ, блокадников, неработающих инвалидов, воинов-интернационалистов, служащих срочной службы, членов творческих союзов, сирот и пр.
Исаакиевский собор
Входная плата: для рос. граждан – 100руб., льготный и детский - 50 руб., для иностр. граждан – 270 руб., школьники – 150 руб

Cвято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Входная плата: для рос. граждан – 120руб., льготный и детский - 60 руб., для иностр. граждан – 300 руб., школьники – 170 руб

В стоимость отдыха в Санкт-Петербурге включено:
размещение в доме для паломников в Cвято-Троицкой Александро-Невской Лавре
питание завтраки, обеды и ужины
услуги гида-сопровождающего на всю экскурсионную программу,
экскурсионное обслуживание
За дополнительную плату в Санкт-Петербурге входят:
заказ других экскурсий, билеты в театры, на выставки,
организация ужинов в кафе города,
проезд на заказном транспорте
В таблице 2.1 представлены расходы турфирмы на питание туристов
Питание
Таблица 2.1
1 день 2 день 3 день завтрак – 100 завтрак – 100 завтрак – 100 Обед-150 Обед-150 Обед-200 Ужин -200 Ужин -200
Итого: за три дня– 1200 рубл. на одного человека
На группу, состоящую из 20 человек и питающуюся 3 дней, требуется:
1200*20=24000 рубл.
В таблице 3.2 представлены расходы турфирмы на проживание туристов
Проживание
В качестве проживания предлагается Дом для паломничества в Александро-Невской. Вместо оплаты предлагается выполнение определенного вида послушаний
Экскурсии
Стоимость основных экскурсий:
Автобусная обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости, Церкви Воскресения Христова -250 рубл.
Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской культовой архитектуры и искусства-100 рубл,
Экскурсия в Благовещенскую церковь Александро-Невской Лавры-120 рубл.
Посещение Cвято- Троицкой Александро-Невской Лавры- 120 рублей,
Итого за экскурсионную программу каждый турист заплатит по 590 рубл.
На группу, состоящую из 20 человек, требуется:
590 рубл.*20= 11800 рубл.
Основные расходы:
Заработная плата водителя автобуса, который принадлежит турфирме– 2000 рубл.
услуги гида – 2500 рубл.

Итого расходы фирмы составляют:
24000+11800+2000+2500=40300 рубл.
Себестоимость тура на одного человека = 40300\20=2015 рубл.
Данная турфирма при расчете стоимости тура учитывает 10% прибыли с каждого тура
Стоимость тура на одного человека составляет
2015+2015*0.01=2035.15 рубл
Таким образом, стоимость туристской программы составляет 2035.15 рубл, что сопоставимо на сегодняшний день с ценами турфирм-конкурентов

Методические рекомендации.
Необходимо проработать и внедрить систему образования специалистов по религиозному туризму. Также, важно разработать систему тщательного выявления различных типов туристов и самих видов религиозного туризма в их специфики с целью диверсификации. Обществу и государству необходимо отдать приоритет культурным коммуникациям, идеям сотрудничества и развития, идеям сохранения культуры и религии как фундаментальных основ жизни общества.
От решения этих вопросов во многом зависит как будущее религиозного туризма, так и туризма в целом.

Заключение
Туризм явно не успевает за нарастанием религиозности в стране. А неуважительное отношение к соблюдению канонических законов, незнание церковного календаря и правил поведения в храме или монастыре по-прежнему приводят к конфликтам и взаимному недовольству между служителями церкви и сотрудниками светских турфирм. Фирмы, предлагающие паломнические программы, чаще всего делают обычные турпоездки. На вопрос о количестве компаний, которые продают сегодня такие туры, затрудняются ответить даже профессионалы.
Стремительному развитию паломнического туризма в нашей стране способствует наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке.
Анализ туристкой инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволил сделать следующие выводы:
Туристская инфраструктура развита хорошо, а вы писали что мест размещения неизвестно сколько.
Богатая культурно-религиозная инфраструктура позволяет развивать такие виды туризма как паломнический и религиозный.
Анализ предложений позволил выделить следующие:
Достоинства
Возможность коррекции маршрута, цены путевки
Разнообразие религиозных маршрутов,
Удобный трансфер,
Тематическое разнообразие религиозных туров,
Ценовая политика рассчитана на разные слои населения.
Недостатки
Культурно-досуговая программа некоторых туров либо не продумана, либо противоречит общей тематики тура.
Большинство туров привязаны в пункту отправления,
Стоимость большинства туров значительно завышена.
Нет четкого разделения по целям паломничества и тематических религиозных туров
В третьей главе была разработан тур, который отличался от аналогов на рынке следующим:
Наличием послушания,
Яркими тематическими лекциями,
Беседой с батюшкой,
Проживанием в доме для паломников в Александро-Невской лавре
Себестоимость тура составила 2015 рубл. на одного человека
Таким образом, стоимость туристской программы составляет 2035.15 рубл, что сопоставимо на сегодняшний день с ценами турфирм-конкурентов
В качестве методических рекомендаций, можно сформулировать следующее:
Необходимо проработать и внедрить систему образования специалистов по религиозному туризму.
Важно разработать систему тщательного выявления различных типов туристов и самих видов религиозного туризма в их специфики с целью диверсификации.
Обществу и государству необходимо отдать приоритет культурным коммуникациям, идеям сотрудничества и развития, идеям сохранения культуры и религии как фундаментальных основ жизни общества.

Список литературы
Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие.- М.: Изд-ство: РАГС, 2001 – 138 c.
Воронкова Л.П. История туризма: Учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2001. 304 с. (Серия «Культура и туризм»).
Гордин В., Сущинская М., Яцкевич И. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма/ Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века: Учеб. пособие/ С.-Петерб. Ун-т экономики и финансов. – СПб., 2001. – 212 с.
Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.: Финансы и статистика, 1996. – 512 с.
Дурович, Н. .И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. Организация туризма: Учеб. Пособие– Мн.: Новое знание, 2003. – 632 с.
Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М.: Ось-89, 1999. -239 с.
Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма. Мн.: БГУЭУ, 1999. – 253 с.
Здоров А.Б. Экономика туризма. – М. 2004. – С. 242
Зейнаб A. Туpизм- средство прямого диалога между культурами и народами мира// Диалог, цивилизаций: исторический опыт и перспективы XXI века. Доклады и выступления Российско-иранский международный научный симпозиум. 1-2 февраля 2002 г., - М.: Изд-во РУДН, 2002 – С.42
Житие прп. отца нашего игумена Варлаама. // Киево-Печерский патерик. С. 79
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: финансы и статистика, 2000. – 251 с.
Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996. – 109 с.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Ч. 1, М., 1994 С. 211-213
Пыпкин А Н, Древне-русское паломничество. Чтения о Святой Земле. Вып, 36. Ч,1. СПб., 1896. с, 5
Мельников А. Преподобная Бфроснния Полоцкая, Минск, 1997. С. 54.
Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.. -254 с.
Менеджмент туризма: Экономика туризма : Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
Моисеев А.М. Краеведческие музеи за 50 лет// История СССР-1967.—№6. –С. 16-14
Москвина О.С. Туризм в экономике региона. Под науч. Рук. К.э.н. М.Ф. Сычева. -Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦОМИ РАН, 2002/ - 126 c.
Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.- М :"Экспертное бюро", - 1997. – 176 с.
Савина Н.В. , Горбылева З.М. Экскурсоведение. В. 2 ч. Мн.: БГЭУ, 2000. – 335 с.
Сансоне В. Культурный туризм/ http:// www. сulteralmanagment.ru/biblio/
Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89,1997. – 160 с.
Сенин В.С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. – 400 с.
Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособ. – М.: Мастерство, 2002. 352 с.
Соколова М.В. Генезис туризма в истории мировой цивилизации и их интерактивность. – М.: МПГУ, 2002. – 399 с
Соколова М.В. Социокультурные аспекты туризма. – М.: МПГУ, 2006. – 78 с.
Соколова М.В. Специфика и разновидности походов и путешествий в эпоху Средневековья. – М.: Экслибрис-Пресс, 2006. – 48 с.
Соколова М.В. Туризм на современном этапе: проблемы и перспективы. – М.: Экслибрис-Пресс, 2006. – 48 с
Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. – М.: Омега – Л., 2005. – 184 с.
Ушаков Д.С Технологии въездного туризма.., "Март" - 2006, 383с
Чернова Т.В., Кармашкова Н.В., Дмитриенко Ю.В., Основы туристского бизнеса. – Хабаровск 2003., с 4-5
Хитров В. Н, Откуда идут в Святую Землю русские паломники. // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества (далее: СИППО). Т. 11, СПб,, 1900, С,129
Христов Т. Т. Религиозный туризм: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
Дополнительные источники:
http://karelin-r.ru/diskuss/90/1.html
www.lentravel.ru
http://www.gopiter.ru/piter/history/174.html

http://rata.travel.spb.ru/rspti/default.asp

http://vestnik-pravda.ru/vestnik/doc.html







Первая общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность»: Сборник материалов конференции. Изд. Паломнический Центр Московского Патриархата, М., 2005
Христов Т.Т. Религиозный туризм: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений/ Тодор Тодорович Христов. – 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.
Первая общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность»: Сборник материалов конференции. Изд. Паломнический Центр Московского Патриархата, М., 2005

см.:Поплавская Х. О традиции православного паломничества в России//Православный паломник №1(1)2001.-с.9.
см.:Поплавская Х. О традиции православного паломничества в России//Православный паломник №1(1)2001.-с.9.
Там же.С.9.
Там же.С.9.

См.:Поплавская Х. О традиции православного паломничества в России//Православный паломник №1(1)2001.-с.10.
Там же.С.10.
Там же.С.10.

См.:Поплавская Х. О традиции православного паломничества в России//Православный паломник №1(1)2001.-с.11.
См.: Там-же.
http://karelin-r.ru/diskuss/90/1.html
http://vestnik-pravda.ru/vestnik/doc.html
Христов Т.Т. Религиозный туризм : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 23050 - Социал.-культур. сервис и туризм / Т. Т. Христов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. – с.112-116
Tous droits de reproduction réservés, sauf autorisation expresse de la Mission Economique de Saint petersbourg (adresser les demandes à stpetersbourg@missioneco.org).

http://www.gopiter.ru/piter/history/174.html
http://www.gopiter.ru/piter/history/174.html
http://www.gopiter.ru/piter/history/174.html
http://tpnews.ru/page.php?pageid=468629888328777&item=305030415102018&date=03/04/04&
Балтийский исследовательский центр- http://www.brcinfo.ru/
http://rata.travel.spb.ru/rspti/default.asp- Официальный сайт Российского союза туристской инфраструктуры





1

1.Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие.- М.: Изд-ство: РАГС, 2001 – 138 c.
2.Воронкова Л.П. История туризма: Учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2001. 304 с. (Серия «Культура и туризм»).
3.Гордин В., Сущинская М., Яцкевич И. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма/ Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века: Учеб. пособие/ С.-Петерб. Ун-т экономики и финансов. – СПб., 2001. – 212 с.
4.Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.: Финансы и статистика, 1996. – 512 с.
5.Дурович, Н. .И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. Организация туризма: Учеб. Пособие– Мн.: Новое знание, 2003. – 632 с.
6.Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М.: Ось-89, 1999. -239 с.
7.Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма. Мн.: БГУЭУ, 1999. – 253 с.
8.Зейнаб A. Туpизм- средство прямого диалога между культурами и народами мира// Диалог, цивилизаций: исторический опыт и перспективы XXI века. Доклады и выступления Российско-иранский международный научный симпозиум. 1-2 февраля 2002 г., - М.: Изд-во РУДН, 2002 – С.42
9.Житие прп. отца нашего игумена Варлаама. // Киево-Печерский патерик. С. 79
10.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: финансы и статистика, 2000. – 251 с.
11.Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996. – 109 с.
12.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
13.Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Ч. 1, М., 1994 С. 211-213
14.Пыпкин А Н, Древне-русское паломничество. Чтения о Святой Земле. Вып, 36. Ч,1. СПб., 1896. с, 5
15.Мельников А. Преподобная Бфроснния Полоцкая, Минск, 1997. С. 54.
16.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.. -254 с.
17.Менеджмент туризма: Экономика туризма : Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
18.Моисеев А.М. Краеведческие музеи за 50 лет// История СССР-1967.—№6. –С. 16-14
19.Москвина О.С. Туризм в экономике региона. Под науч. Рук. К.э.н. М.Ф. Сычева. -Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦОМИ РАН, 2002/ - 126 c.
20.Музей и коммуникация: Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина /Н.А.Никишин (рук.) и др.; Редкол.: Н.А. Никишин и др.; Рос. ин-т культурологии; Самар. обл. ист.-краевед. музей им. П.В. Алабина. – Самара, 1998. – 138 с.
21.Прентис Р. Культурный туризм как конструирование, аутентичность и впечатление. / Культурный туризм: конвергенция и туризм на пороге XXI века: Учеб. пособие/ С-Пб. Ун-т экономики и финансов. – СПб, 2001.- 232 с.
22.Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.- М :"Экспертное бюро", - 1997. – 176 с.
23.Размустова Т.О. По дороге к возрождению// Известия культуры России.—1990— № 8. – С. 12-23
24.Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1991. – 245 с
25.Религиозный туризм : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 23050 - Социал.-культур. сервис и туризм / Т. Т. Христов. - 2-е изд., испр. - М. : Academia, 2005. – с.112-116
26.Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. - М., 1998
27.Савина Н.В. , Горбылева З.М. Экскурсоведение. В. 2 ч. Мн.: БГЭУ, 2000. – 335 с.
28.Сансоне В. Культурный туризм/ http:// www. сulteralmanagment.ru/biblio/
29.Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89,1997. – 160 с.
30.Семенова А. О популяризации музеев. / Советский музей, 1940, №3- С. 25-26
31.Сенин В.С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. – 400 с.
32.Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособ. – М.: Мастерство, 2002. 352 с.
33.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. – М.: Омега – Л., 2005. – 184 с.
34.Хитров В. Н, Откуда идут в Святую Землю русские паломники. // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества (далее: СИППО). Т. 11, СПб,, 1900, С,129

Вопросы и ответы

Какие определения и термины используются в статье?

В статье используются такие определения и термины, как религиозный туризм, паломничество, социо-культурные функции религиозного познания.

Какова история паломничества на Руси и религиозного туризма в России?

История паломничества на Руси заключается в том, что с давних времен люди совершали поездки к святыням и храмам в поисках духовного познания. В России религиозный туризм начал развиваться с открытием страны для международных туристов после распада Советского Союза.

Какую функцию выполняет религиозно-познавательный тур для удовлетворения духовных потребностей?

Религиозно-познавательный тур позволяет людям находиться в духовной обстановке, посещать святыни и храмы, обрести покой и внутреннюю гармонию. Он помогает удовлетворить потребность в духовном росте и развитии.

Какие проблемы современного религиозного туризма рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются проблемы отношения государства к религиозному туризму, организации и безопасности паломничества, а также проблемы связанные с коммерциализацией религиозных мест и искажением исторической и религиозной информации.

Какую роль играют социо-культурные функции религиозного познания?

Социо-культурные функции религиозного познания включают в себя сохранение исторического и культурного наследия, формирование национальной идентичности и укрепление социального единства.

Что такое религиозно-познавательный туризм?

Религиозно-познавательный туризм - это форма туризма, при которой основной целью поездки становится познание исторических и духовных ценностей религиозных объектов. Туристы посещают святыни, монастыри, храмы и другие религиозные места, чтобы расширить свои знания о религии, углубить свою духовную практику и получить опыт общения с представителями разных религиозных традиций.

Какое значение имело паломничество на Руси и в России?

Паломничество имело огромное значение в религиозной и культурной жизни Руси и России. Для православных верующих паломничество было способом преклонения перед святым местом, совершения молитв, исполнения обетов и получения духовной силы. Паломничество также способствовало развитию религиозного туризма в России, привлекая туристов из разных регионов и стран, желающих посетить известные святыни и освятить себя.

Какие социо-культурные функции выполняет религиозно-познавательный тур?

Религиозно-познавательный тур выполняет ряд социо-культурных функций. Он способствует сохранению культурного наследия и развитию религиозной культуры, позволяет узнать историю и традиции разных религий, а также расширяет кругозор туристов и способствует их духовному развитию. Туризм также может стимулировать экономическое развитие региона и способствовать взаимопониманию между представителями разных религиозных традиций.