Понятие "цивилизация".
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 24.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Формирование и основные значения понятия «цивилизация»
Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
Современные представления о цивилизации
Список литературы
Его представители (К. Ясперс, Д. Уилкинс) считают, что только на определенном этапе развития отдельных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации. К. Ясперс таким этапом считает “осевое время” — период между 800 и 200 гг. до н.э., когда независимо друг от друга в разных местах — в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции — возникает универсальная интеллектуально-нравственная основа всего человечества, появляются духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне.
В последней четверти XX века наиболее значительным и доминирующим подходом является теория постиндустриального общества (Д. Бэлл, Г. Кан, О. Тоффлер, Ж. Фурастье, А. Турен). Она вполне адекватна потребностям времени, открыта для совершенствования и вместе с тем методологически близка марксизму, что может оказаться весьма полезным для российского обществоведения. Ее авторы выделяют следующие стадии:
– аграрную (доиндустриальную);
– промышленную (индустриальную);
– постиндустриальную.
Аграрная цивилизация (до XVIII века) характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами. (Важнейший аспект социальной связи — имитация действий других).
Индустриальная цивилизация (XVIII век — 50-е гг. XX века) отличается интенсивным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, ростом инвестиций в индустрию, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. (В системе личностных взаимоотношений доминирует усвоение знаний и возможностей прошлых поколений).
Постиндустриальная цивилизация представляет собой общество, основанное на высоких технологиях, доминировании сферы услуг, производстве товаров массового потребления, но особенно теоретического знания и информации. Социум оказывается управляемым не стихией рынка, а решениями, принимаемыми научной элитой. (Межличностные взаимоотношения становятся в полной мере комплексными).
С точки зрения теории постиндустриального общества — наиболее распространенного сегодня инструмента социального анализа — современный мир оказывается разделенным на три группы цивилизаций. Первая — собственно постиндустриальные общества — Западная Европа, США, Канада, Япония. Вторая группа — страны так называемого “догоняющего развития” — Восточная Европа, Россия, Юго-Восточная Азия, Китай с относительно развитой промышленностью и обладающие отдельными характеристиками постиндустриализма. Третья — развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, выступающие в основном источником сырьевых ресурсов для первой группы.
Основной вектор мирового развития обусловлен общецивилизационной тенденцией перехода к постиндустриализму, который тем временем уже вступил во вторую фазу — информационное общество.
Характеристиками информационного общества являются:
– производство, функционирование и доступность современных информационных технологий;
– возможность для индивидов или групп людей в любой точке общества и в любое время получить необходимую информацию и знания;
– наличие развитых инфраструктур, обеспечивающих создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технологического и социально-исторического процесса;
– ускоренная автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления;
– радикальное изменение социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг;
– неуклонное снижение количества людей, занятых в традиционных отраслях, при столь же неуклонном повышении производительности труда.
В информационном обществе одним из ведущих становится управленческий аспект развития (социума). Информация является не просто сообщением или знанием о чем-либо, а количественно выражаемой мерой управляемости той или иной системой, а также стратегическим и, соответственно, геополитическим и перспективным ресурсом, позволяющим находиться в авангарде цивилизационного развития.
Информационные характеристики цивилизации на рубеже XX–XXI веков обусловливают феномен глобализации (лат. globus — шар) — усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов, а также явлений, проблем, процессов, происходящих в мире в различных его сферах. Современные технологии всемирны по характеру своего воздействия, информационные же технологии соединяют людей в едином “глобальном объятии”. Сегодня средства связи и коммуникации “ужимают” земной шар до размеров “деревни”. Мир становится все более целостным, а соответствующим образом координируемое хозяйственное развитие призвано способствовать укреплению этой целостности.
В последние десятилетия XX века появились новые подходы к рассмотрению цивилизаций. Развернутые векторно-стадиальные модели развития мировой цивилизации возникают не только на Западе, но и в незападных странах — Бразилии (Д. Рибейру), Японии (Ш. Ито). Японский историк Ш. Ито, предлагая изучать культурные бифуркации как результат взаимодействия глобального и локального, пытается соединить векторно-стадиальные подходы Гегеля, Ранке, Маркса с теорией локальных цивилизаций Тойнби и Шпенглера. Появляются новые понятия — “центральная цивилизация” (Д. Уилкинсон), “процесс цивилизации” (Н. Элиас), “расколотая цивилизация” (С. Хантингтон), “цивилизация неграмотности” (М. Надин); ставятся новые проблемы — цивилизация как источник варварства (С. Латуш, П. Кауфман), культурная самоидентификация и столкновение цивилизаций (С. Хантингтон) и другие.[3]
Список литературы
1. Бабаян Г.В., Исламгалиева С.К., Халин К.Е., Культурология. Курс лекций. Изд. Экзамен, 2005
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991
3. Митрошенков О.А., Культура и цивилизация (материалы лекции) //"Личность. Культура. Общество" 2000 г. Т.2 вып. 2(3)
4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001
5. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993
6. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999
7
1. Бабаян Г.В., Исламгалиева С.К., Халин К.Е., Культурология. Курс лекций. Изд. Экзамен, 2005
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991
3. Митрошенков О.А., Культура и цивилизация (материалы лекции) //"Личность. Культура. Общество" 2000 г. Т.2 вып. 2(3)
4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001
5. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993
6. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999
Вопросы и ответы
Что такое понятие "цивилизация"?
Понятие "цивилизация" относится к сфере социальных наук и обозначает сложную и развитую форму организации общества.
Какова взаимосвязь понятий "культура" и "цивилизация"?
Понятия "культура" и "цивилизация" взаимосвязаны, но не тождественны. Культура является более широким понятием и включает в себя идеи, ценности, традиции и искусство, тогда как цивилизация предполагает наличие сложной социальной, политической и экономической организации.
Какие современные представления о цивилизации?
Современные представления о цивилизации включают в себя идею многообразия и взаимодействия различных культур и систем ценностей. Они учитывают значение технологического прогресса и международного взаимодействия в формировании и развитии цивилизаций.
Какие представители рассматривают феномен всемирной истории и становление единой цивилизации?
К. Ясперс и Д. Уилкинс относятся к представителям, которые считают, что только на определенном этапе развития цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации.
Какой период считается "осевым временем" по мнению К. Ясперса?
К. Ясперс считает, что "осевым временем" является период между 800 и 200 гг. до н.э.
1. Что означает понятие "цивилизация"?
Понятие "цивилизация" означает достаточно сложную и организованную форму общественной жизни, характеризующуюся наличием накопленного знания, развитых технологий, определенных социальных институтов и культурных ценностей.
2. Какие значения имеет понятие "цивилизация"?
Понятие "цивилизация" имеет разные значения и может описывать как отдельное общество с его уровнем развития, так и целую группу обществ, объединенных особыми культурными и историческими связями.
3. В чем заключается взаимосвязь понятий "культура" и "цивилизация"?
Понятия "культура" и "цивилизация" взаимосвязаны и описывают различные аспекты общественной жизни. Культура относится к нормам, ценностям, традициям и искусству, а цивилизация включает в себя еще и экономику, политику, правовые институты и технологический прогресс.
4. Какие представления о цивилизации существуют в современности?
В современности существуют разные представления о цивилизации. Некоторые исследователи считают, что мир состоит из различных независимых цивилизаций, каждая из которых имеет свои особенности и специфику. Другие же утверждают, что в мире существует процесс становления единой всемирной цивилизации.
5. Что такое "осевое время" по мнению К. Ясперса?
По мнению К. Ясперса, "осевое время" - это период между 800 и 200 гг. до н.э., когда произошли значительные изменения в мире, связанные с появлением новых религий, философских учений и политических систем. Он считает, что именно в этот период возник феномен всемирной истории и начался процесс становления единой цивилизации.
Что такое цивилизация?
Цивилизация - это сложное социокультурное образование, которое охватывает различные аспекты человеческой жизни, такие как экономика, политика, религия, искусство, наука и технологии. Она характеризуется организацией общества в городах, развитием письменности и высокой степенью культурного развития.