Память, ее физиологические механизмы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физиология
  • 13 13 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 01.03.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Память и её физиологические механизмы
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Процесс забывания также не сводится лишь к спонтанному угасанию энграмм. Преимущественно забывается второстепенный малозначимый материал, материал, не включенный в постоянную деятельность субъекта. Но невозможность припомнить материал не означает полной стертости его следов. Актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния мозга. (В гипнотическом состоянии человек может вспомнить то, что казалось совсем забытым.)
Заключение
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с целью её улучшения.
В заключении предлагаем следующие основные практические рекомендации и конкретные приёмы и средства улучшения памяти:
1. Постоянная тренировка памяти. Это значит, что память необходимо тренировать с детского возраста. Все виды памяти – тренируемая функция. Чем больше накапливается в нашей памяти сведений и знаний из самых различных областей, тем легче усваивается новая информация, вступающая с ней в прочную связь. Поэтому любым путем – чтением литературы, заучиванием стихотворений, изучением иностранного языка и другими приемами – нужно стремиться к постоянной тренировке своей памяти.
2. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.
3. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и чётко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию.
4. Лучшему запоминанию способствует умение концентрировать внимание на запоминаемом материале, выделять главное и отсевать ненужное, не соответствующее целям запоминания.
5. Облегчает запоминание даже логически не связанного материала наличие осознанной цели.
6. Живой интерес к запоминаемому материалу, эмоциональный подъём и яркость образа укорачивают время запоминания и увеличивают объём запоминаемого материала. Информация интересная, яркая и впечатляющая легко запоминается и оставляет в нашей памяти глубокий и прочный след. Прочный след в памяти могут оставить и неприятные, отрицательно окрашенные события, если они связаны с очень важной для нас информацией, например собственной витальной угрозой или опасением за жизнь близких людей.
7. Обязательным и необходимым условием для быстрого и прочного запоминания должна быть мотивированная, сознательная установка на запоминание, осознанность важности запоминаемого, т.е. огромное желание запомнить. Например, можно много раз что-нибудь слышать или видеть, но не запомнить, если отсутствовало намерение или желание запомнить это. Чтобы человек мог быстрее и прочнее запомнить что-либо, нужно, прежде всего, создать у него мотивацию, помочь ему понять и осознать важность материала.
8. При запоминании большого текста желательно разделить его на несколько главных, узловых (опорных) пунктов, установить между ними логическую связь.
9. Целесообразно выделять всё новое, что приобретается в процессе запоминания. Для этого необходимо сопоставлять новую информацию с уже хранящейся в памяти.
10. Успешное запоминание новой информации нуждается в умении забывать старую, главным образом ненужную, несущественную, второстепенную насовсем (полностью) или на определенное время, если она когда-либо может понадобиться.
11. Запоминать любую (особенно важную) информацию лучше утром или перед сном».
Список используемой литературы
Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.
Маклаков А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 400 с.
Общая психофизиология, под ред. В.Н. Сысоева. – СПб.: ВМедА, 2003. – 296 с.
Попов А.Л., Психология. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 336 с.
Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591с.
Психофизиология, под ред. Ю.И. Александрова. – СПб: Питер, 2007. – 464 с.: ил.
Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И., Соколова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил.
Общая психофизиология, под ред. В.Н. Сысоева. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 88.
Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 484.
Психофизиология, под ред. Ю.И. Александрова. – СПб: Питер, 2007. – С. 99.
Попов А.Л., Психология. – М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 190.
Маклаков А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – С. 247 – 248.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 155.
Общая психофизиология, под ред. В.Н. Сысоева. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 111 – 112.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 155.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 156 – 157.












2

Список используемой литературы
1.Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
2.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.
3.Маклаков А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
4.Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 400 с.
5.Общая психофизиология, под ред. В.Н. Сысоева. – СПб.: ВМедА, 2003. – 296 с.
6.Попов А.Л., Психология. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 336 с.
7.Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591с.
8.Психофизиология, под ред. Ю.И. Александрова. – СПб: Питер, 2007. – 464 с.: ил.
9.Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И., Соколова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил.

Вопросы и ответы

Какие физиологические механизмы отвечают за память?

Физиологические механизмы памяти включают работу нервной системы, формирование и сохранение нейронных связей, их активацию и реактивацию, а также синтез протеинов, необходимых для создания и укрепления памятных следов.

Что такое энграмма?

Энграмма - это физиологический след в нервной системе, который возникает при формировании памяти. Она представляет собой активацию определенных нейронных связей и состояние нейронных сетей, ответственных за запоминание и хранение информации.

В чем заключается процесс забывания?

Процесс забывания не сводится только к спонтанному исчезновению энграмм. В основном забывается второстепенный и малозначимый материал, который не используется в повседневной деятельности. Однако невозможность припомнить материал не означает его полной стертости, так как актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния мозга.

Какие факторы влияют на актуализацию энграмм?

Актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния мозга. Например, в гипнотическом состоянии человек может вспомнить информацию, которую не может припомнить в обычном состоянии. Также влияние на актуализацию энграмм оказывает эмоциональное состояние, концентрация внимания и другие факторы.

Какие материалы чаще всего забываются?

В основном забывается второстепенный и малозначимый материал, который не включен в постоянную деятельность субъекта. Это может быть ненужная информация, недавно полученные впечатления без эмоциональной окраски или мелкие детали, которые не являются ключевыми для запоминания и использования.

Каковы физиологические механизмы памяти?

Физиологические механизмы памяти включают в себя формирование и сохранение энграмм, которые представляют собой следы информации в мозге. Энграммы образуются путем изменения нейронных связей и структуры синапсов. Они могут быть активированы и восстановлены в результате стимуляции определенных нейронных сетей. Основными структурами, связанными с памятью, являются гиппокамп, кора головного мозга и другие части лимбической системы.

Что происходит при процессе забывания?

Процесс забывания не означает полной стертости следов материала в памяти. Обычно забывается второстепенный малозначимый материал или материал, не включенный в постоянную деятельность субъекта. Однако невозможность припомнить материал не означает полного исчезновения его следов. Вероятность актуализации энграмм зависит от текущего функционального состояния мозга.

Какие структуры мозга связаны с памятью?

Основными структурами, связанными с памятью, являются гиппокамп, кора головного мозга и другие части лимбической системы. Гиппокамп играет ключевую роль в формировании новых воспоминаний и обучении. Кора головного мозга отвечает за хранение долговременных памятных следов и их восстановление. Лимбическая система в целом участвует в эмоциональной обработке и связывании эмоций с памятными воспоминаниями.

Как формируются и сохраняются энграммы?

Энграммы формируются и сохраняются путем изменения нейронных связей и структуры синапсов в мозге. Когда мы воспринимаем новую информацию, нейроны активируются и устанавливают связи между собой. Повторное воспроизведение этой информации приводит к укреплению этих связей и созданию стабильных следов в форме энграмм. Факторы, такие как эмоции, внимание и повторение, также влияют на формирование и сохранение энграмм.

Каковы физиологические механизмы памяти?

Физиологические механизмы памяти основаны на взаимодействии различных участков мозга. Память включает в себя несколько этапов: кодирование информации, сохранение ее в памяти и восстановление припомненного материала. Кодирование происходит через изменение связей между нейронами, формируя так называемые "следы" или "энграммы". Сохранение происходит в синаптических связях между нейронами, которые изменяют свою силу под воздействием повторяемости стимула. Восстановление информации зависит от активации соответствующих энграмм и переноса сигналов через нервные пути.

Что происходит при забывании информации?

Процесс забывания не означает полной стертости следов информации в памяти. Он представляет собой скорее проблему в актуализации энграмм, зависящую от функционального состояния мозга. В основном забывается второстепенный и малозначимый материал, не связанный с постоянной деятельностью субъекта. Но даже если информация временно недоступна для припоминания, следы ее все еще существуют в памяти и могут быть активированы при определенных условиях.