иллюстративно-объяснительный метод обучения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 17 17 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 15.06.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования в учебно-воспитательном процессе иллюстративно-объяснительного метода обучения
1.1. Постановка проблемы исследования использования иллюстративно-объяснительного метода обучения в учебно-воспитательном процессе
1.2. Сущность, роль и значение иллюстративно-объяснительного метода обучения
1.3. Приемы иллюстративно-объяснительного метода обучения
Выводы
Глава 2. Реализация иллюстративно-объяснительного метода обучения в учебно-воспитательном процессе
2.1. База исследования
2.2. Характеристика обследованных студентов
2.3. Характеристика, использованных тестов
2.4. Групповое психологическое заключение
по результатам обследования студентов
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Обследование носило групповой характер. Текст методики предъявлялся в печатном виде, а ответы заносились в специально подготовленный бланк.2.3. Характеристика, использованных тестовДля изучения взаимосвязи успешного усвоения программного материала студентами с иллюстративно-объяснительным методом обучения была использована методика тестирования.При создании тестов нами использовалось учебное пособиеАртонина Г.П., Игнатькова С.А. [1].Тест 1.Спермициды оказывают противозачаточное действие путем:А. Снижения рН шеечной слизи.Б. Нейтрализации кислой среды влагалища.В. Подавления овуляции.Г. Снижения подвижности сперматозоидов.Д. Уплотнения наружной мембраны сперматозоидов.Тест 2.Противопоказанием для введения внутриматочных контрацетивов (ВМК) являются:А. Псевдоэрозия.Б. Воспалительные заболевания половых органов.В. Гонорея в анамнезе.Г. Желчекаменная болезнь.Д. Варикозная болезнь.Тест 3.Раньше всего при шоке появляется:А. Снижение АД.Б. Снижение почасового диуреза.В. Цианоз кожных покровов.Г. Нарушения сознания.Д. Положительный симптом белого пятна.Тест 4.Признаком, отличающим левожелудочковую сердечную недостаточность от правожелудочковой сердечной недостаточности, является:А. Повышенный уровень печеночных ферментов.Б. Застой в легких.В. Асцит.Г. Периферические отеки.Д. Расширение яремных вен.Тест 5.Витамин В всасывается:А. В нижней части подвздошной кишки. Б. В тощей кишке. В. В толстой кишке. Г. В желудке. Д. В двенадцатиперстной кишке.Ситуационная задача Во время эпидемии гриппа к пожилому человеку62 лет, в прошлом употреблявшему алкоголь и выкуривавшему по 10-12 сигарет в день, вызвали скорую помощь, больной пожаловался насильную мышечную слабость во время физических усилий, сухой кашель, отеки в области лодыжек, которые нарастают к вечеру и полностью проходят к утру. Температура тела 37,2оС. Врач скорой помощи порекомендовал постельный режим, обильное питье, прием назначил жаропонижающие.Через 12 часов присоединилисьтупые, ноющие боли в правом подреберье, одышка в лежачем положении, приступы удушья,Наиболее вероятный диагноз:А. Тяжелый грипп.Б. Хроническая сердечная недостаточность.В. Гипертоническая болезнь.Г.Болезнь Мэллори—ВейссаД. Рак легких2.4. Групповое психологическое заключениепо результатам обследования студентовДля определения уровня усвоения изучаемого материала студентами использовали средние показатели по шкалам, которые представлены в таблице 1 и рис.1. Таблица 1Показатели усвоения программного материала студентами (п=26)Группы студентовТест 1Тест 2Тест 3Тест 4Тест 5ЗадачаСредний показательЭГ29,429,128,829,229,429,229.2КГ23,824,623,824,623,824,724,2Примечание: максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 30. Признаком успешности усвоения программного материала считается величина, превосходящая 24 балла. Сумма баллов в диапазоне от 18 до 24 говорит об удовлетворительной оценке знаний студентов. В случае получения студентами суммы баллов ниже 18 можно говорить о низком качестве обучения.Средний показатель по экспериментальной группе (ЭГ) равен 29,2.Средний показатель по экспериментальной группе (КГ) равен 24,2.Рис. 1.Показатели усвоения программного материала студентами Таким образом, при использовании в учебном процессе со студентами иллюстративно-объяснительного метода обучения показатели знаний по учебным дисциплинам повышаются (29,2 – средний показатель в ЭГ против 24,2 – средний показатель в КГ).ЗаключениеАнализ технологий личностно ориентированного обучения, к которым относитсяиллюстративно-объяснительный метод обучения, выявил, что при данном подходе и методе обучения реализуются отдельные стадии когнитивного, творческого и коммуникативного саморазвития студентов.В результате такого обучения будет формироваться «новая грамотность», построенная в системе «студент - преподаватель – информационные средства». Результатом этой грамотности будет проблемная, поисковая деятельность, которая предполагает поиск студентами самостоятельных путей решения задач, выстраивание самостоятельно добытого знания. В условиях применения данного метода обучения особенное значение приобретает развитие информационной грамотности, знаковой культуры, ассоциативного мышления, что в целом обеспечивает формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов.Список литературыАртонина Г.П.. Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 3-е изд.; - М.: Академический проспект, 2005.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.,2002.Волков А.Н. новые информационные технологии обучения профессии // Профессиональное образование. – 2001. - № 3Дъяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.,2009.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.,2008.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2003.Масленикова О.Н., Гаврилова Н.Е. Интегрированный курс декоративно-прикладного искусства и информационных технологий // Информатика и образование. 2001. № 5.Родченкова Е.С.Функции мультимедийных технологий в становлении гуманистически развитой личности. Среднее профессиональное образование.2009, № 5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.Садовников В.А., Садовников С.В. Учебно-методический комплекс: от репродуктивного метода к озвученной электронной презентации. Среднее профессиональное образование.2009, № 4.Сикорская Г.А. Электронный учебный курс в профильной школе: опыт разработки и практического использования. Среднее профессиональное образование.2009, № 1.Култышева Н.В. Методы и приемы обучения познавательной деятельности в условиях профессионального училища. Среднее профессиональное образование.2009, № 4.Ходакова Н.П. Интерактивная доска в деятельности педагога учебного заведения. Среднее профессиональное образование.2009, № 3.

Список литературы

1.Артонина Г.П.. Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 3-е изд.; - М.: Академический проспект, 2005.
2.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.,2002.
3.Волков А.Н. новые информационные технологии обучения профессии // Профессиональное образование. – 2001. - № 3
4.Дъяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.,2009.
5.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.,2008.
6.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2003.
7.Масленикова О.Н., Гаврилова Н.Е. Интегри¬рованный курс декоративно-прикладного искусства и информационных технологий // Информатика и образование. 2001. № 5.
8.Родченкова Е.С.Функции мультимедийных технологий в становлении гуманистически развитой личности. Среднее профессиональное образование.2009, № 5.
9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
10.Садовников В.А., Садовников С.В. Учебно-методический комплекс: от репродуктивного метода к озвученной электронной презентации. Среднее профессиональное образование.2009, № 4.
11.Сикорская Г.А. Электронный учебный курс в профильной школе: опыт разработки и практического использования. Среднее профессиональное образование.2009, № 1.
12.Култышева Н.В. Методы и приемы обучения познавательной деятельности в условиях профессионального училища. Среднее профессиональное образование.2009, № 4.
13.Ходакова Н.П. Интерактивная доска в деятельности педагога учебного заведения. Среднее профессиональное образование.2009, № 3.

Вопросы и ответы

Какие основные теоретические основы использования иллюстративно-объяснительного метода обучения?

Основные теоретические основы использования иллюстративно-объяснительного метода обучения заключаются в использовании наглядных иллюстраций и объяснений для более полного и понятного усвоения учебного материала. Метод основан на активизации визуального восприятия и ассоциативного мышления студентов, что способствует более глубокому усвоению знаний.

Какая роль и значение иллюстративно-объяснительного метода обучения в учебно-воспитательном процессе?

Иллюстративно-объяснительный метод обучения играет важную роль в учебно-воспитательном процессе, поскольку позволяет сделать обучение более интересным, понятным и запоминающимся для студентов. Использование наглядных иллюстраций и объяснений помогает визуализировать учебный материал и улучшить его усвоение. Этот метод также способствует развитию творческого мышления и активизации познавательной активности учащихся.

Какие приемы используются в иллюстративно-объяснительном методе обучения?

В иллюстративно-объяснительном методе обучения используются различные приемы, такие как демонстрация моделей, схем, графиков, видео-материалов, использование иллюстраций и диаграмм. Также важным приемом является детальное объяснение учебного материала преподавателем с использованием понятных и доступных примеров.

Какие основные выводы можно сделать по исследованию использования иллюстративно-объяснительного метода обучения в учебно-воспитательном процессе?

Исследование использования иллюстративно-объяснительного метода обучения позволяет сделать следующие выводы: этот метод способствует более эффективному усвоению учебного материала, активизирует познавательную активность студентов, развивает их творческое мышление, делает обучение более интересным и запоминающимся. Он также может быть эффективным средством воспитания в студентах умения критически мыслить и аргументировать свои суждения.

Зачем нужен иллюстративно-объяснительный метод обучения?

Иллюстративно-объяснительный метод обучения используется для более наглядного и понятного представления материала учащимся. Он позволяет использовать различные иллюстрации, диаграммы, графики и другие визуальные средства для объяснения информации и улучшения усвоения материала.

Какую роль играет иллюстративно-объяснительный метод обучения в учебно-воспитательном процессе?

Иллюстративно-объяснительный метод обучения играет важную роль в учебно-воспитательном процессе, так как он помогает стимулировать интерес и внимание учащихся, облегчает усвоение материала, улучшает запоминание информации и развивает творческое мышление.

Какие приемы используются при использовании иллюстративно-объяснительного метода обучения?

При использовании иллюстративно-объяснительного метода обучения применяются различные приемы, такие как использование разнообразных иллюстраций, диаграмм, графиков, анимаций; проведение экспериментов, демонстраций и практических занятий; использование интерактивных и компьютерных технологий.

Какие теоретические основы лежат в основе иллюстративно-объяснительного метода обучения?

В основе иллюстративно-объяснительного метода обучения лежат такие теоретические основы, как теория познания, психология познания, когнитивная психология и конструктивистская парадигма. Эти теоретические подходы помогают понять механизмы усвоения и запоминания информации и определить наиболее эффективные способы ее объяснения.

Какова сущность и значение иллюстративно-объяснительного метода обучения?

Сущность иллюстративно-объяснительного метода обучения заключается в использовании визуальных средств для понятного представления информации. Он позволяет создать более наглядные и доступные объяснения, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Значение этого метода в учебно-воспитательном процессе заключается в повышении интереса учащихся, активизации их познавательной деятельности и развитии их творческих способностей.

Какие основные проблемы в исследовании использования иллюстративно-объяснительного метода обучения в учебно-воспитательном процессе были поставлены в первой главе статьи?

В первой главе статьи была поставлена проблема использования иллюстративно-объяснительного метода обучения в учебно-воспитательном процессе. Основные проблемы, выделенные в исследовании, включают вопросы о теоретических основах использования этого метода, его сущности, роли и значении, а также о приемах, используемых для применения иллюстративно-объяснительного метода обучения.

Какова сущность и значение иллюстративно-объяснительного метода обучения?

Сущность иллюстративно-объяснительного метода обучения заключается в использовании наглядных материалов (иллюстраций, диаграмм, графиков и т. д.) для объяснения теоретического материала. Этот метод позволяет студентам лучше понять и запомнить информацию, а также развивает их критическое мышление и творческое мышление. Значение иллюстративно-объяснительного метода обучения заключается в его способности сделать учебный процесс более интересным, понятным и доступным для студентов.