Характеристика универсальных методов научного познания
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 15.12.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Определения понятия система
Определение понятия информация
Классификация информации
Научный метод познания с философской точки зрения
Применение научного метода при получении знания
Методы получения и использования информации
Заключение
Список литературы
е. они могли бы быть осуществимы, если бы не было ограничений по ресурсам); используются и абстракция актуальной бесконечности (существования бесконечных, неконструктивных множеств, систем и процессов), а также абстракция отождествления (возможности отождествления любых двух одинаковых букв, символов любого алфавита, объектов, независимо от места их появления в словах, конструкциях, хотя их информационная ценность при этом может быть различна)[2].
2. Анализ - разъединение системы на подсистемы с целью выявления их взаимосвязей.
3. Декомпозиция - разъединение системы на подсистемы с сохранением их взаимосвязей с окружением.
4. Синтез - соединение подсистем в систему с целью выявления их взаимосвязей.
5. Композиция - соединение подсистем в систему с сохранением их взаимосвязей с окружением.
6. Индукция - получение знания о системе по знаниям о подсистемах; индуктивное мышление: распознавание эффективных решений, ситуаций и затем проблем, которые оно может разрешать.
7. Дедукция - получение знания о подсистемах по знаниям о системе; дедуктивное мышление: определение проблемы и затем поиск ситуации, его разрешающей.
8. Эвристики, использование эвристических процедур - получение знания о системе по знаниям о подсистемах системы и наблюдениям, опыту.
9. Моделирование (простое моделирование) и/или использование приборов - получение знания об объекте с помощью модели и/или приборов; моделирование основывается на возможности выделять, описывать и изучать наиболее важные факторы и игнорировать при формальном рассмотрении второстепенные.
10. Исторический метод - поиск знаний о системе путем использования ее предыстории, реально существовавшей или же мыслимой, возможной (виртуальной).
11. Логический метод - метод поиска знаний о системе путем воспроизведения ее некоторых подсистем, связей или элементов в мышлении, в сознании.
12. Макетирование - получение информации по макету объекта или системы, т.е. с помощью представления структурных, функциональных, организационных и технологических подсистем в упрощенном виде, сохраняющем информацию, которая необходима для понимания взаимодействий и связей этих подсистем.
13. Актуализация - получение информации с помощью активизации, инициализации смысла, т.е. переводом из статического (неактуального) состояния в динамическое (актуальное) состояние; при этом все необходимые связи и отношения (открытой) системы с внешней средой должны быть учтены (именно они актуализируют систему).
14. Визуализация - получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний актуализированной системы; визуализация предполагает возможность выполнения в системе операции типа "передвинуть", "повернуть", "укрупнить", "уменьшить", "удалить", "добавить" и т.д. (как по отношению к отдельным элементам, так и к подсистемам системы). Это метод визуального восприятия информации.
Кроме указанных классических форм реализации теоретико-эмпирических методов, в последнее время часто используются и такие формы как мониторинг (система наблюдений и анализа состояний системы), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание), верификация (сопоставление с опытом и заключение об обучении) и другие формы.
Охарактеризуем кратко теоретические методы.
1. Восхождение от абстрактного к конкретному - получение знаний о системе на основе знаний о ее абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.
2. Идеализация - получение знаний о системе или о ее подсистемах путем мысленного конструирования, представления в мышлении систем и/или подсистем, не существующих в действительности.
3. Формализация - получение знаний о системе с помощью знаков или же формул, т.е. языков искусственного происхождения, например, языка математики (или математическое, формальное описание, представление).
4. Аксиоматизация - получение знаний о системе или процессе с помощью некоторых, специально для этого сформулированных аксиом и правил вывода из этой системы аксиом.
5. Виртуализация - получение знаний о системе созданием особой среды, обстановки, ситуации (в которую помещается исследуемая система и/или ее исследующий субъект), которую реально, без этой среды, невозможно реализовать и получить соответствующие знания.
Эти методы получения информации применяются в любой сфере деятельности и системно (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Структура познания системы [1]
Заключение
Все рассмотренные выше методы являются не только общенаучными, но и универсальными методами получения информации о неизвестном объекте или при принятии решения. Теоретические методы широко используются в финансовом анализе. На данный момент существует отдельная теория принятия решений, которая рассматривает, используя системный подход, критерии и методы оценки рисков и принятия обоснованных решений. Понятие системы и системного подхода прочно закрепилось во всех сферах деятельности человека.
Список литературы
1. М. И. Сетров Организация биосистем. – Ленинград: Наука, 1971. – 276 с.
2. Кириллов В. И. Логика: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 158 с.
3. Лидовский В. В. Теория информации: Учеб. пособие. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 111с.
4. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989 – 815с.
1.Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2000.
2.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV
3.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.: Феникс, 2001.
4.Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.
5.Кириллов В. И. Логика: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 158 с.
6.Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
7.Лидовский В. В. Теория информации: Учеб. пособие. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 111с.
8.Рузавин Г.И. Методология научного исследования М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.
9.Сетров М.И. Организация биосистем. – Ленинград: Наука, 1971. – 276 с.
10. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII.
11.Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989 – 815с.
12.Философия//под. ред. Кохановского В.П. Ростов - н/Д.:Феникс, 2000.
13.. Фролов И.Т. Введение в философию. Ч.2., М.: Политиздат, 1989. Гл. XIII.
Вопросы и ответы
Что такое научный метод познания?
Научный метод познания – это система приемов, методов и процедур, которые используются в науке для получения новых знаний о мире. Он включает в себя наблюдение, эксперимент, анализ данных, формулирование гипотез и теорий, их проверку и модификацию.
Какие методы получения и использования информации существуют?
Существует несколько методов получения и использования информации: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, моделирование, статистические методы, и многие другие. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в разных областях науки и практики.
Как можно определить понятие "система"?
Понятие "система" можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных для достижения определенной цели или выполнения определенной функции. Система характеризуется свойствами целостности, саморегуляции, взаимодействия и иерархичности.
Что такое информация и как она классифицируется?
Информация – это знания или данные, которые передаются или получаются с помощью различных сигналов или символов. Она может быть классифицирована по различным признакам, например, по способу представления (текстовая, графическая, звуковая), по степени обработки (сырая, структурированная, интерпретированная) или по содержанию (научная, техническая, социальная).
Как философы относятся к научному методу познания?
Философы рассматривают научный метод познания как один из основных способов приобретения знаний о мире. Они исследуют его основные принципы и проблемы, выявляют его ограничения и потенциал, а также обсуждают его философские основы и философское значение. Философия и наука тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга.
Каково определение понятия «система»?
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих определенной целостностью и взаимодействующих между собой с целью достижения определенных целей или решения задач.
Как можно классифицировать информацию?
Информацию можно классифицировать по различным признакам, включая по форме представления (текстовая, графическая, звуковая), по характеру содержания (научная, техническая, художественная), по степени значимости (основная, дополнительная), по способу передачи (устная, письменная, электронная).
Какой научный метод познания можно применить при получении знания?
Один из основных научных методов познания - это эксперимент. Эксперимент позволяет получить объективные данные и провести их анализ, что помогает выявить закономерности, причинно-следственные связи и установить новые факты.
Какие методы можно использовать для получения и использования информации?
Для получения и использования информации можно использовать различные методы, такие как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, интервью, опросы и др. Конкретный метод выбирается в зависимости от цели и задач исследования.
Какие ограничения могут возникнуть при применении универсальных методов научного познания?
При применении универсальных методов научного познания могут возникнуть ограничения, связанные с ограниченным доступом к ресурсам (например, дорогостоящее оборудование или специализированные лаборатории), а также с ограничениями времени и финансовых средств. Также возможны ограничения, связанные с точностью и достоверностью получаемых данных, которые могут быть подвержены ошибкам или препятствиям в их интерпретации.
Какие есть универсальные методы научного познания?
Универсальными методами научного познания являются эмпирический метод, теоретический метод, моделирование, анализ и синтез.