Основы японского подхода к управлению качеством

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление качеством
  • 25 25 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.03.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1Анализ законов, нормативно-правовых актов
1.2Определение терминов
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
2.1 Отечественный опыт управления качеством
2.2 Зарубежный опыт управления качеством
2.2.1 Американский и европейский опыт
2.2.2 Японский подход к управлению качеством
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Мировые тенденции
3.2 Тенденции развития систем качества в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Остановимся еще на одном важном инструменте качества-Премия по качеству. С 1996 года японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.
Японская премия по качеству вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению, с учетом мирового опыта применения систем контроля и управления качеством. Японскую премию часто противопоставляют премии Деминга. Концепции этих премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе на премию Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии по качеству не стремятся именно к победе. Комитет конкурса определяет премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.
Модель Японской премии по качеству построена на взаимосвязи восьми основных категорий: лидерство и принятие решений, социальная ответственность в управлении, понимание клиентов и рынка и работа с ними, разработка и реализация стратегии, обучение и развитие персонала, процесс создания ценностей, информационный менеджмент, результаты работы.
Основное отличие японского подхода к качеству-совершенствование комплекса технологий: управления, производства, обслуживания. Поэтому возникло понятие «японские стандарты качества» и «культура качества». Культура в области качества-это качество сервиса, документации, выполнение операций. Японские стандарты совершенствуют традиционную культуру управления качеством, включая в нее контроль за рынком сбыта, коньюнктурой рынка, послепродажным обслуживанием.





ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Мировые тенденции и японский подход
Главная цель систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000-обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком и предоставление ему доказательств по возможности предприятия это качество обеспечить. Методы и средства стандартов ориентированы на эту цель. Стандарты имеют недостаточную установку на экономическую эффективность процесса и отсутствие установки на своевременность поставок. Несмотря на это, система качества ИСО имеет большую популярность. Внешним признаком конкурентоспособности, допуска к мировым тендерам стало наличие у предприятия сертификата системы ИСО. В 90-годы появились новые стандарты ИСО серии 14000,в которых усилено требование к системе менеджмента с точки зрения безопасности для жизни и окружающей среды.
Одновременно с усовершенствованием стандартов ИСО в мире начался переход от тотального управления качеством (рассмотренной в Главе 2 системы TQC) к тотальному менеджменту качества TQM. TQC-это управление качеством с целью исполнения установленных требований, а в TQM дополнительно присутствует управление самими целями и требованиями. Также включено обеспечение качества (система мер, обеспечивающая у потребителя уверенность в заявленном качестве). Поясним на схеме:







Рис.1 Основные составляющие TQM
TQC-всеобщее управление качеством;
QA- обеспечение качества;
Q Policy-политика качества;
Q Planning-планирование качества;
QI-улучшение качества.
Система TQM ориентирована на комплексное обеспечение качества, минимизацию производственных издержек и поставки точно в срок. Глобальная философия системы-улучшению нет предела. Относительно качества-установка на ноль дефектов, к затратам-ноль непроизводительных затрат, к поставкам-точно в срок. Система не имеет предела совершенства, в ней подчеркиваются коллективные методы поиска улучшений, анализа и выработки решений, возрастает роль обучения. Обучение превращается в часть мотивации. Основные направления концепции:
- контроль при разработке новой продукции;
- оценку опытных образцов и испытаний;
- планирование параметров качества и процесса производства;
- оценку качества поставок и материалов;
- контроль готовой продукции с оценкой качества;
- контроль процесса производства;
- анализ и корректировки информации о качестве с целью совершенствования;
- обучение методам качества;
- гарантийная работа по качеству;
- использование цикла Деминга;
- управление человеческим фактором (создание атмосферы удовлетворенности, заинтересованности в результате);
- выработку политики в области качества;
- воспитание культуры качества.
Главная цель TQM –достижение более высокого качества с акцентом на потребителя. Обратимся к японскому подходу. Японский подход к качеству различает четыре уровня качества:
1-й уровень-соответствие утвержденному стандарту, без учета требований потребителя;
2-й уровень-соответствие использованию, т.е. товар должен еще удовлетворять требованиям эксплуатации;
3-й уровень-соответствие фактическим требованиям рынка, в идеале-высокое качество при низкой цене;
4-й уровень-соответствие скрытым потребностям.
Уровень качества продукции во многих странах находится на одинаково высоком уровне и поэтому необходимо искать скрытые покупательские потребности, оригинальность, чтобы иметь конкурентные преимущества.
Японский подход к TQM исключает потери качества из-за необходимости наращивания объема выпуска. Особое место занимают в системе отношения с поставщиками, т.к. уровень качества основного производства напрямую зависит от качества поставляемых деталей и материалов. Корпорации «Сони», «Нисан», «Тойота» распространяют политику качества и на взаимосвязь с поставщиками..
3.2 Тенденции развития систем качества в России
Россия активно использует в управлении качеством международные стандарты. Техническая политика Госстандарта предусматривает содействие отечественным производителям (продавцам) во внедрении систем качества в соответствии со стандартом ИСО серии 9000.Отечественный опыт, рассмотренный в Главе 1,является хорошим фундаментом для повсеместного внедрения этих стандартов и соответственно повышению конкурентоспособности товара.
Внедрение в России системы TQM сопровождается целым рядом проблем, рассмотрим каждую из них:
Эволюционный разрыв примерно в 50 лет. На Западе и в Японии основным ориентиром качества становится потребитель. Командная экономика советского периода не была ориентирована на конкуренцию, соответственно, когда в мире шла перестройка систем качества, в нашей стране этого не происходило. Но, Россия имеет и свои преимущества: обширная методологическая база (см. Главу 1),мировой опыт, который можно взять на вооружение;
Акценты в понимании качества. Рассмотренные в работе отечественные системы качества применялись преимущественно в секторе ВПК, не касаясь сферы широкого потребления. При производстве потребительских товаров стремились просто соответствовать стандарту, не учитывая спрос. Такая философия до сих пор присутствует в экономике. Накопленный опыт в обучении качеству является одновременно и помогающим и мешающим перестройке мышления российских руководителей;
Специалисты по качеству. Современный специалист по качеству должен иметь приоритетные знания в области экономики и менеджмента. Менеджеры по качеству готовятся в основном в технических ВУЗах, это является существенным недостатком. Наблюдается также недостаток методологической и теоретической базы по вопросам управления, что сказывается на качестве подготовки специалистов;
Использование современных подходов. Западные менеджеры понимают, что для совершенствования качества необходима ориентация на потребителя, вовлечение в процесс всех работников. В систему российского бизнеса эти понятия вводятся искусственно, руководители имеют недостаточно знаний, понимания процесса, сталкиваются с сопротивлением работников и партнеров. Например, при внедрении стандартов ИСО, приоритетом становится сам факт сертификации, а не восприятие философии качества. В России отсутствует культура качества, и начинать внедрение современных подходов к управлению качеством необходимо именно с ее создания;
Удовлетворение потребителей. Зарубежные компании ставят своей целью не только найти новых клиентов (удовлетворить их спрос), но и удержать имеющихся. Ключевым в удовлетворении потребителей является передача ему того, что он ожидает и сверх того. В России необходимо осознание, что лояльность клиентов ведет к уверенности на рынке, к повторным покупкам. Также необходимо понимание того, что деятельность предприятия-это совокупность процессов, где качество каждого обеспечивает качеством в целом (согласно TQM).Немаловажным является и удовлетворение внутреннего потребителя (сотрудника) для производства качественного продукта;
Лидерство руководства. Необходимо отходить от авторитарного подхода к управлению и рассматривать лидерство как умение заинтересовать сотрудников и вовлечь их в процесс совершенствования;
Государственная политика. Политику качества необходимо выводить на уровень государства, для чего:
- повышать значения Российской премии качества;
- вовлекать предприятия в обмен опытом;
- разрабатывать программы совершенствования.
8) Психология потребителя. Российский потребитель ориентирован на западные и японские товары, как наиболее соответствующие качеству. Важным для него является и цена, ради которой он часто жертвует качеством. Культура качества в стране может сформироваться только под воздействием потребителя, российские предприятия должны доказать свою состоятельность в плане качества.
Только решение всех перечисленных проблем позволит России последовательно перейти к новейшим системам управления качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе рыночной экономики проблема качества на предприятии является ключевым фактором развития, повышения качества жизни, экологической и экономической безопасности. Качество конечного продукта (услуги) зависит от целого комплекса мероприятий, качества руководства и управления процессами.
В работе последовательно рассмотрены законодательные акты и стандарты в области качества, терминология, необходимая для понимания процесса. Во второй главе реферата рассмотрены основные достижения России, Европы, США и Японии в области качества. Отечественные системы рассматривали качество как обеспечение долговечности, надежности, стремились к устранению дефектов и анализу затрат. Американский опыт основывается на тщательном контроле, планировании производства, анализе факторов, приводящих к проблемам с качеством. Европейский подход к качеству провозглашает законодательное документирование процедур, в том числе и на международном уровне, создание советов и организаций по качеству, развитие системы мотивации. Японские специалисты переняли и обогатили ведущие системы качества, сделав ориентир именно на потребителя. Именно японский подход к качеству является самым прогрессивным и в основном лег в основу самого современного подхода к управлению качеством-системы TQM.Отличия и особенности японского подхода:
- вовлечение в процесс достижения качества всех сотрудников компании;
- использование методов статистики при проведении анализа и контроля;
- создание системы мотивации с упором на моральную составляющую;
- введение обязательного обучения по качеству;
- создание кружков качества;
- превращение проблемы качества в общенациональную.
В работе перечислены все основные японские системы и достижения ведущих идеологов системы качества.
В целом, накопленный мировой опыт всесторонне изучался японскими специалистами, опробовался на практике для получения результатов по достижению качества, аналогичных и превосходящих результаты ведущих зарубежных фирм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. « О техническом регулировании»;
2) Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. « О лицензировании отдельных видов деятельности»;
3)Федеральный закон № 2300-1 от 07.02.1992 г. с изм. от 25.10.2007 г. «О защите прав потребителей»;
4)Постановление Правительства РФ от 17.07.2004 г. с посл. изм от 27.01.2009 г. «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;
4)Постановление Госстандарта РФ от 21.09.94 г. №15 с изм. от 11.07.2000 г. №60 «Порядок проведения сертификации продукции в РФ»;
5)Постановление Госстандарта РФ от 17.03.98 г. с изм. от 24.10.2000 г. №71 «Об утверждении правил по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р.Формы основных документов, применяемых в системе»;
6)Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация-М: Юрайт-Издат,2007-352 с;
7) Мишин В.М.Управление качеством. Учебник для ВУЗов-М: Юнити-Дана,2005-463 с;
8)Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие-Таганрог: ТРТУ,2004-174 с;
9) Л.Скрипко, Н.Требущук - «Мотивация персонала в СМК», Журнал «Стандарты и качество»№2-М: РИА «Стандарты и качество»,2008-54 с;
10)Белобрагин В - «Системы управления и их эволюция», Журнал «Стандарты и качество»№4-М: РИА «Стандарты и качество»,2007-38 с;
11) Маслов Д., «Анализ мировых премий по качеству» - Журнал «Стандарты и качество» №5- М: РИА «Стандарты и качество»,2005-74 с.
ачества при производстве и монтаже",монтаже и обслуживании;
разрабатываются на нестандартиз
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. « О техническом регулировании»
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. « О техническом регулировании»
Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие-Таганрог: ТРТУ,2004-174 с
Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие-Таганрог: ТРТУ,2004-174 с
Мишин В.М.Управление качеством. Учебник для ВУЗов-М: Юнити-Дана,2005-463 с
Мишин В.М.Управление качеством. Учебник для ВУЗов-М: Юнити-Дана,2005-463 с
Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация-М: Юрайт-Издат,2007-352 с

Маслов Д., «Анализ мировых премий по качеству» - Журнал «Стандарты и качество» №5- М: РИА «Стандарты и качество»,2005-74 с
Маслов Д., «Анализ мировых премий по качеству» - Журнал «Стандарты и качество» №5- М: РИА «Стандарты и качество»,2005-74 с
Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие-Таганрог: ТРТУ,2004-174 с












31



TQC

Q Policy

Q Planning

QA

QI

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. « О техническом регулировании»;
2) Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. « О лицензировании отдельных видов деятельности»;
3)Федеральный закон № 2300-1 от 07.02.1992 г. с изм. от 25.10.2007 г. «О защите прав потребителей»;
4)Постановление Госстандарта РФ от 21.09.94 г. №15 с изм. от 11.07.2000 г. №60 «Порядок проведения сертификации продукции в РФ»;
5)Постановление Госстандарта РФ от 17.03.98 г. с изм. от 24.10.2000 г. №71 «Об утверждении правил по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р.Формы основных документов, применяемых в системе»;
6)Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация-М: Юрайт-Издат,2007-352 с;
7)Окрепилов В.В.Управление качеством и конкурентоспособностью. Учебное пособие-СПб:СПбГУЭФ,1997-112 с;
8)Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие-Таганрог: ТРТУ,2004-174 с;
9) Белобрагин В - «Системы управления и их эволюция», Журнал «Стандарты и качество»№4-М: РИА «Стандарты и качество»,2007-38 с;
10) Скрипко Л., Требущук Н.- «Мотивация персонала в СМК», Журнал «Стандарты и качество»№2-М: РИА «Стандарты и качество»,2008-54 с;

Вопросы и ответы

Что представляет собой японский подход к управлению качеством?

Японский подход к управлению качеством представляет собой систему методов и принципов, разработанных японскими компаниями, которые акцентируют внимание на удовлетворении потребностей и ожиданий клиентов, постоянном повышении качества продукции и процессов, а также эффективном использовании ресурсов.

Какие основные законы и нормативно-правовые акты регламентируют японский подход к управлению качеством?

Японский подход к управлению качеством регламентируется такими законами и нормативно-правовыми актами, как Закон о потребительской безопасности, Закон о стандартизации, Закон о промышленной безопасности и др. Эти документы устанавливают требования к качеству продукции, описывают процедуры контроля и сертификации, а также определяют ответственность компаний за нарушение правил качества.

Какие термины используются в японском подходе к управлению качеством?

В японском подходе к управлению качеством используются такие термины, как "каизен" (непрерывное улучшение), "пока-йоке" (предотвращение ошибок), "кардзен" (четкое определение стандартов), "дзидока" (стандартизация), "дзюст-ин-тайм" (точно вовремя) и другие. Эти термины отражают принципы и подходы, используемые для обеспечения качества.

В чем отличие японского подхода к управлению качеством от американского и европейского опыта?

Отличие японского подхода к управлению качеством от американского и европейского опыта заключается, в частности, в большем уклоне на непрерывное улучшение и стремлении к нулевым дефектам. Японские компании активно применяют принцип "каизен", который предполагает непрерывное совершенствование процессов и продукции. Кроме того, японский подход больше ориентирован на удовлетворение клиентов и партнеров, а также на тесное сотрудничество с поставщиками.

Что такое японский подход к управлению качеством?

Японский подход к управлению качеством - это философия и методология управления, разработанная и применяемая в Японии, которая акцентирует внимание на постоянном улучшении качества продукции и процессов, а также на вовлечении всех сотрудников в процесс управления качеством.

Какие основные особенности японского подхода к управлению качеством?

Основные особенности японского подхода к управлению качеством включают акцент на непрерывном улучшении, участие всех сотрудников в процессе управления качеством, использование статистических методов для контроля качества, ориентацию на потребности и ожидания потребителей, а также стремление к предотвращению дефектов и проблем, а не их исправлению.

В чем заключается отличие японского подхода к управлению качеством от американского и европейского опыта?

Отличие японского подхода к управлению качеством от американского и европейского опыта заключается в том, что японский подход акцентирует внимание на непрерывном улучшении качества и вовлечении всех сотрудников в процесс управления качеством, в то время как американский и европейский опыт часто сосредоточены на контроле качества и исправлении дефектов.

Какие тенденции развития систем качества можно наблюдать в России?

В России можно наблюдать тенденцию к более широкому внедрению систем качества, включая стандарты ISO и методологии управления качеством, такие как Lean и Six Sigma. Однако, по-прежнему остается много проблем с качеством продукции и услуг, и большое внимание уделяется вопросам повышения качества и конкурентоспособности.

Какие мировые тенденции можно выделить в управлении качеством?

Мировые тенденции в управлении качеством включают более широкое использование цифровых технологий и автоматизации в процессе контроля качества, увеличение внимания к устойчивости и экологическим аспектам, повышение значимости данных и аналитики для принятия решений, а также усиление вовлечения сотрудников и создание культуры качества в организации.

Какие аспекты анализируются при изучении законов и нормативно-правовых актов в японском подходе к управлению качеством?

При изучении законов и нормативно-правовых актов в японском подходе к управлению качеством анализируются различные аспекты, такие как правовые нормы, требования к качеству продукции, ответственность сторон в случае нарушения качества, процедуры контроля качества и другие связанные с этой темой вопросы.

Какие термины встречаются в японском подходе к управлению качеством?

В японском подходе к управлению качеством используются такие термины, как "качество", "качество продукции", "методы обеспечения качества", "система управления качеством", "контроль качества", "постоянное совершенствование", "обучение и обучаемость" и другие.