Беспризорные дети г. Санкт - Петербурга

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 68 68 страниц
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 06.11.2007
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ – СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЗОРЕ СОВРЕМЕННОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ В ОБЗОРЕ СОВРЕМЕННОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗДОМНЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
2.2. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ» Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.3. СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
2.4. ТЕХНОЛОГИЯ УЛИЧНОЙ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ К 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

В консультационное направление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психологов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты – психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. – в зависимости от специфики возникших проблем.
Научно-методическая работа Центра включает:
обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;
планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»;
опубликование материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования;
апробация и внедрение отечественных и зарубежных психолого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с детьми «группы риска»;
повышение квалификации работников образовательных учреждений – организация постоянно действующего научно-практического семинара для специалистов, работающих с детьми «группы риска»;
организация и проведение постоянно действующего семинара для повышения квалификаций работников Центра.
Социолого-аналитическое и просветительское направление работы Центра включает:
социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;
сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с детьми «группы риска» в области;
создание информационного банка данных по проблемам детей и семей «группы риска»;
публикация популярных материалов для детей «группы риска» и родителей.
Работа с проблемным ребенком в Центре начинается с деятельности медико-психолого-педагогической комиссии. На основе исследований, проводимых специалистами (психологом, психоневрологом, психотерапевтом, педиатром, психиатром, логопедом и учителями), определяются интеллектуальный уровень развития ребенка и дальнейшие перспективы его обучения: обучение в Центре или выработка рекомендаций для родителей и учителей этого ребенка с дальнейшими периодическими консультациями.
Важнейшим условием успешной реабилитации социально дезадаптированных детей в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является включение их в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности. Это создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации, а вернее ресоциализации, т.е. восстанавливать утраченные навыки социально одобряемого поведения «трудного» подростка, его социальный статус, преодолевать отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации. Такие ресоциализирующие функции могут выполнять различные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. В основе своей базируется на принципах и условиях, разработанных в свое время А.С. Макаренко:
1. Совместная деятельность, общие цели, фундаментирующий коллектив.
2. Наличие перспектив развития – близкой, средней и далекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.
3. Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.
4. Чувство защищенности и радостный мажорный тон.
5. Преемственность и такие формы ее проявления, как ритуалы, традиции, игровые элементы.
6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.
7. Воспитатель как центр и основной организатор всей системы коллективных отношений.
Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей. Таким образом, организация клубного коллектива, с одной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вернее, потребностями этого возраста, а с другой – необходимостью создания живой, естественной и здоровой среды, в которой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими потребностями, обусловленными процессом активного формирования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы они реализовывались на основе позитивно ориентированной деятельности в условиях здорового коллектива, что и представляет собой клуб.
2.4. Технология уличной работы
Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются не наблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, улицы, чердаки, стройки и т.п.). Для безнадзорных и беспризорных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный, дезадаптирующий опыт. В связи с этим за рубежом сложилось самостоятельное направление по работе с детьми и молодежью, получившее название уличной работы. Так, в ФРГ для «неформальной» работы с молодежными группировками учреждаются общественные институты «стритвекеров» (социальных работников на улице), деятельность которых регламентируется решениями местных органов администрации. В последние годы и в нашей стране создаются при поддержке иностранных специалистов службы «Ребенок на улице».
Служба «Ребенок на улице» может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог или социальный работник этой службы становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества.
Основное назначение службы – выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом.
Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:
а) мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы:
выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;
осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новеньких» детей;
оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;
способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;
б) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (организациями детского досуга, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;
в) разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних «группы риска»;
г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.
При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабилитационное пространство для несовершеннолетних «группы риска» ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. В частности, задача службы «Ребенок на улице» состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех конфликтах взрослых граждан и несовершеннолетних служба «Ребенок на улице» всегда встает на сторону несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.
Принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, для этого нужно его желание. Для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный педагог или социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обоих сторон – социального педагога/социального работника и самого подростка. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудничество специалист ограничивается функциями наблюдателя.
Этот принцип продиктован условиями работы в неформальных средах и приоритетами этой работы. Специалист часто встает перед дилеммой: либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, разрушающее его нравственные устои, и тем самым прервать отношения с ним и его группой; либо сохранить позицию наблюдателя и систему отношений с подростком и группой. Для специалиста службы «Ребенок на улице» разумнее выбирать второй путь. Социальный педагог или социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.
Принцип принятия ценностей другого человека. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых он живет.
Принцип доверия. Принцип доверия к подростку состоит в том, что социальный педагог не выражает сомнений в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Как правило, со временем уличный работник получит достоверные сведения о каждом подростке, которые должны быть в процессе аналитической обработки еще раз досконально проверены. Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дают им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.
Принцип единой команды. Уличная работа – это командная работа. Дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и только тесное взаимодействие всех уличных работников позволяет держать в поле зрения всех детей. Работа в команде облегчает организацию больших мероприятий (спортивных, культурных и т.д.), которые служат знакомству и общению детей, снижая межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.
Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим внимание на следующее:
работа в парах «парень – девушка» позволяет, с одной стороны, сделать работу безопаснее, а с другой – формировать доверие у ребенка;
вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения специалистов наибольшего количества детей, и в первую очередь детей «группы риска»;
территориальная принадлежность: каждой паре специалистов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников;
волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться, создавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность работы;
поиск детей улиц: источниками информации о детях «группы риска» могут быть взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Формой поиска может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;
формы помощи: традиционные формы помощи в процессе сотрудничества с различными детскими досуговыми организациями, учреждениями социальной защиты, правоохранительными органами, администрацией и т. п. могут быть дополнены защитой прав ребенка.
непосредственный контакт с уличными детьми, этот контакт лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные данные не заменят непосредственного общения.
Первый контакт может шокировать. Уличные дети часто бывают грубыми, а их действия – угрожающими. Есть опасность заражения кожными заболеваниями. Такие дети умело используют сочувствие людей, чтобы выманить у них что-нибудь существенное – деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины. Попытайтесь проанализировать эти страхи и переживания.
Одним из вариантов поведения социального работника может быть такой: он представляется (сразу предупреждая детей, что он не из милиции) и рассказывает о своей работе, что он делает и зачем. Первая встреча не должна быть продолжительной, достаточно 10–15 минут. При последующих встречах не стоит спешить задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к постороннему человеку, чтобы быть достаточно откровенными. Случается, что не вовремя заданный вопрос перечеркивает все усилия по сбору необходимой информации. Вся работа с уличными детьми должна быть основана на глубоком понимании детской психологии.
Выводы к 2 главе
1) В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков. Социально-реабилитационные учреждения в настоящее время создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального развития, Минздрава, комитетов по делам молодежи. При этом разноведомственные учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадаптации, что, в свою очередь, и определяет их специфику.
2) В зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных ориентации социальных установок.
3) Наиболее сложные и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах. Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети – социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания из-за небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.
4) Учитывая современную социально-экономическую ситуацию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, воспитываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возрасте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клубов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные трудности, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.
5) В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как индивидуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.
В системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с дезадаптированными детьми и подростками. Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь детям и подросткам «группы риска», имеющим проблемы различного характера:
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
недостаточная степень готовности к обучению;
трудности в освоении общеобразовательных программ;
категорический отказ от посещения школы (школофобия);
высокая степень педагогической запущенности.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
общая соматическая ослабленность;
хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;
посттравматический синдром;
логоневроз;
психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
отклонения интеллектуального и личностного развития;
низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
патохарактерологическое развитие личности;
нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
последствия перенесенного психического или физического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
семейные проблемы, сложные жизненные условия;
нарушение прав детей, физическое либо психическое насилие над ребенком;
проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;
социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
В данном Центре реализуется система многофункционального медико-психолого-педагогического воздействия на личность ребенка «группы риска» с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями проживания в социуме.
Заключение
Новое решение в технологии социальной работы с беспризорными и бездомными детьми и подростками – проект центра социальной реабилитации несовершеннолетних. В Парфеньевском районе Костромской области Институт человека РАН проводит исследования в рамках программы изучения человеческого потенциала России. В результате исследования получены положительные результаты, которые нашли отражение в ряде публикаций. Важной чертой проводимых исследований является их прикладная направленность. Речь идет не просто о том, чтобы фиксировать состояние человеческого потенциала в районе и тенденции его изменения с течением времени, но чтобы, так или иначе, способствовать его развитию».
Идея создания в России реабилитационного центра с образовательными функциями, в основу которого положено трудовое воспитание беспризорных детей, не нова. В советское время та идея нашла отражение в широко известной «Педагогической поэме А.С. Макаренко и в поставленном по этому произведению художественном фильме «Светлый путь». Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.
Немало проблем в работе с подростками возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у «трудного» учащегося в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.
Большую проблему также представляет уличное окружение дезадаптированного подростка, которое, как правило, противодействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра. В этом может применяться широкий арсенал противодействующих средств: от предложения вместе «кайфануть», «оттянуться», до угроз и физических расправ. В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно должна происходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:
1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба, прежде всего за счет заинтересованности лидера группы.
2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни.
3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.
Общий вывод. Как показало исследование, в современной России проблема детской беспризорности имеет актуальный характер. Много детей на улице, попадают в руки криминальных сил, а то и сами создают свои преступные группы; широкое распространение получили среди детей пьянство, наркомания, проституция.
Для решения данной проблемы как защита и помощь в настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-производственных комбинатов), в частности, в таких городах, как Санкт-Петербург, Таганрог и Псков, в Парфеньевском районе Костромской области. Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеобразовательных школ, вливаются, в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относится к ним доброжелательно и на «равных».
Список литературных источников
Аверин В.А., Психология личности. СПб.: Просвещение, 2004. – 256 с.
Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Флинта, 2004. – 296 с.
Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004 - 376 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
Беличева С. А. Современное состояние превентивной политики и практики России. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. – 94 с.
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.: Сфера, 2004. – 352 с.
Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике. М.: ПЕР СЭ, 2004 – 768 с.
Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: 2001. – 322 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 440 с.
Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 572 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 2004. – 800 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2004 – 464 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 105 с.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2007. – 560 с.
Иванов А. В. Защита ребенка как педагогическое понятие. Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А. М.: 1995. – 142 с.
Куликов Л.В. Психология сознания. СПб.: Питер, 2001. – 475 с.
Лихтарников Л.А., Чеснокова. Е.Н Социально-психологическая реабилитация подростков. СПб.: Сфера, 2001. – 216 с.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192 с.
Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. Гуманистическая педагогика: Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орел: Правда, 2002. – 226 с.
Макарова Т.П., Малков С.М. Проект социальной реабилитации несовершеннолетних.//Человек. №3, 2003. – 28-39 с.
Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Сфера, 2004. – 212 с.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: ЭКСМО-пресс, 2004 – 414 с.
Нагавкина Л.С. Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. СПб.: Речь, 2004. – 418 с.
Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П.Д. М.: ИНФА-М, 2004 – 368 с.
Приказ Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 21 апреля 2000 г. N 132 в.
Психология социальной работы. Под редакцией М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 272 с.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. – 320 с.
Рыбинский Е.М. Конвенция о правах ребенка в действии. Защити меня: М.: Наука, 2000. — № 1. 146 с.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 118 с.
Савинов А. Н. Организация работы органов Социального обеспечения. М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2004 – 368с.
Семья на пороге третьего тысячелетия. Главные научные редакторы: Антонов А.И., Мацковский М.С., Мэддок Д.У., Хоган М.Д. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – 237 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГОЭТАР-МЕД, 2005 – 864 с.
Сорокумова Е.А. Возрастная психология. СПБ.: Питер, 2007. – 208 с.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 336 с.
Социальная политика. Под общей редакцией Волгина Н.А. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 480 с.
Социальная работа. Под редакцией Козлова А.А. М.: Логос, 2004. – 368 с.
Социальная психология. Под редакцией Сухова А.Н., Деркач А.А. М.: Академия, 2001. – 600 с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003 – 496 с.
Технология социальной работы. Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: 2000. – 284 с.
Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. М.: МарТ, 2003. – 352 с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
Фирсов М.В. История социальной работы. М.: Академический Проект: Трикста, 2004 – 608 с.
Фирсов М.В. Шапиров Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2005 – 192 с.
Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Академический проект, 2005 - 512 с.
Хуснутдинова З.А., Куценко Г.А., Эткина Э.И., Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. Уфа, 2004. – 412 с.
Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М.: Академический проект, 2004 – 480 с.
Шабаров П.Д. Основы наркологии. СПб.: Лань, 2005 – 452 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.
Информационная сеть Интернет:
http://www.nobodys-sun.com/
http://stud.ibi.spb.ru/154/zigaade/index.html/
http://www.kppublish.ru/
Дармодехин С.В. Семья и государство. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 114 с.

Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних. – М.: Юридический центр Пресс, 2002. - 267 с. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 104 с.

Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М.: Академический проект, 2003. - 456 с.

Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. – М.: Логос, 2004. - 318 с.

Взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп/Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - 160 с.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. №237.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) // СЗ РФ от 14 октября 2002 г., N 41, ст. 3984.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 5 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 6 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 7 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 8 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 9 с.
Там же, с. 10.
Хуснутдинова З.А., Куценко Г.А., Эткина Э.И., Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. Уфа, 2004. – 107 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 11 с.
Хуснутдинова З.А., Куценко Г.А., Эткина Э.И., Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. Уфа, 2004. – 113 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 12 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 13 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 14 с.
Хуснутдинова З.А., Куценко Г.А., Эткина Э.И., Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. Уфа, 2004. – 117 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 15 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 16 с.
Хуснутдинова З.А., Куценко Г.А., Эткина Э.И., Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. Уфа, 2004. – 123 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 17 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 18 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 19 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 20 с.
http://stud.ibi.spb.ru/154/zigaade/index.html/
http://www.nobodys-sun.com/
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 88 с.
http://stud.ibi.spb.ru/154/zigaade/index.html/
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 89 с.
Там же, с. – 90 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 113 с.
Там же, с. – 114.
Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 231 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 40 с.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 41 с.
Семья на пороге третьего тысячелетия. Главные научные редакторы: Антонов А.И., Мацковский М.С., Мэддок Д.У., Хоган М.Д. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – 201 с.
Там же, с. 202.
Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 43 с.
Там же, с. – 44.
http://www.kppublish.ru/
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 113 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 95 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 96 с.
Там же, с. 97.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 98 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 89 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 99 с.
Там же, с. 100.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 92 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 101 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 92 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 102 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 314 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 103 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 103 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 104 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 105 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 106 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 107 с.
Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М..: Сфера, 2004. – 81 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 107 с.
Там же, с. – 108.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 109 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 216 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 217 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 218-220 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 221 с.
Там же, с. 222.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 102 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 109 с.
Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 110 с.












56

1.Аверин В.А., Психология личности. СПб.: Просвещение, 2004. – 256 с.
2.Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Флинта, 2004. – 296 с.
3.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
4.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004 - 376 с.
5.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
6.Беличева С. А. Современное состояние превентивной политики и практики России. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. – 94 с.
7.Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.: Сфера, 2004. – 352 с.
8.Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике. М.: ПЕР СЭ, 2004 – 768 с.
9.Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: 2001. – 322 с.
10.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 440 с.
11.Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 572 с.
12.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 2004. – 800 с.
13.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2004 – 464 с.
14.Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПбГУ, 2002. – 105 с.
15.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2007. – 560 с.
16.Иванов А. В. Защита ребенка как педагогическое понятие. Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А. М.: 1995. – 142 с.
17.Куликов Л.В. Психология сознания. СПб.: Питер, 2001. – 475 с.
18.Лихтарников Л.А., Чеснокова. Е.Н Социально-психологическая реабилитация подростков. СПб.: Сфера, 2001. – 216 с.
19.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192 с.
20.Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. Гуманистическая педагогика: Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орел: Правда, 2002. – 226 с.
21.Макарова Т.П., Малков С.М. Проект социальной реабилитации несовершеннолетних.//Человек. №3, 2003. – 28-39 с.
22.Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Сфера, 2004. – 212 с.
23.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: ЭКСМО-пресс, 2004 – 414 с.
24.Нагавкина Л.С. Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. СПб.: Речь, 2004. – 418 с.
25.Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П.Д. М.: ИНФА-М, 2004 – 368 с.
26.Приказ Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 21 апреля 2000 г. N 132 в.
27.Психология социальной работы. Под редакцией М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
28.Социальная педагогика. Под редакцией Никитина А.В. М.: ВЛАДОС, 2004. – 272 с.
29.Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. – 320 с.
30.Рыбинский Е.М. Конвенция о правах ребенка в действии. Защити меня: М.: Наука, 2000. — № 1. 146 с.
31.Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 118 с.
32.Савинов А. Н. Организация работы органов Социального обеспечения. М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2004 – 368с.
33.Семья на пороге третьего тысячелетия. Главные научные редакторы: Антонов А.И., Мацковский М.С., Мэддок Д.У., Хоган М.Д. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – 237 с.
34.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГОЭТАР-МЕД, 2005 – 864 с.
35.Сорокумова Е.А. Возрастная психология. СПБ.: Питер, 2007. – 208 с.
36.Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 336 с.
37.Социальная политика. Под общей редакцией Волгина Н.А. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
38.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 480 с.
39.Социальная работа. Под редакцией Козлова А.А. М.: Логос, 2004. – 368 с.
40.Социальная психология. Под редакцией Сухова А.Н., Деркач А.А. М.: Академия, 2001. – 600 с.
41.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003 – 496 с.
42.Технология социальной работы. Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: 2000. – 284 с.
43.Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. М.: МарТ, 2003. – 352 с.
44.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
45.Фирсов М.В. История социальной работы. М.: Академический Проект: Трикста, 2004 – 608 с.
46.Фирсов М.В. Шапиров Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2005 – 192 с.
47.Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Академический проект, 2005 - 512 с.
48.Хуснутдинова З.А., Куценко Г.А., Эткина Э.И., Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. Уфа, 2004. – 412 с.
49.Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М.: Академический проект, 2004 – 480 с.
50.Шабаров П.Д. Основы наркологии. СПб.: Лань, 2005 – 452 с.
51.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
52.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.
Информационная сеть Интернет:
53.http://www.nobodys-sun.com/
54.http://stud.ibi.spb.ru/154/zigaade/index.html/
55.http://www.kppublish.ru/

Вопросы и ответы

Что такое беспризорные дети?

Беспризорные дети - это дети, которые не имеют постоянного проживания, либо они живут в условиях, которые не соответствуют их физическим, психологическим и социальным потребностям.

Каковы основные положения беспризорных детей в Российской Федерации?

Основные положения по беспризорным детям в России заключаются в том, что государство обязано обеспечить защиту, воспитание и развитие данных детей, а также предоставить им доступ к образованию, медицинской помощи и социальной поддержке.

Как выглядит исторический обзор основных положений беспризорности детей?

Исторический обзор основных положений беспризорности детей показывает, что данная проблема существует на протяжении долгого времени. В разные периоды истории были разработаны различные подходы к решению данной проблемы, включая создание реабилитационных центров, приютов и программ социальной реабилитации.

Какие основные положения беспризорных детей в г. Санкт-Петербурге?

В г. Санкт-Петербурге основные положения по беспризорным детям определяются законодательством Российской Федерации, в том числе на уровне муниципальных органов власти. В Санкт-Петербурге существуют различные программы и проекты по социальной работе с беспризорными детьми, включая организацию временных приютов и реабилитационных центров.

Какими выводами можно сделать по первой главе статьи?

Из первой главы статьи можно сделать вывод, что проблема беспризорных детей существует как в России, так и в г. Санкт-Петербурге. Существует историческая и современная литература по данной теме, а также разработаны основные положения и программы социальной работы с беспризорными детьми.

Что такое беспризорные дети?

Беспризорные дети - дети, которые потеряли своих родителей или были оставлены без присмотра и опеки взрослого.

Каковы основные положения беспризорных детей в Российской Федерации?

В России существует законодательство, которое регулирует положение беспризорных детей и их защиту. Основные положения включают в себя обязательное обеспечение детей жильем, питанием, медицинским обслуживанием, образованием и социальной помощью.

Какие основные положения относятся к беспризорным детям в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге существует система социальной работы с беспризорными детьми, которая включает в себя их социальную адаптацию, предоставление различных услуг, восстановление связей с семьей и обществом.