Особенности первобытно-общинного общества в Краснозерском районе
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 05.10.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Уклад жизни
Украшения
Влияние на соседей
Заключение
Литература
Она заняла частью те места, где раньше обитали пастушеские племена андроновцев (район Новосибирска), частью — земли, где раньше жили охотничьи племена (район Томска и севернее). Пришла ли она сюда из степей, сложившись в среде андроновских племен, что вероятнее всего, или лесные племена восприняли культуру степных пастушеских племен, нам пока неизвестно. Известен лишь тот факт, что ареал пастушеско-земледельческих племен в карасукское время раздвинулся далеко на север вдоль рек. Наиболее полно исследованы карасукские поселения к северу от Новосибирска — Ирмень, Красный Яр и Еловка.
На поселении Ирмень раскопаны четыре большие землянки. Это прямоугольные жилища площадью в 100—200 м2, углубленные на 100—150 см в землю. Так как разных хозяйственных отбросов больше всего находилось на кровле, впоследствии обвалившейся на пол землянки, надо полагать, что основным входом в жилище служило свето-дымовое отверстие наверху в центре кровли. Спускались в землянку по лестнице.
Хозяйство было близким к андроновскому. Основным источником существования были скот и возделанное поле. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, а овец и лошадей было в несколько раз меньше в отличие от степных районов, где число овец в стаде немногим уступало крупному рогатому скоту. [2, 64]
Охота не играла сколько-нибудь существенной роли. Кости диких животных в культурном слое составляют не более 3%, хотя поселения располагались в обильных дичью местах. Луговые земли использовались под пашню, о чем говорят находки больших ручных зернотерок.
Огромное количество остатков глиняной посуды разных форм и назначения и среди них большого числа крупных по размерам корчаг емкостью в 10—15 л указывает на развитое домашнее хозяйство, в котором в большом количестве перерабатывались молочные и растительные продукты.
Сосуды с откопанных стоянок имели разные размеры и форму: баночную, чашевидную, горшкообразную. В верхней части эти керамические изделия украшены орнаментом. Каменные изделия изготовлены на пластинах, отщепленных от камня ядрища: скребки различных типов, острия, проколки, скобели и другие. Керамику отличают искусство выделки, сложная и неповторимая система орнаментации. Все сосуды изготавливались вручную, чаще ленточным способом, керамическое тесто хорошего приготовления, в примеси прослеживается песок. Сосуды в большинстве своем чашевидных форм. Стенки их тонкие и прочные; Это свидетельствует о хорошем качестве выделки сосудов и их обжига. Высокого мастерства достигло умение наносить орнамент на глиняную посуду. Его отличают четкое композиционное построение, строгая зональность расположения элементов узора, изящество выбора орнаментальных мотивов. Нет ни одного сосуда, где бы формы и орнаментация повторялись.
В то же время существуют какие-то правила, в рамках которых действовали древние мастерицы, Анализ керамики показывает, что существовали устойчивые формы посуды, строгий набор орнаментальных признаков. Отличие керамики по поселениям определяется особым сочетанием данных признаков, Существовал костровый обжиг керамики, для этой цели могли использоваться, и очаги жилищ. Очевидно, каждая семья владела искусством изготовления глиняной посуды, приемы и навыки передавались из поколения в поколение.
Разнообразные костяные предметы и поделки, некоторые из них украшены орнаментом. Обращают на себя внимание вырезанные из кости фигурки лошади с отверстиями для подвешивания. Все они выполнены в довольно реалистической манере.
Обитатели землянок занимались изготовлением орудий, литых из бронзы и костяных, обработкой шерсти и растительного волокна, пряжей и ткачеством, на что указывают находки обломков литейных форм, костяных трепал, пряслиц, ткацких гребней и т. д. Зимой в землянках, видимо, содержали и скот.
Рис. 6. План Вахрушевского погребения и найденные в нем сосуды.
Появление в обско-томских лесах культуры карасукского степного типа надолго прервало естественный ход развития лесных охотничьих племен в этих местах. По-видимому, на протяжении всего I тыс. до н. э. здесь обитали племена с хозяйством и культурой, близкими к культуре степных и лесостепных племен Саяно-Алтая.
Рис. 7. Раннее железо
Рис. 8. Раннее железо
Со временем карасукская культура на Енисее уступает место новой, более высокой, замечательной тагарской культуре, на Алтае и в приалтай-ских степях — блестящей культуре ранних кочевников, в лесостепях по рекам Оби и Томи — большереченской культуре.
Культуры эти возникли несомненно в результате весьма сложного сочетания различных культур, и конкретный путь их сложения проследить трудно. Замечательно, что имеется бесспорная связь памятников каменноложского этапа на Енисее с памятниками баиновского этапа тагарской культуры.
Эта связь прослеживается не только в характере надмогильных сооружений и устройстве могил, где имеются идентичные варианты могильных сооружений, но особенно ярко она видна в керамике и ножах. Многие сосуды баиновского этапа по характерной яйцевидной форме и по орнаментации полностью совпадают с каменноложскими. Встречаются и сосуды на поддоне. На баиновском этапе сохраняются также коленчатые ножи — наиболее характерная черта каменноложских ножей.
В этот период люди научились делать из глины красивые сосуды с тонкими стенками, украшенные сложным геометрическим орнаментом, наносившимся на сырую глину гребенчатым штампом. Наиболее нарядные сосуды, по мнению ученых, имели магическое, религиозное назначение.
Рис. 9. Бронзовые нож и серп
Связи с Дальним Востоком действительно имеются. Они выражаются в широком распространении одинаковых бронзовых изделий, которые имеют, однако, и свои местные особенности. Эти локальные особенности важны как для уточнения хронологии карасукской культуры, так и для разрешения вопроса о ее происхождении, который в свое время вызвал оживленные дискуссии в нашей и зарубежной литературе (С. В. Киселев, Б. Карлгрен, И. Андерсон, К. Йетмар, М. Лёр).
К концу третьего тысячелетия до нашей эры в жизни населения южных районов Сибири произошли важные перемены, обусловленные переходом к металлическим орудиям труда. Ножи, топоры, шилья, иглы стали отливать из меди. Со временем люди научились изготовлять их из бронзы.
Рис. 10. Боевой топорик
Памятники эпохи ранней бронзы обнаружены археологами в Барабинской лесостепи, у устья р. Алеус, вблизи с. Крохалевка Коченевского района и в других местах. Распространение бронзовых орудий сопровождалось развитием новой отрасли хозяйства — скотоводства. Однако орудия из камня еще длительное время сохраняли важную роль в жизни людей. [3, 61]
Заключение
Таким образом, изучив исследования данного региона, можно сказать, что экономика первобытно-общинного общества в Красноозерском районе Новосибирской области носила комплексный характер, т.к. сочетала в себе охоту, рыболовство, скотоводство.
Анализ орудий эпохи поздней бронзы позволяет утверждать, что уровень исследуемого производства в Красноозерском районе был примерно на таком же уровне, как и в лесостепной Барабе. В результате многочисленных исследований получен большой и разнообразный материал, позволяющий детальнее взглянуть на пути исторического развития населения данного региона.
Литература
Вопросы истории Сибири. – Томск, Издательство Томского университета. - 1967. Вып. 3.
Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. – Н.: 1971.
Грязнов М.П. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане «Советская археология», т. XVI, М.—Л., 1952.
Рыгдыло Э.Р. Заметки о карасукских памятниках из окрестностей Красноярска. «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып 60 - 1955, стр. 129—134.
Xлобыстина М.Д. Бронзовые изделия Хакасско-Минусинской котловины и развитие карасукской культуры. - Л., 1963.
Экономика и обществ строй древних и средневековых племен Западной Сибири. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989.
Экономика Сибири. Раздел 1. – Н.: 1996.
1
1.Вопросы истории Сибири. – Томск, Издательство Томского университета. - 1967. Вып. 3.
2.Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. – Н.: 1971.
3.Грязнов М.П. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане «Советская археология», т. XVI, М.—Л., 1952.
4.Рыгдыло Э.Р. Заметки о карасукских памятниках из окрестностей Крас¬ноярска. «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып 60 - 1955, стр. 129—134.
5.Xлобыстина М.Д. Бронзовые изделия Хакасско-Минусинской котловины и развитие карасукской культуры. - Л., 1963.
6.Экономика и обществ строй древних и средневековых племен Западной Сибири. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989.
7.Экономика Сибири. Раздел 1. – Н.: 1996.
Вопросы и ответы
Какие особенности были характерны для первобытно-общинного общества в Краснозерском районе?
Первобытно-общинное общество в Краснозерском районе было охотничье-собирательским и пастушеским. Племена андроновцев и охотничьи племена жили в этом районе. Они имели свои уклад жизни, особые украшения и влияли на своих соседей.
Какие уклад жизни существовали у первобытно-общинного общества в Краснозерском районе?
У первобытно-общинного общества в Краснозерском районе существовали различные уклады жизни. Охотничьи племена вели кочевой образ жизни, охотились, собирали дикорастущие растения и жили в палатках. Племена андроновцев занимались скотоводством и пастбищным земледелием. У каждого племени были свои особенности и традиции в укладе жизни.
Какие украшения использовали первобытные общества Краснозерского района?
Первобытные общества Краснозерского района использовали различные украшения. Это могли быть ожерелья из камней, ракушек и костей животных, браслеты, серьги, кольца и другие предметы из драгоценных и полудрагоценных камней. Украшения были не только элементом красоты, но и имели ритуальное и символическое значение.
Какое влияние оказывали первобытные общества Краснозерского района на своих соседей?
Первобытные общества Краснозерского района оказывали влияние на своих соседей в различных сферах. Охотничьи племена могли передавать свои знания и техники охоты другим племенам, а также участвовать в торговых отношениях. Племена андроновцев, занимаясь скотоводством, могли влиять на образ жизни и хозяйственную деятельность соседних племен.
Какие источники информации о первобытно-общинном обществе в Краснозерском районе известны?
Источники информации о первобытно-общинном обществе в Краснозерском районе ограничены. Некоторые данные были получены из археологических раскопок и изучения найденных артефактов. Есть также некоторые сведения из устных преданий и этнографических исследований. Однако, пока еще многое остается неизвестным и требует дальнейших исследований.
Какие были особенности первобытно-общинного общества в Краснозерском районе?
Первобытно-общинное общество в Краснозерском районе было отлично отличается от современной формы общества. В нем существовала община, основанная на общем владении землей и общей трудовой деятельности. Люди жили в племенах, управляемых старейшинами. Основное занятие было охота и собирательство.
Какие виды украшений использовались в первобытно-общинном обществе в Краснозерском районе?
В первобытно-общинном обществе в Краснозерском районе использовались различные виды украшений. Это были украшения из камня, кости, шелка и дерева. Люди носили ожерелья, браслеты, кольца и пирсинг.
Как первобытно-общинное общество в Краснозерском районе влияло на соседей?
Первобытно-общинное общество в Краснозерском районе влияло на своих соседей в разных аспектах. Они обменивались товарами и ресурсами, объединялись вместе для охоты и защиты от врагов. Однако, могли возникать конфликты и соперничество между племенами.
Из каких источников известны особенности первобытно-общинного общества в Краснозерском районе?
Источниками для изучения особенностей первобытно-общинного общества в Краснозерском районе являются археологические находки, письменные источники и устные предания предков. Кроме того, проводятся исследования социокультурного контекста и сравнение с другими первобытными обществами.