Права человека в средние века.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное право
  • 33 33 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 24.06.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Общие понятия о развитии права в Средние века: субъекты частного права в средневековой Руси. Правоспособность как показатель роли человека в обществе
1.1. Процесс становления права в средневековой Руси
1.2. «Русская правда» как источник знаний о правах различных категорий населения в средневековой Руси
Глава 2. Развитие частного права в Средние века в Европе
2.1. Первые правовые западноевропейские средневековые школы
2.2. Великая хартия вольностей как значимый этап в развитии прав человека в Англии
2.3. Изменения взглядов на права человека в эпоху Возрождения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако и в этом вопросе бароны сумели выговорить себе отдельные уступки. Среди этих общих статей Великой Хартии вольностей есть две статьи, которые явно противоречат сложившейся судебной системе, изымая из-под ее действия представителей баронства. Это — статья 21, которая в противовес 20 статье запрещала королю налагать штраф на графов и баронов без решения их пэров, то есть сословного суда, тогда как все прочие свободные люди штрафовались по решению обычного суда, основанному на показаниях присяжных (ст. 20); и статья 34, которая запрещала королевское вмешательство в дела феодальных курий при помощи приказа Praecipe. Хотя в этой статье, как и в 39-й, речь идет о правах «всякого свободного человека», но так как владельцам судебной курии в действительности мог быть только феодал и притом обычно крупный, то очевидно, что эта статья отражала интересы баронства.
Следует отметить факт подстановки понятия «свободный человек» вместо понятия барон в 34 и 39 статьях, который едва ли можно объяснить случайностью или небрежностью составителей Хартии. Скорее в этой подстановке следует видеть сознательную маскировку баронами их наиболее реакционных требований.
Таким образом, рассматривая Великую Хартию вольностей с точки зрения отраженных в ней социальных тенденций, можно сделать следующие общие выводы:
1. Она представляет собой документ чисто феодальный, основанный на принципе «исключения вилланства» и подтверждающий бесправие последнего.
2. В ней, безусловно, превалируют экономические и политические интересы баронства, нашедшие свое наиболее полное выражение в ее так называемых конституционных статьях, которые носят, несомненно, феодально-реакционный характер, так как в конечном итоге направлены на подрыв достигнутого уровня государственной централизации в интересах наиболее реакционных элементов господствующего класса.
3. Интересы других свободных слоев населения представлены в Великой Хартии гораздо слабее и бледнее, причем наиболее ясное и полное выражение они нашли в ее судебно-административных статьях. Эти последние в то же время отражают наиболее прогрессивные тенденции в развитии английского феодального государства того времени.
Великая Хартия вольностей — противоречивый документ. Она очень наглядно отразила противоречия, существовавшие в начале XIII века внутри господствующего класса Англии, и явилась результатом широкого соглашения, завершившего политический конфликт, происходивший между баронством, рыцарством и главой феодального государства — королем. В силу ее внутренней противоречивости Великую Хартию в целом нельзя рассматривать ни как документ феодальной реакции, ни как документ с исключительно прогрессивными тенденциями. В ней переплетается и то, и другое.
Следует, однако, заметить, что если в 1215 году на первый план выступали ее наиболее реакционные черты, то при дальнейших неоднократных подтверждениях Великой Хартии вольностей в XIII веке эти реакционные конституционные статьи постепенно исчезли из нее, тогда как многие статьи, касающиеся суда и администрации, не только сохранились в тексте Хартии, но неоднократно подтверждались статутами ХIII века и вошли в фонд «общего права». Очевидно, эти статьи в силу своей прогрессивности оказались наиболее нужными и жизнеспособными, тогда как политические идеалы баронства, враждебные не только короне, но и низшим слоям господствующего класса, а также горожанам и верхушке свободного крестьянства, оказались нереальными и никогда не были осуществлены на практике.


2.3. Изменения взглядов на права человека в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения произошли значительные изменения в области права, связанные с эволюцией философской картины мира, трансформацией взгляда на роль человека в мире и обществе.
Эпоха Возрождения обозначила «факт воскрешения, возобновления в духовной культуре тех выдающихся достижений античной цивилизации, которые были утрачены в эпоху средневековья».
В эпоху Возрождения философы и мыслители выдвинули два главных ориентира, касающихся соотношения «человек – мир»:
равноправие небесного и земного миров для человека как принадлежащего обоим универсумам;
культ творческой деятельности, способствующий обеспечению единства природы и культуры, возводящий человека в ранг творца, являющегося продолжением и завершением Божественного творения.
Господствовавший в эпоху Возрождения антропоцентрический гуманизм провозгласил человека венцом мироздания и преобразователем Вселенной. В целом, «антропоцентрический гуманизм можно определить как исходный мировоззренческий принцип антропологической картины мира, точкой отсчёта в которой является человек, объединяющий рациональный и образно-эмоциональный способы упорядочения целостности Вселенной».
Особенно стоит отметить труды гуманиста Леонардо Бруни. Леонардо Бруни пошёл по пути, противоположном тому, что был намечен Франческо Петраркой и Колюччо Салютати. В картине мира, предложенной Леонардо Бруни большое значение имеет гражданский и политически действенный гуманизм. Соответственно, Бруни была близка концепция человека Аристотеля, суть которого заключалась в понимании человека как «животного политического», и без общественного и гражданского плана невозможно себе представить проявление человека в структуре мироздания. «Бруни убежден, что значение «созерцания» было слишком преувеличено и по большей части деформировано. Важен не созерцаемый объект, а человек думающий и действующий. «Высшее благо», о котором говорится в «Никомаховой этике», это то, что не просто хорошо как абстракция или, во всяком случае, как трансцендентное по отношению к человеку, но «хорошо именно для человека, это благо, является конкретной реализацией добродетели, и как таковым, счастьем».
В этих условиях «римское право в его первоначальном виде зачастую представлялось более предпочтительным, чем наслоения, которым оно подверглось в результате творчества средневековых юристов. Если идеология эпохи Ренессанса вообще характеризуется значительным увлечением памятниками классической древности, — пишет О. С. Иоффе, — то это тем более понятно для идеологии юристов, усматривавших в классическом римском праве вполне пригодную правовую систему для опосредствования новых экономических отношений». Именно поэтому в юридической науке «зародилось стремление оторваться от всяческих глосс и толкований, вернуться к самим источникам и изучить их в связи с той живой действительностью, которая их создала».
Центральной идеей эпохи Возрождения стал гуманизм, который означал «признание самодовлеющей значимости, неувядаемого достоинства человека, всего богатства творческих проявлений индивида в качестве высшего жизненного блага»; сердцевиной комплекса социально-философских взглядов Возрождения сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья».
Благодаря гуманизму началось формирование прогрессивных правовых концепций, суть которых заключалась в том, что общество необходимо строить на началах индивидуальной свободы и равенства людей как граждан этого общества.
Требование равенства привело также к появлению политико-правовых теорий утопического социализма («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы), абсолютизировавших равенство и обосновывающих построение «идеальных государств», в которых уничтожаются частная собственность, товарно-денежные отношения, вводится обязательный производительный физический труд, скрупулезная регламентация жизни граждан, коллективистские начала в организации труда, досуга, быта людей.
Важно заметить, что идея всеобщего равенства людей, зародившаяся ещё в древности, получившая новое развитие в эпоху Возрождения, продолжала свой процесс развития в разных формах и разных направлениях.
В контексте истории прав человека следует отметить определенную содержательную связь, логику преемственности и момент развития в цепочке таких, в частности, актов, как английские Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Habeas Corpus Act (1679 г.), Билль о правах (1689 г.); американские Декларация прав Вирджинии (12 июня 1776 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (4 июля 1776 г.), Конституция США (1787 г.), Билль о правах (1789—1791 гг.); французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), международные пакты о правах человека.

Заключение

Можно заключить, что в Средние века происходил процесс формирования права. Процесс становления и развития средневекового права в целом включает в себя такую важную составляющую, как формирование субъективных прав и обязанностей в обществе. Раннее средневековое право не имело деления на частное и публичное. Важно заметить, что средневековое право по своему характеру представляло собой преимущественно право группы, право какой-либо общины. Соответственно, говорить об идее субъективного права как основы построения права не приходится на раннем этапе Средневековья. Иными словами, права и обязанности субъекта права на начальных этапах построения права можно сопоставить с правами и обязанностями группы. Если соотнести права группы и права индивида в эпоху раннего Средневековья, то окажется, что права группы будут более значимы, чем права индивида. Это относится как к правовой системе Руси, так и многих европейских стран.
Кроме того, на взгляды относительно прав человека в обществе значительное влияние оказывала христианская этика и идеология, которая постулировала внутреннюю свободу духа, однако отрицала эгоцентризм и антропоцентризм.
Правоспособность человека в Средние века в первую очередь определялась его положением в обществе. Если человек принадлежал к привилегированному сословию, то он пользовался большим комплексом прав. Из важнейших прав стоит отметить право на собственность, которое тщательно охранялось государством.
Одними из наиболее известных и показательных памятников права являются такие источники, как «Русская правда» и Великая хартия вольностей. В них наиболее полно отражены права, которыми пользовались те или иные сословия в Средние века.

Список литературы

Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. - М., 1999.
Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1986.
Иоффе О.С. Цивилистическая доктрина феодализма // Избранные труды по гражданскому праву. - М., 2000.
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. - М., 1986.
История политических учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. - М., 2002.
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 2002.
Лукашина А. Положение лично свободного населения по юридическим нормам древнерусского законодательства./Электронный ресурс// http://epistema.ucoz.ru/
Мальцев Г.В. О происхождении и ранних формах права и государства. – М., 2000.
Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в XI – XIV вв. – М., 2003.
Покровский С.А. Общественный строй Древнерусского государства. – М., 1970.
Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1978.
Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2002./Электронный ресурс// http://www.pravo.vuzlib.net/.
Прудников М.Н. История государства и права и судопроизводства зарубежных стран. – М., 2007.
Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XVI—XIX веков. - М., 1996.
Соловьёв С.М. История России. – М., 1991.
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info/
Энциклопедия «Википедия»// http://ru.wikipedia.org/






Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в XI – XIV вв. – М., 2003. С. 135.
Там же.
Цит. по: Мальцев Г.В. О происхождении и ранних формах права и государства. – М., 2000. С. 4.
См.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1978.
Момотов В.В. Указ. соч. С. 136.
Момотов В.В. Указ. соч. С. 137.
Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1986. С. 6
Момотов В.В. Указ. соч. С. 141.
Покровский С.А. Общественный строй Древнерусского государства. – М., 1970. С. 166.
Соловьёв С.М. История России. – М., 1991. Т. 26. Кн. 6. С. 126.
Момотов В.В. Указ. соч. С. 152.
Лукашина А. Положение лично свободного населения по юридическим нормам древнерусского законодательства./Электронный ресурс// http://epistema.ucoz.ru/
Лукашина А. Указ. соч.
Там же.
Лукашина А. Указ. соч.
Там же.
Там же.
Там же.
Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2002./Электронный ресурс// http://www.pravo.vuzlib.net/
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. - М., 1986. С. 24.
История политических учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. - М., 2002. С. 79.
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 2002. С. 90
Энциклопедия «Википедия»// http://ru.wikipedia.org/
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. - М., 1986. С. 54
Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. - М., 1999. С. 42.
Алексеев С.С. Указ. соч. С. 42.
Покровский И. А. История римского права. - СПб., 1998. С. 260—261.
Прудников М.Н. История государства и права и судопроизводства зарубежных стран. – М., 2007. С. 98.
Там же. С. 101.
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info/
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info
Там же.
Там же.
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info
Там же.
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info
Там же.
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. - М., 1986. С. 254—255.
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
Там же.
Иоффе О.С. Цивилистическая доктрина феодализма // Избранные труды по гражданскому праву. - М., 2000. С. 48; Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998. С. 263.
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. - М., 1986. С. 256-259.
Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XVI—XIX веков. - М., 1996. С. 128—129.
Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2002./Электронный ресурс// http://www.pravo.vuzlib.net/












20

Список литературы

1.Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. - М., 1999.
2.Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1986.
3.Иоффе О.С. Цивилистическая доктрина феодализма // Избранные труды по гражданскому праву. - М., 2000.
4.История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. - М., 1986.
5.История политических учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. - М., 2002.
6.История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 2002.
7.Лукашина А. Положение лично свободного населения по юридическим нормам древнерусского законодательства./Электронный ресурс// http://epistema.ucoz.ru/
8.Мальцев Г.В. О происхождении и ранних формах права и государства. – М., 2000.
9.Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в XI – XIV вв. – М., 2003.
10.Покровский С.А. Общественный строй Древнерусского государства. – М., 1970.
11.Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998.
12.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1978.
13.Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2002./Электронный ресурс// http://www.pravo.vuzlib.net/.
14.Прудников М.Н. История государства и права и судопроизводства зарубежных стран. – М., 2007.
15.Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XVI—XIX веков. - М., 1996.
16.Соловьёв С.М. История России. – М., 1991.
17.Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
18.Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961./Электронный ресурс// http://www.vostlit.info/
19.Энциклопедия «Википедия»// http://ru.wikipedia.org/

Вопросы и ответы

Как развивалось право в средневековой Руси?

Право в средневековой Руси развивалось постепенно и проходило через несколько этапов. Сначала право основывалось на обычаях и традициях, а затем начали появляться первые законодательные акты, такие как «Русская правда». Постепенно формировались и развивались субъекты частного права, которые имели определенную правоспособность.

Кто были субъектами частного права в средневековой Руси?

Субъектами частного права в средневековой Руси были различные категории населения, такие как князья, бояре, купцы, крестьяне и др. Каждая категория имела свои особенности и правоспособность, определяющую их роль в обществе и их права и обязанности.

Что такое правоспособность и как она связана с ролью человека в обществе?

Правоспособность - это способность человека иметь права и обязанности. Она связана с ролью человека в обществе, так как определяет его положение и возможности. Например, правоспособность князей и бояр была выше, чем у крестьян. Правоспособность отражает иерархию и социальную структуру общества в средневековой Руси.

Что представляет собой «Русская правда» и какой роль у нее в правовой системе средневековой Руси?

«Русская правда» - это первый сборник законов и норм, который стал одним из основных источников права в средневековой Руси. Она содержала положения о правах и обязанностях различных категорий населения, а также о порядке рассмотрения правовых споров. «Русская правда» играла важную роль в правовой системе, содействуя развитию права и его унификации.

Какие первые правовые школы появились в западноевропейских странах в средние века?

В западноевропейских странах в средние века появились такие первые правовые школы, как болонская и парижская. Болонская правовая школа была одной из первых и известных своими учеными-юристами, которые изучали и разрабатывали римское право. Парижская правовая школа также была одной из ведущих в то время и занималась изучением канонического права.

Как происходил процесс становления права в средневековой Руси?

Процесс становления права в средневековой Руси был длительным и сложным. В начале Средневековья на Руси существовали обычаи и воззрения, которые регулировали отношения между людьми. Постепенно появлялись первые письменные законы, такие как "Русская правда", которые стали основой для формирования судебной системы и права в целом.

Какова роль "Русской правды" в средневековой Руси?

"Русская правда" играла важную роль в средневековой Руси, так как она была одним из первых письменных законов. Она являлась источником знаний о правах различных категорий населения, определяла права и обязанности граждан, а также устанавливала порядок разрешения споров и наказания за совершение преступлений. "Русская правда" была важным шагом в процессе развития права на Руси.

Какие были первые правовые школы в Западной Европе в средние века?

В Западной Европе в средние века появились первые правовые школы, которые занимались изучением и развитием права. Одной из таких школ была Болонская правовая школа, основанная в XI веке. Там обучались студенты со всей Европы и изучали римское право. Кроме того, была создана и Парижская правовая школа, которая также занималась изучением римского права и влияла на развитие права в Западной Европе.