Изучение психологической готовности женщин к беременности
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 20.09.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИН К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕРИОДА БЕРЕМЕННОСТИ
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИН К БЕРЕМЕННОСТИ
2.1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИН К БЕРЕМЕННОСТИ
2.2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИН К БЕРЕМЕННОСТИ
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В основе этого лежит факт существования определенных норм в отношениях с другим человеком (мужем, родителями) и как стремление следовать им. Женщина переживает свою относительную зависимость от других людей.
Уверенная зрелость. Здесь выделяют две стороны: первая – субъективная, опосредована особенностями физиологической адаптации к новому состоянию – беременности, и вторая – субъективная определяемая условиями внешней среды. Это уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение женщины, его эффективное взаимодействие со средой и успешную жизнедеятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием уверенной зрелости можно считать уровень внутреннего психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.
Корреляционный анализ
Таблица №5
О Г Э Т Д 1 О -0,10146 1 Г 0,03768 -0,60566 1 Э 0,158661 -0,1163 -0,02215 1 Т 0,319138 -0,39832 0,266403 -0,40274 1 Д -0,03261 -0,19744 -0,08425 -0,10262 0,106933 1 Аутоаналитиче-ский опросник 0,272372 0,122052 0,059874 -0,39868 0,082693 -0,19713
На таблице № 5 представлен корреляционный анализ данных, полученных в ходе исследования, который показал связь на уровне р<0,01, по значению оценки отношения к беременности, обратную зависимостью с значениями по данной методике между гипогнозическим типом и оптимальным типом ( -0,60566).
связь на уровне р<0,05, по значению оценки отношения к беременности обратную зависимостью с значениями по данной методике между тревожным типом и оптимальным типом (-0,39832), а также между тревожным типом и эйфорическим типом (--0,40274).
Данные результаты можно интерпретировать как оценка различий в связи с психологической готовностью к беременности у различных типов женщин и последующим поведением их в период беременности и материнства. Это часто сочетается с чрезмерным уровнем притязаний женщины к близким людям, к качествам будущего ребенка, с легковесным или наоборот пугающим отношением к предстоящим родам, кормлению ребенка грудью. В то же время они тревожатся о том, как воспринимают ее беременность посторонние, что может свидетельствовать о расширении у женщины различных эмоциональных состояний.
3.4. Обсуждение результатов
На основе результатов исследования отношение к беременности можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.
Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный ШКГД.
Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический тревожный типы ПКГД, но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Таким образом, данное исследование позволяет определять психологическую готовность к беременности, выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи.
Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой гипогалактии – недостатка грудного молока, послеродовых невротических и психических расстройств. Изменения результатов тестирования, проведенного до начала беременности и по ее завершении, можно использовать для оценки эффективности данной работы.
Простота использования определения психологической готовности к беременности дает возможность внедрения в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами, психологами. Выявив выраженные нарушения у беременных женщин, они могут рекомендовать им обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту. Это будет способствовать ранней диагностике нервно-психических расстройств у беременных. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триместрах беременности. С целью определения эффективности курсов дородовой подготовки можно также применять тест определения типа ПКГД до начала проведения курса и после его завершения (48, с 112).
Тест также позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые в тот период были наиболее значимы для женщины и отразились в дальнейшем на ее отношениях с ребенком и его отцом.
Заключение
Представленный краткий обзор современного состояния исследований в области психологии материнства позволяет заключить, что существует целый ряд направлений изучения данного явления. Обширность направлений исследований (медицинские, этологические, физиологические, культурно-исторические, социологические, психологические, среди которых – психоаналитические, психотерапевтические, личностно ориентированные, сравнительно-психологические, психолого-педагогические и т.п.) и аспектов материнства и психологической готовности к этому периоду, затрагиваемых в них (феноменология, психофизиология, филогенез, онтогенез и т.п.), говорят о большом интересе исследователей и востребованности этой темы в современной науке и практике.
Общие выводы
1) Образование полноценной семьи – довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования. Самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является период беременности и родов. С этой точки зрения психологическая готовность будущей матери, определяется и психологическая адаптация супругов к условиям совместного проживания и индивидуально-личностным особенностям друг друга, формирование внутрисемейных отношений, сближение привычек, представлений, ценностей молодых супругов и других членов семьи.
2) Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе также свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских функций в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенностей когнитивной и эмоциональной сфер, качества привязанности, особенностей переживания успеха и неудачи при достижении цели). Следует отметить, что в последнее время появляется все больше работ, где авторы обращаются к традиционным российским представлениям о материнстве и детстве.
3) В период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется образ ребенка, который включается в самосознание беременной. Исследования, показали, что образ ребенка, возникающий в воображении матери, в ходе беременности закономерно изменяется. Имеются две тенденции – движение к все большей реалистичности и к обобщенности образа.
В заключении следует сказать, что существует мнение, и оно подкрепляется выводами весьма крупных авторитетов, - что первые материнские чувства зарождаются у девочек в очень раннем возрасте, когда они играют в куклы. С точки зрения психологической чувства, зарождающиеся у девочки, играющей в куклы, и чувства, какие молодая мать испытывает к своему ребенку, не имеют ничего общего. Если девочка, играющая в куклы, подражает своей матери, то мать, заботящаяся о своем ребенке, отождествляет себя с ним. Плод, развивающийся в чреве матери, на протяжении многих месяцев вообще является частью тела матери и не может быть представлен в отрыве от него. Появившийся на свет ребенок также не может быть тотчас изолирован от матери или хотя бы от женщины, способной заменить ему мать. Минуты кормления, когда мать нежно прижимает к себе хрупкое тельце ребенка, долгие часы уединения тоже есть не что иное, как продолжение единства матери и ребенка, зародившееся между ними, когда ребенок еще находился в ее чреве. Наконец, изменения, происходящие в организме беременной женщины, изменения, продолжающиеся в ней и после рождения ребенка,- это также следствие единства ребенка и матери.
Именно из внутреннего единства матери и ребенка у женщины возникают первые собственно материнские чувства, из которых главнейшее – забота о ребенке. Это чувство не осознанное, как полагают некоторые, а скорее инстинктивное, присущее всему живому на земле.
Список используемой литературы
Абрамова Г. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. – 768 с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. Деловая книга, 2004 – 624 с.
Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под редакцией Силяевой Е.Г. М.: Академия, 2004. – 192 с.
Дементьева И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М.: Знание, 2000. – 122 с.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. Минск: ТетраСистемс, 2001. – 412 с.
Куликов Л.В. Психология сознания. СПб.: Питер, 2001. – 475 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2005 – 464с.
Кошкин К.А. Семейная психотерапия. Диагностика и системные модели. М.: Апрель-ЭКСМО, 2005. – 412 с.
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006. – 432 с.
Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. М.; Наука, 2004. – 426 с.
Лидерс А. Г., Минеева О. А. Лексика для описания семьи в психосемантическом исследовании. Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. с. 3-19.
Лодкина Т.В. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192с.
Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 304с.
Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопросы психологии. №5, М. 2000 с. 18-28.
Могилевская Г.Л. Семейный климат. М.: Наука 2000. – 215 с.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Мастерство, 2004 – 214 с.
Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной Российской семьи»: в 3 т. – М.: 2003.
Минеева О. А., Лидерс А. Г. Имплицитные теории семьи. Семейная психология и семейная терапия. М.: МГУ, 2004. № 3. – с. 86.
Михайленко Е.Т. Физиологической акушерство. Киев: Высшая школа, 2004. – 602 с.
Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии. Семейная психотерапия: хрестоматия. Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В.Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2004. – 456 с.
Общая врачебная практика. Под редакцией проф. Симбирцева С.А. и проф. Гурина Н.Н. № 2. СПб.: Лига, 2005. – 496 с.
Психология семейных отношений. Сост. М. В. Семкина. Чита: ЧГУ, 2004. – 422 с.
Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Пантелеев С.Р. Самоотношение. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, БахраХ-М, 2007. – 672 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Сфера, 2002. – 356 с.
Психология семьи: хрестоматия. Под редакцией. Д.Я. Райгородского. Самара: БахраХ-М, 2006. – 652 с.
Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
Психология здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М., Куббинс Л., Мещеркина Е., Писклакова М. Окно в русскую частную жизнь. М.: Академия, 2004. – 272 с.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю.Минск: Харвест, 2004 – 800 с.
Семейно – бытовая культура. Под редакцией Водзинского А.П. Минск: ТетраСистемс, 2004. – 146 с.
. Сорокина Т.Т. Роды и психика. Практическое руководство. Минск: Новое знание, 2003. – 352 с.
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса…М., 2001.
Трибс Е.Е. Здоровье женщины. М.: Владос-пресс, 2005. – 239 с.
Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания: спецкурс. М.: Знание, 2004 – 212 с.
Харчев А.Г. Изменение положения женщины и семья. М.: Наука, 1977. – 214 с.
Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2004 – 208 с.
Целуйко В.М. Психология семейных отношений. М.: Владос, 2004. – 288 с.
Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Сфера, 2004. – 484 с.
Человек: анатомия, физиология и психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. Под редакцией Батуева А.С., Ильина Е.П., Соколовой Л.В. СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
Филиппова Г.Г. Материнство и его основные аспекты в психологии.// Вопросы психологии. №2, М. 2001 с. 22-36.
Фрейджер. Р.Фейдимен Д. Личность. Спб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с.
Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2004. – 344 с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-ЭКСМО, 2004. – 512 с.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
Экспериментальная психология. Пол редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Приложения
Приложение № 1.
1) Тест отношений беременной
Инструкция: «Просим вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее ваше состояние».
А
I 1 Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна
2 Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна
3 С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении
4 В основном, мне приятно сознавать, что я беременна
5 Я очень расстроена тем, что беременна II 1 Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни
2 Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать
3 Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни
4 Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной
5 Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам III 1 Я стараюсь вообще не думать пи о беременности, ни о предстоящих родах
2 Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь
3 Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними
4 Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе
5 Я думаю о родах, как о предстоящем празднике
Б
I 1 Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери
2 Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью
3 Я не задумываюсь о предстоящем материнстве
4 Я уверена, что стану прекрасной матерью
5 Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью II 1 Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним
2 Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю
3 Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать
4 Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю
5 Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого III 1 Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью
2 Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью
3 Я думаю, что буду кормить ребенка грудью
4 Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью
5 Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью
В
I 1 Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней и глазах отца моего ребенка
2 Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка
3 Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне
4 Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне
5 Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка II 1 Большинство близких мне людей разделяют мою радость но поводу беременности, и мне хорошо с ними
2 Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении
3 Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились
4 Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей
5 Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит III 1 Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают что я «в положении»
2 Мне немного не по себе, когда окружающие замечают что я «в положении»
3 Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
4 Мне наплевать, замечают окружающие или пет, что я «в положении»
5 Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»
Приложение 2
Аутоаналитический опросник здоровой личности (В. А. Ананьев)
Текст опросника
1. Вы отваживаетесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так.
2. Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью.
3. Вы сами, без подсказок, знаете, что для вас хорошо, а что плохо.
4. При принятии решений вы во многом доверяете интуиции.
5. Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими.
6. Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность.
7. Вы предпочитаете преодолевать собственные вершины, а не карабкаться на чужие.
8. Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске новых путей общения с миром.
9. Вы знаете, что свобода – это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств состояние.
10. Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря.
11. Вы ощущаете, что ведомы высшей силой и чувствуете себя ее частью.
12. Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим.
13. У вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной во время испытаний и лишений
14. Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены, и их не надо бояться.
15. Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия.
16. Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен.
17. Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину.
18. Вы стараетесь поступать так, как подсказывает вам ваша совесть.
19. Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты.
20. Вы умеете проигрывать, принимать поражения и разочарования без жалоб и злости.
21. Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности.
22. Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете.
23. Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности.
24. Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от вас.
25. Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения.
26. Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями.
27. Вы не теряете чувства юмора ни при каких обстоятельствах.
28. Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью.
29. Проблемы, на которых вы сфокусированы, лежат вне вас.
30. Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя и видите его недостатки.
31. Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете стереотипам.
32. Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать.
33. Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло.
34. Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была.
35. Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела.
36. Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно.
37. Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам.
38. Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением.
39. Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь.
40. Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной.
2
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. Деловая книга, 2004 – 624 с.
3.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
4.Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
5.Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под редакцией Силяевой Е.Г. М.: Академия, 2004. – 192 с.
6.Дементьева И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М.: Знание, 2000. – 122 с.
7.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. Минск: ТетраСистемс, 2001. – 412 с.
8.Куликов Л.В. Психология сознания. СПб.: Питер, 2001. – 475 с.
9.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2005 – 464с.
10.Кошкин К.А. Семейная психотерапия. Диагностика и системные модели. М.: Апрель-ЭКСМО, 2005. – 412 с.
11.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006. – 432 с.
12.Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. М.; Наука, 2004. – 426 с.
13.Лидерс А. Г., Минеева О. А. Лексика для описания семьи в психосемантическом исследовании. Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. с. 3-19.
14.Лодкина Т.В. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192с.
15.Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 304с.
16.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопросы психологии. №5, М. 2000 с. 18-28.
17.Могилевская Г.Л. Семейный климат. М.: Наука 2000. – 215 с.
18.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Мастерство, 2004 – 214 с.
19.Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной Российской семьи»: в 3 т. – М.: 2003.
20.Минеева О. А., Лидерс А. Г. Имплицитные теории семьи. Семейная психология и семейная терапия. М.: МГУ, 2004. № 3. – с. 86.
21.Михайленко Е.Т. Физиологической акушерство. Киев: Высшая школа, 2004. – 602 с.
22.Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии. Семейная психотерапия: хрестоматия. Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В.Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2004. – 456 с.
23.Общая врачебная практика. Под редакцией проф. Симбирцева С.А. и проф. Гурина Н.Н. № 2. СПб.: Лига, 2005. – 496 с.
24.Психология семейных отношений. Сост. М. В. Семкина. Чита: ЧГУ, 2004. – 422 с.
25.Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
26.Пантелеев С.Р. Самоотношение. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, БахраХ-М, 2007. – 672 с.
27.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Сфера, 2002. – 356 с.
28.Психология семьи: хрестоматия. Под редакцией. Д.Я. Райгородского. Самара: БахраХ-М, 2006. – 652 с.
29.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
30.Психология здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
31.Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М., Куббинс Л., Мещеркина Е., Писклакова М. Окно в русскую частную жизнь. М.: Академия, 2004. – 272 с.
32.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
33.Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю.Минск: Харвест, 2004 – 800 с.
34.Семейно – бытовая культура. Под редакцией Водзинского А.П. Минск: ТетраСистемс, 2004. – 146 с.
35.. Сорокина Т.Т. Роды и психика. Практическое руководство. Минск: Новое знание, 2003. – 352 с.
36.Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса…М., 2001.
37.Трибс Е.Е. Здоровье женщины. М.: Владос-пресс, 2005. – 239 с.
38.Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания: спецкурс. М.: Знание, 2004 – 212 с.
39.Харчев А.Г. Изменение положения женщины и семья. М.: Наука, 1977. – 214 с.
40.Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2004 – 208 с.
41.Целуйко В.М. Психология семейных отношений. М.: Владос, 2004. – 288 с.
42.Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Сфера, 2004. – 484 с.
43.Человек: анатомия, физиология и психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. Под редакцией Батуева А.С., Ильина Е.П., Соколовой Л.В. СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
44.Филиппова Г.Г. Материнство и его основные аспекты в психологии.// Вопросы психологии. №2, М. 2001 с. 22-36.
45.Фрейджер. Р.Фейдимен Д. Личность. Спб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с.
46.Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2004. – 344 с.
47.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-ЭКСМО, 2004. – 512 с.
48.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
49.Экспериментальная психология. Пол редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные положения периода беременности изучены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи рассматривается сущность и основные положения периода беременности. Автором подробно анализируется физиологические и психологические аспекты данного периода, а также влияние беременности на личность женщин.
Как меняется личность женщины в период беременности?
По результатам исследований, проведенных автором статьи, установлено, что в период беременности происходят значительные психологические изменения в личности женщины. Они связаны с физиологическими и гормональными изменениями, а также с переосмыслением жизненных ценностей, целей и приоритетов.
Как исследуется психологическая готовность женщин к беременности?
В статье рассматриваются различные подходы и методы изучения психологической готовности женщин к беременности. Одни исследователи используют методы интервьюирования и анкетирования, другие проводят наблюдение и анализ поведения женщин перед и во время беременности. А также применяются психологические тесты и масштабы для измерения психического состояния женщин.
Как влияет семья и окружающая среда на психологическую готовность женщин к беременности?
В главе 2 статьи подробно рассматривается влияние семьи и окружающей среды на психологическую готовность женщин к беременности. Установлено, что семейная поддержка и позитивное окружение способствуют повышению уровня психологической готовности женщин к беременности, а отрицательное окружение и отсутствие поддержки могут привести к негативным последствиям.
Что еще будет предметом исследования в главе 3 статьи?
Глава 3 статьи посвящена экспериментальному исследованию психологической готовности женщин к беременности. Автор планирует провести ряд экспериментов, чтобы выявить особенности осознания и принятия женщинами беременности, а также оценить влияние различных факторов на их психическое состояние.
Какая роль играет психологическая готовность женщин к беременности?
Психологическая готовность женщин к беременности играет важную роль, так как она влияет на эмоциональное и психическое состояние женщины в течение всего периода беременности. Недостаток психологической готовности может привести к стрессам, тревожности и депрессии у женщины.
Какие изменения происходят в личности женщин в период беременности?
В период беременности женщины часто испытывают эмоциональные, физические и социальные изменения. Они могут столкнуться с различными настроениями, изменениями аппетита, ощущать усталость и часто меняющиеся эмоции. Некоторые женщины могут также испытывать сильные эмоциональные колебания, тревожность, фрустрацию или депрессию.
Как семья и окружающая среда влияют на психологическую готовность женщин к беременности?
Семья и окружающая среда играют важную роль в формировании психологической готовности женщин к беременности. Поддержка со стороны семьи, друзей и близких людей может помочь женщине преодолеть стресс и тревогу. Однако, отрицательное или несовместимое отношение окружающих может негативно сказываться на психологическом состоянии женщины, вызывая у нее неуверенность и беспокойство.
Какие методы использовались для изучения психологической готовности женщин к беременности?
Для изучения психологической готовности женщин к беременности были использованы различные методы, включая опросники, интервью, наблюдения и анализ биологических показателей. Одним из самых распространенных методов является анкетирование, которое позволяет женщине выразить свои эмоции и мнения относительно беременности. Также проводились интервью с экспертами и наблюдения за поведением женщин в период беременности.