Влияние Я-концепции на поведение в группе сотрудников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 24 24 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 15.12.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1.1 Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я
1.1.2 Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка
1.1.3 Поведенческая составляющая Я-концепции
1.2 ВЛИЯНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ В ГРУППЕ СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Объект: сотрудники ЗАО «Автодом».
Предмет: структура Я-концепции.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
Метод наблюдения;
Психодиагностические методики:
Исследование Я-концепции, «Кто Я?».
Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind.
Гипотеза: структура Я-концепции отличаются у мужчин и женщин данной выборки.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
Выявить структуру Я-концепции у сотрудников;
Провести сравнительный анализ системы интересов и структуры Я-концепции у мужчин и женщин данной выборки.
2.2 Методика исследования
Испытуемые
База исследования: исследование проводилось на базе ЗАО «Автоджом». В исследовании приняли участие 31 человек, 16 женщин и 15 мужчин.
Используемые методики
1. Структура Я-концепции «Кто Я?»
О содержании Я-коцепции можно судить по самоописаниям - различным видам сочинений о себе и ответам на вопрос «Кто Я?». С наступлением переходного возраста подобные описания «психологизируются».
АНАЛИЗ:
Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий по содержанию:
формальные (анкетные) характеристики,
внешность
особенности характера, внутреннего мира
особенности поведения
особенности отношений с окружающими
взгляды и убеждения
интересы, вкусы и увлечения
Обратите внимание на то какие ответы идут в начале списка. Чаще всего это либо формальные характеристики, либо наиболее важные для человека качества. Оцените относительную представленность различных содержательных аспектов Я-концепции.
Аппаратура
Исследования проводилось без использования дополнительной аппаратуры.
Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.
Статистический анализ данных проводился с помощью критерия Стьюдента. Остановимся на нем более подробно.
Сравнение двух выборок по признаку, измеренному в метрической шкале, обычно предполагает сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента [ Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004]. Следует различать три ситуации по соотношению выборок между собой:
случай независимых выборок.
зависимых выборок (измерений признака)
случай сравнения одного среднего значения с заданной величиной (критерий t-Стьюдента для одной выборки).
Обратимся к независимым выборкам. Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга. Допущение независимости предполагает, что представители двух выборок не составляют пары коррелирующих значений признака. Проверяемая статистическая гипотеза: Но: Мх=А. При ее отклонении принимается альтернативная гипотеза о том, что Мх меньше(больше)А.
Исходные предположения для статистической проверки;
одна выборка извлекается из одной генеральной совокупности, а другая выборка, независимая от первой, извлекается из другой генеральной совокупности;
распределение изучаемого признака и в той, и в другой выборке приблизительно соответствует нормальному;
дисперсии признака в двух выборках примерно одинаковы (гомогенны).
Структура исходных данных: изучаемый признак измерен у объектов (испытуемых), каждый из которых принадлежит к одной из двух сравниваемых независимых выборок.
Ограничения: распределения признака и в той, и в другой выборке существенно не отличаются от нормального; в случае разной численности сравниваемых выборок их дисперсии статистически достоверно не различаются.
Формула для расчета критерия Стьюдента следующая:

где и - средние арифметические двух сравниваемых выборок, а m1 и m2 - их среднестатистические ошибки.
Для математической обработки данных использовалась программа STATISTICA 6.0.
2.3 Результаты исследования
2.3.1 Сравнительный анализ показателей структуры Я-концепции
Таблица 1.
  женщины мужчины t-Стьюдента df p-уровень формальные характеристики 2,733333 3,400000 -1,41624 28 0,167735 внешность 3,266667 1,133333 5,58258 28 0,000006 особенности характера 2,800000 3,066667 -0,66933 28 0,508768 поведение 1,800000 1,666667 0,48712 28 0,629964 отношения с окружающими 3,400000 1,200000 3,47851 28 0,001667 убеждения 2,333333 4,600000 -5,13403 28 0,000019 интересы 2,466667 3,133333 -1,34665 28 0,188892
Рисунок 1.
Как видно из таблицы 1 статистически достоверные отличия между показателями структуры Я-концепции у мужчин и женщин данной выборки по лучены по переменным: внешность, отношения с окружающими, убеждения. Показатели женщин выше показателей мужчин по переменным: внешность и отношения с окружающими. Показатели мужчин выше показателей женщин по переменной: убеждения.
Как видно на рисунке 1 наиболее характерной для женщин данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя женщины называют черты внешности и характер отношений с окружающими.
Как видно на рисунке 1 наиболее характерной для мужчин данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя мужчины называют взгляды и убеждения, а также формальные «анкетные характеристики.
2.4 Обсуждение результатов
Сравнительный анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
Статистически достоверные отличия между показателями структуры Я-концепции у мужчин и женщин данной выборки по лучены по переменным: внешность, отношения с окружающими, убеждения. Показатели женщин выше показателей мужчин по переменным: внешность и отношения с окружающими. Показатели мужчин выше показателей женщин по переменной: убеждения.
Наиболее характерной для женщин данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя женщины называют черты внешности и характер отношений с окружающими.
Наиболее характерной для мужчин данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя мужчины называют взгляды и убеждения, а также формальные «анкетные характеристики.
Таким образом, наша гипотеза о существовании отличий структуре Я-концепции у мужчин и женщин данной выборки подтвердилась.

Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о существовании отличий между показателями структуры Я-концепции у мужчин и женщин данной выборки подтвердилась.
Обычно выделяют следующие составляющие Я-коцпции личности:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек понимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его определяют другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я создается как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.
4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему присуща обращенность в будущее и построение проективной модели “Я”. Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку “стремлюсь”. В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.
Необходимо сказать, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.
Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
Особенности личности оказывают значительное влияние на успешность, надежность, межличностное поведение в группе сотрудников и другие объективные показатели профессиональной деятельности;
2) профессионально важными практически для любого вида деятельности являются такие личностные качества, входящие в Я-концепцию личности, как ответственность, самоконтроль и адекватная профессиональная самооценка;
3) для успешности профессиональной деятельности требуется определенный оптимальный уровень личностной тревожности и эмоциональной стабильности;
4) профессионально значимыми качествами личности сотрудников являются (поведенческий компонент Я-концепции: спокойствие, выносливость; вежливость, доброжелательность, приветливость; уравновешенность, организованность и собранность; добросовестность и исполнительность, аккуратность;
5) повышению эффективности труда сотрудников способствует хорошее развитие коммуникативных, мыслительных и эмоционально-волевых качеств (когнитивный и эмоциональный компонент Я-концепции).
Статистический анализ результатов исследования позволяет констатировать значительные отличия между показателями структуры Я-концепции у мужчин и женщин сотрудников данной выборки.


Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,2003, с. 299.
Агеев В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 2004., с.5-8.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. в 2-х томах.т.1.,М., 2003,232 с.
Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 2005
Андреева Г.М. Современная социальная психология. М., 2005, с. 361.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М., 2003. - 96.с.
Бернс Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 2003
Бодалев А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 2006. с.272.
Борисов Ю.А., Кудрявцев И. А.. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена//Психосемантика// Психологический журнал , 2003 г., т.24, №1
Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 2003
Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. - М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 2004
Брушлинский А.В.. Проблемы психологии субъекта. М., 2003
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 2003
Выготский Л.С. Собр.соч. Т.5, М., 2003
Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000
Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А.. Предисловие к фрагменту книги У.Джемса // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, Пузырей А.А. . М., 2003
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2006
Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 2006
Климов Е.А.. Введение в психологию труда. М., 2003
Кон И.С.Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 2003, т.2., № 3
Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук., М., 1984
Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек»/Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003
Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004
Маркова А.К., Психология профессионализма. - М., 2003
Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. Изд-во МГУ, 2003, с. 21.
Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана. - СПб: Прайм - Еврознак. 2001
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2., 2003
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2003
Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2005, с.368.
Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003












31

Список литературы
1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,2003, с. 299.
2.Агеев В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 2004., с.5-8.
3.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. в 2-х то-мах.т.1.,М., 2003,232 с.
4.Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 2005
5.Андреева Г.М. Современная социальная психология. М., 2005, с. 361.
6.Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М., 2003. - 96.с.
7.Бернс Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и за-щитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
8.Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 2003
9.Бодалев А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 2006. с.272.
10.Борисов Ю.А., Кудрявцев И. А.. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена//Психосемантика// Психологический журнал , 2003 г., т.24, №1
11.Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в фор-мировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 2003
12.Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний // Учебное по-собие. - М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 2004
13.Брушлинский А.В.. Проблемы психологии субъекта. М., 2003
14.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 2003
15.Выготский Л.С. Собр.соч. Т.5, М., 2003
16.Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000
17.Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А.. Предисловие к фрагменту книги У.Джемса // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, Пузырей А.А. . М., 2003
18.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2006
19.Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и за-щитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
20.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 2006
21.Климов Е.А.. Введение в психологию труда. М., 2003
22.Кон И.С.Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 2003, т.2., № 3
23.Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук., М., 1984
24.Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - чело-век»/Психодиагностика: области применения, проблемы, пер-спективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003
25.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
26.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психо-логии. М., 2004
27.Маркова А.К., Психология профессионализма. - М., 2003
28.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. Изд-во МГУ, 2003, с. 21.
29.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеря-кова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
30.Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана. - СПб: Прайм - Еврознак. 2001
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2., 2003
32.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2003
33.Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003
34.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2005, с.368.
35.Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоин-ства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003

Вопрос-ответ:

Что такое Я-концепция личности?

Я-концепция личности - это представление о себе как о целостном и непрерывном индивиде. Она включает в себя когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие.

В чем заключается когнитивная составляющая Я-концепции?

Когнитивная составляющая Я-концепции - это образ Я, то есть совокупность знаний, убеждений и представлений о своей личности, которые формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Что такое эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции?

Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка - это эмоциональные реакции и суждения о себе как о личности. Она включает в себя оценку своих качеств, достижений, социального статуса и т.д.

Что означает поведенческая составляющая Я-концепции?

Поведенческая составляющая Я-концепции - это способы поведения и действия, которые выбирает личность в соответствии с своим представлением о себе. Она определяет наши поступки и реакции на других людей и ситуации.

Как Я-концепция влияет на поведение в группе сотрудников?

Я-концепция может влиять на поведение в группе сотрудников, так как она формирует представление о себе и определяет, как мы взаимодействуем с другими людьми. От самооценки и образа Я зависит наше участие в групповой деятельности, взаимодействие с коллегами и руководством, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям работы.

В чем состоит структура Я-концепции личности?

Структура Я-концепции личности состоит из когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих.

Что такое когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я?

Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой представление, которое личность имеет о себе, своих характеристиках и способностях.

Что включает в себя эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка?

Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции включает в себя эмоции и оценку, которые личность испытывает по отношению к себе и своим характеристикам.

Что представляет собой поведенческая составляющая Я-концепции?

Поведенческая составляющая Я-концепции включает в себя поведение, которое личность проявляет в отношении самой себя, а также свое поведение взаимодействие с окружающими людьми.

Как влияет Я-концепция на поведение в группе сотрудников?

Я-концепция может оказывать существенное влияние на поведение в группе сотрудников, так как она определяет, как личность воспринимает себя и свою роль в группе, а также как она оценивает свои способности и возможности в работе с коллегами.

Какова структура Я-концепции личности?

Структура Я-концепции личности включает когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие.