профилактика педагогических конфликтов
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 10.12.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основные подходы к изучению проблемы педагогических конфликтов
1.1. Понятие и сущность конфликта
1.2. Характеристика педагогических конфликтов
1.3. Профилактика педагогических конфликтов
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей стиля поведения в педагогическом конфликте
2.1. Ход и процедура исследования
2.2. Обсуждение результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.
5. а) Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить суть спора.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть
спора.
б) Я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.
13. а) Я предлагаю промежуточную позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах.
б) Я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.
15.а) Я стараюсь успокоить других и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств окружающих.
б) Я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем.
б) Я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру. .
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера,
б)Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса,
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь уговорить другого на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации ему необходимо выглядеть лидером, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. С. 203
Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004. С. 6
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2003. С. 50
Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004. С. 9
Цит. по Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М, 2003. С. 373-394
Общая и профессиональная педагогика: В 2-х книгах. Кн. 1/ Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003- 174 с.
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М, 2003. С. 373-394
Рубинштейн М.М. Проблема учителя. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 176 с
Буртовая Е.В. Конфликтология. – М., 2003
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М, 2003. С. 373-394
Рябущенко Е.М. Конфликты в педагогическом коллективе. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. – 2006. - №2.
2
2.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2003
3.Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М, 2003
4.Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
5.Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003
6.Буртовая Е.В. Конфликтология. – М., 2003
7.Василик М. А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сб. науч. трудов. - СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 4-11
8.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005
9.Исаев И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
10.Калюжный А.А. Особенности формирования профессионального имиджа учителя. // Москва: PR в образовании. - №1. – 2005. – С. 110-118
11.Калюжный А.А. Социально – психологические основы имиджа учителя. // Автореф. дисс…док. психол наук. – Ярославль, 2006
12.Карпенкова О. Педагогика успеха. // Учитель. – 2007. - №1. – С.66
13.Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2006
14.Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004
15.Козлов В. В., Козлова А. А. Управление конфликтом. – М.: издательство «Экзамен», 2004
16.Конструктивная психология конфликта/Под ред. Б. И. Хасана. – СПб.: Питер, 2003
17.Макаров О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога. Автореф. дисс…канд психол наук. – Хабаровск, 2006
18.Марищин Т.А. Формирование конфликтной позиции у старшеклассников. Автореф. дисс… к.пед.н. – Калининград, 2007
19.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004
20.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Основы психодиагностики. – М.: Владос, 2003. – 640 с.
21.Общая и профессиональная педагогика: В 2-х книгах. Кн. 1/ Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003- 174 с.
22.Основы теории коммуникации // Под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2003
23.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с.
24.Рубинштейн М.М. Проблема учителя. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 176 с.
25.Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.
26.Слюсарь Е.А. Формирование культуры взаимопонимания у студентов. – Автореф. дисс… к.пед.н. – Калининград, 2007.
27.Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
28.Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2003
29.Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы// Психологический журнал. - 1995. - Т. 16 - № 2. - С. 103-113
Вопрос-ответ:
Какие пути предупреждения эмоционального выгорания педагогических работников?
Пути предупреждения эмоционального выгорания педагогических работников включают в себя: осознание своих эмоциональных состояний, установление границ и пределов, поддержка со стороны коллег и руководства, забота о своем физическом и психическом здоровье, разнообразие в работе, развитие навыков саморегуляции и психологической защиты, обучение и получение новых знаний.
Какие методы предупреждения эмоционального выгорания используются в педагогической практике?
В педагогической практике используются различные методы предупреждения эмоционального выгорания, такие как: планирование и организация работы, снижение уровня стресса, саморазвитие и самопознание, психологическая поддержка и консультирование, проведение тренингов и семинаров по управлению эмоциями и стрессом, использование методов психологической защиты, обеспечение комфортной и эмоционально благоприятной обстановки в учебном заведении.
Какими средствами можно предотвратить эмоциональное выгорание у педагогических работников?
Эмоциональное выгорание у педагогических работников можно предотвратить с помощью следующих средств: разнообразия в работе и изменения режима, поддержки со стороны коллег и руководства, организации работы с учетом индивидуальных особенностей, проведения психологических тренингов и семинаров, соблюдения режима работы и отдыха, заботы о своем физическом и психическом здоровье, использования методов саморегуляции и психологической защиты.
Каким образом педагогические работники могут избегать эмоционального выгорания?
Педагогические работники могут избегать эмоционального выгорания, используя следующие методы: установление границ и пределов, участие в психологических тренингах и семинарах, забота о своем физическом и психическом здоровье, использование методов саморегуляции и психологической защиты, общение и поддержка со стороны коллег и руководства, осознание своих эмоциональных состояний и умение своевременно реагировать на них, организация работы с учетом индивидуальных особенностей.
Какие пути предупреждения эмоционального выгорания у педагогических работников?
Существует несколько путей предупреждения эмоционального выгорания у педагогических работников. Один из них - забота о собственном самочувствии и здоровье. Педагогам следует уделять время для отдыха и релаксации, заниматься спортом, участвовать в хобби, чтобы снизить уровень стресса и восстановить свои ресурсы. Также важно устанавливать границы в работе и не перегружаться, чтобы сохранить энергию и не истощаться эмоционально. Другой путь - развитие навыков саморегуляции. Педагогам полезно осознавать свои эмоции, уметь их контролировать и находить способы справляться с негативными эмоциями. Также важно иметь правильные и здоровые способы реагировать на стрессовые ситуации, например, через физическую активность или использование техник релаксации. Важным путем предупреждения эмоционального выгорания является поддержка коллег и общение. Педагогам полезно обсуждать свои проблемы и переживания с другими учителями или специалистами, которые могут понять и поддержать. Также взаимодействие с коллегами может способствовать обмену полезными ресурсами и идеями, что помогает снизить чувство изоляции и одиночества. Еще одним путем предупреждения эмоционального выгорания является личностный рост и развитие. Педагогам полезно постоянно развивать свои профессиональные навыки, учиться новым методам и подходам в образовании, а также самосовершенствоваться как личность. Развитие креативности, увлечений и интересов может помочь педагогам не только быть более эффективными, но и находить удовлетворение в своей работе.
Каким образом можно предотвратить эмоциональное выгорание педагогических работников?
Одним из путей предотвращения эмоционального выгорания педагогических работников является создание условий для снижения стресса и перегрузок, организация обучения по эмоциональной саморегуляции, установление поддерживающей атмосферы в коллективе.
Какие методы помогают профилактике синдрома выгорания у педагогических работников?
К профилактическим методам по предотвращению синдрома выгорания у педагогических работников относится систематическая оценка уровня стресса, проведение тренингов по развитию навыков эмоциональной саморегуляции, обеспечение поддержки со стороны администрации и коллег, рациональное планирование рабочих процессов и времени.
Какие рекомендации можно дать педагогическим работникам для предотвращения эмоционального выгорания?
Педагогическим работникам рекомендуется уделять внимание своим эмоциональным потребностям, устанавливать границы между работой и личной жизнью, учиться эффективно общаться со своими коллегами и учениками, применять методы эмоциональной саморегуляции, заниматься саморазвитием и самообразованием.
Какая роль поддержки со стороны администрации и коллег может сыграть в предотвращении эмоционального выгорания педагогических работников?
Поддержка со стороны администрации и коллег имеет важное значение при предотвращении эмоционального выгорания педагогических работников. Она может выражаться в оказании поддержки в трудных ситуациях, признании их вклада и достижений, создании положительной атмосферы в коллективе и принятии мер по снижению нагрузки и стресса.
Какая роль обучения по эмоциональной саморегуляции может сыграть в предотвращении эмоционального выгорания у педагогических работников?
Обучение по эмоциональной саморегуляции позволяет педагогическим работникам научиться распознавать свои эмоции, контролировать их проявление и эффективно реагировать на стрессовые ситуации. Это помогает предотвращать развитие эмоционального выгорания и сохранять психологическое благополучие.