Развитие мотивации учения школьников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 23.04.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1)Бондаревский В. Б. Развитие интересов и склонности учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь, 1960, - 106 с.
2)Голомшток А. Е. Карта интересов // Профориентационная работа в школе / Под ред. А.Е. Голомштока. Калуга, 1968. С. 64—72.
3)Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. - 423 с.
4)Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование. – 2002 - №2
5)Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
6)Маркова А.К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
7)Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
8)Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
9)Фролов Ю.И. Психология подростка - М., 1997.
10)Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. - 151 с.
11)Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
12)Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.

Фрагмент для ознакомления

Познавательный блок.
Предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в программе развития мотивации представляется необходимым, так как психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением школьников к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Таким образом, учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Задача учителя – формировать учебную деятельность, каждый из ее компонентов.
Реализовать познавательный блок программы возможно при условии, если учитель организует учебный процесс в соответствии со структурой учебной деятельности, а значит, обеспечивает наличие трех этапов учебного процесса: мотивационно-потребностного, операционально-исполнительского и рефлексивно-оценочного.
При этом каждый учитель для формирования мотивации учения школьников использует различные методические приемы. Своеобразная целевая направленность позволяет условно объединить их в группы:
Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка; с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации; систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.

Заключение
Проблеме формирования мотивации учения у детей школьного возраста посвящен ряд исследовательских работ как отечественных (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, Г. И. Щукина, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Л. С. Славина, Н. Ф. Талызина и др.), так и зарубежных ученых (У. Джемс, А. Болдуин, К. Левин, А. Маслоу, К. Халл, Д. Уотсон и др.).
Учение — это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы. Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т. е. мотивы учения.
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. К основным видам мотивов учения относят: познавательные и социальные. Эти виды мотивов выделены М.В. Матюхиной, Л. И. Божович и др. При этом познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Доминирующими в школьном возрасте являются широкие социальные мотивы. Среди таких мотивов у учащихся на первом месте находятся мотивы самосовершенствования и самоопределения: ребенок осознает общественную значимость учения. Решая проблему становления мотивации учения, педагогу необходимо помнить о необходимости создания педагогических условий. К таким условиям относятся организация педагогического процесса, использование средств и методов обучения. При этом активное обучение способствует формированию мотивации учения школьников.

Список литературы
Бондаревский В. Б. Развитие интересов и склонности учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь, 1960, - 106 с.
Голомшток А. Е. Карта интересов // Профориентационная работа в школе / Под ред. А.Е. Голомштока. Калуга, 1968. С. 64—72.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. - 423 с.
Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование. – 2002 - №2
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Маркова А.К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
Фролов Ю.И. Психология подростка - М., 1997.
Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. - 151 с.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.

Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1983. – с. 32.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – с. 4
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. М.: Педагогика, 1989. – с. 555
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – с. 5
там же
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – с. 3.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.С. 3
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. – С. 38
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. с. 97.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. – С. 11
Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование. – 2002 - №2
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 144 с. С. 76
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С. 499
Фролов Ю.И. Психология подростка - М., 1997.
Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979.
Голомшток А. Е. Карта интересов // Профориентационная работа в школе / Под ред. А.Е. Голомштока. Калуга, 1968. С. 64—72.
Там же.
Бондаревский В. Б. Развитие интересов и склонности учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь, 1960, 106 с.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. - 423 с.
Маркова А.К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.












20

Вопрос-ответ:

Как развивать интерес и склонности учащихся старших классов к определенным предметам школьного обучения?

Согласно исследованиям Бондаревского и Голомштока, важным фактором развития интересов и склонностей учащихся старших классов к определенным предметам является создание благоприятной и стимулирующей обучающей среды. Необходимо применять разнообразные методы и формы работы, связывать учебный материал с реальной жизнью, позволять учащимся проявлять свою творческую инициативу, а также предоставлять им возможность выбирать темы и методы изучения. Диагностика направленности учебной мотивации, предложенная Дубовицкой, позволяет выявить причины возникновения и усиления интересов и склонностей учащихся, что также может помочь в их развитии.

В чем заключаются различные виды обобщения в обучении согласно исследованиям Давыдова?

Согласно исследованиям Давыдова, различные виды обобщения в обучении включают в себя группировку, классификацию, анализ и синтез. Группировка позволяет учащимся находить общие свойства и отличительные особенности явлений и объектов. Классификация помогает определять принципы и критерии, на основе которых осуществляется группировка. Анализ предполагает разбиение объектов на составные части для изучения их свойств и функций. Синтез представляет собой объединение и комплексное видение различных элементов или явлений для создания нового целостного представления или конструкции.

Как проводится диагностика направленности учебной мотивации согласно методике Дубовицкой?

Методика диагностики направленности учебной мотивации, предложенная Т. Д. Дубовицкой, предусматривает использование различных психолого-педагогических тестов и опросников. Она позволяет выявить уровень учебной мотивации учащихся, а также определить направленность этой мотивации (внешняя или внутренняя). Диагностика проводится с помощью специально разработанных заданий и вопросов, которые позволяют оценить учебные предпочтения, познавательную активность и степень саморегуляции учащихся.

Как развить интересы и склонности учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения?

Согласно исследованию Бондаревского, для развития интересов и склонностей учащихся к определенным предметам школьного обучения необходимо создать возможности для самостоятельной работы с материалом, применить различные методы и формы обучения, а также учесть индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.

Каким образом можно определить карту интересов учащихся?

Голомшток предлагает использовать следующие методы для определения карты интересов учащихся: беседы с учениками, анкетирование, наблюдение, проведение игровых и проектных деятельностей, а также анализ результатов работы и поведения учеников в процессе учебной деятельности.

Какие виды обобщения в обучении рекомендует использовать Давыдов?

Давыдов выделяет два вида обобщения в обучении: вербальное или словесное обобщение и обобщение посредством действий и операций. Он считает, что оба вида обобщения необходимы для формирования понимания и умений учащихся в области учебного материала.

Как провести диагностику направленности учебной мотивации у школьников?

Дубовицкая предлагает использовать следующую методику для диагностики направленности учебной мотивации у школьников: провести беседу с учеником с использованием специальных вопросов и заданий, анализировать самооценку и отношение ученика к учебной деятельности, а также наблюдать за активностью и участие ученика в учебном процессе.

Какие практики развития мотивации учения в школе рекомендуется использовать согласно Марковой?

Маркова рекомендует использовать следующие практики для развития мотивации учения в школе: создание положительного эмоционального климата в классе, проведение интересных и разнообразных уроков, использование игровых элементов, дифференциацию обучения, учет индивидуальных потребностей учеников, а также поощрение и поддержка учебных достижений.