Ревность во взаимоотношениях между братьями и сестрами

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 24.08.2007
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Ревность в семье между братьями и сестрами
1.1. Возникновение ревности между детьми
1.2. Способы решения проблемы возникновения ревности во взаимоотношениях между братьями и сестрами
Глава 2. Экспериментальное изучение взаимоотношений между братьями и сестрами
2.1. Объект, предмет, цель и задачи экспериментального исследования
2.2. Описание методик, используемых в экспериментальном исследовании
2.3. Анализ полученных результатов
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Также, единственные дети в семье наиболее уважительно относятся ко взрослым людям, чем дети, имеющие братьев или сестер, что можно объяснить тем, что дети которые старшие в семье олицетворяют себя со взрослыми людьми и, соответственно, не считают нужным уважительно относится к значимым взрослым людям.
Если говорить о психических и социальных качествах, которые выявляет данная методика, то дети, которые единственные в семье, обладают более высоким развитием всех изучаемых факторов (см. таблицу 1). Данный факт можно объяснить тем, что родители единственным детям в семье больше уделяют внимания, чаще общаются с ними и в целом, проводят с ними больше времени, чем родители, которые имеют нескольких детей. Что приводит к возникновению ревности и соответственно к более низкому уровню развития всех социальных качеств.
Полученные данные показывают наличие значимых различий в группах детей старшего дошкольного возраста, имеющих братьев/сестер и не имеющих братьев/сестер по следующим значениям: отношение к отцу, отношение к бабушке и дедушке и социальная адекватность поведения (при р<=0,050). Обнаруженный факт свидетельствует о том, что дети, имеющие братьев и сестер, менее ревностно относятся к отцу и к пожилым родственникам, чем единственные дети в семье. Данный вывод можно объяснить тем, что отцы, как и бабушки и дедушки, обычно, в отличие от матерей, не разделяют младших и старших детей по значимости и относятся к ним одинаково в не зависимости от возраста, что и вызывает нейтральное отношение к ним детей.
Также, статистическая обработка данных показала, что дети, которые не имеют братьев и сестер, проявляют большую адекватность в социальном поведении, нежели дети, имеющие братьев и сестер.
Таким образом, проективная методика Рене Жиля показала, что дети, имеющие братьев и сестер ревностно относятся к своей матери и к своим друзьям, они ревнуют их к своим братьям и сестрам. Отсюда вытекает низкий уровень развития социальных качеств, все это ведет к устойчивому формированию ревности во взаимоотношениях к братьям и сестрам.
2. Результаты по методике «Куртышевой».
Анализ результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы:
1) в обеих группах детей преобладает позитивное отношение к себе, к своему месту в обществе, проявляется адекватная самооценка (дети, имеющие братьев/сестер (1 группа) – преобладание зеленого цвета – 25%, не имеющие братьев/сестер (2 группа) – преобладание синего цвета – 30 % детей);
2) у детей 1 группы преобладает ревностно-положительное отношение к матери и ярко выражена чрезмерная любовь к ней – 55% детей; детей, которые ревнуют мать и при этом имеют отношение с негативной окраской выявлено 15% в группе. Во второй группе преобладают дети с ярко выраженной любовью к матери и глубоко позитивным отношением к ней, не проявляется ревнивое отношение к матери (45% - позитивное отношение, 20% - ярко выраженная любовь к матери);
3) отношение к отцу в обеих группах положительное и выражается благоприятными цветами;
4) положительное отношение к братьям/сестрам у детей 1 группы (без ревности) проявляется всего у 24%, выражается теплыми тонами – зеленым и фиолетовым, у 43% детей проявляется негативное отношение к своим братьям и сестрам, что, скорее всего, вызвано ревностью во взаимоотношениях.
Таким образом, данная методика показала, что дети, у которых есть братья/сестры, в основном ревнуют к ним свою мать и друзей, а также большинство детей из 1 группы имеют негативное отношение к своим братьям и сестрам.
3. Результаты рисуночного теста «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс и С.Кауфман).
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым и братьям/сестрам (в группе детей, имеющих братьев/сестер).
Данные, полученные в результате обработки детских рисунков, показали следующее:
1. У всех детей, участвующих в исследовании (обе группы), выявлен высокий и средний уровень семейных отношений.
2. У большинства детей (17 человек), которые имеют братьев и сестер, и у большинства детей (18 детей), не младших братьев и сестер, выявлен высокий уровень семейных отношений. На рисунках этих испытуемых видно, что детям комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей и других родственников; изображены все члены семьи, тщательно прорисованы все черты лица взрослых и ребёнка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
У большинства детей (16 человек), имеющих братьев и сестер отмечалось негативное отношение к семье и семейным отношениям, дети либо рисовали семью, но не рисовали себя, или рисовали только себя. Также этим детям свойственно искажение состава семьи, уменьшение состава семьи, включение в состав семьи людей, которые с ней непосредственно не связаны. Отношение детей к братьям и сестрам выражалось в характере расположения их в рисунке (отдельно от испытуемого).
Таким образом, данная методика показывает, что если у ребенка негативное отношение к своей семье в целом, то и во взаимоотношениях с братьями и сестрами будут наблюдаться проявления ревности.
4. Результаты анкеты для родителей.
Анкеты для родителей показали, что в семьях, где несколько детей существуют конфликты в отношении воспитания детей, каждый родитель занимается воспитанием «своего» ребенка. Мамы в основном уделяет внимание девочкам, а отцы – мальчикам или девочкам-первенцам.
Большинство детей (судя по анкетам) подвержены агрессивным реакциям по отношению к своим братьям и сестрам, ревнуют родителей к ним. Также, по мнению родителей, которые имеют нескольких детей, дети периодически бывают враждебно настроены друг к другу, наговаривают друг на друга, дерутся и т.д.
Выявлены родители, как имеющие одного ребенка, так и нескольких, не уверены в принципах своего воспитания, боятся сделать «что – то не так», не уверены в своей родительской компетентности.
Итак, проведение экспериментальной работы подтвердило выдвинутую нами гипотезу - ревность в отношениях между детьми в семье возникает в том случае, если родители относятся по-разному к детям.
Заключение
В заключение нашего исследования отметим, что детская ревность – это совершенно обычное чувство, которое может зарождаться между детьми в семьях, где больше одного ребёнка.
Ревность – это неуверенность ребёнка в родительской любви. В маленькую головку закрадываются страшные мысли о своей ненужности, покинутости и как следствие о своём одиночестве.
Братья и сестры в одной семье - это своеобразное сообщество со своими законами развития. И закономерности эти примерно одинаковы для всех времен и народов.
Мы в своей работе выполнили поставленную перед нами цель – изучили возникновение ревности в отношениях между братьями и сестрами.
При этом решили все выдвинутые задачи:
Провели анализ литературы по проблеме исследования.
Провели экспериментальное исследование возникновения ревности в отношениях между братьями и сестрами.
И подтвердили выдвинутую гипотезу - ревность в отношениях между детьми в семье возникает в том случае, если родители относятся по-разному к детям.
И еще раз отметим, что ревность происходит из желания ребенка быть единственным любимцем матери. Он не хочет и не может терпеть соперников. Если в семье появляется еще один ребенок (или несколько), начинается борьба за “большую” любовь родителей. Это соперничество может быть явным или скрытым в зависимости от того, как к проблеме ревности относятся родители.
Самое главное в семейных отношениях, где несколько детей - взаимопонимание, любовь и уважение всех членов семьи, и возраст не имеет значения. Каждый взрослый должен помнить, что только личный пример может воспитать детей соответственно желанию, а ревность – это то чувство, которое имеет право существовать, но которое можно принять и перевести его в разряд своих помощников.
Список литературы
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. – СПб., 2006. – 213 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004г. – 310 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
Запорожец А. В. Психология. М., 1953. – 245 с.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика 2004г. – 210 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. – 320 с.
Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005г. – 134 с.
Кириленко М. Ревность между сиблингами. – М., 2006. – 10 с.
Крутецкий В.А. Психология М., 1986г. – 243 с.
Мухина В.С. Детская психология. М. 1985г. - 342 с.
Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998. -320 с.
Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Наука, 1976. – 213 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 1995. – 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ваш ответ Детские страхи (страх темноты, страх животных, страх разлуки с родителями и пр.) Детская агрессия (драчливость, враждебность по отношению к сверстникам, братьям и сестрам, жестокость по отношению к Вам, другим людям и/или животным и пр.) Детская тревожность (переживания по поводу развода родителей, утраты близких, одиночества и пр.) Замкнутость (необщительность, сложности с установлением контактов со сверстниками и пр.) Непослушание ребенка (проблемы с дисциплиной, неорганизованность, не выполнение распорядка дня и пр.) Сложности взаимоотношений между детьми (братьями и сестрами), детская ревность Ваша собственная родительская неуверенность, сомнения в собственной родительской компетентности, склонность к физическим наказания ребенка, непоследовательность в воспитательных действиях, неумение настоять на своем и пр. Конфликты и противоречия между супругами по вопросу воспитания детей Укажите, что еще Вас волнует











3

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
2.Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. – СПб., 2006. – 213 с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
4.Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004г. – 310 с.
5.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
6.Запорожец А. В. Психология. М., 1953. – 245 с.
7.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика 2004г. – 210 с.
8.Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. – 320 с.
9.Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005г. – 134 с.
10.Кириленко М. Ревность между сиблингами. – М., 2006. – 10 с.
11.Крутецкий В.А. Психология М., 1986г. – 243 с.
12.Мухина В.С. Детская психология. М. 1985г. - 342 с.
13.Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998. -320 с.
14.Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Наука, 1976. – 213 с.
15.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 1995. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Почему возникает ревность между детьми в семье?

Ревность между детьми в семье может возникать из-за недостатка внимания со стороны родителей, сравнения с другими детьми, конкуренции за ресурсы и внимание родителей, различия в возрасте и возможностях, а также из-за экспрессии индивидуальных характеристик каждого ребенка.

Как можно решить проблему возникающей ревности между братьями и сестрами в семье?

Одним из способов решения проблемы ревности между детьми в семье может быть равномерное распределение внимания и времени родителей между всеми детьми, поощрение позитивного взаимодействия между ними, создание условий для совместных занятий и игр, а также поддержка каждого ребенка в усилении его самооценки и укреплении его индивидуальности.

Что является объектом, предметом, целью и задачами экспериментального исследования взаимоотношений между братьями и сестрами?

Объектом экспериментального исследования являются взаимоотношения между братьями и сестрами. Предметом исследования является проявление ревности в этих отношениях. Целью исследования может быть выявление факторов, влияющих на уровень ревности, и разработка рекомендаций по ее снижению. Задачи исследования могут включать анализ действий детей в различных ситуациях, изучение их эмоционального состояния и взаимодействия.

Какие методики используются в экспериментальном исследовании взаимоотношений между братьями и сестрами?

В экспериментальном исследовании взаимоотношений между братьями и сестрами могут быть использованы различные методики, включающие анкетирование детей и родителей, наблюдение за их поведением в игровых и конфликтных ситуациях, проведение психологических тестов и опросов, а также анализ дневников и интервью.

Какие причины могут вызывать ревность между братьями и сестрами?

Причинами возникновения ревности между детьми могут быть различие внимания и заботы со стороны родителей, сравнение одного ребенка с другим, разделение ресурсов (игрушек, одежды и т.д.) и т.п.

Как можно решить проблему возникновения ревности во взаимоотношениях между братьями и сестрами?

Для решения проблемы ревности между детьми можно использовать такие подходы, как установление равенства и справедливости в распределении ресурсов, индивидуальное общение и внимание к каждому ребенку, развитие навыков совместной игры и сотрудничества, поощрение позитивных взаимодействий и т.д.

Какие методики используются в экспериментальном исследовании взаимоотношений между братьями и сестрами?

В экспериментальном исследовании взаимоотношений между детьми часто используются такие методики, как наблюдение за их взаимодействием в игровой ситуации, анкетирование родителей для получения информации о ревности и других факторах, использование психологических тестов и опросников для измерения уровня ревности и т.д.

Какие результаты были получены в ходе экспериментального исследования взаимоотношений между братьями и сестрами?

Полученные результаты экспериментального исследования взаимоотношений между детьми показали, что наличие ревности в семье может негативно влиять на психологическое состояние детей, на их отношения с родителями и с другими братьями и сестрами. Однако, также были выявлены методики и подходы, которые могут помочь в решении этой проблемы и улучшении взаимоотношений между детьми.

Какие задачи были поставлены перед экспериментальным исследованием взаимоотношений между братьями и сестрами?

Основными задачами экспериментального исследования взаимоотношений между детьми были определение основных факторов, влияющих на возникновение ревности, выявление эффективных методов предотвращения и разрешения конфликтов между братьями и сестрами, а также оценка результатов использования этих методов.

Чем ревность между братьями и сестрами вызвана?

Ревность между братьями и сестрами может быть вызвана различными факторами, такими как конкуренция за внимание родителей, неравномерное распределение ресурсов (включая любовь и внимание), чувство собственной неполноценности, реализация территориальных претензий и так далее.

Как решить проблему возникновения ревности между братьями и сестрами?

Есть несколько способов решить проблему возникновения ревности. Во-первых, родители могут участвовать в конструктивном разрешении конфликтов, обеспечивая равномерное распределение внимания и ресурсов среди детей. Во-вторых, родители могут поддерживать позитивное и взаимопонимающее отношение между детьми, помогая им находить компромиссы и развивать навыки конфликтологии. В-третьих, родители могут предоставить детям индивидуальное пространство и время, чтобы они могли развивать свои собственные интересы и личность.