Государственное устройство в РФ
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 10.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Федеративное устройство России
2. Субъекты Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Термин «народы» здесь не несет этнической, национальной окраски, под народом Конституция понимает все население, проживающее на определенной территории.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства является одним из основных признаков федеративного устройства. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении российского федерализма.
Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами – нормативным (конституционным, уставным, законодательным) и договорным.
Конституция РФ исходя из наиболее распространенного в практике федеративных государств принципа трех сфер полномочий закрепляет:
• предметы исключительного ведения Российской Федерации;
• предметы совместного ведения (сфера так называемой совпадающей, конкурирующей компетенции);
• предметы собственного ведения субъектов Российской Федерации.
Перечень предметов ведения РФ (ст. 71) определен в Конституции как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию.
Перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в федеральной Конституции четко не определяются, и по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы, а это значит, что сфера правового регулирования субъектов РФ достаточно широка (хотя на практике этот остаток не слишком большой).
Конституция закрепляет и иерархию нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: по предметам совместного ведения верховенство имеет федеральный закон, а по предметам ведения субъектов Российской Федерации приоритет перед федеральными законами имеют нормативно-правовые акты субъектов Федерации.
Именно принципы российского федерализма предопределяют основы конституционно-правового статуса основных субъектов федеративных отношений – Российской Федерации и ее субъектов.
Российская Федерация состоит исключительно из субъектов Федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами Федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.). Различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами Федерации не являются.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. / Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.
Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" // СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4916.
Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.
Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152.
Указ Президента РФ от 10.02.1996 № 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.
Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2421.
Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3051.
Договоры с субъектами Российской Федерации. М.: Изд-во Комиссии при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 1996 - 1997.
Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" // Российская газета. 1994. 17 февраля.
Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.
Конституция Республики Адыгея // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 2. М., 1996.
Конституция Республики Саха (Якутия) вступила в силу 27 апреля 1992 г. // Якутия. 1992. № 210.
Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11 (в ред. 1975 г.). М.: Советская Россия, 1989.
Учебники:
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
Кряжков В.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. – 300 с.
Мартышин О.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. - 496 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 640 с.
Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
Окуньков Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2005.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. – 704 с.
Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. - 704 с.
Статьи и монографии:
Вагин И.С. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Конституционное и муниципальное право, 2003, № 5.
Замышляев Д.В. Проблемы иерархии нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Государственная власть и местное самоуправление, 2003, № 1.
Чертков А.Н. Проблема договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Право и политика, 2004, № 5.
Чертков А.Н. Четкость и единообразие конституционно-правовых понятий и разграничение компетенции. Журнал российского права, 2004, № 2.
Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость. Журнал российского права, 2003, № 11.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. С. 151.
Мартышин О.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. С. 85.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник 2-е изд. М.: Юрист, 2007. С. 287.
Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. С. 312.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 228.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 136.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. С. 238.
16
1.Конституция Российской Федерации. / Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2.Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.
3.Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" // СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.
4.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4916.
5.Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.
6.Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152.
7.Указ Президента РФ от 10.02.1996 № 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.
8.Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2421.
9.Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3051.
10.Договоры с субъектами Российской Федерации. М.: Изд-во Комиссии при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 1996 - 1997.
11.Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" // Российская газета. 1994. 17 февраля.
12.Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.
13.Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.
14.Конституция Республики Адыгея // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 2. М., 1996.
15.Конституция Республики Саха (Якутия) вступила в силу 27 апреля 1992 г. // Якутия. 1992. № 210.
16.Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11 (в ред. 1975 г.). М.: Советская Россия, 1989.
Учебники:
17.Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
18.Кряжков В.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
19.Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. – 300 с.
20.Мартышин О.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. - 496 с.
21.Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 640 с.
22.Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
23.Окуньков Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2005.
24.Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. – 704 с.
25.Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. - 704 с.
Статьи и монографии:
26.Вагин И.С. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Конституционное и муниципальное право, 2003, № 5.
27.Замышляев Д.В. Проблемы иерархии нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Государственная власть и местное самоуправление, 2003, № 1.
28.Чертков А.Н. Проблема договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Право и политика, 2004, № 5.
29.Чертков А.Н. Четкость и единообразие конституционно-правовых понятий и разграничение компетенции. Журнал российского права, 2004, № 2.
30.Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость. Журнал российского права, 2003, № 11.
Вопрос-ответ:
Как организовано государственное устройство Российской Федерации?
Государственное устройство Российской Федерации основано на принципе федеративного устройства, то есть страна состоит из различных субъектов-регионов, которые имеют определенную степень автономии и самоуправления.
Что такое федеративное устройство России?
Федеративное устройство России означает, что страна состоит из различных субъектов-регионов, таких как республики, края, области, города федерального значения и автономные образования. Каждый субъект имеет свою конституцию и органы власти.
Какие субъекты входят в состав Российской Федерации?
Субъекты Российской Федерации включают в себя республики, края, области, города федерального значения и автономные образования. Всего в России 85 субъектов. Каждый субъект имеет определенную степень автономии и самоуправления.
Как разграничиваются полномочия между федеральными и региональными органами власти в России?
Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в России осуществляется на основе Конституции. Федеральные органы власти занимаются решением вопросов, касающихся всей страны, таких как оборона, внешняя политика, монетная система. Региональные органы власти занимаются решением вопросов, касающихся конкретных субъектов, таких как образование, здравоохранение, транспорт.
Сколько субъектов Российской Федерации?
В Российской Федерации существует 85 субъектов, включая республики, края, области, города федерального значения и автономные образования.
Что такое федеративное устройство России?
Федеративное устройство России - это организационная форма, в которой власть на территории страны распределена между центральным правительством и региональными органами власти. Оно предполагает наличие самостоятельных субъектов, имеющих определенные полномочия и права, которые гарантируются Конституцией.
Какие есть субъекты Российской Федерации?
Субъекты Российской Федерации - это различные регионы и территории, на которых проживает население. В России существует 85 субъектов, включая республики, края, области, города федерального значения и автономные округа. Каждый субъект имеет своего представителя в федеральных органах власти и обладает определенными полномочиями в рамках своей территории.
Какие полномочия у субъектов Российской Федерации?
Субъекты Российской Федерации обладают определенными полномочиями, которые предоставляются им Конституцией. Они включают в себя право формировать и принимать решения по вопросам своего развития и управления, устанавливать собственные законы, осуществлять бюджетную политику, распоряжаться своими природными ресурсами, организовывать местное самоуправление и т.д. Однако, некоторые вопросы, такие как внешняя политика и оборона, находятся в ведении федерального правительства.
Каким образом разграничиваются полномочия между федеральными и региональными органами власти?
Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти осуществляется на основе Конституции Российской Федерации. В Конституции четко определены предметы ведения, которые относятся к компетенции федерального правительства, а также полномочия, которые принадлежат субъектам Российской Федерации. При этом, федеральные органы власти имеют приоритетное право в случае противоречия между федеральным и региональным законодательством.
Что такое федеративное устройство России?
Федеративное устройство России - это форма государственного устройства, при которой власть распределена между федеральным правительством и правительствами субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство предполагает существование как центральных, так и региональных органов власти, которые имеют свои полномочия и компетенцию.
Какие субъекты входят в состав Российской Федерации?
В состав Российской Федерации входят 85 субъектов. Субъекты Российской Федерации могут быть разных типов: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. Каждый субъект имеет свою конституцию, собственный орган исполнительной и законодательной власти.