Музыкотерапия(механиз и эффективность музыкотерапии при нервно-психических заболеваниях)
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 04.06.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы музыкотерапии
1.1. Воздействие музыки на человека
1.2. Техники музыкотерапии
1.3. Сфера применения музыкотерапии
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности музыкотерапии при нервно-психических заболеваниях.
2.1. Программа исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Коэффициент Стьюдента составил -8,269 при p=0,05. Что говорит о различиях полученных на достаточно высоком уровне статистической значимости. Можно заключить, что тревожность испытуемых после прохождения музыкотерапии значительно уменьшилась. Особенно это касается ситуационной тревожности, на которую в первую очередь воздействует музыкотерапия. Личностная тревожность – более стабильная личностная черта. Графически результаты исследования тревожности показаны на рисунке 1.
Рисунок 1
Обратимся к результатам исследования самооценки.
Результаты исследования до проведения музыкотерапии представлены в таблице 3.
Таблица 3.
показатель средний балл отклонение балл 45 12
Результаты исследования до проведения музыкотерапии представлены в таблице 4.
Таблица 4.
показатель средний балл отклонение балл 63 11
Как следует из таблиц, самооценка участников эксперимента повысилась. Коэффициент Стьюдента составил 6,125 при p=0,05. Что говорит о различиях полученных на достаточно высоком уровне статистической значимости изменений. Особенно изменения произошли по показателям самооценки авторитета, внешности, уверенности в себе.
Графически эти результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.
Обратимся к результатам проективной методики «рисунок несуществующего животного». В рисунках до эксперимента обнаруживаются следующие сходные черты: рисунок располагается в нижней части листа. Положение головы животного – анфас или направлена влево. На голове животного на некоторых рисунках встречаются перья, рога, шипы. Наиболее четко прорисованы глаза. Опорная часть фигуры прорисована схематично. Лапы животных однотипны, не выделяются особыми признаками. На некоторых рисунках – части, поднимающиеся над уровнем фигуры, в том числе украшающие детали – детали панциря, крылья, щупальца. У некоторых животных присутствует хвост – направлен в основном влево. Некоторые части фигуры заштрихованы. Штриховка и затемнения встречаются в основном внутри контура, на самой фигуре животного, как справа так и слева. Некоторые линии продавлены. Рисунки как с большим количеством деталей, так и весьма скромные. Животные в основном угрожаемые и нейтральные. Иногда наблюдается тенденция к “обчеловечиванию животного”. Названия рисунком отличаются демонстративностью и творческим началом.
В рисунках после проведения музыкотерапии. Рисунок располагается ближе к верхнему краю листа. Положение головы – чаще всего анфас, иногда – вправо. Наиболее четно прорисован рот животного. Голова животного увеличена по сравнению с другими частями тела. Опорная часть фигуры прорисована четко, соединение ног с туловищем основательное. Лапы животных разнообразной формы. У некоторых животных присутствуют дополнительные лапы, крылья, хвосты. Хвосты направлены в основном вправо. Линии рисунка довольно толстые, контур в основном хорошо прорисован. Животные в основном производят впечатления угрожающих. Названия животных отличаются рациональным подходом, в некоторых случаях – иронически – юмористичны.
Итак, можно сделать следующие выводы. У испытуемых присутствует неуверенность в себе, тенденция к низкой самооценки, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению. Так же склонность к рефлексии. Можно отметить тревожность и наличие страхов, опасений. Присутствуют показатели агрессивности, которая скорее может носить характер защитно-ответной, а так же – демонстративности. Можно предположить импульсивность и неосновательность суждений, конформность. Так же характерна им тенденция защиты от окружающих. Так же можно говорить о тенденции к рассогласованности к “Я-реального” и “Я-идеального”.
В рисунках после проведения музыкотерапии мы наблюдаем изменения, которые говорят о том, что эмоциональный фон испытуемых стал более ровным. Снизилась тревожность, меньше проявляются страхи и опасения. Образ “Я” становится более интегрированным, целостным.
Обратимся к результатам теста Люшера. Предпочтения испытуемых до эксперимента отражены в таблице 5
Таблица 5.
цвета основные цвета дополнительные количество выборов % 62,5 37,5
До эксперимента испытуемые предпочитали дополнительные цвета, что говорит о тревожности и эмоциональном дискомфорте. После проведения музыкотерапии испытуемые стали реже прибегать к дополнительным цветам, предпочитали основные цвета. После проведения музыкотерапии эмоциональное состояние испытуемых можно оценить как стабильное, ровное, с преобладанием положительных эмоций. Это отражено в таблице 6
Таблица 6
цвета основные цвета дополнительные количество выборов % 87,5 12,5
Приведем интерпретацию и количество выборов цветов (таблица 7)
Синий - состояние покоя, эмоциональная стабильность, умиротворение, гармония.
Зеленый - волевое усилие, высокий уровень притязаний, стремление к самовыражению, успеху, власти, деловитость, упорство в достижении цели.
Красный - энергичная активность, стремление к успеху через борьбу, лидерство, инициативность.
Желтый - надежда на легкость, оптимизм, расслабление, расширение возможностей.
Фиолетовый - впечатлительность, чувствительность, мечтательность.
Коричневый - комфорт телесных ощущений, физическая легкость.
Черный - отрицание, неприятие, протест, отказ.
Серый - нейтральность, социальная отгороженность.
Таким образом, эмоциональное состояние испытуемых после музыкотерапии изменилось от нейтральности, отгороженности и непринятия в сторону эмоциональной стабильности, гармонии, расслабления и расширения возможностей.
Выводы
эмоциональное состояние испытуемых после музыкотерапии изменилось от нейтральности, отгороженности и непринятия в сторону эмоциональной стабильности, гармонии, расслабления и расширения возможностей
самооценка испытуемых повысилась после прохождения музыкотерапии, особенно – по показателям самооценки внешности, авторитета и уверенности в себе
тревожность после музыкотерапии уменьшилась. Особенно – показатели ситуационной тревожности. Это связано с тем, что личностная тревожность – более стабильная личностная черта и для ее изменения необходима более длительная коррекционная работа.
музыкотерапия особенно эффективна в работе с эмоциональными состояниями, ситуационными проявлениями.
Заключение
В данной работе рассматривались возможности применения музыкотерапии в психокоррекционной и психотерапевтической работе. Мы рассмотрели историю музыкотерапии, обсудили воздействие музыки на организм человека. Также затронули вопросы методов и техник музыкотерапии, сферы практического применения.
В качестве эксперимента был предложен тренинг с использованием методов музыкотерапии. Исследование проводилось на базе клиники неврозов. В исследовании принимала участие группа из 30 человек, 15 мужчин и 15 женщин, в возрасте от 22 до 49 лет (3 группы по 10 человек каждая). Выборку составили пациенты клиники с нервными расстройствами.
Результаты эксперимента показали эффективность музыкотерапии для стабилизации эмоционального состояния, создания благоприятного эмоционального фона и снятия коммуникативных барьеров. Так же прослеживается тенденция снижения тревожности и повышения самооценки у участников эксперимента после прохождения музыкотерапии. Особенно важно отметить возможности музыкотерапии в групповой работе и для создания атмосферы единства и сплоченности в группе. В целом гипотеза исследования подтвердилась.
Музыка обладает очень сильной энергией и многое зависит от того, как мы будем эту энергию использовать. Чтобы музыкальная терапия была эффективной, необходимо перед прослушиванием произведения подготовить клиента или клиентов, помочь расслабиться, позволить получить им достаточную информацию относительно произведения. В музыкотерапии может быть полезно как повторение, так и избегание длинной продолжительности прослушивания, также необходимо тщательно отрегулировать силу и громкость звучания музыки. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л. С. Выготского, не есть чистое восприятие, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.
Список литературы
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - М., 1947. – 312 с.
Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской терапии. М., 2004. стр. 40
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - М., 1947. -4.2.
Бруснловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных//Труды Ленингр. НИИ психоневрол.- 1969. - Т. 49 - С. 115-123.
Василенко А. М. Физиологические основы электропунктурной профилактики стрессорных нарушений функций организма: Дис. ... д-ра мед. наук., 1989.
Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1981.
Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. - Казань, 1988. – 360 с.
Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 915-929.
Казаринова А. С. Музыка в системе психопрофилактики // Труды Ленингр. НИИ психоневрол. - 1976. - Т. 78. - С. 89.
Калюжный Л. В. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности. - М., 1984. – 251 с.
Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. М., 2000– 540 с.
Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М, 1997. – 280 с.
Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. – 442с.
Могендович М. Р., Полякова В. Б. К физиологическому анализу влияния музыки на человека // Совещание по проблемам высшей нервной деятельности. 21-е: Тез. докл. - М.. 1966, - С. 204-205.
Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000– 411 с.
Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. - М 1969. - С. 103-104.
Полякова В. Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека // Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. - Пермь. 1967. - Вып. 7. - С. 111-114.
Практическая психодиагностика. Самара, 2000– 420 с.
Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998. – 389 с.
Шушарджан С. В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно-восстановительных эффектов музыко-вокалотерапии: Дис. ... д-ра мед. наук. - М.. 1994.
Приложение
№п/п Суждение Нет,этоне так Пожалуй,так Верно Совершенноверно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне скован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я растроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4 №п/п Суждение Никогда Почтиникогда Часто Почтивсегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко растраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверености в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
Клиническая медицина 3, 2000. С. В. Шушарджан Музыкотерапия: история и перспективы 2000
Абдиров Ч. А. Здоровье населения и приоритетные проблемы медико-экологических исследований в условиях Южного Приаралья // Медико-экологические проблемы Приаралья и здоровье населения: Материалы конф. - Нукус. 1991. - С. 12-20.
Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М.. 1996.
Василенко А. М. Физиологические основы электропунктурной профилактики стрессорных нарушений функций организма: Дис. ... д-ра мед. наук., 1989.
Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1981.
Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. - Л., 1926.
Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 915-929.
Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1981.
Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. - М.. 1994.
Медушсвскнй В. В. Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы // Всесоюзная акустическая конф. 6-я: Тез. докл. - М.. 1968. - Разд. К-1-8.
Русинов В. С., Гриндель О. М., Брагина И. Н. Методика исследования в физиологии труда. - М.. 1974. - С. 52-80.
Ливанов М. Н., Шульгина Г. И. Об участии тормозных процессов и физиологических механизмах сенсорной депривацнн /, Сенсорный дефицит и работоспособность организма. - Иркутск. 1986. - С. 147.
Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. - Казань, 1888.
Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 915-929.
Фудин Н. А., Тараканов О. П., Классик С. Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом // Физиология человека. - М., 1996. - Т. 22, №2. -С. 1-9.
Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1981.
Физиология человека: (Курс лекций) / Агаджанян Н. А., Тель Л. 3. и др. - Алма-Ата. 1992.
Позин Н. В., Любинский И. А. и др. Элементы теории биологических анализаторов. - М., 1978.
Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000
Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001.
Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы. О. А. Блинова. Психологический журнал. 1998г.
Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. М., 2000
Бруснловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных//Труды Ленингр. НИИ психоневрол.- 1969. - Т. 49 - С. 115-123.
Руководство по психотерапии. М., Медицина., 1985г.
Руководство по психотерапии. М., Медицина., 1985г. с. 273
Хайгл-Эверс, Хайгл, Отт, Рюгер. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2002
Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской терапии. М., 2004. стр. 40
Практическая психодиагностика. Самара., 2000
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. – 442с.
2
2.Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской терапии. М., 2004. стр. 40
3.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - М., 1947. -4.2.
4.Бруснловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных//Труды Ленингр. НИИ психоневрол.- 1969. - Т. 49 - С. 115-123.
5.Василенко А. М. Физиологические основы электропунктурной профилактики стрессорных нарушений функций организма: Дис. ... д-ра мед. наук., 1989.
6.Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1981.
7.Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. - Казань, 1988. – 360 с.
8.Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 915-929.
9.Казаринова А. С. Музыка в системе психопрофилактики // Труды Ленингр. НИИ психоневрол. - 1976. - Т. 78. - С. 89.
10.Калюжный Л. В. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности. - М., 1984. – 251 с.
11.Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. М., 2000– 540 с.
12.Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М, 1997. – 280 с.
13.Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. – 442с.
14.Могендович М. Р., Полякова В. Б. К физиологическому анализу влияния музыки на человека // Совещание по проблемам высшей нервной деятельности. 21-е: Тез. докл. - М.. 1966, - С. 204-205.
15.Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000– 411 с.
16.Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. - М 1969. - С. 103-104.
17.Полякова В. Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека // Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. - Пермь. 1967. - Вып. 7. - С. 111-114.
18.Практическая психодиагностика. Самара, 2000– 420 с.
19.Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998. – 389 с.
20.Шушарджан С. В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно-восстановительных эффектов музыко-вокалотерапии: Дис. ... д-ра мед. наук. - М.. 1994.
Вопрос-ответ:
Какое воздействие оказывает музыка на человека?
Музыка оказывает разнообразное воздействие на человека. Она может вызывать эмоции, создавать настроение, влиять на физиологические показатели организма, такие как сердечный ритм, давление и даже уровень гормонов. Музыкотерапия использует эти свойства музыки для лечения нервно-психических заболеваний.
Какие техники используются в музыкотерапии?
В музыкотерапии используются различные техники, такие как активное музицирование, когда пациент сам играет на инструменте или поет, и реактивное музицирование, когда пациент слушает музыку, исполняемую музыкотерапевтом. Также могут применяться техники аудиотерапии, когда пациент слушает специально подобранную музыку, и синтезаторная техника, когда звуки электронного синтезатора терапевтически воздействуют на пациента.
В каких сферах применяется музыкотерапия?
Музыкотерапия применяется в разных сферах, включая психотерапию, медицину, реабилитацию, образование и социальную работу. Она может помогать пациентам с нервно-психическими заболеваниями, такими как депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство. Также музыкотерапия может использоваться для снятия боли, улучшения настроения и повышения самооценки.
Какой была программа исследования эффективности музыкотерапии при нервно-психических заболеваниях?
В программе исследования были заданы следующие вопросы: как музыкотерапия влияет на симптомы психических расстройств, как она влияет на эмоциональное и физическое благополучие пациентов, какое влияние она имеет на качество жизни и какие механизмы лежат в основе эффекта музыкотерапии.
Какое воздействие оказывает музыка на человека?
Музыка оказывает разнообразное воздействие на человека: она может вызывать эмоциональные реакции, влиять на настроение, способствовать релаксации, снятию стресса, улучшению концентрации и памяти. Она также может влиять на физиологические показатели, такие как сердечный ритм, давление и уровень гормонов в организме.
Какие техники музыкотерапии применяются?
В музыкотерапии используются различные техники, в зависимости от конкретной задачи и индивидуальных потребностей пациента. Некоторые из них включают активное создание музыки (игра на инструменте, пение), прослушивание и анализ музыки, импровизацию, вокализацию и включение музыки в другие терапевтические процессы.
В каких сферах применяется музыкотерапия?
Музыкотерапия может быть эффективна в различных сферах, включая психиатрию, психологию, неврологию, детскую психиатрию, работу с людьми с особыми потребностями, реабилитацию аддиктов и пациентов с травмами. Она также может использоваться в рамках индивидуальной и групповой терапии, а также в образовательных программах и социальной работе.
Какой методологией была проведена программа исследования эффективности музыкотерапии при нервно-психических заболеваниях?
Для исследования эффективности музыкотерапии при нервно-психических заболеваниях была разработана специальная программа. В качестве методологии были использованы стандартные психологические и психометрические тесты, а также клиническая оценка состояния пациентов до и после музыкотерапии.
Какие результаты были получены в ходе исследования эффективности музыкотерапии при нервно-психических заболеваниях?
Анализ результатов исследования показал, что музыкотерапия оказывает положительный эффект на пациентов с нервно-психическими заболеваниями. Она способствует уменьшению симптомов тревожности и депрессии, улучшению самочувствия и общего благополучия пациентов. Более подробные результаты исследования можно найти в отчете исследователей.
Как музыка влияет на человека?
Музыка оказывает множество воздействий на человека. Она может вызывать эмоциональные ответы, влиять на настроение и эмоциональное состояние человека. Музыка также может стимулировать физиологические процессы в организме, такие как пульс, давление и дыхание. Она может помочь снять стресс, улучшить настроение, повысить концентрацию и снизить болевые ощущения. В целом, музыка способна оказывать положительное воздействие на ментальное и физическое здоровье человека.
Какие техники музыкотерапии используются?
В музыкотерапии существует несколько основных техник. Одна из них - активная музыкотерапия, в которой человек сам активно выражает свои эмоции через музыку, играя на инструменте или пением. Другая техника - рецептивная музыкотерапия, в которой человек просто слушает музыку, настраивается на нее и погружается в свои внутренние состояния. Есть также и другие техники, такие как импровизационная музыкотерапия, где человек и терапевт вместе создают музыку, и групповая музыкотерапия, где люди работают вместе в группе под руководством музыкотерапевта. Каждая техника имеет свои преимущества и может быть эффективна в различных случаях.