Социально-педагогическая проблема суицидальных наклонностей подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 09.06.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Характеристика психологического развития подростка
2. Исторический очерк и развитие взглядов исследователей на теорию суицидального поведения
3. Социально-педагогическая проблема суицидальных наклонностей
Заключение
Список литературы
Здесь диагностическая работа имеет свою специфику. Прежде всего, важно выявить характер профессиональных интересов подростка (т. е. какая сфера трудовой деятельности его привлекает) и степень развитости способностей.
Психодиагностика склонности к суицидальным наклонностям подростков должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т. е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.
Комплексное изучение склонности к суицидальным наклонностям подростков предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях – нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные положительные стороны личности, которые составят основу для психокоррекционных мероприятий.
Динамический подход к изучению подростка со склонностью к суицидальному поведению предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения и наблюдения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического изучения и наблюдения.
Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
отношение к ситуации обследования и заданиям;
способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
продуктивное использование помощи взрослого;
умение выполнять задание по аналогии;
отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в психокоррекционное сопровождение.
Задачи коррекционной социально-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных проблем и возможностей ребенка.
Задачи социально-педагогической диагностики нарушений развития у детей.
Психодиагностика подростка со склонностью к суицидальному поведению должна осуществляться в три этапа:
1) скрининг-диагностика;
2) дифференциальная диагностика;
3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуальной психокоррекционной программы.
На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.
При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества подростков.
Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания подростков.
Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании подростка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.
В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего школьного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к ВУЗу, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.
Выявление подростков со склонностью к суицидальному поведению может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению подростков со склонностью к суицидальному поведению, но, к сожалению, используется нечасто.
Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.
Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:
разграничение степени и характера нарушений умственного и эмоционального развития ребенка;
выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;
оценка особенностей нарушений психического развития;
определение и обоснование социально-педагогического прогноза.
Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.
Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности специалистов.
Заключение
В заключение данной работы следует отметить существующие меры по своевременной диагностике, профилактике и возможному прогнозированию суицидального поведения.
Выводы к параграфу 1.1. Пессимистическая личностная установка распространяется, главным образом, на перспективы выхода из кризиса. Она является наиболее интегральным психическим образованием при суицидальном поведении. Установка – это неосознанное состояние психофизиологической готовности к определенному действию и поведению. Она включает в себя как когнитивный, так и эмоциональный и поведенческий компоненты. Для суицидальной установки это: суицидальные мысли и намерения, эмоции, в которых преобладает депрессия и тревога, чувство вины, а также подготовка к реализации суицидальных действий. Если на ранних стадиях кризиса преобладают суицидальные мысли, а эмоциональный и поведенческий компоненты выражены слабее, то на поздних фазах преобладание получают суицидальные действия – подготовка и исполнение акта суицида.
Выводы к параграфу 1.2. Распознавание «факторов риска» перехода к активным суицидальным действиям и их учет весьма полезны для их предупреждения. Изучение мотивации и причин суицидальной активности необходимо дополнять исследованием личности, поскольку чаще всего это особая структура личности. Структура личности лиц, совершающих суицидальные попытки, характеризуется определенными специфическими свойствами, из которых суицидальная активность, хотя прямо и не вытекает, но они облегчают ее или создают предрасполагающую почву для суицидального поведения и действия.
Выводы к параграфу 2.1. Устранение предсуицидного состояния требует установления хорошего психологического контакта с подростком, что способствует первоочередно ослаблению его чувства изолированности. Дальнейшим шагом должно служить ослабление агрессивности и напряженности, направление хода мыслей и фантазий пациента в положительную сторону.
Хорошие результаты дает психотерапия, которая способна изменить ценностный хаос или извращенную ценностную ориентацию в положительные ценности смысла жизни в противовес чувствам бессмысленности жизни. Она ставит перед собой следующие задачи: 1) предотвращение фиксации когнитивной установки безвыходности и отсутствия смысла жизни; 2) личностный рост пациента, повышающий личностную и фрустрационную толерантность; 3) коррекцию аксиологической парадигмы путем использования приемов переориентации – знака значения, переакцентировки, актуализации и дезактуализации ранга индивидуального значения ценностной иерархии пациента.
Профилактически-ориентированная патогенетическая психотерапия также может быть использована в подготовке к конструктивному разрешению кризиса. Базируется она на принципах краткосрочности (интенсивности, фокусировки), реалистичности, интегративности (пластичности, личностной включенности) психотерапевта и симптомо-центрированного контроля. Цель ее – преодоление эгоцентризма и однонаправленного программирования жизни, косвенное научение конструктивному рационально-эмоциональному сопротивлению последующим жизненным кризисам.
Выводы к параграфу 2.2. Организационными формами оказания экстренной медико-психологической помощи подросткам, находящимся в кризисном состоянии, являются «Телефон доверия», кабинет социально-психологической помощи в диспансере или на промышленном предприятии, кризисный стационар. В учреждениях кризисной службы человек может получить не только необходимую консультацию и психотерапию, но при необходимости и медикаментозное лечение (транквилизаторы, антидепрессанты).
Общий вывод. К счастью, никто из людей не является абсолютно суицидальным. Наблюдения свидетельствуют о переживании ими смешанных эмоций. Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность души является преходящей – эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова, но почти всегда проходят. Эта закономерность является основой суицидальной интервенции. Кроме того, очень многое зависит от того, кто приходит на помощь и спасает жизнь другого.
Список литературы
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.: Сфера, 2004. – 352 с.
Бройтигам. В., Кристиан П., Рад М., Психосоматическая медицина. М.: ГОЭТАР Медицина, 1999 – 250 с.
Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: 2001. – 322 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 440 с.
Дадун Р. Фрейд. М.: АО «Х.Г.С.», 1994 с – 564.
Исаев Д. С. Шерстнёв К.В. Психология суицидального поведения. Самара: Самарский Государственный Университет, 2000 – 254 с.
Иванов А. В. Защита ребенка как педагогическое понятие. Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А. М.: 1995. – 142 с.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192 с.
Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. Гуманистическая педагогика: Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орел: Правда, 2002. – 226 с.
Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Сфера, 2004. – 212 с.
Менделевич В.Д.Клиническая медицинская психология. М.: МЕДпресс, 2005 – 432с.
Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: Медицина, 2002. –561 с.
Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: ЭКСМО-пресс, 2004 – 414 с.
НагавкинаЛ. С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. СПб.: Речь, 2004. – 418 с.
Никитина Л. Е. Технология социально-педагогической работы. М.: Академия, 2002. – 315 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 118 с.
Технология социальной работы. Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: 2000. – 284 с.
Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. М.: МарТ, 2003. – 352 с.
Рыбинский Е.М. Конвенция о правах ребенка в действии. Защити меня: М.: Наука, 2000. — № 1. 146 с.
Ульенкова У.В., Лебедева О. С. Л.С. Выготский и современная служба практической психологии. Нижний Новгород: 2000. – 214 с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 272 с.
3
2.Бройтигам. В., Кристиан П., Рад М., Психосоматическая медицина. М.: ГОЭТАР Медицина, 1999 – 250 с.
3.Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: 2001. – 322 с.
4.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. – 440 с.
5.Дадун Р. Фрейд. М.: АО «Х.Г.С.», 1994 с – 564.
6.Исаев Д. С. Шерстнёв К.В. Психология суицидального поведения. Самара: Самарский Государственный Университет, 2000 – 254 с.
7.Иванов А. В. Защита ребенка как педагогическое понятие. Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А. М.: 1995. – 142 с.
8.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. – 192 с.
9.Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. Гуманистическая педагогика: Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орел: Правда, 2002. – 226 с.
10.Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Сфера, 2004. – 212 с.
11.Менделевич В.Д.Клиническая медицинская психология. М.: МЕДпресс, 2005 – 432с.
12.Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: Медицина, 2002. –561 с.
13.Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
14.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: ЭКСМО-пресс, 2004 – 414 с.
15.НагавкинаЛ. С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. СПб.: Речь, 2004. – 418 с.
16.Никитина Л. Е. Технология социально-педагогической работы. М.: Академия, 2002. – 315 с.
17.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
18.Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В.С. М.: МарТ, 2005 – 118 с.
19.Технология социальной работы. Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: 2000. – 284 с.
20.Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. М.: МарТ, 2003. – 352 с.
21.Рыбинский Е.М. Конвенция о правах ребенка в действии. Защити меня: М.: Наука, 2000. — № 1. 146 с.
22.Ульенкова У.В., Лебедева О. С. Л.С. Выготский и современная служба практической психологии. Нижний Новгород: 2000. – 214 с.
23.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
24.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 272 с.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности психологического развития подростка?
Психологическое развитие подростка характеризуется формированием личности, поиском своего места в обществе и установлением отношений со сверстниками. В этот период происходит интенсивный рост физических и психических функций, а также формирование идентичности и самооценки.
Какие теории развития связаны с суицидальным поведением подростков?
Исторически, теории суицидального поведения подростков эволюционировали от учета только биологических факторов к включению социальных, психологических и культурных аспектов. Среди известных теорий можно отметить дуркгеймовскую теорию, согласно которой суицидальное поведение является следствием социальной дезорганизации, и теорию всестороннего развития, включающую факторы биологии, психологии, социальной среды и культуры.
Что представляет собой социально-педагогическая проблема суицидальных наклонностей подростков?
Социально-педагогическая проблема суицидальных наклонностей подростков заключается в том, что это явление имеет серьезные последствия для самого подростка, его семьи и общества в целом. Необходимо разрабатывать специальные программы и подходы, направленные на предупреждение суицидального поведения и оказание помощи подросткам в кризисных ситуациях.
Какая специфика диагностической работы при выявлении суицидальных наклонностей подростков?
При диагностической работе важно учитывать особенности развития подростка, его профессиональные интересы и степень развитости. Необходимо также использовать различные методы и инструменты, такие как опросники, беседы и наблюдение, чтобы получить полную картину и понять потенциальные риски и причины суицидальных наклонностей.
Какое значение имеет социальное окружение в формировании суицидальных наклонностей подростков?
Социальное окружение, включая семью, школу, друзей и общество в целом, играет важную роль в формировании суицидальных наклонностей подростков. Неблагоприятные условия, конфликты, насилие, неподдерживающая среда могут стать стрессорами, которые способствуют возникновению суицидальных мыслей и поведения у подростков.
Какие особенности психологического развития имеют подростки?
Психологическое развитие подростков сопровождается рядом особенностей. В этот период происходят значительные изменения как на физическом, так и на психическом уровне. Подростки ищут свое место в обществе, сталкиваются с проблемами самоопределения и формирования личности. Они испытывают эмоциональные колебания и трудности в общении, преодолевают конфликты с окружающими. Важно направить эти энергии в положительное русло, чтобы подростки научились строить здоровые отношения и принимать ответственность за свои действия.
Как развивались и менялись взгляды исследователей на теорию суицидального поведения?
История исследования суицидального поведения богата различными теориями и взглядами. Начиная с работ Эмиля Дюркгейма и Джанет Паскаль, исследователи выдвигали разные объяснения суицидального поведения, связывая его социальными, психологическими и биологическими факторами. Существуют различные модели, учитывающие такие аспекты, как социальная дезадаптация, психические расстройства, влияние окружения и генетические предрасположенности. Однако, понимание суицидального поведения все еще остается сложной проблемой для исследователей и требует дальнейших исследований и обсуждений.
В чем заключается социально-педагогическая проблема суицидальных наклонностей подростков?
Социально-педагогическая проблема суицидальных наклонностей подростков заключается в том, что это явление имеет сложную многоплановую природу. Это не только психологический и медицинский вопрос, но и проблема общества в целом. Подростки с суицидальными наклонностями нуждаются в комплексной поддержке и помощи, включающей как психологическую и медицинскую помощь, так и социально-педагогическую работу. Необходимо проводить профилактическую работу, обучая подростков навыкам психологической устойчивости, развивая коммуникативные навыки и помогая им находить здоровую мотивацию для жизни.