Формирование идеологии Московского царства в 15-16вв.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 30.05.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Часть I. Развитие Московского царства в XV веке
Часть II. Царствование Ивана IV
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Тома писались на великолепной бумаге, купленной во Франции из королевских запасов, лучшей бумаге, которую в то время можно было иметь. Продукция первых московских бумажных мельниц была еще далека от совершенства.Первые тома включали пересказ Ветхого и Нового Завета, дополненный византийскими хрониками и другими переводными источниками. Затем следовал рассказ о русской истории.В последнем томе описывались события царствования Ивана IV.Этот том известен под названием Синодального списка, в нем сохранились многочисленные редакторские поправки: вставки, вымарки, замечания к рисункам.Существует и переделанный в соответствии с этими замечаниями новый экземпляр тома. Его называют «Царственной книгой», так как в XVIII веке князь Щербатов преподнес его в дар Екатерине II.Листы «Царственной книги» также испещрены поправками, сделанными той же рукой, но часто противоречащими как поправкам в Синодальном списке, так и основному тексту летописи. Редактором книги был царь, так как найдены дополнительно автографы Ивана IV.Наиболее значительные по содержанию и по объему изменения касались сведений, непосредственно связанных с самим Иваном IV.Царь стремился в многочисленных приписках подчеркнуть главное для себя – свою правоту в борьбе с боярами. Ради этого он отступал даже от исторической правды.Особенно много подробностей царь внес в описание своей собственной болезни в 1553 году, когда бояре, решив, что царь не выживет, начали делить власть.Тенденциозность этих изменений очевидна. «Царственная книга» не была переписана начисто потому, что и события, описанные в ней, и приписки были слишком злободневны и быстро устарели.Хоть царь произвольно излагал события, в которых был лично заинтересован, к фактам истории он относился со взыскательностью. Иван IV требовал предельной точности и полноты описаний, сличал факты со сведениями в более древних источниках.В архиве царя найдены записи, что в то время, к которому может быть отнесена его работа над сводом, он затребовал архивные документы и забирал их к себе целыми ящиками. Ему были также доставлены Посольские сказки, родословные, Никоновская летопись.Правя рассказ о боях со степняками-кочевниками, поставленный в синодальном списке под 1550 год, он сверил имена бояр по Разрядной книге. Там же были уточнены названия населенных пунктов, возле которых стояли полки.Сама техника внесения в текст изменений заслуживает того, чтобы об этом сказать особо.Значительные по объему вставки сделаны на полях. Отдельные слова и короткие фразы вписаны между строк. Зачеркнутое слово, как правило, заменялось новым, более точно выражавшим мысль. Очевидно, замены в тексте делались по ходу чтения.Так, в «Царственную книгу» Грозный вписал красочный рассказ о мятеже 1553 года.В Синодальном списке рассказ об этих событиях, написанный, правда, в безмятежных тонах, шел несколько дальше, и редактор после вставки пишет: «То место написать тут, где таков крест», а после летописного рассказа: «Тут написати то, что там писано». Он переделывает прежний летописный рассказ, вычеркивает его начало и взамен пишет новое.Здесь же пометка: «Тут написати о государевой болезни и все, что там писано».Вставки в соответствующие места в тексте, куда их надлежало поместить, помечены значками, отличающимися от тех, которыми принято пользоваться сейчас, разве тем, что они напоминают царскую державу: кружок с крестом наверху.Государь указал сделать поправки и художникам. «Здесь государь нарисован не к месту», – пишет он против одной миниатюры. «Тут написать у государя стол без доспехов да стол велик», – около другой. «Царя писать тут надобет стара».А рисунок, изображающий свадьбу царя, по видимому, показался ему слишком перегруженным подробностями, и он пишет: «Расписать надвое венчание да брак». Все эти указания выполнены в «Царской книге».Мы должны быть благодарны историкам, сделавшим доступным для нас этот уникальный документ. И хотя трудно допустить мысль о том, что кто-нибудь, кроме царя, мог позволить себе править совершенно готовый Лицевой свод, мы вправе предположить, что подобная работа не была новой для составителей летописей, которые трудились над летописными сводами.Заключение«Культура и история есть выражение духовности и свободы человека. В этом ее главное отличие от материального производства. Поэтому едва ли правомерно выделять еще и так называемую «материальную культуру», как это до недавнего времени делалось в советском марксизме. Хотя культура и материальное производство тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, тем не менее, это разные способы проявления человеческой жизнерадостности, адаптации к окружающей среде».Производство вырастает из естественного навыка живых существ к самосохранению. Человек сочетает этот навык с собственным трудом, отделяющим его от остальных особей. Создаваемое материальным трудом благо доставляет человеку необходимую свободу, открывает путь к созиданию и творчеству. Здесь-то и кроется предпосылка возникновения духовного мира, воплощением которого является культура.Идеология московского царства и пропаганда служения власти была отражена в литературе XV–XVI веков.В древнерусской литературе события и вещи, окружающие человека, – символы и проявления высшей, духовной, божественной реальности.В мире властвуют две силы – воля Бога, желающего блага человеку, и воля дьявола, жаждущего своими кознями отвратить человека от Бога и погубить.Человек свободен в своем выборе между добром и злом, светом и тьмой. Но поддавшись власти дьявола, он теряет свободу, а прибегая к помощи бога, обретает укрепляющую его божественную благодать.В XV–XVI веках появились жития легендарного характера: «Житие Петра, царевича Ордынского», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (написана в середине XVI века священником Ермолаем Прегрешным, в монашестве Еразмом).Под руководством митрополита Макария создан грандиозный свод памятников оригинальной и переводной церковной книжности – «Великие Четии Минеи».Особенностью древнерусской литературы было отсутствие комических, пародийных произведений, поскольку смех, веселье осуждались православной церковьюи государством.Список использованной литературы№ 1. Замалеев А. Ф. История русской культуры. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. – 262 с.№ 2. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. – М.: Изд-во Правда, 1990. – 624 с.№ 3. Кожинов В. В. Победы и беды России. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с. – (История России. Современный взгляд).№ 4. Русская культура / А. Д. Волков, Б. П. Голдовский, Ю. А. Дмитриев. – М.: Изд-во Энциклопедия, 2007. – 320 с. – (Библиотека Новой российской энциклопедии).№ 5. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI – XVIIвв.: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Владос, 1997. – 336 с.№ 6. Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., доп. – СПб.: Изд-во Лениздат; изд-во Союз, 2001. – 560 с.: ил.№ 7. Шапошник В. Иван Грозный: Первый русский царь. – СПб.: Вита Нова, 2006. – 496 с.: ил.

Список использованной литературы

№ 1. Замалеев А. Ф. История русской культуры. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. – 262 с.
№ 2. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. – М.: Изд-во Правда, 1990. – 624 с.
№ 3. Кожинов В. В. Победы и беды России. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с. – (История России. Современный взгляд).
№ 4. Русская культура / А. Д. Волков, Б. П. Голдовский, Ю. А. Дмитриев. – М.: Изд-во Энциклопедия, 2007. – 320 с. – (Библиотека Новой российской энциклопедии).
№ 5. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Владос, 1997. – 336 с.
№ 6. Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., доп. – СПб.: Изд-во Лениздат; изд-во Союз, 2001. – 560 с.: ил.
№ 7. Шапошник В. Иван Грозный: Первый русский царь. – СПб.: Вита Нова, 2006. – 496 с.: ил.

Вопрос-ответ:

Какая бумага использовалась для написания томов о Московском царстве?

Тома писались на великолепной бумаге, купленной во Франции из королевских запасов. Это была лучшая бумага, которую в то время можно было иметь.

Каково было качество продукции первых московских бумажных мельниц?

Продукция первых московских бумажных мельниц была еще далека от совершенства.

Какие источники включали первые тома о Московском царстве?

Первые тома включали пересказ Ветхого и Нового Завета, дополненный византийскими хрониками и другими переводными источниками.

Каким образом формировалась идеология Московского царства в 15-16 веках?

Идеология Московского царства формировалась через написание томов, в которых вошли пересказы Ветхого и Нового Завета, византийские хроники, другие переводные источники.

Какие темы были затронуты в рассказе о Московском царстве в первых томах?

В первых томах был рассказ о русской истории, включая период развития Московского царства в XV веке и царствование Ивана IV.

Какой вид бумаги использовался для написания томов Московского царства в 15-16 веках?

Для написания томов Московского царства в 15-16 веках использовалась великолепная бумага, купленная во Франции из королевских запасов.

Какие источники включали первые тома Московского царства?

Первые тома Московского царства включали пересказ Ветхого и Нового Завета, дополненный византийскими хрониками и другими переводными источниками.

Какое качество имела продукция первых московских бумажных мельниц?

Продукция первых московских бумажных мельниц была еще далека от совершенства.

В каких годах происходило формирование идеологии Московского царства в 15-16 веках?

Формирование идеологии Московского царства происходило в 15-16 веках.

Каким образом осуществлялось формирование идеологии Московского царства в 15-16 веках?

Формирование идеологии Московского царства в 15-16 веках осуществлялось через составление томов, которые содержали пересказ Ветхого и Нового Завета, а также другие переводные источники.