Правовые системы современности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 22 22 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 26.05.2007
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Правовые системы современности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Особенно важно подчеркнуть, что данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. Иначе говоря, в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Например, законодательство Иордании предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время рамадана.
Положение о тесном взаимодействии в исламе правовых, моральных и религиозных правил поведения прослеживается также в анализе характера норм мусульманского права в собственном смысле, основания их обязательности и последствий их неисполнения.
Мусульманское право неизменно, но, в то же время, обладает гибкостью. Оно содержит очень мало императивных положений и представляет широкие возможности свободной инициативе.
Важно при этом иметь в виду, что теория мусульманского права проводит различия между его нормами в зависимости от степени их обусловленности интересами ислама в целом. В частности, все защищаемые мусульманским правом права и интересы принято делить на две основные группы — «права Аллаха» и «права индивидов». Им соответствуют и две разновидности норм мусульманского права. Наряду с ними иногда выделяют и третью — нормы, которые охраняют права, принадлежащие одновременно Аллаху и частным лицам.
Согласно Корану, жизнь человека находится под постоянным контролем Аллаха, который оценивает каждый поступок с точки зрения его соответствия религиозным предписаниям (нормам). B нем неоднократно подчеркивается, что Аллах видит все, что делают люди, от него «не скрыто ничто на земле и на небе». Относительно ответственности за нарушение установленных правил поведения в Коране говорится: «Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны!». В день суда Аллаха «всякой душе будет уплачено сполна за то, что она приобрела…», ей будет предъявлена книга с записью ее дел, против грешников будут свидетельствовать их собственные «слух, зрение и кожа о том, что они делали». После суда грешники попадут в огонь, праведники — в рай.
Применение государством сформулированных в Коране или Сунне норм, в том числе предусмотренных ими мер «земной» ответственности (включая и религиозные), означает, что в регулировании данного общественного отношения участвуют в принципе две нормы — религиозная и правовая. Причем первая является источником второй.
Мусульманское право в целом – это в значительной степени частное право. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентирующиеся на религиозные меры и нравственные критерии
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что нормы мусульманского права, источником которых явились религиозные правила поведения, отличаются друг от друга по степени зависимости от религиозной системы. Те из них, которые совпадают по содержанию с религиозными нормами (включая и их «земные» санкции), тесно связаны с религией. Что же касается юридических норм, сформулированных в целом мусульманскими юристами на основе лишь самых общих указаний священных текстов, то они относительно более самостоятельны по отношению к своей религиозной основе (не случайно даже мусульманско-правовая доктрина считает, что многие из них могут изменяться, не являются вечными, в отличие от норм первой группы, имеющих непосредственно «божественное» происхождение). При этом нельзя забывать, что многие религиозные нормы Корана и Сунны вообще не получили государственной поддержки и не стали источниками соответствующих правовых норм (например, часть предписаний Корана, касающаяся правил ношения одежды, охоты, использования золота и других драгоценностей и др.).
Все нормы мусульманского права составляют компонент правовой системы, хотя среди них могут быть обнаружены юридические правила поведения, совпадающие по своему содержанию с религиозными нормами и тесно с ними взаимодействующие.




Заключение
В современном мире действуют несколько правовых систем. Наиболее распространенны романо-германская (или континентальная), англосаксонская и мусульманская правовые системы.
Особенностями романо-германской системы права являются его органическая связь с римским правом, его становление и развитие на основе римского права; ярко выраженная по сравнению с другими правовыми системами доктринальность и концептуальность; особая значимость закона в системе источников; ярко выраженный характер деления его на публичное и частное право; ярко выраженный кодифицированный характер.
Особенностями общего права являются: по своей природе и содержанию оно является «судейским правом»; имеет ярко выраженный «казуальный» характер, это система доминирования «прецедентного» права и полного (или почти полного) отсутствия «кодифицированного» права; в процессе своего возникновения и развития оно было подвержено лишь незначительному влиянию со стороны римского права; придание повышенной роли и значимости процессуальному праву по сравнению с материальным правом; довольно высокий уровень независимости судебной власти по отношению ко всем другим государственным властям, её реальная, разносторонне гарантированная самостоятельность как в вопросах организации своей внутренней жизни, так и в отправлении правосудия, в решении относящихся к её компетенции «внешних» проблем; обвинительный характер судебного процесса.
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности— религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых — неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.
Основное различие между системами права состоит в используемых источниках права: романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона; система англосаксонского права придает исключительно важное значение судебному прецеденту; основу мусульманского права составляют юридически значимые положения священной книги Корна, а также Сунны.
Список литературы
Барциц И.Н. Актуальные вопросы типологии современных правовых систем: уч.пос. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 40 с.
Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности: уч.пос. – Петрозаводск: Изд-во Петроз.ун-та, 1996. – 26 с.
Загрядский Г.В. Правовые системы современности: Лекция. – М.: Моск.юрид.ин-т МВД России, 1995. – 42 с.
Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: уч.пос. – М.: Зерцало-М, 2001. – 400 с.
Правоведение: уч.пос. / Под ред. Кобзаненко. – М.: Дашков и К, 2004. – 1070 с.
Правоведение: уч.пос. / Под ред. Косаренко. - М.: Флинта, 2006. – 283 с.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. – 243 с.



Барциц И.Н. Актуальные вопросы типологии современных правовых систем: уч.пос. – М.: Изд-во РАГС, 2000. С.3
там же, с.4
Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: уч.пос. – М.: Зерцало-М, 2001. С.2
Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности: уч.пос. – Петрозаводск: Изд-во Петроз.ун-та, 1996. С.3
Загрядский Г.В. Правовые системы современности: Лекция. – М.: Моск.юрид.ин-т МВД России, 1995. С.6
Загрядский Г.В. Указ.Соч. С.9-10
Это наиболее общая схема, в рамках которой имеются некоторые различия. Существующие в одной стране суды могут отсутствовать в другой; различны и апелляционные инстанции в зависимости от их соотношения с судами первой инстанции, а также от порядка апелляционного рассмотрения; Верховный суд в одних странах действует как апелляционная инстанция, а в других – как кассационная
Марченко М.Н. Указ.Соч. С.43-58
Это связано с историческими особенностями его развития и, в первую очередь, с расширением компетенции королевского суда: суды, для которых существовал единственный инетрес – интерес королевства и Короны, получили в Англии самую полную юрисдикцию. Суды, рассматривающие споры частного права, исчезли, а вместе с ними и само понятие частного права. Все тяжбы, подсудные королевской юрисдикции, рассматривались в стране как своеобразные споры публично-правового характера (См. Загрядский Г.В. Указ.Соч. С.18-19)
Загрядский Г.В. Указ.Соч. С.22-23
Загрядский Г.В. Указ.Соч. С.25-26

Марченко М.Н. Указ.Соч. С.113-130
См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 6
См.: Сюкияйнен Л.Р. Указ. Соч.С.7
Следует отметить, что в Коране и Сунне не содержится базовой правовой теории. Нормативные предписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительно немногочисленны (См. Дусаев Р.Н. Указ. Соч. С.7).
Загрядский Г.В. Указ.Соч. С.32-33
См.: Сюкияйнен Л.Р. Указ.Соч. С.9

См.: См.: Сюкияйнен Л.Р. Указ.Соч. С. 20










1


21

1.Барциц И.Н. Актуальные вопросы типологии современных правовых систем: уч.пос. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 40 с.
2.Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности: уч.пос. – Петрозаводск: Изд-во Петроз.ун-та, 1996. – 26 с.
3.Загрядский Г.В. Правовые системы современности: Лекция. – М.: Моск.юрид.ин-т МВД России, 1995. – 42 с.
4.Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: уч.пос. – М.: Зерцало-М, 2001. – 400 с.
5.Правоведение: уч.пос. / Под ред. Кобзаненко. – М.: Дашков и К, 2004. – 1070 с.
6.Правоведение: уч.пос. / Под ред. Косаренко. - М.: Флинта, 2006. – 283 с.
7.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. – 243 с.



Вопрос-ответ:

Какие санкции предусматривает иорданское законодательство?

Иорданское законодательство предусматривает различные санкции за нарушение религиозных обязанностей и норм морали. Конкретные санкции могут включать штрафные санкции, лишение свободы или другие юридические последствия.

Какие нормы могут выступать как правовые в исламской правовой системе?

В исламской правовой системе могут быть признаны как правовыми нормами какие-либо религиозные, ритуальные или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Например, в исламском праве в качестве правовых норм могут выступать запрет на употребление алкоголя, предписания по соблюдению религиозных праздников и др.

Какие правовые системы существуют в современности?

В современности существуют различные правовые системы, включая континентальную, англо-американскую, социалистическую, исламскую и др. Каждая из этих систем имеет свои особенности и принципы, определяющие порядок создания, применения и исполнения законов.

Какие религиозные обязанности и нормы мусульманской религии могут подпадать под судебное рассмотрение и санкции?

В мусульманской правовой системе могут рассматриваться и возможно привлечение к судебной ответственности за нарушение религиозных обязанностей и норм мусульманской религии, например, обязанность по совершению молитвы, пост во время Рамадана и другие религиозные обряды. За нарушение таких обязанностей могут предусматриваться юридические санкции, такие как штрафы или лишение свободы.

Как охраняются религиозно-ритуальные и моральные нормы в исламской правовой системе?

В исламской правовой системе религиозно-ритуальные и моральные нормы снабжаются юридической санкцией и защищаются государством. Это означает, что нарушение таких норм может привести к судебной ответственности и применению различных юридических санкций или последствий, таких как штрафы, заключение под стражу и другие.

Какие санкции предусмотрены мусульманским правом за неисполнение религиозных обязанностей и норм морали?

Мусульманское право предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. Такие санкции могут включать штрафы, лишение свободы или другие формы наказания. Государство является органом, который защищает и применяет эти санкции.

Какие нормы мусульманского права могут считаться юридическими и быть защищаемыми государством?

В мусульманском праве юридическими нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Например, если в Иордании законодательство предусматривает наказание за неисполнение определенной религиозной обязанности, то оно является юридической нормой, защищаемой государством.

Какие санкции применяются в Иордании за нарушение мусульманских норм и обязанностей?

В Иордании законодательство предусматривает различные санкции за нарушение мусульманских норм и обязанностей. Это могут быть штрафы, лишение свободы, общественные работы или другие формы наказания. Государство осуществляет контроль и применение этих санкций для поддержания порядка и соблюдения мусульманского права.

Какое место занимает мусульманское право среди других правовых систем?

Мусульманское право является одной из важных систем права в современной мире. Оно имеет свою историю и развитие, основанные на принципах и нормах ислама. Мусульманское право применяется в странах, где ислам является государственной религией или имеет сильное влияние на законодательство и правосудие.

Какие санкции предусмотрены в отрасли мусульманского права?

Отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. Это означает, что религиозно-ритуальные или моральные нормы могут быть снабжены юридическими санкциями и защищаться государством.