Способности и их развитие в онтогенезе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.08.2007
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Способности и их развитие в онтогенезе

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Классификация, структура и уровни способностей
2. Развитие способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Она может быть временной или практически непреодолимой;
2) годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;
3) соответствие данной области деятельности; нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий;
4) призвание к данной профессиональной области деятельности – высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Эта степень характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки соответствия человека требованиям данной деятельности (Климов Е.А.)».
Климовым в интересах профориентационной работы была разработана и реализована в виде опросника классификация профессий. В основу предложенной им классификации были положены требования, которые профессия предъявляет к человеку. Например, можно выделить виды деятельности, которые в целом характеризуются как системы взаимоотношений «человек-человек», «человек-природа» и др.
«В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С.Л. Рубинштейн так сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.) Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано усиленным развитием другой способности.
Существенным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 320 с.
Большая психологическая энциклопедия, под ред. А.Б. Альмухановой и др. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006. – 480 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил.
Первушина О.Н. Общая психология. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 90 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.
Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
Психология, под ред Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 448 с.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 535.
Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 332.
Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика, – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 27.
Зимняя И.А. Педагогическая психология, – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – С. 140.
Психология, под ред Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 329 – 330.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 536.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 537.
Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика, – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 27.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 538.
Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика, – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 27 – 30.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 538.
Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика, – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 30 – 31.
Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика, – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 31.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 548.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 549.
Маклаков А.Г. Общая психология, – СПб.: Питер, 2000. – С. 549 – 550.
Там же. С. 550.
Психология, под ред Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 361 – 362.
Там же. С. 362.












17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 320 с.
2.Большая психологическая энциклопедия, под ред. А.Б. Альмухановой и др. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
3.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006. – 480 с.
4.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
5.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил.
6.Первушина О.Н. Общая психология. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 90 с.
7.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.
8.Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
9.Психология, под ред Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 448 с.

Вопрос-ответ:

Какой способностью характеризуется человек, который не имеет противопоказаний в отношении определенной области труда?

Это способность, которая позволяет человеку без препятствий выполнять определенную деятельность или работу, не имея при этом медицинских ограничений или противопоказаний.

Какие уровни способностей можно выделить?

Существует несколько уровней способностей: физические (связанные с физической активностью), интеллектуальные (качества ума и способность к познанию и анализу), эмоциональные (способность к эмпатии и управлению своими эмоциями).

Что определяет развитие способностей в онтогенезе?

Онтогенез – это процесс становления и развития организма от зародыша до взрослой особи. Развитие способностей в онтогенезе определяется генетическими предпосылками, наследственностью, а также экологической и социальной средой, в которой развивается человек.

Какие способности имеют практически непреодолимые ограничения?

Существуют способности, развитие которых может быть практически невозможно из-за врожденных физических или психических ограничений, таких как отсутствие конечностей или серьезные умственные нарушения.

Какие категории способностей оценивают годность человека к определенной профессии?

При оценке годности человека к определенной профессии учитываются его способности в физической и умственной деятельности, а также эмоциональная стабильность и соответствие данным требований профессии.

Что такое способности и как они классифицируются?

Способности - это врожденные или приобретенные качества организма, которые позволяют успешно выполнять определенные виды деятельности. Они классифицируются на физические, интеллектуальные, эмоциональные и творческие способности.

Какова структура способностей?

Структура способностей включает в себя уровни развития способностей, основной и дополнительный компоненты. Уровни развития способностей - это начальный, основной и высший уровни, которые характеризуют достигнутые навыки и умения в определенной области. Основной компонент включает в себя общие способности, которые необходимы для выполнения различных видов деятельности. Дополнительные компоненты представляют собой специализированные способности, необходимые для определенных видов деятельности.

Как происходит развитие способностей в онтогенезе?

Развитие способностей в онтогенезе происходит постепенно. Начальные способности, с которыми ребенок рождается, постепенно развиваются под воздействием внешней среды, образования и опыта. Развитие способностей происходит через обучение, тренировки и практику в определенной области деятельности.

Какую роль играет годность и показания в развитии способностей?

Годность и показания играют важную роль в развитии способностей. Годность означает, что человек не имеет противопоказаний в отношении определенной области деятельности. Показания же указывают на соответствие данной области деятельности и наличие нужных способностей и навыков. Они помогают определить годность человека к определенной профессии или группе деятельности.

Есть ли противопоказания или ограничения в развитии способностей?

В развитии способностей обычно нет противопоказаний, но могут быть некоторые ограничения в зависимости от физического и психического здоровья человека. Например, некоторые виды деятельности могут быть временно недоступными из-за травмы или болезни. Однако, в большинстве случаев, с правильным подходом и тренировками, способности могут быть развиты и улучшены.

Что такое способности?

Способности - это индивидуальные особенности человека, которые определяют его потенциал и возможности в разных областях деятельности.