Социальное воспитание через коллектив в педагогической системе А.С. Макаренко
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.01.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Биография Макаренко А.С. и сущность его педагогической системы
1.1. Основные факты биографии Макаренко А.С.
1.2. Сущность педагогической системы Макаренко А.С.
Глава 2. Социальное воспитание через коллектив в педагогической системе А.С.Макаренко
2.1. Значение коллектива в воспитании
2.2. Социальное воспитание через коллектив
Заключение
Список литературы
Согласно принципу культуросообразности, коллективная жизнедеятельность в процессе воспитания изоморфно отражает жизнь всего общества. Вступая в процесс многообразной деятельности в коллективе, в различные отношения, воспитанники как бы "пропитываются" культурой того общества, в котором они живут, и при этом не только "присваивают" накопленный опыт, но и развивают те личностные качества, которые позволяют им вырабатывать новые ценности и "возвышаться" в стремлении к новым смыслам.
В едином процессе коллективной и индивидуальной рефлексии и мыследеятельности, коллективных и индивидуальных эмоциональных переживаний и волевых устремлений воспитанники "выращивают" свою культуру, адекватную культуре общества, в котором они живут.
Такова сущность «системы перспективных линий» А.С.Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям [4, с. 69].
2.2. Социальное воспитание через коллектив
Социальное воспитание - взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [12, с. 266].
Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).
В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи [12, с.266-267].
Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).
Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.
Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование), стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности.
Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностных установок; в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегии адаптации и обособления в социуме [12, с.273].
Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитываемых, а также, в определённой мере, и от их этнической и социально-культурной принадлежности.
В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объём и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и концепций воспитания, имеющихся у педагогов данной воспитательной организации. Эти различия определяют содержание и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие в процессе социального воспитания осуществляется в виде множества "цепочек": воспитательная организация - составляющие её формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив - входящие в него микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.
Социальное воспитание осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, даёт человеку опыт взаимодействия с людьми, создаёт условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме.
А.С.Макаренко рассматривал детский коллектив как важнейший инструмент социального воспитания личности. Социальное воспитание в коллективе и через коллектив – генеральный путь «прикосновения» к личности. Ребенок не может полноценно развиваться вне коллективов сверстников, а также коллективов, включающих в себя взрослых и детей других возрастов [20, с. 102].
Детский воспитательный коллектив – ячейка общества, созданная для выполнения определенной социальной функции – воспитания подрастающих поколений. Воспитательный коллектив – сложное социально-педагогическое явление. Он имеет определенные цели, задачи, организованную структуру, систему жизнедеятельности, органы самоуправления. В нем складываются системы отношений между его членами в различных сферах жизнедеятельности, нормы и ценности, определяющие характер этих отношений.
Эффективность коллектива в социальном воспитании зависит от того, насколько отразились в нем ведущие и определяющие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления детьми положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого своего члена в арену самовыражения и самоутверждения. При этом не следует забывать, что современный ребенок является одновременно членом нескольких коллективов. Членом одних коллективов он является параллельно, других – последовательно. Каждый из этих коллективов имеет специфические функции и содержание жизнедеятельности, в каждом из них школьник занимает несколько иную позицию в системе внутриколлективных отношений [20, с.102-103].
Все это определяет неидентичное влияние различных коллективов на социальное воспитание личности. В чем-то оно совпадает, в чем-то одно дополняет другое, в чем-то противоречит, а в чем-то влияние одного коллектива может даже отрицать влияние другого.
А.С.Макаренко считал, что коллектив формирует социально необходимые качества при социальном воспитании личности - коллективизм, трудолюбие, ответственность, также влияет на нравственность подрастающего человека, дисциплинирует ребенка, приучает его к выполнению определенных социальных требований общества и т.д. [18, с. 238]
Отметим еще раз, что А.С.Макаренко считал, что социальное воспитание личности можно осуществлять с помощью воздействия на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал «Принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника [4, с. 63].
Итак, вся педагогика А.С.Макаренко была направлена на воспитание полноценной личности через коллектив, он считал, что коллектив — это лучшее, что может влиять на развитие и формирование личности. И социальное воспитание, по мнению А.С.Макаренко, должно происходить в коллективе и через него.
Заключение
Итак, в заключение нашего исследования отметим еще раз, что Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой.
А.С.Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. А.С.Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике А.С.Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. «...В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.
А.С.Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни ... а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности».
Воспитание А.С.Макаренко было развивающим, рассчитанным на "зону ближайшего развития", а не только "помогающим", оно возвышало личность ребенка, стимулируя его к движению вперед. При этом важную роль играли перспективы. Устремленность воспитания в будущее, гуманистическая идея "завтрашней радости", переходящей в сегодняшний день - важнейший элемент в реализации системы опережающего воспитания.
Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. А.С.Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).
Эффективность коллектива в социальном воспитании зависит от того, насколько отразились в нем ведущие и определяющие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления детьми положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого своего члена в арену самовыражения и самоутверждения.
В своем исследовании мы выполнили поставленную цель - изучили социальное воспитание через коллектив в педагогической системе А.С.Макаренко.
Объектом исследования выступал коллектив как средство социального воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
Предметом данного исследования являлось социальное воспитание в педагогической системе А.С.Макаренко.
Также нами были выполнены все задачи исследования:
Раскрыли основные факты биографии Макаренко А.С.
Проанализировали сущность педагогической системы Макаренко А.С.
Раскрыли значение коллектива в воспитании.
Проанализировали вопрос социального воспитания через коллектив.
И подтверждена гипотеза исследования - Макаренко А.С. внес значительный вклад в педагогику по вопросу социального воспитания через коллектив.
Список литературы
Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 197 с.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993. – 213 с.
Гавакова Т.И. А.С.Макаренко как психолог // Творческое использование идей A.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского в формировании педагогического мастерства / Под ред. B.Е.Лобурца. Полтава, 1983., - С. 53—54.
Гриценко Л.И. Концепция воспитания А.С.Макаренко в свете современных научных знаний. М., 2004. – 176 с.
Луначарский А.В. Основные принципы единой трудовой школы // Коммунист. 1987. - № 16. C. 50—62.
Леонтьев А. Н. Избранные психол. произв.: В 2 т. М., 1983.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1986.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса./ Пед. соч. - М., 1983.- т. 1- 377 с.
Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. - соч. в 7 т. М., 1958 - т.5. – 272 с.
Моргун В.Ф. Психическая и социальная зрелость личности // А.С.Макаренко и Полтавщина / Под ред. И.Ф.Кривоноса. Полтава, 1986. - С. 29—32.
Моргун В.Ф. А.С.Макаренко и психология личности // Вопросы психологии.-1988.-N 4.-C.121-128.
Педагогическая энциклопедия: В 3 т.-М.,1928.-Т.2.- 567 с.
Педагогические технологии./ Под ред. Кукушина В.С. - Ростов н/Д, 2002. - С.65-66
Педагогика. // Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., "Просвещение", 1983. – 290 с.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978. - 176 с.
Ромм Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России в конце 19 - начале 20 века. //Дисс.к.п.н. - М., 1995.- С. 37
Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР. - М., 1990. - С.20
Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. - 583 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. - 176 с.
32
2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993. – 213 с.
3.Гавакова Т.И. А.С.Макаренко как психолог // Творческое использование идей A.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского в формировании педагогического мастерства / Под ред. B.Е.Лобурца. Полтава, 1983., - С. 53—54.
4.Гриценко Л.И. Концепция воспитания А.С.Макаренко в свете современных научных знаний. М., 2004. – 176 с.
5.Луначарский А.В. Основные принципы единой трудовой школы // Коммунист. 1987. - № 16. C. 50—62.
6.Леонтьев А. Н. Избранные психол. произв.: В 2 т. М., 1983.
7.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1986.
8.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса./ Пед. соч. - М., 1983.- т. 1- 377 с.
9.Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. - соч. в 7 т. М., 1958 - т.5. – 272 с.
10.Моргун В.Ф. Психическая и социальная зрелость личности // А.С.Макаренко и Полтавщина / Под ред. И.Ф.Кривоноса. Полтава, 1986. - С. 29—32.
11.Моргун В.Ф. А.С.Макаренко и психология личности // Вопросы психологии.-1988.-N 4.-C.121-128.
12.Педагогическая энциклопедия: В 3 т.-М.,1928.-Т.2.- 567 с.
13.Педагогические технологии./ Под ред. Кукушина В.С. - Ростов н/Д, 2002. - С.65-66
14.Педагогика. // Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., "Просвещение", 1983. – 290 с.
15.Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978. - 176 с.
16.Ромм Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России в конце 19 - начале 20 века. //Дисс.к.п.н. - М., 1995.- С. 37
17.Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР. - М., 1990. - С.20
18.Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. - 583 с.
19.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
20.Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. - 176 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные факты из биографии А.С. Макаренко можно выделить?
А.С. Макаренко родился в 1888 году в Украине. Он был известным советским педагогом, писателем и общественным деятелем. Макаренко основал и возглавил Детский коммунистический коллектив "Горький", который стал примером успешной реализации его педагогической системы. Он активно занимался педагогической деятельностью и вел активную общественную работу до своей смерти в 1939 году.
В чем заключается сущность педагогической системы А.С. Макаренко?
Педагогическая система А.С. Макаренко базируется на идее коллективного воспитания. Главная цель системы - формирование активных, самостоятельных и ответственных граждан. Он признавал коллектив как основную единицу общества и считал, что взаимодействие между его членами способствует развитию социальных навыков и ценностей. Он также придавал большое значение труду и социальной активности воспитанников.
В чем заключается значение коллектива в воспитании, по мнению А.С. Макаренко?
А.С. Макаренко считал коллектив основой воспитания. Он считал, что в коллективе воспитанники учатся сотрудничеству, самоорганизации, принятию решений и развитию социальных навыков. Коллективная жизнь помогает им учиться уважению к другим, терпимости и ответственности. Взаимодействие с однолетками и взрослыми в коллективе позволяет воспитанникам стать полноценными членами общества.
Как А.С. Макаренко реализовывал социальное воспитание через коллектив в своей системе?
А.С. Макаренко реализовывал социальное воспитание через коллектив, создавая условия для развития самоорганизации и самоуправления воспитанников. Он стимулировал активное участие воспитанников в принятии решений и реализации планов. Он также развивал групповые формы и методы работы, такие как коллективное творчество, совместные проекты и общественные дела. Все это способствовало формированию ответственности, уважения и сотрудничества у воспитанников.
Какие основные факты о биографии А.С. Макаренко можно выделить?
А.С. Макаренко родился 13 мая 1888 года в Киевской губернии. Он был российским педагогом, писателем и общественным деятелем. Макаренко основал детский колониально-поселковый тип воспитательного учреждения "Городок юных" и разработал педагогическую систему, основанную на коллективе и самоуправлении.
Какова сущность педагогической системы А.С. Макаренко?
Педагогическая система А.С. Макаренко основана на принципах коллективизма, равноправия и самоуправления. Главной задачей системы является формирование социализированной личности через воспитание в коллективе, где каждый участник принимает активное участие в принятии решений и реализации общих целей.
Какую роль играет коллектив в воспитании по системе А.С. Макаренко?
Коллектив имеет особое значение в педагогической системе А.С. Макаренко. Он является основой процесса воспитания и обучения, средством развития самостоятельности и ответственности каждого участника коллектива. Взаимодействие в коллективе способствует формированию у детей и подростков навыков работы в команде, моральных ценностей и социально-психологической адаптации.
Каким образом осуществляется социальное воспитание через коллектив по системе А.С. Макаренко?
В системе А.С. Макаренко социальное воспитание через коллектив осуществляется путем создания условий для развития личности через активное участие в жизни коллектива. Это достигается через организацию самоуправления, демократического взаимодействия, воспитание коллективных норм поведения, формирование чувства солидарности и взаимопомощи.
Каково значение коллективной жизнедеятельности по принципу культуросообразности?
Культурно-сообразная коллективная жизнедеятельность в системе А.С. Макаренко способствует формированию у детей и подростков ценностей, навыков и норм, соответствующих требованиям общества. В коллективе осуществляется преемственность поколений, передача и усвоение культурных традиций, развитие моральных качеств и социальных навыков.