Изучение эмоциональных проявлений у дошкольников с задержкой психического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 42 42 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 12.11.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА С ЗПР
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ
2.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3.1 Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен)
2.3.2 Рисуночный тест “Дом. Дерево. Человек”
2.3.3 Опросник «Признаки тревожности»
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2 ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2.1 Сравнительный анализ показателей уровня тревожности у дошкольников с ЗПР и их здоровых сверстников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы: 1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно выделенная в рисунке человека. Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.
2.3.3 Опросник «Признаки тревожности»
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М., 1992).
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.

Глава 3. Анализ результатов исследования
3.1 Сводная таблица результатов исследования
Таблица 1.
Ф.И. пол   ДДЧ тампл,дорки,амен признаки тревожности   1м 0ж 1-дошкольники с ЗПР, 2-здоровые дошкольники незащищенность тревожность недоверие к себе чувство неполноценности враждебность конфликт трудности в общении депрессивность индекс тревожнлсти общий балл тревожности 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 1 72 19,00 2 0 2 0 0 0 1 0 0 0 0 24 4,00 3 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0 74 18,00 4 0 2 0 0 0 1 0 0 0 0 28 6,00 5 0 2 0 0 0 0 0 0 0 0 18 8,00 6 0 1 1 1 1 1 1 1 0 1 68 17,00 7 0 1 1 0 0 1 0 0 1 1 66 19,00 8 0 2 0 1 0 0 0 1 0 1 24 7,00 9 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 76 18,00 10 0 2 1 0 0 0 0 1 0 0 26 7,00 11 0 2 0 0 1 0 0 0 0 0 25 6,00 12 0 2 1 1 0 0 0 0 1 0 24 5,00 13 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 88 19,00 14 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 68 17,00 15 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 27 4,00 16 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 67 15,00 17 1 2 0 1 1 0 0 0 0 0 26 9,00 18 1 1 0 1 1 0 0 1 1 1 72 15,00 19 1 2 0 0 0 0 1 0 0 0 24 7,00 20 1 1 1 1 0 1 0 0 1 1 68 18,00
По показателям дошкольников обоих групп был проведен дисперсионный анализ.
3.2 Дисперсионный анализ результатов исследования
Таблица 2.
ANOVA               Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат F Знч. Незащищенность Между группами 1,25 1 1,25 6,081081 0,023939   Внутри групп 3,7 18 0,205556       Итого 4,95 19       Тревожность Между группами 1,8 1 1,8 10,8 0,004103   Внутри групп 3 18 0,166667       Итого 4,8 19       трудности в общении Между группами 3,2 1 3,2 32 0,000001   Внутри групп 1,8 18 0,1       Итого 5 19       Депрессивность Между группами 1,8 1 1,8 10,8 0,004103   Внутри групп 3 18 0,166667       Итого 4,8 19       уровень тревожности Между группами 11186,45 1 11186,45 446,1691 0,000001   Внутри групп 451,3 18 25,07222       Итого 11637,75 19       Общий балл тревожности Между группами 627,2 1 627,2 253,13 0,000001   Внутри групп 44,6 18 2,477778       Итого 671,8 19       Как видно из таблицы 2 Н0 (нулевая гипотеза) отклоняется, так как межгрупповая изменчивость выше внутригрупповой, следовательно, обнаружены статистически достоверные различия между показателями дошкольников с ЗПР и дошкольниками контрольной группы по следующим переменным:
Уровень тревожности: незащищенность, тревожность, трудности в общении, депрессивность, уровень тревожности, общий балл тревожности.
Таким образом, можно предположить, что существуют статистически достоверные отличия по показателям эмоциональных проявлений у дошкольников с ЗПР и их здоровых сверстников.
3.2.1 Сравнительный анализ показателей уровня тревожности у дошкольников с ЗПР и их здоровых сверстников
Таблица 3.
  Дошкольники с ЗПР Контрольная группа Незащищенность 0,70000 0,20000 Тревожность 0,90000 0,30000 недоверие к себе 0,60000 0,20000 чувство неполноценности 0,80000 0,20000 враждебность 0,20000 0,10000 конфликт 0,40000 0,20000 трудности в общении 0,90000 0,10000 депрессивность 0,70000 0,10000

Рисунок 1.
Как видно из таблицы 3 статистически достоверные отличия по показателям симптомокомплексов тревожности у дошкольников с ЗПР и у Здоровых дошкольников получены по переменным: незащищенность, тревожность, трудности в общении, депрессивность. Показатели детей с ЗПР уровнем креативности выше по всем показателям.
Самые высокие оценки у детей с ЗПР получены по переменным: тревожность (90%) и трудности в общении (90%) детей, чувство неполноценности 80% детей, незащищенность (70%) и депрессивность (70%).
Таблица 4.
  Дошкольники с ЗПР Контрольная группа уровень тревожности 71,90000 24,60000

Рисунок 2.
Как видно из таблицы 4 получены статистически достоверные отличия по показателям уровня тревожности у дошкольников с ЗПР и у здоровых дошкольников. Показатели детей с ЗПР выше по данной переменной и находятся в диапазоне оценок высокого уровня тревожности.
Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Таблица 5.
  Дошкольники с ЗПР Контрольная группа общий балл тревожности 17,50000 6,30000

Рисунок 3.
Как видно из таблицы 5 получены статистически достоверные отличия по показателям общего балла тревожности у дошкольников с ЗПР и у Здоровых дошкольников. Показатели детей с ЗПР выше по данной переменной и находятся в диапазоне оценок высокого уровня тревожности.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Выводы по главе 3:
1) Дисперсионный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования:
Обнаружены статистически достоверные различия между показателями дошкольников с ЗПР и их здоровых сверстников по следующим переменным: уровень креативности и дивергентное мышление; уровень тревожности: незащищенность, тревожность, трудности в общении, депрессивность, уровень тревожности, общий балл тревожности.
Таким образом, можно предположить, что существуют отличия в эмоциональных проявлениях у дошкольников с ЗПР и у их здоровых сверстников.
2) Сравнительный анализ средних значений показателей испытуемых позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования:
Статистически достоверные отличия по показателям симптомокомплексов тревожности у дошкольников с ЗПР и у здоровых дошкольников получены по переменным: незащищенность, тревожность, трудности в общении, депрессивность. Показатели детей с ЗПР уровнем креативности выше по всем показателям.
Самые высокие оценки у детей с ЗПР получены по переменным: тревожность (90%) и трудности в общении (90%) детей, чувство неполноценности 80% детей, незащищенность (70%) и депрессивность (70%).
Получены статистически достоверные отличия по показателям уровня тревожности у дошкольников с ЗПР и у здоровых дошкольников. Показатели детей с ЗПР выше по данной переменной и находятся в диапазоне оценок высокого уровня тревожности.
Получены статистически достоверные отличия по показателям общего балла тревожности у дошкольников с ЗПР и у здоровых дошкольников. Показатели детей с ЗПР выше по данной переменной и находятся в диапазоне оценок высокого уровня тревожности.
3) Таким образом, гипотезу нашего исследования, что существуют особенности в эмоциональных проявлениях у дошкольников с ЗПР и их здоровых сверстников, можно считать доказанной.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что существуют особенности в эмоциональных проявлениях у дошкольников с ЗПР, подтвердилась.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Общение с взрослыми и сверстниками, игровая деятельность являются ведущими факторами развития ребенка в дошкольном возрасте и, в том числе, становления его самосознания и личности. В ходе социализации у ребенка складываются образ другого человека и образ самого себя, которые выступают как сложное аффективно-когнитивное образование, отражающее онтогенез самосознания, самопознания и самооценки ребенка.
Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР может рассматриваться как приоритетная коррекционная задача. Известно, что многие трудности школьной адаптации у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения, сформированности самосознания, многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки деятельности.
Поверхностность привязанностей, легкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстники и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением психологического развития, а именно формирование и развитие самосознания детей данной категории.
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с изучением эмоциональных проявлений у детей с ЗПР во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.

Список литературы
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. – М.: «Ось-89», 2003. – 272с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
Борякова Н.Ю., «Клиническая и психолого-педагогическая характеристикака детей с ЗПР», www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
Бурланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике, СПб, 2003, - 489 c.
Введение в клиническую психологию. Под ред. Сидорова П.И., Парнякова А.В., Москва, 2000, -459 c.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003.
Вострокнутов Н. В. «Школьная дезадаптация, основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения». wwww.postindex.otrok.ru/medbook/listpsy/vostr.htm
Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1999.-115 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 4.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Москва, 1979, 349 c.
Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С.14-24.
Гарднер Ричард. Психотерапия детских проблем, СПб, 2002., 412 c.
Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология .М,2001
Зейгарник Б.В. , Патопсихология. М., 2000
Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. –Л.: Медицина, 1982, 458 c.
Костюк Г.С. , Дубровинская И.В. Интеллектуальные операции. М.,2002
Куликов Л.В. Психологическое исследование, СПб, 2002 , 289 c.
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2005.
Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. –  М.,1981.
Личко А.Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. – Л., 1983.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека, М.,Педагогика,1983., 348 c.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М.,Педагогика,1989., 347 c.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г.
Психиатрия детского возраста(руководство для врачей). В.В. Ковалев. М.: Медицина, 1979, 389 c/
Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990, 580 c.
Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.
Стрекалова Т.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.-М.: Медицина, 2005, 280 c.
Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитиии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование, Москва, 1992, 368 c.
Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2003. – 384с.
Шэффер Дэвид Дети и подростки, Психология развития, СПб, 2003, 828 c.


Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
Борякова Н.Ю., «Клиническая и психолого-педагогическая характеристикака детей с ЗПР», www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2005.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2005
Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитиии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология .М,2001
Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология .М,2001
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2005












31





32

Список литературы
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. – М.: «Ось-89», 2003. – 272с.
2.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
3.Борякова Н.Ю., «Клиническая и психолого-педагогическая характеристикака детей с ЗПР», www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
4.Бурланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике, СПб, 2003, - 489 c.
5.Введение в клиническую психологию. Под ред. Сидорова П.И., Парнякова А.В., Москва, 2000, -459 c.
6.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003.
7.Вострокнутов Н. В. «Школьная дезадаптация, основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения». wwww.postindex.otrok.ru/medbook/listpsy/vostr.htm
8.Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1999.-115 с.
9.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 4.
10.Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Москва, 1979, 349 c.
11.Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С.14-24.
12.Гарднер Ричард. Психотерапия детских проблем, СПб, 2002., 412 c.
13.Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология .М,2001
14.Зейгарник Б.В. , Патопсихология. М., 2000
15.Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. –Л.: Медицина, 1982, 458 c.
16.Костюк Г.С. , Дубровинская И.В. Интеллектуальные операции. М.,2002
17.Куликов Л.В. Психологическое исследование, СПб, 2002 , 289 c.
18.Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2005.
19.Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М.,1981.
20.Личко А.Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. – Л., 1983.
21.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека, М.,Педагогика,1983., 348 c.
22.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М.,Педагогика,1989., 347 c.
23.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
24.Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
25.Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г.
26.Психиатрия детского возраста(руководство для врачей). В.В. Ковалев. М.: Медицина, 1979, 389 c/
27.Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990, 580 c.
28.Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.
29.Стрекалова Т.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.
30.Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.-М.: Медицина, 2005, 280 c.
31.Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитиии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
32.Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование, Москва, 1992, 368 c.
33.Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2003. – 384с.
34.Шэффер Дэвид Дети и подростки, Психология развития, СПб, 2003, 828 c.


Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют дети с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей, таких как отставание в психическом развитии, задержка в развитии речи и интеллекта, нарушение координации движений и восприятия окружающего мира. Они могут испытывать трудности в общении с другими людьми и восприятии эмоциональной информации.

Какие особенности имеет эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития?

Дошкольники с задержкой психического развития могут проявлять эмоциональные нарушения, такие как повышенная тревожность, слабая самоконтроль, нарушение эмоционального выражения и эмоциональной регуляции. У них также могут быть трудности в распознавании и понимании эмоций окружающих людей.

Что изучается на каждом этапе исследования эмоциональных проявлений у дошкольников с задержкой психического развития?

На первом этапе исследования изучаются психологические особенности детей с задержкой психического развития. На втором этапе проводится описание выборки - характеристики группы и индивидуальных участников исследования. На третьем этапе применяются методы исследования, включая измерение личностной тревожности.

Какими методами исследуют личностную тревожность у детей с задержкой психического развития?

Для исследования личностной тревожности у детей с задержкой психического развития могут использоваться различные методы, такие как опросники и тесты. Например, Р.Теммел и М.Дорки разработали метод исследования личностной тревожности, который может быть применен при изучении детей с задержкой психического развития.

Что включает в себя описание выборки в исследовании эмоциональных проявлений у дошкольников с задержкой психического развития?

Описание выборки включает в себя характеристики группы детей с задержкой психического развития, такие как возраст, пол, степень задержки развития и другие особенности. Также описание выборки включает характеристики индивидуальных участников исследования, такие как уровень эмоциональной сферы и наличие сопутствующих нарушений.

Какие особенности характерны для детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития часто испытывают трудности в усвоении знаний, развитии навыков и умений, общении с окружающими людьми. Они могут быть более медленными в своем развитии и требовать дополнительной поддержки и помощи со стороны взрослых. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, запоминанием информации, а также с моторикой и координацией движений.

Какие особенности характерны для эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития могут испытывать трудности в выражении и понимании своих эмоций. Они могут быть менее способными контролировать свое поведение и реагировать на различные ситуации. Они также могут испытывать более интенсивные эмоции или переживать их дольше, чем дети без задержки развития. Некоторые дети могут быть более тревожными или подверженными депрессии.

Какие методы использовались в эмпирическом исследовании?

Для изучения эмоциональных проявлений у детей с задержкой психического развития использовались различные методы исследования. В частности, было проведено исследование личностной тревожности с использованием методики Р. Теммела и М. Дорки. Эта методика позволяет оценить уровень тревожности у детей и выявить их эмоциональные особенности. Кроме того, использовались методы наблюдения и опроса родителей, которые помогли получить информацию о поведении и эмоциональном состоянии детей.

Какие этапы были включены в исследование?

Исследование включало несколько этапов. Сначала были изучены теоретические подходы к проблеме эмоциональных проявлений у детей с задержкой психического развития. Затем был описана выборка детей, участвующих в исследовании. После этого были проведены психологические тесты и методики для изучения эмоциональных особенностей у детей. В завершение были проанализированы полученные данные и сделаны выводы.