Русская мебель в неоготическом стиле.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 01.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
БИБЛИОГРАФИЯ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НЕОГОТИКИ
1.1.НЕОГОТИКА В ЕВРОПЕ
1.2.НЕОГОТИКА В АРХИТЕКТУРЕ И ДВОРЯНСКОМ БЫТУ РОССИИ
ГЛАВА 2. МЕБЕЛЬ В СТИЛЕ НЕОГОТИКИ
2.1. НЕОГОТИКА В ПЕТЕРБУРГЕ И ЕГО ПРИГОРОДАХ
2.2. МЕБЕЛЬ В СТИЛЕ «НЕОГОТИКА» В МОСКОВСКИХ ОСОБНЯКАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основание Фермы было положено выпиской из Англии породистых коров и даже пастуха (англичанина) к ним. По внешнему виду это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом, колонны которого были обвиты берестой.
В 1838 - 1839 годах по проекту уже другого архитектора - Андрея Ивановича Штакеншнейдера - к Фермерскому павильону была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились новые жилые комнаты для наследника, будущего императора Александра II. В последующие годы, вплоть до 1859, здание Фермы четырежды переделывалось Штакеншнейдером и было превращено в обширный двухэтажный Фермерский дворец императора Александра II и его семьи. Фасады и интерьеры дворца были отделаны в неоготическом стиле. В результате перестроек в его облике почти ничего не сохранилось от Фермы. В облике фасадов и отделке интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для построек Александрии. Это двухэтажное здание с мансардой состоит из двух флигелей: малого, западного, и большого, восточного, доминирующего по объему и декоративной отделке. Фасады здания декорированы эркерами с зубчатыми парапетами, рельефными щитами с гербом Александрии. Самый протяженный фасад - восточный. Особенность этого фасада - часто поставленные окна со стрельчатыми переплетами, выступающие террасы и балконы с узорными чугунными перилами "готического" рисунка. Между флигелями образован внутренний двор, а перед восточным фасадом дворца в 1862 году Э. Ганом был устроен "Собственный садик" с перголой, фонтаном и скульптурой.
По замыслу Николая I для Арсенала, где планировалось разместить императорскую коллекцию оружия, была изготовлена мебель, соответствовавшая отделке интерьеров, имевших «средневековый, рыцарский» вид.
Этот заказ так же выполнили мебельные мастера на фабрике братьев Гамбс, производившие в то время неоготическую мебель в большом количестве.
Мебель для Арсенала, как и для Белой башни, изготовлена преимущественно из новых, популярных в то время местных пород деревьев. Это весьма показательно: в середине XIX столетия расширяется ассортимент не только видов мебели, но и используемых для ее изготовления пород древесины. Если в начале века отдавалось предпочтение красному дереву, карельской березе, тополю, ореху, то позже начинают широко использовать дуб, ясень, волнистую березу, клен.
Несколько большей декоративностью, характером силуэтов, трактовке ножек-стоек, рисунку декоративных резных украшений отличалась мебель из Кабинета Александры Федоровны.
Но в целом, неоготическая мебель, украшавшая перечисленные постройки, выполненная на фабрике братьев Гамбс, несмотря на разнообразие форм, органично вписывалась в стилистический строй, сложившийся в мебельном искусстве рассматриваемого периода: в ее основе сохранялась классическая конструкция, на которую накладывались резные детали готического характера.
2.2. Мебель в стиле «неоготика» в московских особняках
В начале XIX столетия дворянская Москва постепенно становится торгово-промышленным центром. В начале 30-х годов XIX века начинает зарождаться эклектика. Этот стиль противопоставил строгости и единообразию композиций позднего классицизма широкую свободу выбора архитектурных прототипов. В Москве появились здания нового типа: музеи, вокзалы, банки, торговые, конторские строения, крупные доходные дома. В их архитектуре использованы элементы "европейских", так называемых "исторических", стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). Монументальные, представительные, нередко перегруженные декором, причудливыми и вычурными формами здания, тем не менее достаточно органично "вошли" в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, Международный торговый банк на Кузнецком мосту, Политехнический и Государственный Исторические музеи, Сандуновские бани).
Охваченные общеевропейским увлечением средневековьем, рыцарской романтикой, идущими из Британии, русские аристократы подражали образу жизни и вкусам царской семьи. В 1829 г. Ф.П. Брюллов писал своему брату Александру в Париж: «В Петербурге входит в большую моду все готическое. В Петергофе маленький дворец выстроен для императрицы Александры Федоровны в готическом вкусе, в Царском Селе - ферма; теперь граф Потоцкий уже сделал столовую готическую и все мебели, и тому следуют уже все господа и рвутся за готическим…»
Вернувшись в Россию, А.П. Брюллов отдал дань модному веянию: в 1830-е гг. он построил церковь Святых Петра и Павла в Шуваловском парке, прообразом которой послужила готическая капелла, участвовал в отделке интерьеров Зимнего дворца, из которых два - Александровский зал и Готическая гостиная - стилизованы под готику. «Готические интерьеры» появились в 1830-1840 гг. в особняке М.Ф. Барятинской на Сергиевской улице, С.Л. Шуваловой на набережной Фонтанки. В английском средневековом духе строились «готические» поместья. В начале 1840-х гг. известный библиофил Д.М. Полторацкий превратил один из деревянных флигелей в имении Авчурино под Москвой в большой дом «в том “английском стиле”, который вдруг (хотя и не надолго) сделался наимоднейшим среди русского дворянства». Известными англоманами были В.П. Орлов-Давыдов и М.С. Воронцов.
Мебелью в неоготическом стиле украшались особняки и дома московского дворянства, промышленников.
К таковым относится дом С.Т.Морозова на Спиридоновке. Это странное, на первый взгляд, увлечение готикой известного промышленника и мецената объясняется долгими годами проживания последнего в Кембридже и Манчестере.
Спроектировал здание для известного богача и покровителя революционеров Саввы Морозова в 80-е годы позапрошлого века начинающий архитектор Шехтель, собственноручно выполнивший около 600 чертежей - не только фасадов и планов, но и ажурных люстр, мебели и даже крючков для вешалок. Помогал ему малоизвестный тогда художник Михаил Врубель: он украсил здешние интерьеры витражом с изображением средневекового английского рыцаря (витражей он не делал больше нигде и никогда); лестницу, которая вела в рабочий кабинет Саввы Морозова, - зловещей скульптурной группой "Роберт и Бертрам", а одну из гостиных, называвшуюся первоначально курительной комнатой, - живописными панно "Утро", "Полдень" и "Вечер".
Газеты подробно комментировали помпезное открытие нового морозовского особняка, который сразу же окрестили "московским чудом". Дом необычного стиля - сочетание готических и мавританских элементов, спаянных пластикой модерна - сразу же стал столичной достопримечательностью.
Шехтель создал здание со свободной планировкой, которое сочетает разновысотные объемы (в основном двух- и одноэтажные) и стилизовано под позднеготические замки. При строительстве были использованы такие материалы, как кирпич, штукатурка; витражи, майоликовые панно. Особняк отстоит от красной линии улицы, окружен высокой решетчатой оградой, его главный вход - с бокового фасада.
Личные апартаменты Зинаиды Григорьевны были обставлены роскошно и эклектично. Спальня "Ампир" из карельской березы с бронзой, мраморные стены, мебель, покрытая голубым штофом. Апартаменты напоминали магазин посуды, количество севрского фарфора пугало: из фарфора были сделаны даже рамы зеркал, на туалетном столике стояли фарфоровые вазы, по стенам и на кронштейнах висели крохотные фарфоровые фигурки.
В оформлении интерьеров особняка принимали участие художники М.А. Врубель и К.Ф. Богаевский.
Особняк представлял собой образ романтического замка, атмосфера которого достигалась деревянной отделкой потолка, стрельчатыми окнами, перилами лестницы с орнаментом «рыбий пузырь», рыцарями и химерами, панелями с «льняными складками», витражами и резной мебелью, в которой соединились декоративные мотивы двух эпох - Средневековья и Ренессанса.
Дубовые скамьи-троны в Главном Зале напоминали готические кресла европейских епископов, стулья в Столовой решены в стиле ренессанса, ренессансный декор камина включал фигуры средневековых рыцарей.
Собственный дом Шехтеля был обставлен мебелью в средневековом формате, с элементами готических украшений, что органично вписывалось в общее стилистическое убранство помещений.
Гигантский особняк на Софийской набережной, 14/12 прямо напротив Кремля сахарозаводчик и коллекционер западноевропейского искусства Павел Харитоненко построил не только как собственную резиденцию, но и как художественную галерею. Ее интерьеры поручили Федору Шехтелю, работавшему одновременно и над уже упомянутым особняком Саввы Морозова. Всякий, кто поднимался по здешней украшенной резьбой роскошной главной лестнице, наверняка заметил восседающего на перилах орла. Среди других достопримечательностей- оформленный в готическом стиле вестибюль, а также танцзал с лепным потолком, барельефами на темы античной мифологии, мебелью с египетскими мотивами, приобретенной когда-то самим Павлом Харитоненко, и картинами, привезенными им же из Парижа. Примечателен и камин в красной гостиной в "стиле замка Блуа" с изображением саламандры и дикобраза - точно такой же, как в спальне Маргариты Наваррской.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе рассмотрены основные тенденции становления и развития мебельного производства конца XVIII - начала ХХ веков. Именно в этот период, отмеченный выдающимися проявлениями в самых разных областях художественной и интеллектуальной жизни России, сформировались новые принципы устройства жилой среды, интерьера и его предметного наполнения.
Вполне логично, что идеалы новой капиталистической эпохи нашли свое отражение в архитектуре дворцов, храмов, правительственных зданий, городском и усадебном жилье, в произведениях живописи, скульптуры, предметах мебельного убранства и изделиях декоративно-прикладного искусства, которые органично вошли в новые интерьеры. Создавая свои произведения в едином ключе, великие мастера творили стиль.
Романтический предмодерн и модерн совместили достижения научной мысли и техники конца XIX— начала XX вв. с формами готики, конструктивную систему которой можно сравнить с металлическими конструкциями указанного периода. Здесь уже учитывается пространственный аспект, появляется попытка передать готическое пространство, опираясь на понимание его в Средние века, применяя на практике идею синтеза искусств, но средневековый стиль воспринимается с научной точки зрения, как хорошо продуманная архитектура. Вместе с тем возрождаемая готика не несет того символического значения как в Средние века.
Русская неоготика, прошедшая длинный путь развития— от декорации в парках царских резиденций до зданий с пониманием конструктивных особенностей средневековой готики— это, в основном, заимствование отдельных элементов стиля Средневековья. Католические и лютеранские церкви в России были, как правило, декоративными, небольшими по размеру, при строительстве их руководствовались не канонической символикой готических построек, а скорее вторичной ассоциативной связью с католической или лютеранской верой и принципом «умного выбора» эклектики. Декор усадеб, руин и, позднее, общественных зданий не обладал средневековой сакральной смысловой нагрузкой.
Феномен неоготики в русской культуре не ограничивается памятниками архитектуры, она проявилась и в других видах искусства, например, литературе и театре, а также в стилистике интерьера дворцов и усадеб царской семьи и дворянства с их склонностью к театрализации быта.
Отделка и меблировка неоготических интерьеров императорских дворцов, дворянских особняков, жилых домов русской буржуазии стали последним ответом не постоянно проявлявшийся интерес к эпохе средневековья, манившей образами благородных рыцарей, поэтическими историями о Прекрасной даме и героических походах в защиту веры. Социальные корни этого интереса уканули в прошлое в 1917 году, а вместе с ними навсегда исчезла необычная для России экзотическая культура.
В настоящее время неоготическая мебель – очень редкое явление на отечественном антикварном рынке. Мода на готику, несмотря на многократные всплески интереса к этой художественной стилистике, продолжалась очень недолго, а сами предметы интерьера и мебельного искусства настолько своеобразны и самодостаточны, что с трудом могли сосуществовать с образцами других художественных стилей и уступали место новым художественным формам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ботт И.К. Неоготика – мебель русского романтизма // Мир мебели. 1998 № 3
Ботт И.К., Гусева Н.Ю., Ефремова И.К., Канева М.И. От петровского барокко до александровского ампира. М/Искусство/ 2006-411с.
Гацура Г. Мебель и интерьеры периода эклектики. 1851-1899. М./Искусство/ 2007-373с
Гацура Г. Мебель и интерьер модерна. Серия История мебельного искусства в графике, эскизах и чертежах. М./ Издательство Московской городской организации Союза писателей России/ 2007-363с
Гацура Г. Мебельные стили. М/Искусство/ 2005-304с
Гусева Н.Ю. Стильная мебель и ретроспективизм. СПб /Государственный Эрмитаж/ 2005-263с
Орлова К.А. Ампирный ансамбль мебели начала XIX века // Тезисы докладов научной сессии «Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII – середины XIX в.». Л. /Искусство/1968 -289с
Пригороды Петербурга. Альбом. Вступ.ст. Новиков И.Д. М./Искусство/. 2003.- 437с
Семенов О. Русская мебель позднего классицизма. М/Изд-во: Трилистник/2003-288с
Прохоров Н. Русский стиль в мебели. М/Искусство/ 2006-389с
Семенова Т.Б. К истории создания мебельного убранства Нового Эрмитажа (Л.Кленце, К.Росси и О.Монферран) // Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лесстинга. СПб./Государственный Эрмитаж/1996-319с
Стругова О. Мебель в русском интерьере конца ХIX - начала ХХ веков. М /Интер-пресс/2005-325с
Стругова О.Б. и др. 100 и двенадцать стульев из собрания Государственного Исторического музея. М /Константа/ 2000 -376с
Три века Санкт- Петербурга» Девятнадцатый век. В 3х т. СПб «Фил.фак. СПбГУ» 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ
Столовая, фрагмент. Конец XIX. Фотография из рекламного альбома фирмы Ф.Ф. Мельцера
Кленовая гостиная в Александровском дворце в Царском Селе. Отделка интерьера по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера. 1902
Стул столовый. 30-40-е годы XIX века
Большой Российский энциклопедический словарь. М./Дрофа/ 2005. С.442
Художественное стекло и витраж. Выпуск 1. Металлургиздат, 2005 С.8
Большой Российский энциклопедический словарь. М./Дрофа/ 2005 С.1778
Антология . Европейский роман в Новое время. М./Наука/ 2001. С.14
Гацура Г. Мебель и интерьер модерна. Серия История мебельного искусства в графике, эскизах и чертежах. М./ Издательство Московской городской организации Союза писателей России/ 2000 С.26
Бот И.К., Канева М.И. Русская мебель :история, стили…СПб/Искусство/2003. С.5
Гацура Г. Мебель и интерьеры периода эклектики. 1851-1899. М./Искусство/ 2007; Он же Мебель и интерьер модерна. Серия История мебельного искусства в графике, эскизах и чертежах. М./ Издательство Московской городской организации Союза писателей России/ 2000; Он же Мебельные стили. М/Искусство/ 2005 и др.
Гусева Н. Русская мебель в стиле “второго” и “третьего” рококо. СПб /Государственный Эрмитаж/ 2003, Она же Стильная” мебель и ретроспективизм. СПб /Государственный Эрмитаж/ 2005 и др.
Ботт И.К., Гусева Н.Ю., Ефремова И.К., Канева М.И. От петровского барокко до александровского ампира. М/Искусство/ 2006
См. Семенов О. Русская мебель позднего классицизма. М/Изд-во: Трилистник/, 2003, Прохоров Н. Русский стиль в мебели. М/Искусство/ 2006, Стругова О. Мебель в русском интерьере конца ХIX - начала ХХ веков. М /Интер-пресс/2005, Стругова О.Б. и др. 100 и двенадцать стульев из собрания Государственного Исторического музея. М /Константа/ 2000 и др.
Фомин Ю.В. Русское наборное дерево XVIII века М./Искусство/1989
Свенцицкая И.С. История средних веков. М/Высшая школа/ 2001 С.92-93
Гоголь Н.В. Лекции по истории средних веков. П.с.с. в 10 т. М./Художественная литература/ 1987. Т.9 С.226
Прохоров Н. Русский стиль в мебели. М/Искусство/ 2006 С.72
Бот И.К., Канева М.И. Русская мебель :история, стили…СПб/Искусство/2003 С.234
Ботт И.К., Гусева Н.Ю., Ефремова И.К., Канева М.И. От петровского барокко до александровского ампира. М/Искусство/ 2006
Пригороды Петербурга. Альбом. Вступ.ст. Новиков И.Д. М./Искусство/. 2003. С.4-5
Там же.. С.5
Пригороды Петербурга. Альбом. Вступ.ст. Новиков И.Д. М./Искусство/. 2003. С.4-5
Три века Санкт- Петербурга» Девятнадцатый век. В 3х т. СПб «Фил.фак. СПбГУ» 2003, Т.1 С.198-200
Там же С.200
Три века Санкт- Петербурга» Девятнадцатый век. В 3х т. СПб «Фил.фак. СПбГУ» 2003, Т.1 С.198-200
Пригороды Петербурга. Альбом. Вступ.ст. Новиков И.Д. М./Искусство/. 2003. С.6
Три века Санкт- Петербурга» Девятнадцатый век. В 3х т. СПб «Фил.фак. СПбГУ» 2003, Т.3 С.562
Три века Санкт- Петербурга» Девятнадцатый век. В 3х т. СПб «Фил.фак. СПбГУ» 2003, Т.3 С.563
Там же
Пригороды Петербурга. Альбом. Вступ.ст. Новиков И.Д. М./Искусство/. 2003. С.8
Большой Российский энциклопедический словарь. М/Дрофа/ 2005 С.597-598
Бот И.К., Канева М.И. Русская мебель :история, стили…СПб/Искусство/2003 С.233
Там же.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. - Л./Государственный Эрмитаж/1984. С.35
Ботт И. Мебельное убранство дворца Коттедж в Александрии// Петергоф. - СПб. 1992.
Бот И.К., Канева М.И. Русская мебель :история, стили…СПб/Искусство/2003 С.233
Белов А.А. К истории мебельного убранства Фермерского дворца// Штакеншнейдеровские чтения. – Петергоф 2002. С.32
Горбатенко С. Б. Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб /Акрада/2003 С.92-93
Михайлова Р.Э. Коттедж А. Менеласа в Петергофе и его место в истории англо-русских архитектурных связей// Русское искусство Нового времени. Вып. 3. - М. /Искусство/1997.С.89
Ренне Е.П. Английские пристрастия русской аристократии (Кристина Робертсон и ее произведенияв интерьерах русских особняков) Научная конференция «Россия-Британия» СПб Государственный Эрмитаж 2002
Колесов А. Особняк Зинаиды Морозовой. Газета Культура. №47 от 10.07.2001
2
1.Ботт И.К. Неоготика – мебель русского романтизма // Мир мебели. 1998 № 3
2.Ботт И.К., Гусева Н.Ю., Ефремова И.К., Канева М.И. От петровского барокко до александровского ампира. М/Искусство/ 2006-411с.
3.Гацура Г. Мебель и интерьеры периода эклектики. 1851-1899. М./Искусство/ 2007-373с
4.Гацура Г. Мебель и интерьер модерна. Серия История мебельного искусства в графике, эскизах и чертежах. М./ Издательство Московской городской организации Союза писателей России/ 2007-363с
5.Гацура Г. Мебельные стили. М/Искусство/ 2005-304с
6. Гусева Н.Ю. Стильная мебель и ретроспективизм. СПб /Государственный Эрмитаж/ 2005-263с
7.Орлова К.А. Ампирный ансамбль мебели начала XIX века // Тезисы докладов научной сессии «Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII – середины XIX в.». Л. /Искусство/1968 -289с
8.Пригороды Петербурга. Альбом. Вступ.ст. Новиков И.Д. М./Искусство/. 2003.- 437с
9.Семенов О. Русская мебель позднего классицизма. М/Изд-во: Трилистник/2003-288с
10.Прохоров Н. Русский стиль в мебели. М/Искусство/ 2006-389с
11.Семенова Т.Б. К истории создания мебельного убранства Нового Эрмитажа (Л.Кленце, К.Росси и О.Монферран) // Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лесстинга. СПб./Государственный Эрмитаж/1996-319с
12.Стругова О. Мебель в русском интерьере конца ХIX - начала ХХ веков. М /Интер-пресс/2005-325с
13.Стругова О.Б. и др. 100 и двенадцать стульев из собрания Государственного Исторического музея. М /Константа/ 2000 -376с
14.Три века Санкт- Петербурга» Девятнадцатый век. В 3х т. СПб «Фил.фак. СПбГУ» 2003
Вопрос-ответ:
Какие причины и условия привели к возникновению стиля неоготика?
Основными причинами возникновения стиля неоготика были романтическое настроение и интерес к средневековой культуре. Также значительное влияние оказали исторические события, такие как археологические раскопки и реставрация готической архитектуры.
Какое место занимает неоготика в архитектуре и быту России?
Неоготика занимает важное место в архитектуре и быту России. В XIX веке неоготический стиль широко использовался во внешнем оформлении зданий и интерьерах российских дворянских особняков.
Где можно найти примеры мебели в стиле неоготики в Петербурге и его пригородах?
Примеры мебели в стиле неоготики можно найти в Петербурге и его пригородах в музеях, таких как Эрмитаж и Петергоф. Также некоторые дворцы и особняки имеют интерьеры, оформленные в стиле неоготики.
Какая мебель в стиле «неоготика» присутствовала в московских особняках?
В московских особняках мебель в стиле неоготики включала в себя готические элементы, такие как изогнутые линии, арки и резные детали. Часто такая мебель была выполнена из дерева и имела темную отделку.
Откуда были привезены породистые коровы и пастух для основания фермы?
Породистые коровы и пастух были привезены из Англии для основания фермы. Они были выписаны и специально доставлены из-за своего высокого качества и продуктивности.
Какие причины и условия привели к возникновению неоготического стиля мебели в России?
Русская неоготическая мебель возникла под влиянием общеевропейских тенденций в архитектуре и дизайне интерьеров. Основными чертами неоготики была романтизация прошлого, использование архитектурных элементов готического стиля и стремление к созданию красивых и эстетических предметов мебели.
Какое место занимает неоготика в архитектуре и дворянском быту России?
Неоготика занимала значительное место в архитектуре и интерьерах дворянских особняков России. Благодаря своей элегантности и романтическому характеру, стиль неоготики был популярен среди зажиточных слоев общества и использовался в оформлении гостинных комнат, кабинетов, библиотек и спальных помещений.
Где особенно популярен был стиль неоготики в России?
Неоготика была особенно популярна в Санкт-Петербурге и его пригородах. В этом городе активно развивались новые архитектурные направления, включая неоготику. Мебель в стиле неоготики была распространена в петербургских дворянских особняках и помещениях, придавая им особый шарм и роскошь.