Женские образы на полотнах Марка Шагала.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 09.05.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ЖИЗНЬ И ЖИВОПИСЬ ШАГАЛА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЖИВОПИСИ ШАГАЛА. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЖИВОПИСИ ШАГАЛА НА ПРИМЕРЕ КАРТИН «БЕЛЛА НА ПРОГУЛКЕ», «СЕРЫЕ ЛЮБОВНИКИ» И «НАД ГОРОДОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Предчувствие полета появляются уже в картине «День рождения», написанной в 1915 году после бракосочетания Шагала и Беллы. Художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи. Однако это еще был не сам полет, а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное. Наконец в 1917 году художник и Белла взлетели в небо, и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.
«Герои Шагала, события, в которых они участвуют, окружающие их вещи - все это может существовать только неразрывно и только при определенных условиях, при совершенно особенном сюжете. Действие в картинах Шагала почти никогда не развивается в едином времени, оно разламывается, единое пространство тоже почти всегда отсутствует. Различные эпизоды и отдельные сцены сопоставляются друг с другом по внутреннему смыслу или по их символическому значению. Целостный образ рождается из ассоциаций, и зрители стараются вникнуть в смысл таких образов и распознать их».
Так, например, в «Прогулке» сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом расположилась на поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг с другом, и образовалось равновесие диагональных движений. «В этой картине полет лирических героев - это ликование свершения, когда шагаловская картина мира в годы революции вытягивается вверх, разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой. До этого была комната в Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте четырех стен и неосуществленных стремлений. Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса». Полет в «Прогулке» так радостен и безмятежен еще и потому, что героям есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города.
«В картинах Шагала персонажи летают с такой само собой разумеющейся естественностью и свободой, что у зрителя просто не возникает мысли о невероятности изображенного. И даже фантастически смелое построение композиций – скажем, строго горизонтальное расположение фигур в картине «Над городом» без всякого успокаивающего вертикального баланса и, наоборот, чистые вертикали в «Прогулке» и «Двойном портрете с бокалом вина» - не вызывает никакого удивления. Вот уж поистине – сон наяву. Это подлинная органичность сказки, которая распространяется здесь и на все выразительные средства повествования. Так, простые соотношения открытых, но чрезвычайно обогащенных и одухотворенных напряжением света красочных пластов создают ликующе-праздничный фон происходящему торжеству любви, душевного единения с миром. Вообще эти картины с летающими фигурами полны радостной, молодой энергии, ничем не омраченного счастья жизни».
С этого момента тема свободного полета над миром навсегда утверждается в творчестве Шагала. «Счастливые художник и его муза носятся по небу между Парижем и Витебском на холстах первого возвращения во французскую столицу. Юные любовники в тесном объятии посреди букетиков сирени безмятежно парят над Сеной, их окружают кувыркающиеся в облаках животные и пухлые купидоны с изумленно детским взором. В этой небесной среде обитания, вознесенной над земной твердью, действуют свои вневременные законы. Летающие музыканты исполняют дивные сказочные мелодии; на огрубленных, как в детских рисунках, лицах Жениха и Невесты застыло удивление перед красотой вселенной. Шагал невольно воплощает в этих композициях древние верования хасидов в то, что тайны космоса открываются лишь возликовавшим душам».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших аспектов творчества Шагала является следование народной художественной традиции, придававшей его искусству чувство радости бытия, ощущение высокого жизненного призвания человека. Главным в следовании этой традиции для Шагала были не непосредственные стилевые заимствования, а строй жизненного восприятия, видение картины мира, представление о его движущих силах и нерушимой цельности. «Почти восемь десятилетий Шагал творил свой миф – миф, в котором в причудливом сплаве сплелись библейские легенды и образы фольклорного мышления, персонажи цирка и сказки, предметы быта».
И в то же время Шагал – это художник, «чье образное повествование обладает всеохватностью, не замыкаясь в узко национальные рамки. От каких-то особых национальных интонаций Шагал всегда восходит к музыке человеческого звучания, которая внятна и близка людям любых стран и народов». Глубочайшие тайны жизни и вечные темы – рождение, смерть, любовь, радость, добро, зло и т.п. – художник раскрывал в простейших явлениях окружающей жизни, в реалиях бытия.
Сильны в произведениях Шагала роль сказки и гротеска. В них удивительным образом перемешиваются реальность и фантастика, бытовая обыденность и мечтательная романтичность, действительное и воображаемое. «А нарочито игровое смешение этих деталей, их веселая жизненная энергия, резкая сценическая динамика просто дышат неповторимым воздухом народно-праздничного гротеска».
Новую тему – возможного искусства земной и небесной любви – искусству Шагала дал брак с Беллой. На его полотнах появляются влюбленные, устремляющиеся в бесконечный полет. «Отныне и навсегда утверждается в творчестве Шагала эта тема свободного полета над миром, счастливого или грустного парения, в зависимости от нравственного состояния земли, над которой «зависают» на время персонажи его видений».
БИБЛИОГРАФИЯ
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 206 с.: ил.
Богданов П.С., Погданова Г.Б. Шагал Марк Захарович. // Великие художники XX века. – М.: Белый город, 2004. – с. 183-185
Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.: Знание, 1988. – 55 с.: ил.
Каменский А.А. Мифология счастья. // Панорама искусств. 12. Сборник статей. – М., 1989. – с. 111-142
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 160-201
Марк Шагал. Альбом. / авт. вступ. ст. Д.В. Сарабьянов. – М.: Изобразительное искусство, 1992. – 9 с.: 37 л.ил.
Марк Шагал. Альбом-каталог. / авт. вступ. ст. Н. Апчинская. – М.: Московская палитра, 1996. – 141 с.: ил.
Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – 79 с.: ил.
Петракова А. Герои картин Шагала. // Русский Антиквариат. – 2001. – № 9 – с. 26-28
Родом из Витебска: Марк Шагал (1887-1985). Библиографический указатель. / Сост. Д.Н. Генина. – Витебск: Витебская центральная городская библиотека им. А.М. Горького, 1994. – 31 с.
Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – 326 с.: ил.
Шагал М. Моя жизнь. / Пер. с фр. Н. Малевич. – СПб.: Азбука, 2003. – 256 с.: ил.
Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – с. 7
Марк Шагал. Альбом. / авт. вступ. ст. Д.В. Сарабьянов. – М.: Изобразительное искусство, 1992. – с. 5
Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.: Знание, 1988. – с. 5
Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – с. 9
Богданов П.С., Погданова Г.Б. Шагал Марк Захарович. // Великие художники XX века. – М.: Белый город, 2004. – с. 185
Марк Шагал. Альбом. / авт. вступ. ст. Д.В. Сарабьянов. – М.: Изобразительное искусство, 1992. – 9 с.: 37 л.ил.; Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – 79 с.: ил.; Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – 326 с.: ил.
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 206 с.: ил.; Каменский А.А. Мифология счастья. // Панорама искусств. 12. Сборник статей. – М., 1989. – с. 111-142; Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 160-201
Шагал М. Моя жизнь. / Пер. с фр. Н. Малевич. – СПб.: Азбука, 2003. – с.93-94
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – с. 23
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – с. 25
Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.: Знание, 1988. – с. 16
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 164
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – с. 34
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 171
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 173
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 173
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – с. 53-54
Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – с. 31
Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.: Знание, 1988. – с. 43
Богданов П.С., Погданова Г.Б. Шагал Марк Захарович. // Великие художники XX века. – М.: Белый город, 2004. – с. 185
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – с. 73
Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.: Знание, 1988. – с. 47
Каменский А.А. Мифология счастья. // Панорама искусств. 12. Сборник статей. – М., 1989. – с. 111
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – с. 128
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 166
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 167
Каменский А.А. Мифология счастья. // Панорама искусств. 12. Сборник статей. – М., 1989. – с. 132
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 177
Петракова А. Герои картин Шагала. // Русский Антиквариат. – 2001. – № 9 – с. 26
Цитируется по: Петракова А. Герои картин Шагала. // Русский Антиквариат. – 2001. – № 9 – с. 26
Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – с. 53
Шагал М. Моя жизнь. / Пер. с фр. Н. Малевич. – СПб.: Азбука, 2003. – с. 36, 38
Петракова А. Герои картин Шагала. // Русский Антиквариат. – 2001. – № 9 – с. 27
Петракова А. Герои картин Шагала. // Русский Антиквариат. – 2001. – № 9 – с. 27
Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – с. 55
Петракова А. Герои картин Шагала. // Русский Антиквариат. – 2001. – № 9 – с. 28
Шагал М. Моя жизнь. / Пер. с фр. Н. Малевич. – СПб.: Азбука, 2003. – с. 172
Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – с. 208
Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – с. 29
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 187
Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – с. 30
Богданов П.С., Погданова Г.Б. Шагал Марк Захарович. // Великие художники XX века. – М.: Белый город, 2004. – с. 184-185
Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – с. 131
Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 188
Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – с. 31
Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – с. 7
Каменский А.А. Мифология счастья. // Панорама искусств. 12. Сборник статей. – М., 1989. – с. 141
Каменский А.А. Мифология счастья. // Панорама искусств. 12. Сборник статей. – М., 1989. – с. 138
Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – с. 31
2
2.Богданов П.С., Погданова Г.Б. Шагал Марк Захарович. // Великие художники XX века. – М.: Белый город, 2004. – с. 183-185
3.Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.: Знание, 1988. – 55 с.: ил.
4.Каменский А.А. Мифология счастья. // Панорама искусств. 12. Сборник статей. – М., 1989. – с. 111-142
5.Каменский А.А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве М. Шагала. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Искусство, 1983. – с. 160-201
6.Марк Шагал. Альбом. / авт. вступ. ст. Д.В. Сарабьянов. – М.: Изобразительное искусство, 1992. – 9 с.: 37 л.ил.
7.Марк Шагал. Альбом-каталог. / авт. вступ. ст. Н. Апчинская. – М.: Московская палитра, 1996. – 141 с.: ил.
8.Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций. Каталог выставки. / авт. сост. М.А. Бессонова, М.И. Майская. – М.: Советский художник, 1987. – 79 с.: ил.
9.Петракова А. Герои картин Шагала. // Русский Антиквариат. – 2001. – № 9 – с. 26-28
10.Родом из Витебска: Марк Шагал (1887-1985). Библиографический указатель. / Сост. Д.Н. Генина. – Витебск: Витебская центральная городская библиотека им. А.М. Горького, 1994. – 31 с.
11.Шагал. Возвращение мастера. По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог. / Сост. М.А. Бессонова. – М.: Советский художник, 1988. – 326 с.: ил.
12.Шагал М. Моя жизнь. / Пер. с фр. Н. Малевич. – СПб.: Азбука, 2003. – 256 с.: ил.
Вопрос-ответ:
Какие образы женщин можно найти на полотнах Марка Шагала?
На полотнах Марка Шагала можно найти разнообразные образы женщин: от романтических и мечтательных до загадочных и таинственных. Картины «Белла на прогулке», «Серые любовники» и «Над городом» являются лишь некоторыми примерами того, как Шагал изображал женские образы.
Что представляет собой картина «Белла на прогулке»?
Картина «Белла на прогулке» - одна из самых известных работ Марка Шагала, написанная в 1917 году. На ней изображена женщина, которую художник воспринимал как воплощение красоты и чистоты. Образ Беллы становится символом художниковой любви и вдохновения, а композиция картины подчеркивает легкость и грацию женской фигуры.
Что художник хотел выразить в картине «Серые любовники»?
Картина «Серые любовники» является одним из самых известных полотен Марка Шагала. В ней художник изображает пару, объединенную любовью и страстью, но одновременно оторванную от мира повседневности и реальности. Голубые и розовые фигуры на сером фоне создают особую жизненную и эмоциональную атмосферу, выражая уникальное восприятие любви Шагалем.
Какими чертами характеризуются женские образы в живописи Шагала?
Женские образы в живописи Шагала характеризуются мечтательностью, романтичностью, нежностью и иногда загадочностью. Художник создавал изображения женщин, которые воплощали красоту и чувственность в мире искусства. За частую они являются вдохновителями и объектами любви для художника.
В чем заключается предчувствие полета, которое можно увидеть на полотнах Марка Шагала?
Предчувствие полета, присутствующее на полотнах Марка Шагала, является символом свободы, легкости и возможности ускользнуть от реальности. Художник создавал образы, в которых персонажи словно парят в воздухе или витают над землей, что подчеркивает их особое состояние счастья и радости от жизни.
Какие женские образы можно обнаружить на полотнах Марка Шагала?
На полотнах Марка Шагала можно обнаружить разнообразные женские образы: от изображений его жены Беллы до абстрактных фигур, символизирующих женскую энергию.
В чем особенность жизни и живописи Марка Шагала?
Жизнь и живопись Марка Шагала были обусловлены его религиозной и национальной идентичностью, что нашло отражение в его произведениях, которые отличались пышностью и экспрессивностью.
Почему на полотнах Шагала часто присутствует образ женщины?
Образ женщины был важным для Шагала, так как он восхищался красотой и энергией женщин. Он искал в них инспирацию и воплощал их образы на своих полотнах.
Какие картины Марка Шагала можно использовать для иллюстрации его женских образов?
Для иллюстрации женских образов Марка Шагала можно использовать картины "Белла на прогулке", "Серые любовники" и "Над городом". Эти полотна отличаются яркими цветами и присутствием женских фигур.
Какое место занимает образ полета в творчестве Шагала?
Образ полета занимает важное место в творчестве Марка Шагала. Он символизирует свободу, мечты и романтизм, которые были важными темами в его произведениях.
Какой сюжет представлен на картинах Марка Шагала?
На картинах Марка Шагала представлены различные сюжеты, но в центре внимания часто находятся женские образы. Шагал изображал женщину как источник вдохновения, красоты и чувственности. Он использовал яркие цвета и необычные композиции, чтобы передать свою эмоциональность и экспрессию. Некоторые известные картины, в которых присутствуют женские образы, включают "Белла на прогулке", "Серые любовники" и "Над городом".
Какие образы женщин Марк Шагал изображал на своих полотнах?
Марк Шагал изображал разнообразные образы женщин на своих полотнах. Он воплощал их в картинах как отражение своей любви и восхищения женской красотой. На его работах можно увидеть женщину в различных аспектах: как нежную и мечтательную, как загадочную и эмоциональную. В картинах "Белла на прогулке" и "Серые любовники" он изображает свою жену Беллу и их любовь, а в картине "Над городом" - женскую фигуру, которая символизирует космическое пространство.