Информационные ресурсы России.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 17.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Введение
II. Понятие информационного ресурса
III. Формирование информационных ресурсов
3.1.Отлчительные особенности информационных ресурсов
3.2. Состояние информационных ресурсов
IV. Информационные ресурсы для поддержки инноваций
4.1. Состояние информационных ресурсов в России
4.2. Потенциальные потребители
4.3. Информационные ресурсы: состояние и тенденции развития
V. Заключение
Список литературы
Приложение № 1. Глобальные проблемы развития информации и коммуникации
Приложение № 2. Состав и структура информационных ресурсов для инновационной деятельности
Необходимо отметить, что распространение имеющейся информации носит пассивный характер, поскольку интерактивные методы распространения и формирования информационных ресурсов используются неактивно.
В составе информационных ресурсов, поставляемых в интегрированную информационную инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствуют:
полный спектр зарубежных периодических изданий, в том числе по приоритетным направлениям и критическим технологиям в фондах библиотек и ведущих информационных центров;
интегрированная и общедоступная информация о состоянии научной и инновационной деятельности в России, регионах, отраслях, о выполнении работ и достижении целей по приоритетным направлениям развития науки, критическим технологиям и важнейшим инновационным проектам;
базы данных о проектах и партнерах, в том числе о возможных инвесторах, хотя и предпринимаются попытки создания таких ресурсов, но эти ресурсы также не интегрированы в крупную национальную информационную систему и, соответственно, доступны не всем участника инновационного процесса;
технико-экономическая и методическая информация, необходимые технико-экономические нормативы, которые должны помогать предприятиям малого и среднего бизнеса в их экономической работе;
полная интегрированная и систематизированная информация о субъектах инновационной деятельности;
информация о конкурсах, в том числе грантах на научные исследования и разработки, и тендерах, проводимых крупными промышленными корпорациями.
В итоге можно сказать, что новая информационная система призвана систематизировать и интегрировать имеющиеся информационные ресурсы и сформировать новые для того, что ответить на конкретные потребности инвесторов. Анализ информационных потребностей субъектов инновационной деятельности показал, что необходимо создать, по крайней мере, три крупных блока информационных ресурсов, обеспечивающих:
информационное сопровождение и обеспечение принятия решений при разработке и реализации государственной инновационной политики;
информационное обеспечение и сопровождение принятия решений и осуществление инновационной деятельности непосредственными ее участниками на всех стадиях инновационного цикла;
представление сведений об услугах для инновационной деятельности.
В первом приближении состав и структура информационных ресурсов для инновационной деятельности могут выглядеть следующим образом (см. Приложение № 2).
Таким образом, исследование информационных потребностей показало, что для эффективного развития инновационной системы в стране необходимо сформировать информационные ресурсы, обеспечивающие принятие решений, возможность контроля и анализа их выполнения как исполнительными так и законодательными органами власти федерального и регионального уровня, так и собственно субъектами инновационной деятельности. С учетом этого, генеральной стратегической линией формирования современной инфраструктуры инновационной деятельности является создание интегрированной распределенной информационной системы ресурсов. Проблем в области инновационной деятельности достаточно много и решение проблем требуется совместное, но и разработок тоже достаточно большое количество.
V. Заключение
В данной курсовой работе произведена попытка определить место информационных ресурсов в России и представить прогноз их дальнейшего развития до 2020 года. Основным задачей работы является выявление конкретных проблем формирования информационных ресурсов в России и предоставление действий по возможным способам действий, направленных на устранение возникших проблем. Прежде всего, хочется отметить тот неоспоримый факт, что Россия на протяжении последних 8-10 лет смогла сформировать абсолютно новую базу дынных информационных ресурсов, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым к данного рода ресурсов. Для создания и внедрения информационных ресурсов были сформированы крупнейшие научные, научно-технические, библиотечные базы и банки данных. Хотя выявленные ресурсы слабо скоординированы, что затрудняет как процесс информационного обмена, так и концентрацию информации по конкретной проблеме.
В рамках данной работы хочется предложить концептуальную модель интеграции информационных ресурсов и коммуникационных технологий, выполняющую следующие функции:
сохранения, накопления, распространения и использования информационных ресурсов, воплощающих интеллектуальный и духовный потенциалы человечества;
обеспечения эффективного межнационального культурного обмена;
создания официальных документов органов законодательной и исполнительной власти РФ в области развития науки, научно-технической и инновационной деятельности;
внедрения инновационных федеральных и региональных программ и иных проектов, в которых Россия принимает участие, и сведения о ходе их реализации.
Список литературы
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Антонова С.Г. Информационное мировоззрение к вопросу об определении сущности понятия. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып.3. Информационное мировоззрение и информационная культура, - М., 1996, - 32 с.
Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России, - М.: Издательство «ЛИБЕРИЯ», 2004, - 424 с.
Арский Ю.М., Цветкова В.А., Яшукова С.П. Информационные ресурсы для поддержки инноваций//Информационные ресурсы России, 2007, - № 6(100), – с 32-36.
Арский Ю.М., Цветкова В.А., Яшукова С.П., Полунина Т.К. Информационная система России: прошлое, настоящее и будущее// Информационные ресурсы России, 2006, - № 2, - с. 37-39.
Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник, - 2-е изд. перераб и доп., - М.: «Издательство Либерия», 2001, - 536 с.
В широком смысле, - Поиск, 1999, - № 52(553), 24 декабря.
Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учеб. пособие, - Краснодар, 1996, - 136 с.
Информатика и культура. Сб. науч. трудов/Отв. ред. И.С. Ладенко, - Новосибирск, 1990, - 232 с.
Информационные системы в экономике/Под.ред. Г.А.Титоренко, - 2-е изд. перераб. и доп., - М:ЮНИТИ –ДАНА, 2007, - 463 с.
Наука России в цифрах: 2003 год. Статистический сборник, - М.: ЦИСН, 2003, - 200 с.
Острековский В.А. Информатика: Учеб. для вузов, – М.: Высш. шк, 1999, - 511 с.
Печать РФ в 2002 году: Стат. сб/Под ред. Е.Б. Ногина, - М., 2003, - 256 с.
Фридланд А.Я. Основные ресурсы информатики: Учебное пособие, - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004, - 257 с.
www.bookchamber.ru - Официальный сайт Российской книжной палаты.
Приложение № 1. Глобальные проблемы развития информации и коммуникации
Прогноз специалистов ВИНИТИ (Горизонт 2020 года)
По мнению экспертов, через два десятилетия мировому сообществу придется решать четыре глобальные проблемы, вызванные у жизни бурным развитием сферы информации и коммуникации и обслуживающие эту сферу технологий.
Проблемы следующие:
Сохранение, накопление, распространение и использование информационных ресурсов, воплощающих интеллектуальный и духовный потенциалы человечества, - достижений науки, культуры, искусства, моральных и религиозных ценностей и обеспечение широкого и свободного доступа к мировым информационным ресурсам.
Обеспечение личной и социальной безопасности, физического, психического и морального здоровья людей, живущих в новом информационном мире; защита индивидуального и массового сознания от манипулированных информационных воздействий; обеспечение информационных прав и свобод граждан и защита интеллектуальной стоимости.
Уменьшение информационного неравенства народов, стран и регионов и обеспечение их равноправного участия в создании и развитии мирового информационного и экономического пространств.
Обеспечение эффективного межнационального культурного обмена, непрерывного, в том числе дистанционного, образования для больших масс людей в разных странах и различных континентах, повышение уровня научно-технического и культурного развития, квалификации, профессионализма и способностей к творчеству, облегчающих жизнь людей в информационном мире.
Решение перечисленных проблем будет определяться в большей степени политикой сообщества в области создания и распространения информационных и коммуникационных технологий.
Решение первой проблемы (сохранение и преумножение мировых информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним) будет определяться в значительной мере прогрессом в следующих направлениях:
машинное распознавание речи и рукописных текстов;
высококачественный машинный перевод и его использование в коммуникационных сетях;
автоматизация процедур обработки текстов, создание электронных архивов и библиотек.
Для защиты индивидуального и массового создания, обеспечения личной безопасности, информационных прав и свобод граждан необходимо:
создание и развитие международного информационного законодательства, контроль за распространением опасной и не отвечающей гуманным ценностям информации через СМИ, мировые открытые сети и системы коммуникаций;
защита данных персонального характера и достоинства граждан, участвующих в международном информационном обмене;
создание международной системы информационной и информационно-психологической безопасности.
Решение проблемы уменьшения информационного неравенства народов, стран и регионов зависит от геополитических и геоэкономических условий мирового развития. Главное состоит в том, что мировое информационное развитие в возможно меньшей степени сказывалось на социокультурной среде различных обществ и не привело к значительному ущербу в культурном развитии народов и потере гуманитарных ценностей. Вероятно, отдельные вопросы уменьшения информационного неравенства смогут быть решены путем совершенствования и развития международного информационного законодательства. Ведущий принцип уменьшения информационного неравенства – подтягивание отстающих в информационном и культурном развитии стран до уровня среднеразвитых стран, а в отдельных случаях до уровня передовых стран при предотвращении информационно-культурной экспансии последних. Эта задача ставится ЮНЕСКО приоритетной в XXI веке.
Проблемы межнационального культурного обмена и повышения уровня образования в глобальном масштабе тесно связаны с предыдущей проблемой, однако в большей степени их решение обусловлено прогрессом в области информационных и телекоммуникационных технологий, преодолением кризиса образования и становлением новой образовательной системы. Эти технологии должны обеспечить гибкость и адекватность системы образования и, помимо совершенствования традиционных компьютерных обучающих систем, реализовать в образовании принципы, базирующиеся на новейших информационных технологиях. Все возрастающую роль будут играть технологически и социокультурные предпосылки образования профессиональных и иных культурных сообществ, которые составят в будущем эффективно функционирующие ячейки мирового информационного и культурного пространств.
Приложение № 2. Состав и структура информационных ресурсов для инновационной деятельности
Инновационная политика в России
Этот раздел должен содержать следующие сведения:
официальные документы органов законодательной и исполнительной власти РФ в области развития науки, научно-технической и инновационной деятельности;
инновационные федеральные и региональные программы и проекты и иные, в которых Россия принимает участие, и сведения о ходе их реализации;
важнейшие инновационные проекты государственного значения;
основные целевые индикаторы развития инновационной сферы и результативности научной деятельности;
аналитические материалы о ходе реализации вышеназванных программ;
сведения об инновационном климате в регионах России;
индикаторы инновационной активности регионов, отраслей и субъектов национальной экономики;
индикаторы результативности научно и инновационной деятельности;
прогнозно-аналитическую научную информацию, необходимую для выработки и актуализации научной и инновационной политики, научно-технологических и инновационных приоритетов;
база данных объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;
данные федерального государственного статистического наблюдения инновационной деятельности;
прогнозно-аналитические материалы мониторинга приоритетных направлений;
другие сведения.
Информация, направления на обеспечение информационных потребностей непосредственных участников инновационной деятельности, представленная в базах и банках данных о:
программах и направлениях фундаментальных исследований, нацеленных на получение новых знаний;
программах и направлениях поисковых и прикладных исследований, нацеленных на определение конкретных применений полезных идей, моделей, и эффектах;
разработках по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы новых продуктов, технологий, их лабораторные модели и экспериментальные образцы;
патентной информации;
опубликованных результатах научной, научно-технической и инновационной деятельности отечественных и зарубежных ученых;
научных и научно-технических отчетах и диссертациях;
прогнозных и аналитических разработках и другой проблемно-ориентированной информации;
российских, международных прошедших и предстоящих конференциях, симпозиумах и других научных мероприятий;
выставках и ярмарках;
стандартах, технических регламентах и общероссийских классификаторах технико-экономической, научно-технической информации (ГОСТы и технические условия, международные стандарты ИСО, МЭК);
метрологической информации;
экологических нормативах и требованиях, которым должны соответствовать инновационные продукты, технологии и услуги;
фактографической информации о свойствах материалов, веществ;
промышленных каталогах;
информационных центрах и библиотеках, формирующих информацию для инновационной системы;
строительных нормах и правилах;
рынках инновационной продукции;
классификаторах продукции и услуг государственных и экономических классификаторах;
персоналиях: база данных «Персоналии», которая содержит сведения об отечественных и зарубежных ученых, руководителях и специалистах – участниках инновационной деятельности, о российской научной диаспоре за рубежом, экспертах;
научно-технической литературе: российский сводный электронный каталог по научно-технической литературе;
другие базы данных, перечислять которые в рамках данной работы не представляется возможным.
Острековский В.А. Информатика: Учеб. для вузов, – М.: Высш. шк, 1999, - с. 24
Острековский В.А. Информатика: Учеб. для вузов, – М.: Высш. шк, 1999, - с. 31
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», статья 2.
Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематезированный толковый словарь-справочник, - 2-е изд. перераб и доп., - М.: «Издательство Либерия», 2001, - с 15.
Информатика и культура. Сб. науч. трудов/Отв. ред. И.С. Ладенко, - Новосибирск, 1990, - с 21.
Антонова С.Г. Информационное мировоззрение к вопросу об определении сущности понятия. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып.3. Информационное мировоззрение и информационная культура, - М., 1996, - с 31.
Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учеб. пособие, - Краснодар, 1996.- с 126.
Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России, - М.: Издательство «ЛИБЕРИЯ», 2004, - с 40.
www.bookchamber.ru - Официальный сайт Российской книжной палаты
Наука России в цифрах: 2003 год. Статистический сборник, - М.: ЦИСН, 2003, - с 42.
В широком смысле, - Поиск, 1999, - № 52(553), - 24 декабря.
Арский Ю.М., Цветкова В.А., Яшукова С.П. Информационные ресурсы для поддержки инноваций//Информационные ресурсы России, 2007, - № 6(100), - с 33.
37
Национальные информационные ресурсы
1.Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
2.Антонова С.Г. Информационное мировоззрение к вопросу об определении сущности понятия. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып.3. Информационное мировоззрение и информационная культура, - М., 1996, - 32 с.
3.Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России, - М.: Издательство «ЛИБЕРИЯ», 2004, - 424 с.
4.Арский Ю.М., Цветкова В.А., Яшукова С.П. Информационные ресурсы для поддержки инноваций//Информационные ресурсы России, 2007, - № 6(100), – с 32-36.
5.Арский Ю.М., Цветкова В.А., Яшукова С.П., Полунина Т.К. Информационная система России: прошлое, настоящее и будущее// Информационные ресурсы России, 2006, - № 2, - с. 37-39.
6.Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник, - 2-е изд. перераб и доп., - М.: «Издательство Либерия», 2001, - 536 с.
7.В широком смысле, - Поиск, 1999, - № 52(553), 24 декабря.
8.Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учеб. пособие, - Краснодар, 1996, - 136 с.
9.Информатика и культура. Сб. науч. трудов/Отв. ред. И.С. Ладенко, - Новосибирск, 1990, - 232 с.
10.Информационные системы в экономике/Под.ред. Г.А.Титоренко, - 2-е изд. перераб. и доп., - М:ЮНИТИ –ДАНА, 2007, - 463 с.
11.Наука России в цифрах: 2003 год. Статистический сборник, - М.: ЦИСН, 2003, - 200 с.
12.Острековский В.А. Информатика: Учеб. для вузов, – М.: Высш. шк, 1999, - 511 с.
13.Печать РФ в 2002 году: Стат. сб/Под ред. Е.Б. Ногина, - М., 2003, - 256 с.
14.Фридланд А.Я. Основные ресурсы информатики: Учебное пособие, - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004, - 257 с.
15.www.bookchamber.ru - Официальный сайт Российской книжной палаты.
Вопрос-ответ:
Какие вопросы рассматриваются в статье о информационных ресурсах России?
Статья рассматривает понятие информационного ресурса, его отличительные особенности, формирование информационных ресурсов, состояние информационных ресурсов в России, а также информационные ресурсы для поддержки инноваций.
Какие особенности характеризуют информационные ресурсы?
Информационные ресурсы обладают отличительными особенностями, такими как объемность, динамичность, многоуровневость, многофункциональность и децентрализация.
Каково состояние информационных ресурсов в России?
Состояние информационных ресурсов в России имеет свои особенности, включающие недостаточную доступность и качество информационных ресурсов, а также низкую эффективность их использования.
Какие потребители могут использовать информационные ресурсы для поддержки инноваций?
Потенциальными потребителями информационных ресурсов для поддержки инноваций являются научные и научно-технические организации, предприятия и компании, занимающиеся инновационной деятельностью, а также государственные органы и организации, занимающиеся разработкой и реализацией научно-технической политики.
Какие тенденции развития можно наблюдать в информационных ресурсах России?
Тенденции развития информационных ресурсов в России включают повышение доступности и качества информации, развитие цифровых технологий и электронной коммерции, усиление государственной поддержки информационных ресурсов, а также увеличение роли информационных технологий в различных сферах деятельности.
Что такое информационные ресурсы?
Информационные ресурсы - это наборы информации, которые используются для получения знаний, решения задач и обеспечения коммуникации.
Какими особенностями обладают информационные ресурсы?
Информационные ресурсы характеризуются доступностью, масштабностью, быстротой обновления и множеством форм представления информации.
Каково состояние информационных ресурсов в России?
Состояние информационных ресурсов в России неоднородно. Некоторые ресурсы хорошо развиты и обладают высоким качеством, в то время как другие остаются недостаточно доступными и актуальными.
Кто является потенциальными потребителями информационных ресурсов в России?
Потенциальными потребителями информационных ресурсов в России являются различные организации, учебные заведения, научные исследователи, специалисты разных отраслей, а также обычные граждане.
Какими тенденциями развития характеризуются информационные ресурсы?
Информационные ресурсы продолжают развиваться в направлении увеличения доступности информации, повышения ее качества, а также внедрения новых технологий для обеспечения удобства использования.
Что такое информационные ресурсы?
Информационные ресурсы - это совокупность данных, информации и знаний, которые используются для передачи и обмена информацией между людьми, организациями и системами.
Как формируются информационные ресурсы?
Информационные ресурсы формируются путем сбора, обработки и систематизации информации. Они могут быть созданы людьми, автоматизированными системами или на основе существующих информационных ресурсов путем их анализа и преобразования.