Государственное регулирование ценообразования.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.03.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Роль и значение государственного регулирования цен …………………5
2.Методы прямого воздействия государства на цены……………………..7
3.Методы косвенного воздействия государства на цены………………10
4.Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов………12
5.Регулирование цен на продукцию естественных монополистов………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20
Фрагмент для ознакомления

Повышение эффективности государственного регулирования цен, устанавливаемых естественными монополиями, — одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед руководством нашей страны. Конкурентный рынок представляет наиболее эффективную организацию экономики. Однако из-за наличия большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, именно для таких отраслей характерна высокая степень монополизации.
Основными законодательными актами в части регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий в Российской Федерации являются: Указ Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» № 220 от 28.02.1995 г., Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (в ред. от 26.03.2003 г.), Постановление Правительства РФ «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» № 140 от 12.02.1996 г. (вред, от 08.08.2003 г.).
Основными задачами государственного регулирования цен продукции естественных монополий является:
• обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);
• определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
• стимулирование предприятий естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.;
• использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;
• управление развитием экономики в регионах.
Региональные проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов электрической и тепловой энергии, заключаются в следующем:
• выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам РФ с целью обеспечения равномерного их развития;
• управление режимами энерго- и теплопотребления;
• стабилизация экономического положения энергообъектов и их объединений при заблаговременном, незапланированном снижении спроса на энергию;
• стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельных потребителей или их групп и соответственно регулирование экономической активности данных субъектов.
Государственное регулирование цен (тарифов) продукции (услуг) предприятий — естественных монополистов можно осуществлять на основе следующих методов:
• установление фиксированных цен и тарифов;
• установление предельного уровня цен и надбавок, наценок (коэффициентов изменения цен);
• установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых надбавок;
• декларирование цен и тарифов в органах ценообразования при формировании свободных цен и тарифов.
Методы регулирования деятельности естественных монополий применяются к конкретному субъекту на основе анализа его деятельности, стимулирующей роли, в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки производства продукции.
Регулирование деятельности естественных монополий и контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафов за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии; сумма излишне полученной выручки изымается в бюджет; убытки, возникшие у потребителя в результате завышения цен, должны быть возмещены ему; при повторном нарушении дисциплины цен штраф берется в двойном размере.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.
Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.
Различают методы: прямого регулирования цен; косвенного регулирования цен.
При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.
К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Закон РСФСР от 22.03.91г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»// Ведомости РСФСР, 1991, N 16, ст. 499
Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (в ред. от 26.03.2003 г.)// www.consultant.ru
Указ Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» № 220 от 28.02.1995 г.// www.consultant.ru
Постановление Правительства РФ «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» № 140 от 12.02.1996 г. (в ред. от 08.08.2003 г.) // www.consultant.ru
Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник/ М.: «Дело и Сервис», 2002.
Джон Дейли. Эффективное ценообразование основа конкурентного преимущества. М.: Из-во «Вильямс», 2004.
Ценообразование в сфере государственных закупок: Учебник / под ред. Наумова В.В. М.: Экономист, 2008.
Ценообразование: Учебник / под ред. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005.
Цены и ценообразование: Учебник / под ред. И.К. Салимжанова. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
Ценообразование: Учебник/ Под ред. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005.С.63.
Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник/ М.: «Дело и Сервис»,2002.С.66-75.
Цены и ценообразование: Учебник/ од ред. И.С. Салимжанова.М.:ТК Велби, Проспект, 2003. С.106-109.
Ведомости РСФСР, 1991,№16, ст.499.
Интернет ресурс: www.consultant.ru









2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Закон РСФСР от 22.03.91г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»// Ведомости РСФСР, 1991, N 16, ст. 499
2.Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (в ред. от 26.03.2003 г.)// www.consultant.ru
3.Указ Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» № 220 от 28.02.1995 г.// www.consultant.ru
4.Постановление Правительства РФ «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» № 140 от 12.02.1996 г. (в ред. от 08.08.2003 г.) // www.consultant.ru
5.Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник/ М.: «Дело и Сервис», 2002.
6.Джон Дейли. Эффективное ценообразование основа конкурентного преимущества. М.: Из-во «Вильямс», 2004.
7.Ценообразование в сфере государственных закупок: Учебник / под ред. Наумова В.В. М.: Экономист, 2008.
8.Ценообразование: Учебник / под ред. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005.
9.Цены и ценообразование: Учебник / под ред. И.К. Салимжанова. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

Вопрос-ответ:

Какова роль и значение государственного регулирования цен?

Государственное регулирование цен играет важную роль в экономике, так как позволяет контролировать инфляцию, обеспечить стабильность цен и защитить интересы потребителей. Оно также способствует созданию равных условий для предпринимательства, предотвращает монополизацию рынка и может ускорять развитие определенных отраслей экономики.

Какие методы прямого воздействия государства на цены существуют?

Государство может непосредственно устанавливать цены на определенную продукцию или услуги. Это может быть сделано путем введения ценовых категорий, квот или государственного заказа. Также государство может устанавливать максимальные или минимальные цены, контролировать наценки и налоги на товары.

Какими методами государство может косвенно воздействовать на цены?

Государство может использовать налоговую политику, субсидии и поддержку определенных отраслей экономики для косвенного воздействия на цены. Например, путем введения налоговых льгот или субсидий на производство определенной продукции, государство может стимулировать снижение цен.

Как осуществляется регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов?

Для регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов государство может устанавливать максимальные или минимальные цены на их продукцию, контролировать наценки и налоги. Также могут быть приняты меры по стимулированию конкуренции, такие как разделение монополий или привлечение иностранных компаний на рынок.

Как происходит регулирование цен на продукцию естественных монополистов?

Естественные монополии характеризуются высокой степенью единоличности на рынке, поэтому государство обычно устанавливает максимальные цены на их продукцию, чтобы защитить интересы потребителей от возможного злоупотребления монополистической позицией. Также могут быть приняты меры по стимулированию конкуренции или созданию альтернативных рынков.

Какую роль и значение имеет государственное регулирование цен?

Государственное регулирование цен играет важнейшую роль в экономике. Оно направлено на поддержание стабильности цен, предотвращение инфляции и защиту интересов потребителей. Государство может устанавливать предельные цены на товары и услуги, вводить налоги и субсидии, контролировать монополистические практики и др. В результате правительство может влиять на уровень инфляции, доступность товаров и услуг для населения, а также регулировать рыночную конкуренцию.

Какие методы прямого воздействия на цены использует государство?

Государство может использовать различные методы прямого воздействия на цены. Это включает в себя установление предельных цен на товары и услуги, введение акцизов и налогов на определенные группы товаров, установление штрафов за нарушение ценовой политики и др. Таким образом, правительство может непосредственно контролировать уровень цен и влиять на спрос и предложение на рынке.

Как государство осуществляет косвенное воздействие на цены?

Государство может использовать различные методы косвенного воздействия на цены. Одним из таких методов является внедрение налоговых льгот и субсидий для определенных отраслей экономики. Например, правительство может предоставить субсидии производителям сельскохозяйственной продукции, чтобы снизить их затраты и установить более низкие цены на продукцию для потребителей. Также государство может использовать политику денежной массы и процентных ставок для регулирования инфляции и тем самым влиять на уровень цен в экономике.