Правовые основы перемещения транспортных средств физическими лицами

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное право
  • 40 40 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I.Общая характеристика перемещения транспортных средств физическими лицами
1.Основные принципы перемещения транспортных средств через таможенную границу
2.Транспортное средство как предмет таможенных правоотношений
3.Нормативно-правовая база, регулирующая перемещение транспортных средств физическими лицами
II.Особенности таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых физическими лицами
1.Перемещение транспортных средств в качестве товара
2.Ввоз и вывоз транспортных средств физическими лицами
III.Основные проблемы правового регулирования перемещения транспортных средств физическими лицами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Специальный порядок установлен для временного ввоза на таможенную территорию РФ транспортных средств российскими физическими лицами. Названные лица могут временно ввозить транспортные средства без уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что эти транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства и в совокупности сроки временного ввоза не превышают шести месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого транспортного средства.
В случае, если российские физические лица временно вывозят с таможенной территории РФ товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства, то ввоз данных товаров обратно производится с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (согласно ст.284 ТК РФ).
По желанию физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Об идентификации товаров делается пометка в таможенной декларации.
Также стоит отметить, что в Таможенном кодексе РФ содержатся правила, определяющие порядок временного ввоза на таможенную территорию физическими лицами запасных частей, необходимых для ремонта транспортных средств, а также ввоза топлива для транспортных средств.
Согласно ст. 289 ТК РФ, запасные части, необходимые для ремонта транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами на таможенную территорию РФ, могут временно ввозиться с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что срок нахождения этих запасных частей на территории РФ соответствует сроку временного ввоза транспортного средства.
На ввозимое на территорию РФ топливо не взимаются таможенные пошлины и налоги при условии, что оно находится в баках, предусмотренных конструкцией транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.
Примерный перечень товаров, временный ввоз (вывоз) которых осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов приведен в Приложении 4.









Основные проблемы правового регулирования перемещения транспортных средств физическими лицами

Как уже отмечалось нами ранее, понятие транспортных средств как особых предметов, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, применяется в ином значении, чем то, которое формулируется для других процедур. По общему правилу транспортным средством в ТК РФ признается только то, которое используется в международных перевозках лиц или товаров (подп. 5 п.1 ст.11). Иные транспортные средства рассматриваются для таможенных целей в качестве товаров. Для применения специальных таможенных процедур с участием физических лиц под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые для личного пользования (примечание к ст.282).
Критерий личного пользования исключает перемещение транспортных средств физическими лицами для транспортировки лиц за плату либо для промышленной или коммерческой транспортировки товаров (ч.2 ст.283). Соответственно, перемещение транспортных средств, связанное с их коммерческим использованием указанными способами физическими лицами, урегулировано положениями гл.22 ТК РФ.
При этом заслуживает специального комментария юридическая техника, примененная при конструировании ст.270 гл.22. Так, законодатель, открывая новую сферу специальных таможенных процедур в отличие от таможенных режимов, тут же оговаривается, что транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с особенностями, установленными гл.22. Тем самым перечень таможенных режимов фактически продолжается, так сказать, таможенными «подрежимами» в отношении специальных предметов, перемещаемых через таможенную границу. Эти «подрежимы» обозначаются по версии законодателя специальными таможенными процедурами, что позволяет сделать общий вывод о том, что таможенные режимы и специальные таможенные процедуры юридически отождествляются на уровне специальных предметов таможенного регулирования – товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и идентифицируемых особыми свойствами.
Иными словами, особому предмету перемещения соответствует свой таможенный режим. В то же время состав участников таможенных операций, которые субъективно отвечают целевому критерию перемещения товаров и транспортных средств, может послужить основным фактором различения таможенных режимов и таможенных процедур: коммерческие цели реализуются таможенными режимами, а некоммерческий оборот товаров осуществляется в специальных таможенных процедурах.
В целях применения упрощенного порядка перемещения товаров через таможенную границу (ч.3 ст.281) статус физических лиц может конкретизироваться с отнесением их к определенной категории лиц по заданному критерию. Так, ТК РФ выделяет физических лиц, не достигших определенного возраста, а также физических лиц, которые часто пересекают таможенную границу, лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, беженцев, вынужденных переселенцев, наследников движимого имущества (ч.3,4 ст.282).
Прямое разграничение порядка перемещения товаров и транспортных средств для российских и иностранных лиц установлено в гл.23 ТК РФ в связи с осуществлением временного ввоза и вывоза товаров и транспорта (ст.283,284). Однако ТК РФ предусматривает и иные случаи установления различий в статусе российских и иностранных лиц. В системе особых упрощенных процедур среди российских физических лиц могут быть выделены лица, несущие обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст.16). В условиях, когда перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, вне коммерческого оборота, обязанность по совершению таможенных операций лежит на лице, имеющем право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории РФ, или на иных лицах, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ или ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Гл.25 ТК РФ устанавливает особые категории иностранных физических лиц, которые перемещают товары в упрощенном порядке. К таким лицам относятся персонал дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств и международных организаций, а также иностранные лица, пользующиеся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами. Соответствующие специальные таможенные процедуры с участием указанных лиц отличаются повышенной восприимчивостью к требованиям международно-правовых актов.
Конкретизация процедурных прав и обязанностей участников таможенных правоотношений в соответствии с обоснованной и нормативно закрепленной системой субъектов таможенного процесса представляется в настоящее время перспективным и актуальным направлением совершенствования таможенного законодательства Российской Федерации.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение таможенного права в современной системе российского права общеизвестно. Оно является основой механизма государственного регулирования внешнеторговых отношений.
Государство устанавливает таможенные процедуры и таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, систему таможенных платежей, порядок их исчисления и взимания, утверждает правила таможенного контроля, осуществляет другие виды управленческой деятельности и регулирования, охватываемые понятиями таможенного дела и таможенной политики.
Данная работа была посвящена теме государственного регулирования внешнеторговых отношений. В частности, она рассматривала: «Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых в РФ физическими лицами для личного пользования». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы:
- определение понятий «товар» и «товар для личного пользования»;
- описание особенностей ввоза физическими лицами транспортных средств;
- представлен порядок декларирования ввозимых товаров;
- расчет сопровождающих ввоз таможенных платежей и др.
Также были рассмотрены практические аспекты исполнения таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых физическими лицами товаров.
Проведя практический анализ исследуемого вопроса, в заключение работы можно сделать вывод о том, что развитие российского таможенного законодательства характеризуется конкретизацией общих положений и правовых предписаний, содержащихся в ТК РФ как основном источнике таможенного права и других нормативных актах.
С целью ускорения интеграции экономики России в мировое хозяйство, повышения эффективности ее внешнеторговой деятельности, защиты интересов российского государства был принят целый ряд законодательных актов на государственном уровне. Нормативно-правовая деятельность Федеральной Таможенной службы России, проводимая во взаимодействии с Минфином РФ, а также с ЦБ России и другими государственными органами и организациями, дополняет и развивает законодательную деятельность в сфере таможенного дела и, в частности, регулирования операций по ввозу-вывозу товаров на таможенную территорию РФ.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ), Сборник №50. Часть I «Нормативные акты». 2008г.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 18.12.2006 №230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003).
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003г. №718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования».
Андриашин К.А. Таможенное право. – М.: Магистр, 2008.
Бакаева О.Ю. Таможенное право. – М.: Норма, 2008.
Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. – М.: Проспект, 2008.
Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Сирин, 2007.
Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. Учебное пособие, 2-ое изд. – М.: Экономистъ, 2008.
Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеэкономических операций. – М.: ВАВТ, 2007.
Егоров В.Ф. Организация торговли: учебник для ВУЗов. – М.: Питер, 2009.
Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. – СПб, 2007.
Карташов Г.А. Основы таможенного дела. – Н. Новгород, 2008.
Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2008.
Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело. – М.: ДИС, 2008. – 400с.
Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.
Мокров Г.Г. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. – М.: Юркнига, 2006.
Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2007. – 317с.
Назаренко К.С. Таможенное оформление. – М.: Экзамен, 2006.
Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономистъ, 2009. – 672с.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007.
Свинухов В.Г. Таможенное дело. – М.: Экономист, 2008. – 271с.
Сергеев В.И. Справочник логиста: таможенное оформление. – М.: Москва, 2007.
Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2009.
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь.– М.: Инфра-М, 2008.
Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 2004.
Таможенное право / Под ред. Ноздрачева А.Ф. – М.: Волтерс Клувер, 2007.
Халипов С. В. Таможенное право. – М.: Зерцало, 2006. – 440с.




Приложение 1
Типовой бланк таможенной декларации, предъявляемой физическим лицом при перемещении товаров через таможенную границу РФ (лицевая сторона)



Типовой бланк таможенной декларации, предъявляемой физическим лицом при перемещении товаров через таможенную границу РФ (обратная сторона)




Приложение 2












Приложение 3
Схема исполнения государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации (ПТД), поданной физическим лицом







































Приложение 4

Примерный перечень товаров, временный ввоз (вывоз) которых осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов

№ п/п Наименование товара 1 Одежда 2 Туалетные принадлежности 3 Личные ювелирные украшения 4 Фото- и кинокамеры с разумным количеством пленки и принадлежностей к ним 5 Портативные слайдо- и кинопроекторы и принадлежности к ним с разумным количеством слайдов и фильмов 6 Видеокамеры и портативные видеомагнитофоны с разумным количеством пленки 7 Портативные музыкальные инструменты 8 Портативные проигрыватели с грампластинками 9 Портативная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны) с пленками 10 Портативные радиоприемники 11 Портативные телевизоры 12 Портативные пишущие машинки 13 Портативные калькуляторы 14 Портативные персональные компьютеры 15 Бинокли 16 Детские коляски 17 Коляски для инвалидов 18 Спортивное оборудование (палатки и другое туристическое оборудование), рыболовные снасти, альпинистское снаряжение, снаряжение для подводного плавания, спортивное оружие с принадлежностями, велосипеды, байдарки, каноэ или каяки длиной до 5,5 метра, лыжи, теннисные ракетки, доски для серфинга и виндсерфинга, снаряжение для гольфа, планеры, дельтапланы 19 Портативные диализаторы и аналогичные медицинские приборы, а также расходуемые материалы к ним 20 Прочие товары, имеющие явно выраженное предназначение для личного пользования










Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ. Глава 2 «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу», ст. 14 «Таможенное оформление и таможенный контроль».

ТК РФ, глава 23 «Перемещение товаров физическими лицами».
ТК РФ, гл.23 «Перемещение товаров физическими лицами».
Андриашин К.А. Таможенное право. – М.: Магистр, 2008, с.192.

Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2004, с.170.

ТК РФ, Глава 41 «Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами».
Согласно ст.281 ТК РФ «Перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд».
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2005г. №512 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 7 лет».
СЗ РФ, 2008г., Сборник №50. Часть I «Нормативные акты», ст.5937 и ст.5965.
Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством за провозимые через таможенную государственную границу товары по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.3 Закона 35003-1. Ставки таможенных пошлин подразделяются, в зависимости от объекта обложения: на ввозные, вывозные и транзитные. И различаются и по методу исчисления: адвалорные, специфические, комбинированные.

Сухарев А.Я. Большой юридический словарь.– М.: Инфра-М, 2008, с.385.
Таможенное право / Под ред. Ноздрачева А.Ф. – М.: Волтерс Клувер, 2007, с. 421.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации».
Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. – М.: Проспект, 2008, с. 156.













2



Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает ПТД, проставляет оттиск личной номерной печати на дате заполнения ПТД, проводит устный опрос и проверяет заявленные в ПТД сведения

Лицо заполняет и подает таможенному органу ПТД в двух экземплярах с указанием точных сведений о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах

Выполнив все необходимые действия для проверки ПТД, в графе «Для служебных отметок» уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает запись о выпуске товаров на двух экземплярах ПТД, заверяет запись оттиском личной номерной печати и передает один экземпляра лицу, перемещающему (ввозимому) товары

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ), Сборник №50. Часть I «Нормативные акты». 2008г.
2)Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 18.12.2006 №230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).
3)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
4)Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003).
5)Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003г. №718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования».
6)Андриашин К.А. Таможенное право. – М.: Магистр, 2008.
7)Бакаева О.Ю. Таможенное право. – М.: Норма, 2008.
8)Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. – М.: Проспект, 2008.
9)Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Сирин, 2007.
10)Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2007.
11)Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. Учебное пособие, 2-ое изд. – М.: Экономистъ, 2008.
12)Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеэкономических операций. – М.: ВАВТ, 2007.
13)Егоров В.Ф. Организация торговли: учебник для ВУЗов. – М.: Питер, 2009.
14)Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. – СПб, 2007.
15)Карташов Г.А. Основы таможенного дела. – Н. Новгород, 2008.
16)Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2008.
17)Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело. – М.: ДИС, 2008. – 400с.
18)Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.
19)Мокров Г.Г. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. – М.: Юркнига, 2006.
20)Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2007. – 317с.
21)Назаренко К.С. Таможенное оформление. – М.: Экзамен, 2006.
22)Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономистъ, 2009. – 672с.
23)Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007.
24)Свинухов В.Г. Таможенное дело. – М.: Экономист, 2008. – 271с.
25)Сергеев В.И. Справочник логиста: таможенное оформление. – М.: Москва, 2007.
26)Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2009.
27)Сухарев А.Я. Большой юридический словарь.– М.: Инфра-М, 2008.
28)Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 2004.
29)Таможенное право / Под ред. Ноздрачева А.Ф. – М.: Волтерс Клувер, 2007.
30)Халипов С. В. Таможенное право. – М.: Зерцало, 2006. – 440с.




Вопрос-ответ:

Каковы основные принципы перемещения транспортных средств через таможенную границу?

Основные принципы перемещения транспортных средств через таможенную границу включают соблюдение законодательства о таможенном контроле и оформлении транспортных средств, а также уплату необходимых таможенных пошлин и налогов.

Как транспортное средство рассматривается в таможенных правоотношениях?

Транспортное средство рассматривается как объект таможенных правоотношений, подлежащий таможенному контролю и оформлению при перемещении через таможенную границу.

Какая нормативно-правовая база регулирует перемещение транспортных средств физическими лицами?

Нормативно-правовая база, регулирующая перемещение транспортных средств физическими лицами, включает Кодекс таможенного законодательства, законы о таможенных пошлинах и налогах, а также приказы и инструкции Федеральной таможенной службы России.

Какие особенности относятся к таможенному оформлению транспортных средств, перемещаемых физическими лицами?

Особенности таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, включают необходимость предоставления документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство, акт технического осмотра и страховку. Также может потребоваться оплата таможенных пошлин и налогов.

Что включает в себя таможенный контроль транспортных средств, перемещаемых физическими лицами?

Таможенный контроль транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, включает проверку правомерности перемещения, осмотр транспортного средства и принадлежащих ему грузов, а также проверку правильности оформления и наличия необходимых документов.

Какие основные принципы регулируют перемещение транспортных средств физическими лицами через таможенную границу?

Основными принципами, регулирующими перемещение транспортных средств физическими лицами через таможенную границу, являются принцип свободы перемещения, принцип контроля и принцип обеспечения безопасности.

Что представляет собой транспортное средство как предмет таможенных правоотношений?

Транспортное средство представляет собой объект таможенных правоотношений, на который распространяются таможенные правила и нормы, в том числе в отношении его перемещения через таможенную границу.

Какая нормативно-правовая база регулирует перемещение транспортных средств физическими лицами?

Перемещение транспортных средств физическими лицами регулируется рядом законов, в том числе Гражданским кодексом, Таможенным кодексом, законами о дорожном движении, а также приказами и постановлениями соответствующих ведомств.

Какие особенности существуют в таможенном оформлении и контроле транспортных средств, перемещаемых физическими лицами?

Одной из особенностей является необходимость предоставления документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство. Также, в отличие от перемещения транспортных средств юридическими лицами, физическими лицами не требуется обязательно заключать договор с таможенными органами.