Способности человека, их природа и формирование
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 19.09.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Содержание понятия «способности»
1.1. Классификация способностей
1.2. Природа человеческих способностей
Глава 2. Формирование и развитие способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Она может быть временной или практически непреодолимой;
2) годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;
3) соответствие данной области деятельности; нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий;
4) призвание к данной профессиональной области деятельности – высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Эта степень характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки соответствия человека требованиям данной деятельности (Климов Е.А.)» [5, с. 361 – 362].
Климовым в интересах профориентационной работы была разработана и реализована в виде опросника классификация профессий. В основу предложенной им классификации были положены требования, которые профессия предъявляет к человеку. Например, можно выделить виды деятельности, которые в целом характеризуются как системы взаимоотношений «человек-человек», «человек-природа» и др.
«В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С.Л. Рубинштейн так сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей» [5, с. 362].
Таким образом, можно сделать вывод: в развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.) Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано усиленным развитием другой способности.
Таким образом, способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идёт в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формирует их. Существенным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Также следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 320 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил.
Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
Психология, под ред Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. – 320 с.
23
1.Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 320 с.
2.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил.
4.Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
5.Психология, под ред Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
7.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Что такое способности у человека?
Способности у человека - это индивидуальные возможности, которые позволяют выполнять определенные действия или достигать определенных результатов в различных областях жизни.
Как можно классифицировать способности человека?
Способности человека могут быть классифицированы по разным признакам, например, по сфере проявления (интеллектуальные, физические, творческие), по уровню развития (высокие, средние, низкие), по специализации (музыкальные, спортивные, логические и т.д.).
Какая природа у человеческих способностей?
Природа человеческих способностей включает генетические предпосылки (наследственность), а также влияние среды и опыта. Некоторые способности могут быть унаследованы, другие формируются под воздействием внешней среды и обучения.
Как формируются и развиваются способности у человека?
Способности у человека формируются и развиваются под влиянием внешних стимулов, обучения и практики. Систематическое тренировка, обучение, опыт и практика способствуют развитию и улучшению способностей.
Какие способности могут быть необходимы для определенной профессии?
Для каждой профессии могут быть необходимы определенные способности. Например, для музыканта может быть важным музыкальный слух и ритмическое чувство, для спортсмена - координация и физическая выносливость, для программиста - аналитическое мышление и логика.
Что такое способности?
Способности - это индивидуальные особенности человека, которые определяют его склонности, способность к выполнению определенных видов деятельности, а также его потенциал для развития в определенных областях.
Как классифицируются способности?
Способности могут быть классифицированы по разным признакам, например, по области деятельности, по уровню развития, по природе и т.д. Одна из распространенных классификаций - это деление способностей на физические, интеллектуальные и творческие.
Что определяет природу человеческих способностей?
Природа человеческих способностей определяется генетическими факторами, а также влиянием окружающей среды и образования. Генетический фактор определяет потенциал и предрасположенность к определенным видам деятельности, а окружающая среда и образование могут развить или ограничить эти способности.