Теория личности по Юнгу
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 07.09.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть
1.1. Понимание личности, ее развитие, структура, мотивация
1.2. Отношение к патологии личности и ее здоровью
Заключение
Литература
С другой стороны, существование двух психических болезней столь противоположных, как истерия и шизофрения, отличительной чертой которых и является именно почти исключительное преобладание интроверсии или экстраверсии, позволяет нам думать, что и в нормальном состоянии могут быть психологические типы, отличающиеся относительным преобладанием то одного, то другого из этих двух психических механизмов. Психиатрам, например, хорошо известно, что задолго до ярко выраженного проявления названных болезней будущие пациенты уже представляют собой характерный тип, следы которого можно проследить в раннем их детстве.
Бинэ как-то очень верно заметил, что невроз только усиливает, придает больший рельеф характерным чертам данной личности. Уже давно известно, что так называемый «истерический» характер не есть только продукт болезни, но что он в известной степени ей предшествует. Гох в своих исследованиях историй болезни показал то же самое относительно больных шизофренией: и у них недочеты их личности и душевный надлом предшествует яркому проявлению самой болезни. Если это так, то легко можно встретить такой же контраст психологических темпераментов и вне рамок патологии. Нетрудно, впрочем, и в литературе найти целый ряд параллелей, свидетельствующих о действительном существовании этих двух противоположных психических типов.
После всех вышеприведенных соображений никого не удивит, что и в области психоаналитических доктрин мы должны считаться с существованием этих двух психологических типов. С одной стороны, мы встречаем здесь теорию, существенным образом редуктивную, плюралистическую, каузальную и сенсуалистическую. Это теория Фрейда. Она строго придерживается эмпирических данных и выводит комплексы из предыдущего, разлагает их на элементарные факторы; по теории Фрейда психологическая жизнь не что иное, как следствие, как простая реакция на влияние среды; она приписывает ощущениям главное значение и предоставляет им наибольшее место [4].
С другой стороны, мы имеем диаметрально противоположную теорию Адлера, теорию, главным образом, интеллектуалистическую и финалистскую. По этой теории явления не сводятся к предыдущим простейшим факторам, а понимаются как своего рода «устроение» (arrangement), как результаты чрезвычайно сложных намерений и целей. Тут уже исследование ведется не с точки зрения каузальной, а с точки зрения финалистской. Поэтому история самого больного и конкретные влияния среды имеют гораздо меньше значения, чем главные принципы, «руководящие фикции» индивида. Главная цель для индивида не достижение объекта и не нахождение в нем полноты субъективного наслаждения, а охранение своей собственной индивидуальности, ограждение ее от враждебных влияний окружающего.
В то время как для психологии Фрейда основным признаком является центробежное движение, ищущее удовлетворения и счастья в мире объектов, в психологии Адлера, напротив, главная роль принадлежит движению центростремительному, властно утверждающему первенствующее значение субъекта, ведущему к его победе и освобождению его от подавляющего гнета жизни. Средством, к которому прибегает тип, описанный Фрейдом, является «инфантильный перенос» (infantile Ubertragung), благодаря которому индивид проецирует на объект субъективные плоды своей фантазии, находя в таком преобразовании вещей компенсацию своей тяжелой жизни. Для типа, описанного Адлером, характерным средством, напротив, является «маскулинный (мужской) протест», личное сопротивление, действенная защита, с помощью которой индивид ограждает самого себя, упорно утверждаясь и укрепляясь в своей «руководящей фикции».
Будущему предстоит трудная задача: выработать психологию, которая одинаково считалась бы с обоими психологическими типами.
Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.
Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.
Судя по исходным положениям, которых придерживается Адлер, его индивидуальная психология отражает:
- сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменности, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;
- умеренную приверженность положению рациональности;
- промежуточную позицию по положению конституционализм-инвайронментализм.
В то время как теоретические положения Адлера общепризнанно имеют высокую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Причина трудностей эмпирической валидизации конструктов индивидуальной психологии заключается в том, что они слишком глобальны, а вся теоретическая система недостаточно полно систематизирована. Тем не менее, в этой главе мы поместили обзор эмпирических исследований по вопросу порядковой позиции ребенка в семье. Результаты показывают, что первенцы находятся впереди в интеллектуальных достижениях, а последние дети в семье чаще встречаются среди страдающих алкоголизмом. В этой главе обсуждались также психометрические свойства и согласуемость с другими методиками таких опросников самооценки, как «Шкала социального интереса» и «Индекс социального интереса» – двух тестов, используемых для проверки адлеровской концепции социального интереса.
Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. Его представления о природе, причинах и выходе из невроза описаны в этой главе на примере молодой женщины, испытывающей проблемы в процессе адаптации к студенческой жизни в колледже. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса [5, 8, 9].
Заключение
Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии [2].
Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.
Таким образом как и в случае многих других теорий, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.
Литература
Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. – 1970. – № 3. – С. 113-143;
Аверинцев С. С. О современной буржуазной эстетике. – 1972. – № 3. – С. 110-155.
Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991. – 278 с.
Юнг К. Г. Психоз и его содержание. – СПб., 1909. – 178 с.
Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992. – 237 с.
Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1924. – 278 с.
Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994 – 212 с..
Юнг К. О психологии бессознательного. Очерки по аналитический психологии. – Мн.: Харвест, 2003. – 239 с.
Hall C.S., Nordby V.J. A Primer of Jungian Psychology, New York: New American Library, A Mentor Book, 1973.
18
2.Аверинцев С. С. О современной буржуазной эстетике. – 1972. – № 3. – С. 110-155.
3.Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991. – 278 с.
4.Юнг К. Г. Психоз и его содержание. – СПб., 1909. – 178 с.
5.Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992. – 237 с.
6.Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1924. – 278 с.
7.Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994 – 212 с..
8.Юнг К. О психологии бессознательного. Очерки по аналитический психологии. – Мн.: Харвест, 2003. – 239 с.
9.Hall C.S., Nordby V.J. A Primer of Jungian Psychology, New York: New American Library, A Mentor Book, 1973.
Вопрос-ответ:
Как можно определить личность по теории Юнга?
Теория личности по Юнгу предлагает определить личность через понятие психологических типов, таких как интроверсия и экстраверсия, в зависимости от преобладания определенных психических функций. Человек может быть склонен к экстраверсии, если больше ориентирован на внешний мир и общение с другими людьми, или к интроверсии, если больше сосредоточен на своих внутренних переживаниях и мировоззрении.
Каково значение понимания личности по теории Юнга?
Понимание личности по теории Юнга имеет большое значение, так как позволяет объяснить различные аспекты личности и ее развития. Эта теория помогает нам понять, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности и предпочтения, которые оказывают влияние на его мышление, поведение и мотивацию. Кроме того, она позволяет нам лучше понять и объяснить отношение личности к патологии и ее здоровью.
Какова структура личности по теории Юнга?
Согласно теории Юнга, структура личности состоит из нескольких компонентов. Основными компонентами являются эго (сознание), персона (маска, которую человек надевает для исполнения социальных ролей) и тень (часть личности, содержащая все нежелательные, неосознанные или отрицательные аспекты личности). Также в структуре личности выделяются архетипы - коллективные неосознанные образы и символы.
Какова мотивация личности по теории Юнга?
По теории Юнга, мотивация личности основана на стремлении к саморазвитию и самореализации. Он называл это стремление "индивидуацией" - процессом, в результате которого личность достигает гармонии и баланса между своими различными аспектами. Мотивацией личности также является стремление к социальному признанию и удовлетворению основных потребностей.
Какую роль играет понимание личности по Юнгу в ее развитии?
Понимание личности по Юнгу помогает в ее развитии, так как позволяет осознать свои внутренние конфликты и стремления, а также понять свои сильные и слабые стороны. Это помогает личности стать более сбалансированной и целостной.
Какова структура личности по Юнгу?
Структура личности по Юнгу состоит из сознания и бессознательного. В сознании находятся аспекты личности, которые известны нам и которыми мы активно пользуемся. Бессознательное включает в себя аспекты личности, которые нам неизвестны или которые мы подавляем. Одной из важных частей бессознательного является персональное бессознательное, содержащее наши индивидуальные и уникальные аспекты личности.
Что мотивирует личность по Юнгу?
Личность по Юнгу мотивируется стремлением к саморазвитию и самоактуализации. Основным мотивом личности является архетипическое стремление к самопознанию и познанию бессознательного. Человек стремится познать свои тени и интегрировать их в свою личность, чтобы достичь баланса и гармонии.
Какое отношение у Юнга к патологии личности и ее здоровью?
Юнг относится к патологии личности как к проявлению дисбаланса между сознанием и бессознательным. Он считает, что здоровье личности зависит от интеграции этих двух аспектов. Важно не подавлять бессознательное, а учиться работать с ним и осознавать его содержание. Только так можно достичь психического здоровья и гармонии.
Могут ли в нормальном состоянии быть психологические типы, отличающиеся относительным преобладанием интроверсии или экстраверсии?
Да, в нормальном состоянии могут быть психологические типы, отличающиеся относительным преобладанием интроверсии или экстраверсии. Существование психических болезней, таких как истерия и шизофрения, с преобладанием одной из этих черт, указывает на возможность разнообразия типов в нормальном состоянии. Это говорит о том, что люди могут отличаться в предпочтениях в общении и тяге к внешнему миру или внутреннему миру.