Мониторинг экономической безопасности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая безопасность
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 01.01.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ЭКОНОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2 ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
2.1 Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации
2.2 Мониторинг экономической безопасности, основные особенности, цели и задачи
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Социальная ориентация бюджетной политики по существу означает повышение роли и эффективности работы государства в системе развития человеческого капитала. И решение этой задачи не только зависит от основных параметров социального и экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе, но и в свою очередь во многом определяет возможности развития экономического потенциала страны. Взаимозависимость задач социальной и экономической стратегии определяет и масштабы и качество организации государственной политики, включенной в общую систему экономических, технологических, структурных, институциональных и других преобразований. Именно эта взаимозависимость может и должна обеспечить качество и стабильность роста российской экономики.
И это особенно важно понимать, когда мы вступаем в новый этап экономического развития, который характеризуется существенным изменением факторов и механизмов экономического роста и ужесточением ряда структурных ограничений роста. Этап, который требует прежде всего ориентации на внутренние условия развития.
В прогнозе социально – экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года ожидается повышение роли внутренних факторов роста в структуре конечного спроса ВВП и снижение вклада внешнего спроса в прирост ВВП.
Так, сокращение вклада внешнего спроса в прирост ВВП в 2006-2009 годах связано с замедлением роста экспорта товаров и услуг с 6,3% в 2005 году до 3,1% в 2009 году.
При этом - намечается достаточно высокая динамика внутреннего спроса: от 9,2% в 2007 году до -7,8 % в 2009 году, и это является. определяющим фактором развития российской экономики. По прогнозным оценкам в удовлетворении внутреннего спроса на товары и услуги увеличится вклад отечественных производителей, что будет происходить как вследствие увеличения относительной конкурентоспособности отечественных товаров, так и опережающего роста доли услуг.
При этом в ближайшие годы слабым звеном экономики останется промышленность, темпы роста которой все больше отстают от динамики внутреннего спроса.
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России в ближайшие три года, говорится в материалах правительства страны. Однако, по оценке экспертов, в этот период российские власти могут столкнуться с теми же трудностями, которые наблюдались в национальной экономике и в текущем году.
В основе разработки проекта федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 года лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме перспективного финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период — 2008-2010 гг.
Основными отличительными особенностями подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг. являлись: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, структурное изменение доходов бюджета (группировка на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы).
При формировании нефтегазовых доходов на 2008 г. и на период до 2010 года учтены поступления от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части подлежащих зачислению в федеральный бюджет); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный; товары, выработанные из нефти.
Прогнозируемое в 2008 году изменение величины от новых макроэкономических показателей в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета.
Положительная динамика поступлений в федеральный бюджет, главным образом, будет связана с ростом ВВП и увеличением внешнеторгового оборота.
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2010 г., внешнеэкономическая деятельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлением экспортной деятельности. При этом снижение объемов экспорта наблюдается не по всем группам товаров. Так, например, по оценкам Минэкономразвития России, физические объемы экспорта топливно-энергетических товаров будет расти в среднесрочной перспективе.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»: если в 2007 году нефтегазовые доходы оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 году - они сократятся до 5,2% ВВП.
В ближайшее время нефтегазовый сектор, который обеспечивает 25 процентов ВВП, может столкнуться со спадом производства. Если раньше он развивался с показателями 7%-ного роста, то сейчас с трудом набирает 1-2%. Среди других отраслей промышленности, требующих принятия мер по их дальнейшему развитию, помимо сырьевых секторов, - металлургия, химия, лесной комплекс и машиностроение. Единственная возможность двигаться вперед - повышать производительность труда и диверсифицировать экономику но и то, и другое невозможно без инвестиций.
Необходимо сделать вывод.
Вообще, основа национальной безопасности страны экономическая безопасность.
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.
Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях:
долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП,
повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;
рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве.
Так, для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания работы было выяснено, что в макроэкономике экономическая безопасность - это такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов.
Данное понятие имеет сложную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.
Было выяснено, что проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира.
Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.
Все элементы триады «личность-общество-государство» одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.
Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты.
Необходимо отметить, что российские реформы начинались еще в 1992 году с применения монетаристской теории и только несколько лет назад осознали, что необходимо ориентироваться на Кейнсианскую теорию.
На современном этапе к одним из основных экономических реформ, проводимым в России, можно отнести:
пенсионную реформу;
налоговую реформу;
административную реформу;
финансовую реформу и т.д.
Итак, проблемы обеспечения экономической безопасности России, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание не случайно.
Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 29 июня 2007 года № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г.»
Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия».-2008.- 539 с.
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2007. - 320 с.
Васильева Л.А. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
Горегляд В.П. «Послание Президента РФ и социально-экономические параметры развития» Журнал «Центр социально-консервативной политики» от 29.08.2007
Жидков П.К. Экономика. Книга 4. Москва: «Ариус».-2008.-395 с.
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики. Москва: «Визави».-2006.-480 с.
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — Москва: «Альянс».-2007.-349 с.
Никиточкин Р.Ю. Макроэкономика. Москва: «АСТ».-2007.- 369 с.
Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности.- М.: «РАГС».- 2002.- 528 с.
Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск №4027 от 25 марта 2006
Шевченко М. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации // Переходная экономика.- №25.-2009
Яшин С.Н., Пузов С.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит.- 3(207) - январь 2006
Электронный ресурс: www.svobodanews.ru

Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики. Москва: «Визави».-2006.-480 с., с. 183
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2007. - 320 с., с. 138
Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с., с. 216
Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия».-2008.- 539 с., с. 496
Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности.- М.: «РАГС».- 2002.- 528 с., с. 39
Шевченко М. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации // Переходная экономика.- №25.-2009
Жидков П.К. Экономика. Книга 4. Москва: «Ариус».-2008.-395 с., с. 259

Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — Москва: «Альянс».-2007.-349 с., с. 228

Никиточкин Р.Ю. Макроэкономика. Москва: «АСТ».-2007.- 369 с., с. 106

Яшин С.Н., Пузов С.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит.- 3(207) - январь 2006
Горегляд В.П. «Послание Президента РФ и социально-экономические параметры развития» Журнал «Центр социально-консервативной политики» от 29.08.2007
Электронный ресурс: www.svobodanews.ru
Васильева Л.А. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
Федеральный закон от 29 июня 2007 года № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г.»
Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск №4027 от 25 марта 2006












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 29 июня 2007 года № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г.»
2.Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
3.Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия».-2008.- 539 с.
4.Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2007. - 320 с.
5.Васильева Л.А. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
6.Горегляд В.П. «Послание Президента РФ и социально-экономические параметры развития» Журнал «Центр социально-консервативной политики» от 29.08.2007
7.Жидков П.К. Экономика. Книга 4. Москва: «Ариус».-2008.-395 с.
8.Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики. Москва: «Визави».-2006.-480 с.
9.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — Москва: «Альянс».-2007.-349 с.
10.Никиточкин Р.Ю. Макроэкономика. Москва: «АСТ».-2007.- 369 с.
11.Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности.- М.: «РАГС».- 2002.- 528 с.
12.Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск №4027 от 25 марта 2006
13.Шевченко М. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации // Переходная экономика.- №25.-2009
14.Яшин С.Н., Пузов С.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит.- 3(207) - январь 2006
15.Электронный ресурс: www.svobodanews.ru

Вопрос-ответ:

Что такое экономическая безопасность?

Экономическая безопасность - это состояние, когда экономическая система страны защищена от угроз, воздействий и рисков, которые могут нанести ущерб ее стабильности и развитию.

Каковы особенности мониторинга экономической безопасности в России?

Особенности мониторинга экономической безопасности в России связаны с механизмом обеспечения безопасности в условиях глобализации. Также мониторинг экономической безопасности включает в себя определенные цели и задачи, направленные на обеспечение стабильности и развития экономики страны.

На чем основан механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации?

Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации основан на комплексном анализе и контроле различных экономических показателей, а также на системе предотвращения и минимизации рисков и угроз, связанных с глобальными экономическими процессами.

Какие цели и задачи ставятся перед мониторингом экономической безопасности?

Основными целями мониторинга экономической безопасности являются обеспечение стабильности экономической системы, предотвращение финансового кризиса, укрепление конкурентоспособности страны. Задачи мониторинга включают в себя анализ и прогнозирование экономических процессов, выявление и реагирование на угрозы и риски, своевременное принятие мер для обеспечения безопасности экономики.

Как связаны экономическое развитие Российской Федерации и обеспечение ее экономической безопасности?

Экономическое развитие Российской Федерации напрямую зависит от обеспечения ее экономической безопасности. Безопасность экономики страны позволяет создавать благоприятные условия для инвестиций, развития производства, конкурентоспособности на мировом рынке. В свою очередь, экономическое развитие способствует укреплению экономической безопасности и обеспечивает устойчивость экономической системы.

Какие теоретические аспекты рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты сущности и необходимости экономической безопасности.

Какие особенности мониторинга экономической безопасности рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности мониторинга экономической безопасности в России, включая механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации.

Какие цели и задачи мониторинга экономической безопасности обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются основные цели и задачи мониторинга экономической безопасности.

Что означает социальная ориентация бюджетной политики?

Социальная ориентация бюджетной политики означает, что она направлена на удовлетворение социальных потребностей населения и повышение благосостояния.

Какие перспективы экономического развития Российской Федерации обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются перспективы экономического развития Российской Федерации и обеспечения её экономической безопасности.