Вариант №9. Сравните обоснование идей общественной солидарности в учениях О. Конта и Л. Дюги.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 16 16 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.05.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Развитие философии на Западе; зарождение идей общественной солидарности
Глава 2. Сравнение идей общественной солидарности у О.Конта и Л.Дюги
Заключение
Список использованной литературы и источников

Фрагмент для ознакомления

Однако для Дюги не менее опасна и марксистская интерпретация государства как инструмента классового господства и угнетения. Дюги считал наилучшим оплитическим стороем тот, «где главная сила будет принадлежать не какому-либо привелигированному классу, но действительному большинству из представителей всех классов и партий». Он заявлял: «господству класса должен наступить конец. Мы отказываемся от господства как пролетарского класса, так и буржуазного». При этом, государство должно стать системой публичных служб, агенств, стремящихся обеспечить солидарность и гармонию интересов различных классов.
Леон Дюги считал современный ему режим парлмантского правления во Франции не способеным обеспечить солидраность и гармонию правления классов. Дюги боролся против марксизма и классовой борьбы. Поэтому Дюги предлагал политическую систему синдикалистского федерализма – он ситал, что это изменит к лучшему способ формирования органов власти, объеденит синдикаты в федерацию, и этого приведет к желаемой децнтрализации власти и усилению властных полномочий профсоюзов. Более того, деятельность государственных органов – синдикатов, будут регламентировать законы и договоры, соответствующие социальной норме солидарности. Государство будет проводить активную социальную политику.
Доктрина солидаризма объединяла нацию, общество и стала теоретической основой фашистского общества – в Италии, Испании и Германии. Государство-Общество-Человек: права и свободы человека поглощаются обществом-нацией, общества-нации – государством. Партия-элита-лидер. При всех изъянах концепции, необходимо отметить способность Дюги предвидеть тенденции развития государств в социальном плане.
Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что философия в современном мире должна рассматриваться не просто как одна из наук, а как ключ к пониманию других наук. Философия сегодня - это основа познания и именно так и должна восприниматься.
В XX веке все чаще звучат идеи о кризисе, о "закате" европейской цивилизации. Причинами самокритики Запада были усиливающееся социально-политическое неравенство, классовая борьба, национализм, расизм, шовинизм, отчуждение человека, превращение его в придаток машины, дегуманизация общественной жизни, появление технологий массового уничтожения, отрицательные последствия научно-технического прогресса.
В XX веке возникают политические силы, предлагающие альтернативы западному пути и западным ценностям. Одной из таких сил был социализм, который можно рассматривать как отражение и порождение главных противоречий западного пути. Но при этом нельзя отрицать, что философская мысль запада в последние десятилетия продолжает свое развитие. Тории позитивистского спектра сегодня обуславливают многие концепции политико-правовой сферы.
На рубеже 19-20 веков широкое распространение в Западной Европе получили идеи солидаризма, в свое время высказываемые Огюстом Контом, который внес в научный оборот понятия солидаризм и солидарность. Эти идеи также высказывались Эмилем Дюркгеймом, доказавшим, что солидарность является следствием общественного разделения труда. Этой же темы касался Леон Буржуа, объяснявший солидарность фактом совместного проживания людей, налагавшим на них обязанности перед собой и даже потомками.
Философской основой солидаризма явился позитивизм Огюста Конта, который был направлен против либерального индивидуализма, разрушающего социальные связи между отдельными индивидами путем изоляции их от собратьев. Солидаристы негативно относились к субъективным правам, ибо они превращают индивидов в миллионы атомов, конкурирующих друг с другом.  Однако солидаристы отрицали и государственный социализм, с его классовой борьбой и социальной революцией, противопоставляя ему идею социальной солидарности.
Законченный вид концепция солидаризма приобрела в трудах французского социолога и правоведа, профессора юридического факультета университета Бордо, Леона Дюги.
Доктрина солидаризма Леона Дюги вместо субъективных прав говорит о социальном долге, о том, что «его права суть лишь последствия его обязанностей». Отвергая либеральный индивидуализм, Дюги считал, что устойчивый фундамент общественного здания образует «профессиональные группы». В конечном итоге, полагал Дюги, возникает «федерация классов», организованная в синдикаты, отношения между которыми будут регулироваться соглашениями, установленными или основанными на взаимных уступках. Состояние социальной гармонии солдирности можно достичь между капиталистами, предпринимателями и пролетариями.
В отличии от Огюста Конта Леон Дюги сохранял значение права в качестве регулятора в современном промышленном обществе, подразумевая под ним объективное право, как набор юридических норм, формально закрепленных в законодательстве. Леон Дюги отрицал при этом субъективные права. Защиту индивида от произвола и насилия со стороны других классов и государства он видел в профсоюзах.
Список использованной литературы и источников

МОНОГРАФИИ:

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001 г.
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
Лейст О. История политических и правовых учений. М., 2002 г.
Панарин А.С. Философия политики. Уч. пособие - М: Новая школа, 1996.

СТАТЬИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И ИНТЕРНЕТ:

КАНКЕ В. А. ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие. - http://culture.niv.ru/doc/philosophy/kanke/index.htm
Леон Дюги и его теория солидаризма. - http://shestovt.ucoz.ru/publ/12-1-0-41
Паречина С. Г. Теории государственной власти. – www.auditorium.ru
Политико-правовая доктрина Солидаризма Леона Дюги. - http://shestovt.ucoz.ru/publ/12
Право, свобода и демократия (материалы «круглого стола»).// Вопросы философии. 1990 г, №6.
ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА. - http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/16533/16622
Теория солидаризма Леона Дюги. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%B3%D0%B8
Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения. // Вопросы философии, 2001, № 4.


Palomares Lerma, Gustavo. International Relations. London, 2004. P. 23.
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 384 с.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001 г.
Панарин А.С. Философия политики. Уч. пособие - М: Новая школа, 1996.
Там же.
ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА. - http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/16533/16622
Там же.
Лейст О. История политических и правовых учений. М., 2002 г.
Там же.
Теория солидаризма Леона Дюги. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%B3%D0%B8
Политико-правовая доктрина Солидаризма Леона Дюги. - http://shestovt.ucoz.ru/publ/12
Там же.
Там же.
Леон Дюги и его теория солидаризма. - http://shestovt.ucoz.ru/publ/12-1-0-41
Там же.
Политико-правовая доктрина Солидаризма Леона Дюги. - http://shestovt.ucoz.ru/publ/12









2

Список использованной литературы и источников

МОНОГРАФИИ:

1.Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001 г.
2.Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
3.Лейст О. История политических и правовых учений. М., 2002 г.
4.Панарин А.С. Философия политики. Уч. пособие - М: Новая школа, 1996.

СТАТЬИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И ИНТЕРНЕТ:

5.КАНКЕ В. А. ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие. - http://culture.niv.ru/doc/philosophy/kanke/index.htm
6.Леон Дюги и его теория солидаризма. - http://shestovt.ucoz.ru/publ/12-1-0-41
7.Паречина С. Г. Теории государственной власти. – www.auditorium.ru
8.Политико-правовая доктрина Солидаризма Леона Дюги. - http://shestovt.ucoz.ru/publ/12
9.Право, свобода и демократия (материалы «круглого стола»).// Вопросы философии. 1990 г, №6.
10.ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА. - http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/16533/16622
11.Теория солидаризма Леона Дюги. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%B3%D0%B8
12.Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения. // Вопросы философии, 2001, № 4.


Вопрос-ответ:

Какие идеи общественной солидарности разрабатывались О. Контом и Л. Дюги?

О. Конт разрабатывал идеи общественной солидарности на основе идеи о прогрессивном развитии общества и установлении гармоничных отношений между людьми. Л. Дюги, в свою очередь, разрабатывал идеи общественной солидарности на основе идеи о государственной власти и необходимости упорядочивания общественных отношений.

Какие источники вдохновляли О. Конта и Л. Дюги при разработке идей общественной солидарности?

О. Конт был вдохновлен идеями философов Просвещения, таких как Джон Локк и Жан-Жак Руссо, а также социологом Августом Комтом. Л. Дюги опирался на идеи античной философии, консервативных мыслителей и традиционных ценностей.

Какие аспекты общественной солидарности рассматриваются у О. Конта и Л. Дюги?

О. Конт рассматривает общественную солидарность как результат прогрессивного развития общества и установления гармонии между людьми на основе научных законов. Л. Дюги, в свою очередь, рассматривает общественную солидарность как результат упорядочивания общественных отношений и установления государственной власти.

Чем отличаются идеи общественной солидарности у О. Конта и Л. Дюги?

О. Конт подчеркивает роль развития науки и прогресса в обеспечении общественной солидарности, он акцентирует внимание на гармонии и взаимности отношений между людьми. Л. Дюги, в свою очередь, подчеркивает необходимость упорядочивания общества с помощью установления сильной государственной власти и сохранения традиций.

Какое место в общественной солидарности занимает государство у Л. Дюги?

Л. Дюги считал государство неотъемлемой частью общественной солидарности и считал, что сильное государство является главной силой для поддержания солидарности в обществе.

Что такое общественная солидарность?

Общественная солидарность - это социальное явление, которое выражается в сознательном и добровольном объединении индивидов в целях достижения общих ценностей и интересов, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Какое значение имела общественная солидарность в идеях О. Конта?

Для О. Конта общественная солидарность являлась ключевым принципом организации общества. Он считал, что общественная солидарность базируется на взаимодействии между людьми, которое основывается на чувстве справедливости и братства. Конт призывал к созданию гармоничного социального устройства, в котором каждый человек будет заботиться о благе других и готов помогать им в достижении счастья и процветания.

Какие идеи общественной солидарности выдвинул Л. Дюги?

Л. Дюги также придал большое значение общественной солидарности, но в своих идеях он обращался к понятию классовой солидарности. Дюги считал, что общество должно быть организовано на основе уважения к иерархии и неравенству, поскольку каждый человек имеет свою роль и задачу в обществе. Он выступал против идей равенства, считая их опасными для общества, и призывал к сохранению традиционных ценностей и норм.