Проблема объективности в психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 22.10.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Проблема объективности научного познания в психологической науке
2.Критерии объективности в психологическом исследовании
3.Различные аспекты объективности в психологии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При исследовании психической реальности с помощью методов естественнонаучной парадигмы необходимо очень точно определять предмет исследования, в противном случае легко оказаться в «ловушке объективности» и выпасть за границы объекта исследования психологии, например, довести интерпретацию результатов исследования до вульгарного материализма, который подразумевает либо отрицание влияния идеального на материальное, как если бы только материальное определяло идеальное, либо, напротив, их полное отождествление (как в «околопсихологических» представлениях о материальности мысли).
В начале XX в. некоторые американские психологи, не удовлетворенные субъективностью современной им интроспективной психологии, предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на стимулы (раздражители) из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал, что, с точки зрения бихевиоризма, подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти; и поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.
Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалектико-материалистического мировоззрения, в котором проблема детерминизма является одной из самых существенных. В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований. Отказ от понимания психики как замкнутого в себе образования, не детерминированного внешними воздействиями и не проявляющего своей сущности во внешней деятельности, разомкнул сферу психического развития для объективного исследования. Место самонаблюдения занял объективный метод. Объективный метод состоял в организации психологических исследований, позволявшей: точно знать, что воздействует на человека; дать количественную и качественную характеристику этих воздействий; зарегистрировать внешние реакции, видимое поведение; соотнести раздражители.
Математические методы нашли сегодня широкое применение во всех науках. С помощью математики производится преобразование качественных показателей в количественные и наоборот, осуществляются статистический анализ и прогнозирование. Математическая обработка результатов обеспечивает доказательность (репрезентативность) исследований. В сочетании с качественными показателями количественная обработка значительно повышает объективность психологического исследования.
Заключение


Развиваясь сначала в русле философии, а затем, последовательно, подражая механике, химии, биологии и, наконец, физиологии психология унаследовала объективистский, естественнонаучный подход к исследованию психической реальности. Именно естественнонаучной парадигме характерно отождествление истины с объективным знанием. Однако, и это очень важно понимать, для психологии истинное не равно объективному. В погоне за объективным знанием психология была вынуждена идти на такую редукцию предмета исследования, при которой предмет исследования зачастую просто выпадал за границы самого объекта исследования в психологии, утрачивая для последней всякий смысл и порождая весьма странные интерпретации.
Бихевиоризм требовал объективного подхода не к явлениям сознания, непосредственно недоступным объективному наблюдению, а к поведению. Бихевиоризм в острой форме выдвинул проблему объективности в психологии.
Список литературы


Братусь Б. С. Общая психология. В 7-ми томах. Т. 1. – М.: Академия, 2007.
Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Психология человека. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2002.
Левкин В. Е. «Ловушка объективности» психологии или почему психология является самостоятельной наукой / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психика и тело: проблемы, исследования, опыт работы – 9-10 апреля 2009 г.». – в 2-х частях. Ч. 1. – Тюмень: ТюмГУ, 2009.
Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие. – М., Воронеж, 2005.
Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008.
Соколова Е. Е. Введение в психологию. – М.: Академия, 2005.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.: МГУ, 1980.
Братусь Б. С. Общая психология. В 7-ми томах. Т. 1. – М.: Академия, 2007. – с. 190.
Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Психология человека. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2002. – с. 88.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.: МГУ, 1980. – с. 107.
Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие. – М., Воронеж, 2005. – с. 64-65.
Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – с. 102.
Левкин В. Е. «Ловушка объективности» психологии или почему психология является самостоятельной наукой / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психика и тело: проблемы, исследования, опыт работы – 9-10 апреля 2009 г.». – в 2-х частях. – Тюмень: ТюмГУ, 2009. – ч. 1., с. 25.
Соколова Е. Е. Введение в психологию. – М.: Академия, 2005. – с. 196.












2



1.Братусь Б. С. Общая психология. В 7-ми томах. Т. 1. – М.: Академия, 2007.
2.Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Психология человека. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2002.
3.Левкин В. Е. «Ловушка объективности» психологии или почему психология является самостоятельной наукой / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психика и тело: проблемы, исследования, опыт работы – 9-10 апреля 2009 г.». – в 2-х частях. Ч. 1. – Тюмень: ТюмГУ, 2009.
4.Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие. – М., Воронеж, 2005.
5.Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008.
6.Соколова Е. Е. Введение в психологию. – М.: Академия, 2005.
7.Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.: МГУ, 1980.

Вопрос-ответ:

Что такое проблема объективности в психологической науке?

Проблема объективности в психологической науке заключается в необходимости достичь надежности и точности получаемых знаний о психической реальности. Это означает, что исследования должны быть основаны на объективных данных и методах, чтобы их результаты были независимы от субъективных предпосылок и искажений.

Какие критерии используются для определения объективности в психологических исследованиях?

В психологических исследованиях используются различные критерии для определения объективности. Некоторые из них включают использование надежных и проверенных методов, репрезентативные выборки, строгое контролирование экспериментальных условий и наблюдение, открытость и воспроизводимость результатов исследования.

Какие аспекты объективности в психологии можно выделить?

В психологии можно выделить несколько аспектов объективности, таких как объективность критериев измерения и оценки, объективность выбора методов и инструментов и объективность интерпретации и анализа полученных данных.

Какие проблемы могут возникнуть при недостаточной объективности исследования в психологии?

При недостаточной объективности исследования в психологии могут возникнуть проблемы с попытками обобщения результатов на всю популяцию, неверной интерпретацией данных, субъективными предположениями и искажениями, а также недоверием к полученным результатам со стороны других ученых и специалистов.

Как можно достичь объективности в психологическом исследовании?

Для достижения объективности в психологическом исследовании необходимо использовать надежные и проверенные методы, строго контролировать экспериментальные условия, проводить репрезентативные выборки, повторять и проверять результаты, быть открытым и прозрачным в отношении методологии и процедур исследования.

Какова проблема объективности научного познания в психологической науке?

Проблема объективности заключается в том, что психология изучает субъективные процессы и явления, которые сложно измерить и оценить с помощью объективных методов. Это вызывает определенные трудности при проведении экспериментов и интерпретации полученных данных.

Какие критерии объективности используются в психологическом исследовании?

В психологическом исследовании используются различные критерии объективности, такие как репрезентативность выборки, возможность повторения эксперимента, надежность и валидность используемых методик и инструментов измерения, а также применение статистических методов для обработки данных.

Какие аспекты объективности существуют в психологии?

В психологии существуют различные аспекты объективности, включающие измеримость психических явлений, репрезентативность выборки, возможность повторения эксперимента, прозрачность методологии исследования, валидность и надежность полученных результатов, а также использование стандартизированных инструментов и методик измерения.

Почему необходимо очень точно определять предмет исследования для обеспечения объективности в психологии?

Очень точное определение предмета исследования важно для обеспечения объективности в психологии, так как это позволяет избежать <<ловушки объективности>> и конкретизировать границы объекта исследования. Это помогает исключить факторы, которые могут искажать результаты и интерпретацию данных.

Какие методы исследования помогают решить проблему объективности в психологии?

Для решения проблемы объективности в психологии применяются различные методы исследования, включая наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, интервьюирование и анализ статистических данных. Также широко используются различные стандартизированные инструменты и методики измерения, которые помогают получить объективные результаты.

Какая проблема возникает при исследовании психической реальности с помощью методов естественнонаучной парадигмы?

При исследовании психической реальности с помощью методов естественнонаучной парадигмы возникает проблема точного определения предмета исследования. Если не удастся четко определить предмет исследования, можно выйти за границы объекта психологии и потерять объективность исследования.

Какие критерии объективности используются в психологическом исследовании?

В психологическом исследовании используются различные критерии объективности, такие как надежность (повторяемость результатов), валидность (правильная интерпретация результатов), учет контекста и множество других факторов.