Внушение в культуре.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 14.05.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВНУШЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБШИЕ ПОНЯТИЯ О ВНУШЕНИИ
1.1. Внушение как психологическое явление
1.2. Виды внушения
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ЕЕ ВОЗДЕСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
2.1 Внушение как функция искусства
2.2 Кино и телевидение – влияние на зрителя
2.3 Реклама как способ внушения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА


Фрагмент для ознакомления

Современные авторы уделяют особое внимание проблеме формирования «массового» человека, идеологии и технологии «паблик рилейшнз» - управляющей системе общественных связей, основному средству влияния на человека, социального контроля масс, инструменту политической и экономической борьбы.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме скрытого воздействия СМИ на массовое сознание, показал, что область интереса исследователей смещена в сторону прикладного аспекта (описания множества манипулятивных технологий и методов психологической защиты от них), в то время как исследований, посвященных рассмотрению мировоззренческого значения информационного воздействия на человека, пока недостаточно.
На наш взгляд, сложность разграничения манипуляции и иных форм воздействия обусловлена тем, что в манипуляции сочетаются различные стратегии и способы осуществления власти/влияния. Поэтому целесообразно выделять «насильственные» и «ненасильственные» методы манипуляции.
«Ненасильственная» манипуляция, эксплуатирующая приемы убеждения, побуждения, внушения и обмана, в современном обществе наиболее распространена. «Насильственные» методы, основанные на инкорпорации элементов принуждения и силы, характерны, как правило, для тоталитарных государств. Однако и демократическое общество не застраховано от подобного воздействия. Электорат, наблюдая за избирательными кампаниями, находится в замкнутом круге, который очерчен манипуляторами. На избирателя обрушивается огромная волна оценок экспертов, результатов опросов, мнений авторитетных людей, которые по существу являются «принуждающими» средствами аргу- ментации. В этой ситуации индивид растворяется в массе, где «типичными признаками поведения человека является преобладание чувств, утрата интеллекта, ответственности, легкая управляемость». В данной ситуации некорректно говорить о полной свободе выбора избирателя, как осмысленного акта, базирующегося на рефлексированной мотивации.
Духовная культура общества представляет собой совокупность идей, связанных с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем богатстве.
Тотальная информатизация - всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» в информационном обществе становится всё более актуальным. В эпоху глобализации победы и поражения свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В данной ситуации роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации - важная часть духовного производства. Это комплекс институтов и учреждений общества, которые порождают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение.
Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание - суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей, неуверенных в себе, робких, эмоциональных и впечатлительных. Наконец, реклама все чаще апеллирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Понятно, что для разных категорий людей более подходят те или иные средства, что отработано социальной психологией, психолингвистикой, физиологией и другими науками, поставленными на службу рекламе.
Самодовольный и неуверенный в себе, эмоциональный и легко внушаемый, деиндивидуализированный, но обладающий жизненной силой, направленной, впрочем, на достижение материального благополучия, человек массы - идеальная мишень для рекламы, это типичный потребитель из мира виртуальных ценностей.
Смена одного элемента в системе культуры влечет за собой перемены во всей системе. Превращение Homo sapiens в Homo ludens ведет к такому изменению в отношении культуры, когда она рассматривается исключительно как способ развлечения и потребительского наслаждения. Перестройка же системы ценностей означает и вовсе ломку культурной традиции, появление новых форм и иного содержания, а главное - иного значения (и в смысле значимости, и в смысле назначения), иного места в жизни общества.
Абсолютным феноменом современной культуры и одновременно единственной актуальной ее формой стало шоу. Это означает, что никакое явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. не будет замечено общественностью, не получит признания, вообще никак не проявится (что, по сути, означает общественное небытие, отсутствие актуального существования), если не обретет форму шоу.
У этой формы (в данном случае можно сказать - жанра), как у всякого жанра, - свои законы. Главным, диктующим правила игры, является рыночный механизм (отсюда термин «шоу-бизнес»). Иначе говоря, объект искусства выступает как товар, субъект, его воспринимающий, - как потребитель; восприятие искусства рассматривается как товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого является, разумеется, реклама. По мнению множества деятелей от искусства (продюсеров, режиссеров, актеров и т.д.), успешно встроившихся в эту схему (т.е. превратившихся в представителей самой распространенной сегодня «культурной» профессии - шоуменов), рыночные отношения - единственный способ спасти культуру. Позволим себе с этим не согласиться. Организация сферы культуры по рыночному принципу не только не способствует ее развитию, но и, напротив, разрушает ее и плохо сказывается на других сторонах жизнедеятельности общества.
Во-первых, шоу, как известно, ориентировано на массовое сознание, что влечет стандартизацию восприятия на основе созданных рекламой стереотипов. Во-вторых, именно поэтому складывается отношение к художественному явлению как к бренду. В-третьих, ложные, рекламой же созданные мотивации потребления искусства (престижа и уподобления) формируют поверхностное отношение к нему, что, как мы уже показали, типично для массы (т.е. невежественного человека массы) и губительно для искусства. В-четвертых, истинные содержание и ценности искусства становятся несущественными, а в конце концов - и несуществующими. Искусство превращается в «виртуальный продукт», суррогат, как сливочное масло «Рама». В-пятых, жесткость рыночных законов не позволяет отклониться от лежащей в их основе схемы, что ведет к уничтожению плюрализма, многовариантности, необходимых для развития искусства и культуры вообще.
Особенно очевидны эти процессы в искусстве классическом, которое давно уже стало частью шоу-бизнеса. Круг широко известных его деятелей составляют только те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил свое творчество как товарный бренд. Успех артиста обеспечен не его талантом, мастерством и т.д., а соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства не имеющим никакого отношения. Так, например, Ю. Башмет и Л. Казарновская умеют, соответственно, хорошо играть на альте и петь, но аплодируют (и платят) им не только за это. Тогда необходимость в том, чтобы хорошо играть и петь, отпадает сама собой (к слову сказать, и тот, и другая стремительно движутся в этом направлении).
Одновременно появляются «художественные феномены», которые изначально не ставят перед собой истинно творческих задач, - так называемые сфабрикованные «звезды» (вроде Н. Баскова, например, о котором «человек массы» непременно и «авторитетно» будет толковать, как о выдающемся оперном певце). На самом деле они так же далеки от искусства, как звезды на небе от Земли. Таким путем происходит выхолащивание искусства; и подобно тому, как физическое тело, препарированное рекламой, превратилось в нашем сознании в безжизненный фантом, вместилище призрачных желаний, искусство, также отстроенное рекламной машиной, напоминает обои на его стенах.
Недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Для того, чтобы восстановить гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внушение является важным фактором общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений.
Внушение применяется как метод активизации групповой деятельности — производственной, учебной и т.д. Широки возможности применения внушения, в частности гипноза, в медицинских целях как фактора групповой психотерапии.
В данном исследовании была сделана попытка исследовать влияние культуры в широком смысле нашего современника
Жанровые обозначения в филологии и искусствоведении как раз выполняют функции маркировки - сказка, роман, (научная) фантастика, фэнтэзи, документальная повесть, мемуары, опера, оперетта, мюзикл, парадный портрет, пейзаж и т.д.
В социальных науках тоже есть некое подобие жанровых делений - теоретическая монография, научно-популярный текст, отчет об эксперименте, учебник (кстати, российские и американские университетские учебники - два сильно отличающихся жанра) и т.д. Религиозная литература также типологизирована на главные священные тексты (священные откровения), апокрифы, жития, труды отцов церкви, богословские работы.
В художественной литературе авторы нередко сами под заголовками своих произведений обозначали и обозначают их жанр, чтобы быть максимально точно понятыми читателями.
В современных же СМК, иногда и в художественном кинематографе, возникает существенная проблема для потребителя (читателя, зрителя) : как определить, что он в данный момент потребляет - "натуральную" профессиональную продукцию или рекламную (пропагандистскую) проплаченную "джинсу" (в кино - неслучайное использование определенных продуктов и товаров героями фильмов, смешиваются жанры рекламы и, например, боевика или мелодрамы).
Ярким примером сочиненного жанра коммуникации является пиар (паблик рилейшнз), смесь из искусства пропаганды и прикладного использования научной психологии, а вернее - просто облагороженная новым названием пропаганда. Так искусство идеологического внушения подтасовывает свои жанры, чтобы быть более респектабельным - и еще более способным на внушение. Открыто заниматься научной или похожей на научную разработкой пропаганды - очевидный моветон, а вот защищать диссертации по "public relations", т.е. по благородным "связям с общественностью", - это вполне к лицу добропорядочному человеку. И публика блаженно расслабляется, поверив, что отдел пропаганды ЦК КПСС занимался, конечно же, совсем другим.
Тема влияния культуры на население в России на сегодняшний день остается острой и насущной, открывая безграничные просторы для анализа и исследования. Важно, чтобы в конечном итоге и культура и наш современник нашли единый язык – язык разума и культуры.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: 1996.
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: прайм-Еврознак, 2002. – 312с.
Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: 2002.
Борев Ю.Б. Эстетика. М.»Прогресс», 2002. – 317с.
Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1998. с. 78
Иванов П. Культ Анастасии: лесной соблазн постсоветской интеллигенции: о секте "анастасийщины" // Материалы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Нижний Новгород, 23-25 ап-реля 2001 г. - Нижний Новгород: изд-во Братства св. Александра Невского, 2001. - С. 144-174.
Коллжгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.- 337с.
На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997.- 218с.
Основы социально-психологической теории. / Под ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. — М.: 1995. — 421 с.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: 1983.
Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М., 2004 – 287с.
Симонов К. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979.- 227с.
Хаббард Л. Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья: Учебник по Дианетике. - М.: Воскресенье, Нью Эра Пабликейшнс Груп, 1993. – 334с.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: 1999.
Красно Т.И. Психология рекламы / Под. ред. Е.В. Ромата. Харьков: Студцентр, 2002.- 338с.
Амблер Т., ВакратсасД. Как работает реклама: что нам известно об этом в действительности?// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001, № б (36). С. 34- 45
Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998. – 334с.
Канетти Э. Масса и власть. – М.: Ad Marginem, 1997.- 137с.
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева - М.: "Канон-пресс-Ц", "Кучково поле", 2000. -227с.



Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: 2002.с. 225
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: 1996.с. 216
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: 1983.с. 12
Там же. С. 14
Поршнев Б. Ф.. Контрсуггестия и история. — «История и психология»,М., 1971, стр. 17.
Там же. С. 21
В. М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1998. с. 45
Основы социально-психологической теории. / Под ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. — М.: 1995. с. 176
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: 1999. с. 116
В. М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1998. с. 76
В. М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1998. с. 78
Иванов П. Культ Анастасии: лесной соблазн постсоветской интеллигенции: о секте "анастасийщины" // Материалы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Нижний Новгород, 23-25 ап-реля 2001 г. - Нижний Новгород: изд-во Братства св. Александра Невского, 2001. - С. 144-174.

Коллжгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999. с. 145
На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997.с. 188
Симонов К. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979. С. 158.
Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002. с. 124
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды. - С. 65-66.

Хаббард Л. Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья: Учебник по Дианетике. М. 2000. с. 5
Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М., 2004. С.233.
Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М., 2004. с. 229
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева - М.: "Канон-пресс-Ц", "Кучково поле", 2000 с. 75
Красно Т.И. Психология рекламы / Под. ред. Е.В. Ромата. Харьков: Студцентр, 2002. с. 217
Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998. Магия, наука и религия (С.19-90).
Канетти Э. Масса и власть. – М.: Ad Marginem, 1997. с. 98
Красно Т.И. Психология рекламы / Под. ред. Е.В. Ромата. Харьков: Студцентр, 2002. с. 132
Амблер Т., ВакратсасД. Как работает реклама: что нам известно об этом в действительности?// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001, № б (36). С. 34-41
Иванов П. Культ Анастасии: лесной соблазн постсоветской интеллигенции: о секте "анастасийщины" // Материалы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Нижний Новгород, 23-25 ап-реля 2001 г. - Нижний Новгород: изд-во Братства св. Александра Невского, 2001. - С. 144-174.












2

Литература
1.Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: 1996.
2.Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: прайм-Еврознак, 2002. – 312с.
3.Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: 2002.
4.Борев Ю.Б. Эстетика. М.»Прогресс», 2002. – 317с.
5.Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1998. с. 78
6.Иванов П. Культ Анастасии: лесной соблазн постсоветской интеллигенции: о секте "анастасийщины" // Материалы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Нижний Новгород, 23-25 ап-реля 2001 г. - Нижний Новгород: изд-во Братства св. Александра Невского, 2001. - С. 144-174.
7.Коллжгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.- 337с.
8.На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997.- 218с.
9.Основы социально-психологической теории. / Под ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. — М.: 1995. — 421 с.
10.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: 1983.
11.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М., 2004 – 287с.
12.Симонов К. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979.- 227с.
13.Хаббард Л. Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья: Учебник по Дианетике. - М.: Воскресенье, Нью Эра Пабликейшнс Груп, 1993. – 334с.
14.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: 1999.
15.Красно Т.И. Психология рекламы / Под. ред. Е.В. Ромата. Харьков: Студцентр, 2002.- 338с.
16.Амблер Т., ВакратсасД. Как работает реклама: что нам известно об этом в действительности?// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001, № б (36). С. 34- 45
17.Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998. – 334с.
18.Канетти Э. Масса и власть. – М.: Ad Marginem, 1997.- 137с.
19.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева - М.: "Канон-пресс-Ц", "Кучково поле", 2000. -227с.



Вопрос-ответ:

Что такое внушение?

Внушение - это психологическое явление, заключающееся в непосредственном воздействии на сознание и поведение человека с целью внушить определенные убеждения или идеи.

Какие виды внушения существуют?

Существуют различные виды внушения, такие как социальное внушение, гипнотическое внушение, положительное и отрицательное внушение, суггестивное внушение и др.

Как внушение влияет на человека в культуре?

Внушение в культуре играет значительную роль в формировании поведения и мировоззрения людей. Культура, такая как искусство, кино, телевидение и реклама, использует внушение для передачи определенных ценностей и идей.

Какую роль играет внушение в искусстве?

Внушение в искусстве помогает передать эмоции, идеи, идентичность и определенные ценности зрителям. Через искусство можно внушить определенные взгляды и убеждения, оказать влияние на мировоззрение человека.

Каково влияние кино и телевидения на зрителя?

Кино и телевидение имеют большое влияние на зрителей. Они могут внушать определенные идеалы, стереотипы, ценности и убеждения, формируя мышление и поведение людей под их воздействием.

Что такое внушение?

Внушение - это психологическое явление, при котором один человек передает свои мысли, убеждения или эмоции другому человеку, влияя на его мышление и поведение.

Какие виды внушения существуют?

Существуют разные виды внушения, такие как словесное внушение, невербальное внушение, символическое внушение и массовое внушение.

Как культура влияет на человека через внушение?

Внушение является одной из функций культуры. Культура может внушать людям определенные ценности, нормы и установки, формируя их мышление и поведение. Это может происходить через искусство, кино, телевидение и рекламу.