Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов анального характора

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психоанализ
  • 35 35 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 02.07.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Курсовая работа по современному психоанализу
Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов анального характера



Содержание
Введение
Глава 1. Детская сексуальность, значение детской сексуальности в возникновении неврозов
1.1. Детская сексуальность
1.2. Развитие неврозов
1.3. Значение детской сексуальности в возникновении неврозов
Глава 2. Психоанализ детских неврозов анального характера
2.1. Развитие психоанализа
2.2. Неврозы анального характера в психоанализе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в вид терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке - вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся социальной мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социокультурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усилившейся конфликтности [18, с. 98].
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом, объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности и также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Не будет преувеличением, следуя Фрейду, назвать психоанализ "коперниканским переворотом", поскольку он открыл подходы к пониманию многих явлений, которые раньше наукой игнорировались, принимались как нечто очевидное или объяснялись как результат пережитков, человеческой глупости и порочности. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.
Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкования сновидений, группового тренинга и другими. Цель практического психоанализа - это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями [18, с. 101].
Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывалась у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальттерапия, когнитивная психология.
По поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз и последовательно вести лечение. Но по поводу "психики вообще" как человеческого феномена может существовать множество теорий, благодаря конкуренции которых поддерживается научная дискуссия, ставятся эксперименты и добываются новые знания. В психоанализе как научном движении очень быстро произошло размежевание на ряд течений.
Наконец, третий теоретический слой психоанализа касается таких предметов как человеческая природа, эволюция человека, взаимоотношения полов, происхождение и роль культуры, взаимодействие культуры и личности, социокультурные причины невротизма. При обсуждении этих предметов психоанализ вливается в общую антропологию, этнологию, социальную философию. Объясняя о происхождении и функциях культуры, таких ее форм, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социокультурных процессов. Таким образом, религия, взаимоотношения полов, культура получают разную трактовку, например, у Фрейда, Юнга и Хорни [18, с. 98].
Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР - запрятаны в спецхранение.
Поток критической и комментаторской литературы о психоанализе не иссякает. В самом психоанализе появляются все новые направления, которые выдвигают на первый план те или другие бессознательные механизмы. Влияние психоанализа ощущается в искусстве, массовом и научном сознании. Психоанализ перестроил систему ценностей целого поколения людей в Европе и США. По мотивам раскрытых психоанализом коллизий написано множество драм, новелл, романов. Ими увлекались выдающиеся мастера искусства С. Цвейг, Т. Манн, Д. Лоуренс, Ф. Кафка, С. Дали, Т. Уильямс, А. Миллер, Ш. Андерсен и многие другие. Американский психолог Л. Триллинг писал в 1955 году: "Фрейдистские идеи прочно обосновались в нашей культуре - психиатрия, прежде всего, воспитывается на них. Они имеют решающее влияние на образование и воспитание, чрезвычайно важны в антропологии, социологии, литературоведении. Даже теология должна принимать их в расчет. Мы можем сказать, что они стали интегральной частью нашего современного интеллектуального аппарата" [2, с. 114].
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30е годы на русском языке в основанной проф. Д. А. Ермаковым "Психоаналитической библиотечке". Среди советских марксистов были в то время сторонники и противники психоанализа. Первые акцентировали его естественно-научные, материалистические основания, атеизм, разоблачение идеологии как "рационализации" классовых интересов. Другие обращали внимание на мифотворчество Фрейда, указывали, что психоанализ преувеличивает роль психических, внутриличностных конфликтов и не изучает социальных конфликтов, национальной и классовой специфики культуры. В течение нескольких десятилетий (с середины двадцатых до начала шестидесятых годов) психоанализ в СССР фактически находился под запретом. И только с середины восьмидесятых годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и других крупнейших психоаналитиков. Сегодня многие образованные люди в нашей стране знакомы с психоанализом.
Психоанализ следует рассматривать не только как научно-философское учение, но и как симптом культуры. Он возник в эпоху кризиса старой системы ценностей, дал остро почувствовать неустроенность духовного бытия личности и шаткость многих нравственных установок. Им затронуты "нервные окончания" самых острых этико-политических проблем нашей эпохи. Знакомство с психоанализом ни для кого не проходит даром. Каждый человек, вникнув в его суть, становится более искушенным, более самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам, идеологическим штампам. Психоанализ воспитывает в людях терпимость, самоконтроль, ответственность, уважение к своей и чужой свободе. А это как раз те качества, в которых мы сегодня больше всего нуждаемся [18, с. 134].
2.2. Неврозы анального характера в психоанализе
Сторонники психоанализа считают, что некоторые невротические состояния взрослых людей могут корениться в анальной стадии их развития. На это указывает анализ раннего детства этих людей. Однако на основании детских отклонений нельзя заранее делать однозначные прогнозы о взрослой жизни. Тем не менее, как бы задним числом психоаналитики реконструирует из прошлого взрослых невротиков случаи неблагоприятного протекания анальной стадии развития [24, с. 26].
В психоанализе часто используется термин анальность. Данный термин широкого применения, относящийся к характеристикам анальной стадии развития, то есть периода от одного до трех лет.
Поскольку в процессе физического созревания формируется способность контролировать сфинктер, внимание ребенка смещается с оральной зоны к анальной, которая предоставляет новые способы удовлетворения либидинозного влечения (в данном случае это называется анальным эротизмом) и возникающего агрессивного влечения, которое обозначается как анальный садизм.
Для анольно-садистской стадии характерно проявление обоих влечений не только в связи с анальными функциями опорожнения и сдерживания, но направленных также на фекальный продукт. Таким образом, полярность и противоположность эротизма/садизма, опорожнения/сдерживания, анальной функции/анального продукта создают парадигмы, которые выражаются в конфликтах, связанные с амбивалентностью, активностью/пассивностью, мужественностью/женственностью, самоконтролем, сепарацией и индивидуацией. Перипетии этих конфликтов влияют на интрапсихическое созревание и развитие объектных отношений.
Психическая организация на данной стадии психосексуального развития является источником адоптивных либо дезадаптивных, часто внешне противоречивых черт характера (термин анальная фаза относится скорее к типу психической организации, нежели к определенному периоду времени). В качестве компромиссных образований эти черты одновременно являются выражением анального эротизма и садизма и защиты от них, иногда в сублимированном виде. Педантичность, упрямство, бережливость, скупость — типичные черты анального характера, для которого анальное развитие сохранило свое огромное значение.
Кроме того, связанные с этим периодом конфликты проявляются в усилении амбивалентности, неопрятности, вызывающем поведении, раздражительности и садомазохистских тенденциях. Разнообразные проявления невроза навязчивых состояний предполагают анальную фиксацию [9, с. 57].
Таким образом, анальные неврозы у детей часто являются следствием погрешностей воспитания в конкретный период, т.е. на анальной стадии развития. Попытка подавления личности ребенка приводит к нервному напряжению, с которым ребенок часто не может справиться. Наиболее распространенные детские неврозы - это заикание и ночное недержание мочи. Помимо классических форм очень часто встречаются депрессии, невроз страха (например, темноты, одиночества, закрытых помещений, животных, которые напугали ребенка, страх в метро и страх высоты). У детей младшего школьного возраста может быть страх школы (школьные неврозы), который сопровождается отказом от посещений школы, уходами из школы и из дома. Детские неврозы анального характера требуют очень чуткого отношения к больному ребенку. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится несерьезно, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения [9, с. 58].
Лечение неврозов на стадии развития лучше начинать, если это возможно, с удаления фактора, послужившего причиной болезни. Если же это невозможно, на помощь приходит психоанализ. В случае "застарелого" невроза, когда изначальное психотравмирующее воздействие может быть даже не актуально, помогает опять же психоанализ, гипноз, медикаментозное лечение (транквилизаторы, антидепрессанты и др.), различные методы физиотерапии. При тяжелых неврозах, особенно при невротической депрессии, рекомендуется лечение в стационаре. В период выздоровления, помимо поддерживающей терапии, показаны вовлечение больного в жизнь коллектива, укрепление его трудовых установок и переключение внимания с исчезающих навязчивостей на реальные жизненные интересы. При упорных, но сравнительно изолированных навязчивостях (страх высоты, темноты, открытого пространства и др.) рекомендуется подавление страха путем самовнушения [9, с. 62].
Заключение
Итак, в заключение нашей работы отметим, что мы выполнили поставленную перед нами цель: изучили детскую сексуальность и психоанализ детских неврозов анального характера.
Также, решили все выдвинутые задачи:
Раскрыли термин «детская сексуальность».
Остановились на проблеме развития неврозов.
Показали значение детской сексуальности в возникновении неврозов.
Остановились на развитие психоанализа.
Раскрыли неврозы анального характера и методы лечения неврозов в психоанализе.
Таким образом, по нашей работе можно сделать следующие выводы:
- до появления психоаналитических работ Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, либо, признавая ее существование, исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене, расценивая его как греховный и опасный. Эти противоречивые взгляды сохраняются до сих пор, однако по крайней мере некоторые родители рассматривают развивающуюся сексуальность своих детей как нечто само собой разумеющееся и не вызывающее отрицательного отношения;
- по мнению психоаналитиков, сексуальность детей – это стремление к удовольствию от своего тела в целом. От степени его удовлетворения зависит нормальное развитие личности ребенка. Поэтому, если эти проявления сексуальности ребенка родители активно не одобряют или наказывают, то в будущем секс для него будет всегда связан с негативными эмоциями. И именно отсюда берут истоки психологические причины фригидности, садизма, мазохизма, гомосексуальности и т.д.;
- из отрицательного отношения к проявлению детской сексуальности в последствии могут возникнуть различные невротические состояния – неврозы;
- проблемы становления личности, половой самоидентичности, формирования характера Фрейд связывает с судьбами детской сексуальности, эдиповым комплексом и его преодолением в процессе взросления и включения индивида в общественную жизнь;
- представление о роли детской сексуальности возникает у Фрейда в результате анализа и лечения неврозов. Невроз - продукт подавления и искажения влечений. Фрейд приходит к выводу, что невроз обусловлен подавлением сексуального желания;
- сторонники психоанализа считают, что некоторые невротические состояния взрослых людей могут корениться в анальной стадии их развития. На это указывает анализ раннего детства этих людей. Однако на основании детских отклонений нельзя заранее делать однозначные прогнозы о взрослой жизни. Тем не менее, как бы задним числом психоаналитики реконструирует из прошлого взрослых невротиков случаи неблагоприятного протекания анальной стадии развития.
Таким образом, анальные неврозы у детей часто являются следствием погрешностей воспитания в конкретный период, т.е. на анальной стадии развития. Попытка подавления личности ребенка приводит к нервному напряжению, с которым ребенок часто не может справиться.
Итак, по мнению сторонников психоанализа, все наши неврозы - это подавление сексуальности в детстве, в том числе и на анальной стадии развития.


Список литературы
Блюм Д. Психоаналитические теории личности. Екатеринбург, 2000. – 340 с.
Волошинов В. Н. Фрейдизм. Критический очерк. М., 2002. - 127 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2000.– 527с.
Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. - М.: Новое литературное обозрение, "ВЦИОМ-А". 2004. - 816 с.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 2002. - 214 с.
Кехеле X. Тома X. Современный психоанализ. М., 2001. – 192 с.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М., 2004. – 230 с.
Куттер П. Современный психоанализ. СПб, 2001. – 218 с.
Ландшафт детской души/ под ред. Лукова В.А., СПб, 2002. – 156 с.
Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 2006. 525 с.
Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М., Политиздат, 1977. – 210 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб., 2005. – 280 с.
Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребёнка. М., 1999. – 324 с.
Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. М., Госполитиздат, 2001. – 189 с.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 2001. – 256 с.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология – М., 2002 - 374 с.
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 2000. – 256 с.
Психоанализ в развитии: сб. переводов, Екатеринбург, 2001.–410с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - 160 с.
Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., Политиздат, 2002. – 178 с.
Салливан Г. Интерперсональная психология в психиатрии. СПб, 2000. – 176 с.
Сандлер Д. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 2003. – 178 с.
Смулевич А.Б. Пограничные психические нарушения. – М., 2003. 190 с.
Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 2001. – 326 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. СПб., Алетейя СПб., 1999. – 340 с.
Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. (Психологическая и психоаналитическая б-ка под ред. И.Д. Ермакова. Вып. VIII). М., 2001. - 146 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 2004. – 196 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 210 с.
Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 2001. – 267 с.
Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 2003. – 189 с.












2

Список литературы
1.Блюм Д. Психоаналитические теории личности. Екатеринбург, 2000. – 340 с.
2.Волошинов В. Н. Фрейдизм. Критический очерк. М., 2002. - 127 с.
3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2000.– 527с.
4.Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. - М.: Новое литературное обозрение, "ВЦИОМ-А". 2004. - 816 с.
5.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 2002. - 214 с.
6.Кехеле X. Тома X. Современный психоанализ. М., 2001. – 192 с.
7.Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М., 2004. – 230 с.
8.Куттер П. Современный психоанализ. СПб, 2001. – 218 с.
9.Ландшафт детской души/ под ред. Лукова В.А., СПб, 2002. – 156 с.
10. Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 2006. 525 с.
11.Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М., Политиздат, 1977. – 210 с.
12.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб., 2005. – 280 с.
13.Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребёнка. М., 1999. – 324 с.
14. Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. М., Госполитиздат, 2001. – 189 с.
15. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2001. – 256 с.
16. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология – М., 2002 - 374 с.
17. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 2000. – 256 с.
18. Психоанализ в развитии: сб. переводов, Екатеринбург, 2001.–410с.
19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - 160 с.
20. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., Политиздат, 2002. – 178 с.
21.Салливан Г. Интерперсональная психология в психиатрии. СПб, 2000. – 176 с.
22. Сандлер Д. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 2003. – 178 с.
23. Смулевич А.Б. Пограничные психические нарушения. – М., 2003. 190 с.
24. Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 2001. – 326 с.
25.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. СПб., Алетейя СПб., 1999. – 340 с.
26. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. (Психологическая и психоаналитическая б-ка под ред. И.Д. Ермакова. Вып. VIII). М., 2001. - 146 с.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 2004. – 196 с.
28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 210 с.
29. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 2001. – 267 с.
30. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 2003. – 189 с.

Вопрос-ответ:

Какую тему освещает статья на курсовую работу?

Статья на курсовую работу освещает тему "Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов анального характера".

Что такое детская сексуальность?

Детская сексуальность - это совокупность физических и психических проявлений, связанных с сексуальными ощущениями и функциями, которые проявляются у детей с раннего детства.

Как детская сексуальность влияет на возникновение неврозов?

Детская сексуальность играет значительную роль в возникновении неврозов. Несформированность детской сексуальности, ранние травмы или конфликты могут привести к неправильному развитию этих процессов и возникновению неврозов.

Какие неврозы анального характера рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются неврозы анального характера, связанные с особенностями развития и функционирования анальной зоны у ребенка, такие как невроз обстоятельственности, невроз сомнений, невроз скопления.

Как развивался психоанализ детских неврозов?

Психоанализ детских неврозов развивался в рамках общего развития психоанализа. В процессе исследований и клинической практики психоаналитики разработали специфические методы и подходы к работе с детьми с невротическими расстройствами.

Что такое детская сексуальность?

Детская сексуальность - это особенности и проявления сексуального поведения и интересов у детей, которые связаны с развитием их половой сферы.

Какое значение имеет детская сексуальность в возникновении неврозов?

Детская сексуальность считается одним из факторов, которые могут способствовать возникновению некоторых детских неврозов. Возможные конфликты и проблемы, связанные с детской сексуальностью, могут создавать стресс и приводить к развитию невротических симптомов.

Что такое психоанализ детских неврозов анального характера?

Психоанализ детских неврозов анального характера - это метод психотерапии, который направлен на изучение и лечение невротических состояний у детей, связанных с анальной фазой развития. В ходе психоанализа исследуются симптомы и проблемы, связанные с областью выделения и контроля фекалий.