Проффесиональное самоопределение старшеклассников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 26 26 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 26.03.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Содержание



1.Содержание

2. Введение

3. Глава I. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения личности в психологической науке
1.1. Понятие профессионального самоопределения личности
1.2. Типы и уровни профессионального самоопределения
1.3. Роль мотивации и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности

4. Глава II. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников
2.1. Организация исследования
2.2. Диагностический инструментарий
2.3. Результаты и их обсуждение

5. Заключение

6. Рекомендации

7. Библиография

Фрагмент для ознакомления

Преобладающей для них выявлена мотивация избегания неудач, которая проявляется в потребности избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой.
Преобладающей направленностью для этих респондентов также является направленность на себя. Данный факт можно объяснить возрастными особенностями испытуемых, которые проявляются в повышенном эгоцентризме и зависимости от мнения окружающих, в особенности сверстников.
Более наглядно полученные результаты можно представить в виде диаграммы (рисунок 2):

Рисунок 2. Сравнительный анализ личностных особенностей школьников, выбравших профессию и школьников, не сумевшим определиться с выбором будущей профессии
Примечание:
Опросник Кеттелла: Тр. – тревожность, Эк. - экстраверсия, Эм. – эмоциональная (не)стабильность, Под. – подчиненность.
Опросник А.А. Реана: М.н. – мотивация на неудачу, М.у. – мотивация на успех.
Опросник Б. Басса: Н.с. – направленность на себя, Н.о. – направленность на общение, Н.д. – направленность на дело.
В результате соотнесения первого и второго этапов мы получили следующие данные: у 29% от общего количества испытуемых результаты тестов совпали с выбранной в начале эксперимента профессией (причём 22% основывались при выборе профессии на внешкольных занятиях, а 7% — на учебных предметах); 7% испытуемым по результатам тестов можно порекомендовать отказаться от обозначенной в начале эксперимента деятельности (все они входят в число тех, кого после школы будут «пристраивать» родители); 62% показали нейтральный результат (выбранная деятельность не проявилась ни в положительных, ни в отрицательных предпочтениях).
Самым правильным из выявленных факторов, если можно так сказать, является фактор ориентации на внешкольную деятельность, ориентация на учебный предмет фактор ненадежный, вредным можно назвать фактор «преемственности» (когда родители собираются «пристраивать» своих детей).
Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась лишь отчасти, так как, во-первых, фактор ориентации на учебный предмет следовал сразу после фактора ориентации на внешкольные занятия и при большей выборке (например, 1000 испытуемых) возможно, эти два фактора поменялись бы местами, особенно если в области где это исследование будет проводиться не созданы условия для большого выбора внешкольных занятий (здесь имеется в виду спортивные секции, кружки, клубы и т.д.). Во-вторых, выявлено, что опираться на учебный предмет при выборе будущей профессии не стоит, у испытуемых которые использовали этот фактор как основной очень мало совпадений с результатами тестов.


5. Заключение

В заключение нам бы хотелось обратить ваше внимание на следующее наблюдение. Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы. В этом смысле вклад в развитии профориентации могут сделать использованные в нашей работе активизирующие профессиональное самоопределение методы, более того, эти методы могут позволить развиваться и самому психологу- практику.
Проблема профессионального самоопределения и связанная с ней профессионального самосознания актуальны для молодежи современного периода нашего общества - в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждено меняет свои профессии и специальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной несколько десятков лет назад профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе. Идеологический кризис современного общества создает достаточно серьезные ограничения и преграды на пути развития этико-мировоззреченских и ценностно-нравственных основ профессионального сознания молодежи. Прежде всего, это обесценивание честного квалифицированного труда в нашем обществе, что является следствием глобальной проблемы - отсутствия на данном этапе развития общества, последние приводят к потере ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека. Но, с другой стороны, в настоящее время существуют уникальные возможности для полноценного и свободного личностного самоопределения всех членов общества. Человек является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессиональной адаптации.
Таким образом, развитие человека как субъекта труда возможно при:
сформированности социально обусловленной активной жизненной позиции, совпадающей как с интересами общества, так и с его собственными;
овладении общими и конкретными знаниями, полнотой их осознания;
сформированности профессионального самосознания.

6. Рекомендации

Что же касается профориентации старшеклассников, подготовки их к взвешенному выбору своей профессии, то важную роль здесь может сыграть хорошо организованная система профориентации с использованием консультаций специалистов.
Свою работу медиацентр “Абитуриент” начал (в 1998 году) с социологических опросов: какая помощь нужна подростку, выбирающему профессию? Оказалось, что около 70% старшеклассников не осознают свои возможности и не способны соизмерять их с требованиями своей будущей профессии. Поэтому специалисты данного центра целенаправленно занимаются сбором информации по профориентации, изучая интересы, способности и потребности молодежи.
Огромную помощь в этом оказывают:
Тематическая папка - “Кем быть?!”, в которую они собирают информацию о наиболее популярных профессиях, традиционных (юрист, врач, учитель и так далее), и сравнительно новых (флорист, эколог, визажист).
Компьютерные программы, содержащие психодиагностические тесты и профессиограммы. Они позволяют определить пригодность к той или иной профессии. Такая информация представлена, к примеру, на CD-ROM “Карьера: Основы профессионального самоопределения учащихся”.
Постоянно действующая выставка “Мир профессий”, которая имеет рубрики:
Рейтинг профессий;
Официальные документы;
Выбираем профессию;
Новому времени - новые профессии.
На выставке представлены профессиограммы, которые содержат:
общую характеристику профессий;
требования к индивидуальным особенностям специалиста;
медицинские противопоказания;
требования к профессиональной подготовке;
пути получения профессии.
Готовя материалы к выставке, сотрудники центра делают их визуально необычными, интересными. Именно поэтому для оформления выставки используются рисунки, кроссворды, тесты. Подобная форма подачи материала пользуется большим спросам у молодежи.
В течение учебного года в центре систематически проводится анкетирование школьников в целях выяснения их профессиональных намерений. Результатом опроса стали библиографические списки литературы серии “Мир профессий:
“Экономическое чудо” (о профессии - менеджер, маркетолог, бухгалтер);
“Запрограммированные люди” (о профессии программиста);
“Адвокат? Нотариус? Следователь?” (о профессии юриста) и так далее.
Выбирая профессию, следует знать ее содержание, плюсы и минусы будущей работы. Для предоставления старшеклассникам объективной информации, был задуман цикл встреч с профессионалами. И теперь ежемесячно отдел проводит Дни информации “Путешествие в мир профессий”. Программа Дней информации включает:
цикл встреч старшеклассников с представителями наиболее популярных профессий;
просмотр видеофильмов о профессиях;
получение информации об учебных заведениях города и Свердловской области;
тестирование;
профконсультирование;
выставка-просмотр информационных материалов о наиболее популярных профессиях.
Учащиеся имеют возможность получить профессиограмму любой профессии и сопоставить свои возможности с требованиями. Так прошли встречи с психологом, врачом, программистом, банковским служащим, парикмахером и так далее.
Новым направлением в работе стала разработка и апробация факультативного курса для учащихся 9-х классов “Я и моя профессия”. Основная задача - формирования жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Курс включает:
знакомство с миром профессий;
обучение навыкам самоанализа склонностей и способностей, выявление профессиональных предпочтений;
формирование сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося;
информирование о реальном положении дел на рынке труда и занятости нашего города;
знакомство с системой профобразования нашего города.
Этот курс условно можно разделить на две части. В первой части - “Я” - дается возможность каждому школьнику узнать свои интересы, склонности. Вторая часть - “Моя профессия” - знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями и экономическими реалиями. Каждая часть представлена двумя аспектами теоретическим и практическим. Теоретический материал представлен в небольшом, но достаточном объеме для формирования у школьника необходимого для восприятия и усвоения понятийного аппарата; практический - психологические тесты, деловые игры. Содержание курса включает такие разделы, как:
проблема выбора в жизни человека;
здоровье и выбор профессии;
изучение интересов и склонностей;
познание личности;
познание задатков и способностей;
экскурсия в мир профессии;
рынок труда;
учебные заведения.
Суть занятий с конкретным классом одной из школ города заключена в организации совместной деятельности библиотекаря и школьника с позиции сотрудничества и кооперации, поэтому занятия проводятся по типу творческих лабораторий с активным использованием таких методов обучения, как
беседы
анкетирование
экскурсии
мини-лекции
дни информации
деловые игры
тестирование
конкурсы.
Занятия проходят не реже одного раза в неделю. Их итогом является деловая игра “Что? Где? Когда?”.
Параллельно ведется работа с родителями и педагогами: проводятся родительские собрания на тему “Родители и профориентация”, составляются рекомендательные списки для педагогов “Профессиональное самоопределения учащихся” (в помощь работе педагогам).
Итак, профессия выбрана.
7. Библиография


Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. - М., 1991. С. 3—26.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 78 с.
Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией Фельдштейна Д.И.) — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 410 с.
Вавилов Ю. П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. канд. дис.— Ярославль, 2006.— 20 с.
Виноградова М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии.— М.: Сфера, 2001,— 55 с.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 2000. – 210 с.
Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. М.: РАГС, 2000. – 410 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М.: Педагогика, 1990. – 312 с.
Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Вопросы психологии, 2000, № 4, С. 29-37.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов: Феникс, 2006. – 301 с.
Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Владос, 1984.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. - 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов.— Вильнюс, 2000.— 25 с.
Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности.— Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 51.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной пригодности. – М.: Медицина, 2004. – 178 с.
Кулагин БД. Основы профессиональной психодиагностики. – СПб.: Питер, 2004. – 319 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Смысл, 1999.
Подготовка школьников к выбору профессии / Под ред. А. А. Бардиковой.— М., 1996.— 179 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М.: Идея, 1991. – 233 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 349 с.
Рожанец Р. В. Психогигиенические аспекты профессиональной ориентации.— В сб.: Методологические и теоретические вопросы трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников. - М., 2000, с. 60—69.
Смирнов А. Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис.— Л., 2005.— 23 с.
Сухарев А. В. Связь личностных особенностей подростков и выбора ими пути профессионального становления.— В сб.: Актуальные вопросы подготовки инженеров-педагогов. Свердловск, 1995.— 267 с.
Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 451 с.
Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников.— Вопросы психологии, 1971, № 1, с. 14—19.
Чугунова В.А. Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1997. – 290 с.
Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.— М., 2001.— 96 с.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 167 с.












2

7. Библиография


1.Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. - М., 1991. С. 3—26.
2.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 78 с.
3.Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией Фельдштейна Д.И.)¬ — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 410 с.
4.Вавилов Ю. П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. канд. дис.— Ярославль, 2006.— 20 с.
5.Виноградова М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии.— М.: Сфера, 2001,— 55 с.
6.Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 2000. – 210 с.
7.Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. М.: РАГС, 2000. – 410 с.
8.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
9.Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М.: Педагогика, 1990. – 312 с.
10.Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Вопросы психологии, 2000, № 4, С. 29-37.
11.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов: Феникс, 2006. – 301 с.
12.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Владос, 1984.
13.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. - 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
14.Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов.— Вильнюс, 2000.— 25 с.
15.Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности.— Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 51.
16.Кулагин Б.В. Основы профессиональной пригодности. – М.: Медицина, 2004. – 178 с.
17.Кулагин БД. Основы профессиональной психодиагностики. – СПб.: Питер, 2004. – 319 с.
18.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Смысл, 1999.
19.Подготовка школьников к выбору профессии / Под ред. А. А. Бардиковой.— М., 1996.— 179 с.
20.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
21.Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М.: Идея, 1991. – 233 с.
22.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 349 с.
23.Рожанец Р. В. Психогигиенические аспекты профессиональной ориентации.— В сб.: Методологические и теоретические вопросы трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников. - М., 2000, с. 60—69.
24.Смирнов А. Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис.— Л., 2005.— 23 с.
25.Сухарев А. В. Связь личностных особенностей подростков и выбора ими пути профессионального становления.— В сб.: Актуальные вопросы подготовки инженеров-педагогов. Свердловск, 1995.— 267 с.
26.Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 451 с.
27.Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников.— Вопросы психологии, 1971, № 1, с. 14—19.
28.Чугунова В.А. Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1997. – 290 с.
29.Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.— М., 2001.— 96 с.
30.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 167 с.

Вопрос-ответ:

Что такое профессиональное самоопределение личности?

Профессиональное самоопределение личности - это процесс, в результате которого человек определяет свои профессиональные предпочтения, интересы, мотивы и ценности, а также выбирает профессию, которая соответствует его личностным особенностям и целям.

Какие типы и уровни профессионального самоопределения существуют?

Существуют различные типы и уровни профессионального самоопределения. Различают типы самоопределения в профессиональной сфере (например, выбор конкретной профессии или сферы деятельности) и типы самоопределения в широком смысле (например, определение своих жизненных целей и приоритетов). По уровню проявления выделяют индивидуальное самоопределение (осознание личным предпочтений) и коллективное самоопределение (соответствие выбора профессии общественным требованиям и ожиданиям).

Какая роль мотивации и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности?

Мотивация и ценностные ориентации играют важную роль в профессиональном самоопределении личности. Мотивация определяет направленность деятельности и степень заинтересованности в выбранной профессии. Ценностные ориентации определяют приоритеты и цели, которые человек ставит перед собой при выборе профессии.

Как организовано экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников?

Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников организовано следующим образом: проводится анкетирование и опрос старшеклассников, сбор и анализ данных, выявление основных тенденций и закономерностей в профессиональных предпочтениях и выборе старшеклассников.

Какие результаты были получены в результате экспериментального исследования профессионального самоопределения старшеклассников?

В результате экспериментального исследования были выявлены основные профессиональные предпочтения старшеклассников, определены факторы, влияющие на выбор профессии, и выявлены типы и уровни профессионального самоопределения учеников.

Что такое профессиональное самоопределение личности?

Профессиональное самоопределение личности - это процесс, в ходе которого человек осознает себя в профессиональной сфере, определяет свои интересы, предпочтения и цели, а также выбирает род деятельности, который соответствует его личностным особенностям и потребностям.

Какие типы и уровни профессионального самоопределения существуют?

Существует несколько типов профессионального самоопределения. Одним из них является субъективное самоопределение, когда человек самостоятельно определяет свои профессиональные предпочтения и направления. Другим типом является социальное самоопределение, когда влияние на выбор профессии оказывают социальные факторы, такие как семья или общество. Уровни профессионального самоопределения могут быть индивидуальными, групповыми или коллективными, в зависимости от того, насколько широко человек рассматривает свои профессиональные предпочтения и какие факторы учитывает при определении своего выбора.

Какая роль мотивации и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности?

Мотивация и ценностные ориентации играют важную роль в процессе профессионального самоопределения личности. Личные мотивы могут определять интересы и предпочтения, влиять на выбор профессии и мотивировать человека к достижению профессиональных целей. Ценностные ориентации также могут влиять на выбор профессии, так как определенные ценности могут быть связаны с определенными видами деятельности. Например, если человек ценит творчество и самовыражение, он может предпочесть профессию, связанную с искусством или дизайном.