Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 14.08.2007
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУЩНОСТЬ
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы:
Фрагмент для ознакомления

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип - последовательное связывание с помощью права государственной власти.
Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение - не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций. И тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.
В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, "замешанных" в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений. Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только "плохие поступки" государства, но и "хорошие".
Однако это, вероятно, те недостатки идеи, которые являются продолжением ее достоинств. Это - неизбежное зло, чем общество вынуждено расплачиваться за подобное жизнеустройство. Сравнивая его со злом, которое причиняет обществу и личности государство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому. В данном вопросе последуем древней мудрости, которая рекомендует из двух зол выбирать меньшее.
Идея правового государства в некотором роде носит универсальный характер в том смысле, что она практически присуща политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.
Итак, принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
федерализм;
верховенство закона;
взаимная ответственность государства и личности;
высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового государства можно прийти к выводу, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально существует, “это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом”. Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью. Таким образом ясно, что концепция правового государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны носит весьма заметный отпечаток реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

Список используемой литературы:

Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.
Комментарий к Конституции РФ. Москва: изд-во БЕК, 1996г.
Конституция Российской Федерации.
Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.
Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю., Юридическая энциклопедия, Москва, 1997г.
Тихомиров Ю. В., Основы философии права. Москва, 1997г.
Хропанюк В. Н., Теория государства и права М.,2004
Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993, С. 82
Там же С. 84
Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994, С. 97
Комментарий к Конституции РФ. М., 1996., С. 15.
Тихомиров Ю.И. Основы философии права М.,1997., С. 322.












16

1.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.
2.Комментарий к Конституции РФ. Москва: изд-во БЕК, 1996г.
3.Конституция Российской Федерации.
4.Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.
5.Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю., Юридическая энциклопедия, Москва, 1997г.
6.Тихомиров Ю. В., Основы философии права. Москва, 1997г.
7.Хропанюк В. Н., Теория государства и права М.,2004

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет понятие "правовое государство"?

Понятие "правового государства" означает, что все действия государственных структур, органов власти и граждан осуществляются в соответствии с законом. Главной особенностью правового государства является то, что ни одно лицо или организация, даже самые высокие должностные лица, не находятся выше закона и обязаны следовать ему.

Какие принципы лежат в основе правового государства?

В основе правового государства лежат такие принципы, как принцип справедливости и равноправия, принцип неделимости прав и обязанностей, принцип законности и правового равенства, принцип применения государственного принуждения только по закону. Эти принципы обеспечивают гарантии защиты прав граждан и устанавливают рамки деятельности государственных органов.

Какие меры контроля со стороны общественности могут быть использованы для проверки выполнения обязательств государственных структур?

Для проверки выполнения обязательств государственных структур могут быть использованы такие меры контроля, как проведение референдумов, отчеты депутатов перед избирателями, публичные слушания и обсуждения. Эти меры позволяют общественности выразить свое мнение и требовать соблюдения закона со стороны государственных органов.

Что означает ответственность личности перед государством?

Ответственность личности перед государством означает, что каждый гражданин обязан соблюдать законы и нормы правового государства, уважать права и свободы других людей. Нарушение закона может привести к привлечению к ответственности со стороны государства, включая уголовную, административную или гражданскую ответственность.

В каких случаях может быть применено государственное принуждение?

Государственное принуждение может быть применено только по закону и в таких случаях, когда необходимо обеспечить соблюдение законов и правопорядка, защитить права и свободы граждан. Применение государственного принуждения ограничено определенными правилами и процедурами, чтобы избежать произвола и нарушения прав граждан.

Что такое правовое государство?

Правовое государство - это форма государственного устройства, в которой законы являются основой жизни общества и принципами правового регулирования.

Какие принципы лежат в основе правового государства?

Принципы правового государства включают господство права, разделение властей, законность и ответственность перед государством.

Какое значение имеет законность в правовом государстве?

Законность является неотъемлемой составляющей правового государства, она обеспечивает соблюдение законов как гражданами, так и государственными структурами.

Какими формами контроля общественности могут быть обеспечены выполнение обязательств государственных структур?

Такими формами контроля могут быть референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и другие механизмы, позволяющие обществу наблюдать и контролировать деятельность государственных органов.

Какова роль правовых начал в ответственности личности перед государством?

Правовые начала служат основой для определения ответственности личности перед государством. Они определяют права и обязанности граждан, а также применение государственного принуждения в случае нарушения законов.

Что означает понятие "правовое государство"?

Правовое государство - это форма государства, в которой закон является основой и регулятором общественных отношений, а государственные органы и их деятельность подчинены праву.