Предметы введения и полномочия органов местного самоуправления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 39 39 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 25.01.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Полномочия местного самоуправления
2. Полномочия в области культуры
2.1. Публичная библиотека как элемент социальной инфраструктуры
2.2. Взаимосвязи публичной библиотеки с социальными институтами муниципального образования
3.Организация и управление библиотек в условиях местного самоуправления
3.1. Нормативный подход к организации библиотечного обслуживания
3.2. Принципы размещения и структура сети публичных библиотек
3.3. Финансирование публичной библиотеки
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

В бюджет любого уровня, из которого финансируются библиотеки, входят и средства, получаемые из подоходного налога, поэтому библиотечное обслуживание в определенной мере оплачивается самими налогоплательщиками.
В условиях изменения функций государственного управления библиотечным делом названные нормативы в целом призваны служить сохранению, развитию или трансформации сети публичных библиотек муниципальных образований в зависимости от сложившейся ситуации (избыток, недостаточность библиотек, др.), а также обеспечить социальную справедливость при организации библиотечного обслуживания, минимальные гарантии доступа к информации и культуре для всех групп населения. Тем не менее в каждой конкретной территории предлагаемые нормативы должны корректироваться и приниматься самостоятельные решения. Этого требуют прежде всего сложные и разнообразные характеристики российских регионов и территорий (наличие множества мелких, разрозненных и труднодоступных поселений, неразвитость коммуникаций, отсутствие средств связи).
Необходимость корректировки вызывается и тем, что названные социальные нормы и нормативы не содержат параметров для установления уровня библиотечного обслуживания населения в соответствии с современными требованиями. Они не содержат стандартных представлений даже о минимальном уровне организации библиотечного обслуживания, в том числе параметров обеспеченности ресурсами (здания и помещения библиотек с соответствующими функционально-технологическими и архитектурно-планировочными характеристиками; технические средства; оборудование для организации процесса производства и предоставления услуг на основе современной технологии; наличие подготовленных специалистов).
Важным условием работоспособности нормативного подхода как инструмента регулирования сети публичных библиотек становится увязка принимаемых решений с достигнутым уровнем благосостояния и ресурсными возможностями муниципальных образований. В основу разработки местных нормативов должен быть положен дифференцированный подход, который учитывает ряд факторов, в том числе:
• форму расселения в пределах конкретных территорий;
• численность и социально-демографические характеристики населения;
• традиции и перспективы культурного потребления;
• объем и структуру потребления и предоставления услуг, требования к
предоставлению услуг.
Помимо этого подлежат учету уровень развития коммуникаций, транспорта, возможности базовой библиотеки (на случай организации внестационарного обслуживания или открытия филиалов). Поэтому в процессе сокращения небольших маломощных библиотек и перехода их функций к более мощным библиотекам приобретают особое значение характеристики библиотек, способных качественно обслуживать большее количество населения и большую территорию. Такие библиотеки должны обладать как соответствующими ресурсами, так и возможностями их распространения.
При организации местного библиотечного обслуживания целесообразно проводить различие между основными (минимальными или гарантированными) и дополнительными (в том числе, специализированными) услугами. Доступность основных услуг должна диктоваться условиями их предоставления и возможностями получения в непосредственной близости к месту жительства населения. Доступность же дополнительных услуг будет предопределяться территориальным типом расселения, профилем и динамикой социокультурного развития муниципального образования. Доступность услуг может быть реализована с учетом возможностей транспортировки на динамической основе (библиобус, другие средства передвижения), а также посредством иных форм их доведения до потребителей (например, передача по телекоммуникационным каналам).
Таким образом, нормативы, применяемые или принимаемые на местном уровне, должны включать несколько параметров, позволяющих оценивать:
• обеспеченность жителей (число и доступное размещение библиотек);
• обеспеченность библиотеки ресурсами, включая фонд документов, персонал, площади помещений, оборудование, транспортные, технические средства, коммуникации.
3.2. Принципы размещения и структура сети публичных библиотек
Принципы организации библиотечной сети как составной части социокультурной сферы должны соотноситься с общими принципами, принятыми в этой сфере. Но важны и особые характеристики общедоступного библиотечного обслуживания, такие как:
• максимальное приближение обслуживания к населению (самого учреждения, документов и информации);
• преемственность в процессе обслуживания, основанная на взаимоиспользовании возможностей библиотек различного уровня;
• целесообразная концентрация библиотечных фондов и средств информации, рациональная централизация основных элементов библиотечно-производственной работы (комплектование, распределение литературы, информационно- библиографический цикл и т.д.). Публичные библиотеки выступают в роли социального гаранта доступа
для всего населения, становятся обязательным элементом жизнедеятельности местного сообщества, поэтому и размещаются с учетом их максимальной доступности.
Принятая базисная классификация населенных мест определяет порядок отнесения библиотечных учреждений к двум укрупненным группам: а) городская библиотека и б) сельская библиотека.
В первом случае размещение библиотек подчиняется закономерностям градостроительной организации городской застройки и ее зонирования, во втором – связано с системой сельского административного района, отражающей межселенные связи населенных пунктов района и их группировку (агломерацию) в первичные социальные и административно-хозяйственные объединения или комплексы. В соответствии с этим в условиях города подтип публичной библиотеки определяется следующим образом: • библиотека общетерриториального (общегородского) назначения; • библиотека городского административного (планировочного) района;
• библиотека жилого района, микрорайона; а в условиях села:
• районная библиотека (может определяться и как городская, общерайонного назначения);
• библиотека межселенного центра;
• библиотека поселка в составе агломерации;
• сельская библиотека.
Классификация библиотек по сетевому положению, территориальным ограничениям функций обслуживания подразделяет публичные библиотеки в пределах групп городских и сельских библиотек наследующие категории:
• библиотека местного назначения (местного обслуживания), расположенная в непосредственной близости от места жительства (15-минутная пешеходная доступность для населения в городах, равная 1,5 км; 30-минутная пешеходная доступность на селе, равная 3 км);
• библиотека общетерриториального назначения (как правило, центральная библиотека территории), удаленная от места жительства (свыше 30-60 – минутной пешеходной и транспортной доступности). Общим для названных категорий библиотек является то, что каждая из них в определенном смысле является центром для обслуживания жителей того или иного типа и масштаба территории. В то же время в этой структурной иерархии имеются различия (часто существенные), которые обусловлены местом и функциональным назначением библиотеки каждого уровня в системе обслуживания, характером требований к их деятельности, конкретным набором показателей работы, объемом финансирования и обеспечения ресурсами. Местоположение, соответствие типу расселения (город, район, село, микрорайон), а также определенная ориентация каждой публичной библиотеки на социокультурную, демографическую, этнонациональную, профессиональную или возрастную среду делает их непохожими друг на друга, даже в пределах территории одного муниципального образования.
Так, ЦБ территории обслуживает не только население, проживающее в пределах 15-20-минутной пешеходной доступности (как библиотека местного назначения), но и одновременно должна быть готова удовлетворять потребности в информации всех жителей территории, выполняя свое общетерриториальное назначение. Помимо этого, ЦБ, как правило, наделяется координационными, организационно-методическими и административными функциями по отношению к библиотекам сети местного назначения. С учетом своего места и значения в системе обслуживания такая библиотека имеет особый статус и необходимые ресурсы для выполнения функций.
Доступность публичной библиотеки реализуется, таким образом, с учетом условий проживания и жизнедеятельности местного сообщества, что предопределяет и порядок ее пространственного размещения. Помимо этого понятие доступности включает такие аспекты организации как режим работы библиотеки, набор основных услуг, условия их предоставления, оформление библиотечного пространства и др.
3.3. Финансирование публичной библиотеки
Финансирование публичной библиотеки муниципального образования полностью или частично осуществляет учредитель (собственник), т.е. орган местного самоуправления (О библиотечном деле. Ст. 10). В ряде случаев финансирование публичной библиотеки (ЦБС), обслуживающей жителей не только своего муниципального образования, может и должно осуществляться по договору с долевым участием ряда собственников.
Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:
• оплату труда работников (состоящих в штате и привлекаемых по договорам);
• содержание библиотеки (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и пр.);
• комплектование библиотечных фондов, обеспечение условий и режима их хранения и использования;
• оснащение библиотеки современными техническими средствами и оборудованием;
• организационно-методическую деятельность (если речь идет о библиотеке с такой функцией);
• проведение капитального ремонта;
• реставрацию памятников истории, культуры, архитектуры, переданных в пользование библиотеке;
• другие затраты, связанные с основной деятельностью и реализацией
приоритетных направлений развития библиотеки.
Помимо регулярных ассигнований библиотека вправе получать единовременные бюджетные ассигнования на проведение конкретных работ, например, по заказу органов местного самоуправления (Об общих принципах организации... Ст. 33), на участие в целевых программах различного уровня (О библиотечном деле. Ст. 25) и др. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры. Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование публичной библиотеки (прежде всего на комплектование фонда), могут выделяться отдельной строкой в местном бюджете.
Как некоммерческое учреждение библиотека не имеет целью извлечение прибыли из своей деятельности, но в соответствии с действующим законодательством и на основании учредительных документов она вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если такая деятельность служит достижению целей, ради которых библиотека существует. Доход, полученный по результатам предпринимательской деятельности используется библиотекой самостоятельно. Доход от любых платных форм деятельности (платные услуги не рассматриваются как предпринимательская деятельность), полностью идет на развитие и совершенствование библиотеки.
Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм осуществляются на местном уровне на такие цели, как содержание милиции, благоустройство территорий, развитие системы образования, культуру и др. Среди таких целей может быть и совершенствование библиотечного обслуживания (например, компьютеризация библиотек). Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан, или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать и разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения (Об общих принципах организации... Ст. 39, п. 2).
В новых социально-экономических условиях вопросы финансирования публичных библиотек и поиск новых источников пополнения их доходов превращается в отдельную профессиональную управленческую область их деятельности. Российским публичным библиотекам приходиться учиться тому, как, у кого и когда просить финансовую поддержку, как определять тип и размер субсидии, выделяемой потенциальным вкладчиком и т.п.
В освоении данной сферы деятельности полезным оказывается опыт зарубежных публичных библиотек, которые работают в направлении поиска источников и привлечения средств уже не один десяток лет. Область фандрайзинга (поиска денежных средств для организаций культуры) развита в США более, чем в какой-либо другой стране, где традиции свободного рынка не исключали, а поощряли филантропию. С другой стороны, сами организации культуры, не надеясь на полноту бюджетных средств, вынуждены бороться за субсидии, обращаться за ними в коммерческие организации, различные фонды, к частным лицам.
Заключение
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач с целью улучшения качества жизни населения определенной территории; увеличения вклада местного сообщества в развитие всего общества. Среди необходимых областей общественного хозяйства, требующих ответственности на местном уровне: • местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; • организация, содержание и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, связь, транспорт, торговля, культура, информация и др.) Объем и характер вопросов местного значения предопределяются особенностями территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление, и закрепляются в уставе муниципального образования. Точная классификация этих вопросов в конкретных регионах формируется на основе выявления приоритетов в процессе изучения проблем местной жизни и разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления реализуют установленные им социально-властные полномочия в пределах и порядке в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ (Ст. 125). В концептуальном плане основные управленческие функции, выполняемые этими органами, заключаются прежде всего в проведении социальной политики, нормативном обеспечении ее реализации, согласовании федеральных и региональных правовых норм с местными.
В блок организационных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, входит их участие в разработке территориальных блоков федеральных и региональных социальных программ и самостоятельная разработка местных социальных программ, территориальных схем развития отдельных отраслей социальной сферы. Они вправе выступать заказчиком с использованием собственных материальных и финансовых средств на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, в том числе необходимых для удовлетворения информационных, социально-культурных потребностей и др.
Задачей местных органов становится обеспечение поиска дополнительных источников дохода местного бюджета, средств, необходимых для реализации социальных программ, постоянной и экстренной помощи различным слоям населения. Ныне действующая правовая основа местного самоуправления в целом подтверждает, что самоуправление сочетает в себе элементы государственного и общественного начал. В соответствии с Конституцией РФ (Ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Это согласуется и с Европейской Хартией о местном самоуправлении (Ст. 3), в соответствии с которой осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Подобная практика призвана стать особенно полезной и эффективной при введении и соблюдении на местах государственных социальных норм и нормативов, государственных стандартов, что входит именно в компетенцию органов государственной власти РФ в области местного самоуправления

Список используемой литературы
1. Агафонов Н.Т.Территориальная организация общества в России: проблемы и пути обновления // Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. СПб., 1994. Т.5. С. 46-57.
2. Атаманчук Г. В. Современные концепции и национальный опыт местного самоуправления // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно-правовые основы, практика: Материалы науч.-практ. конф. Москва, 29 марта 1995 г. М., 1996. С. 54-60; 77-79.
3 Библиотека и регион: науч.-информ. сб./РГБ. М., 1996. Вып. 2. С. 21-27.
4 Выживет ли культура в условиях рынка: Сб. ст. американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Нотабене, 1996.
5 Гейне Э. Дж. Крупная муниципальная библиотека как сеть библиотек // Организация обслуживания читателей в массовых библиотеках: Сб. пер. ст. М., 1970. С. 64- 85.
6 Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Информационное общество и будущее библиотеки //НТБ. 1998.№1.С. 38-40.
7.Как просить деньги на культуру: Реф. кн. К.Л. Столпер, К.Б. Хопкинс “Успешный фандрайзинг для учреждений культуры”/ СПб.: Нотабене, 1995.
8.Когут А.Е. Система местного самоуправления: основы разработки социально-экономической политики в городах России/РАН. Ин-т соц.- экон. проблем. СПб., 1995.
9.Колесов В.П. Социальное измерение экономики/Вести. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. 1994. № 1.С.12.
10.раснов М. А. Введение в муниципальное право /РАН. Ин-т гос-ва и права. М., 1993.
11.ультурно-просветительные учреждения Российской Федерации в цифрах за 1995, 1996 годы/М-во культуры РФ. ГИВЦ. М., 1997. С.61.
12.Данилова Т.Л. Современные проблемы организации сети муниципальных библиотек / / Мир библиотек сегодня: Науч.-информ. сб. М., 1997.№ 1.С 18-22.
13.Местное самоуправление в городах России: (Рекомендации по разработке и применению регламентирующих документов. Основные положения) / РАН. Ин-т соц.-экон. проблем. СПб., 1995.
14.Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. коиф. Москва, 29 марта 1995 г. М., МГУ. 1994.

Атаманчук Г. В. Современные концепции и национальный опыт местного самоуправления // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно-правовые основы, практика: Материалы науч.-практ. конф. Москва, 29 марта 1995
Как просить деньги на культуру: Реф. кн. К.Л. Столпер, К.Б. Хопкинс “Успешный фандрайзинг для учреждений культуры”/ СПб.: Нотабене, 1995. –с. 15-16
Данилова Т.Л. Современные проблемы организации сети муниципальных библиотек / / Мир библиотек сегодня: Науч.-информ. сб. М., 1997.№ 1.С 18-22.

Местное самоуправление в городах России: (Рекомендации по разработке и применению регламентирующих документов. Основные положения) / РАН. Ин-т соц.-экон. проблем. СПб., 1995












2

Список используемой литературы
1. Агафонов Н.Т.Территориальная организация общества в России: проблемы и пути обновления // Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. СПб., 1994. Т.5. С. 46-57.
2. Атаманчук Г. В. Современные концепции и национальный опыт местного самоуправления // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно-правовые основы, практика: Материалы науч.-практ. конф. Москва, 29 марта 1995 г. М., 1996. С. 54-60; 77-79.
3 Библиотека и регион: науч.-информ. сб./РГБ. М., 1996. Вып. 2. С. 21-27.
4 Выживет ли культура в условиях рынка: Сб. ст. американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Нотабене, 1996.
5 Гейне Э. Дж. Крупная муниципальная библиотека как сеть библиотек // Организация обслуживания читателей в массовых библиотеках: Сб. пер. ст. М., 1970. С. 64- 85.
6 Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Информационное общество и будущее библиотеки //НТБ. 1998.№1.С. 38-40.
7.Как просить деньги на культуру: Реф. кн. К.Л. Столпер, К.Б. Хопкинс “Успешный фандрайзинг для учреждений культуры”/ СПб.: Нотабене, 1995.
8.Когут А.Е. Система местного самоуправления: основы разработки социально-экономической политики в городах России/РАН. Ин-т соц.- экон. проблем. СПб., 1995.
9.Колесов В.П. Социальное измерение экономики/Вести. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. 1994. № 1.С.12.
10.раснов М. А. Введение в муниципальное право /РАН. Ин-т гос-ва и права. М., 1993.
11.ультурно-просветительные учреждения Российской Федерации в цифрах за 1995, 1996 годы/М-во культуры РФ. ГИВЦ. М., 1997. С.61.
12.Данилова Т.Л. Современные проблемы организации сети муниципальных библиотек / / Мир библиотек сегодня: Науч.-информ. сб. М., 1997.№ 1.С 18-22.
13.Местное самоуправление в городах России: (Рекомендации по разработке и применению регламентирующих документов. Основные положения) / РАН. Ин-т соц.-экон. проблем. СПб., 1995.
14.Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. коиф. Москва, 29 марта 1995 г. М., МГУ. 1994.

Вопрос-ответ:

Какие полномочия имеют органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления имеют полномочия, которые позволяют им управлять и принимать решения по важным вопросам развития муниципального образования. В их компетенцию входит решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории, организации образования и здравоохранения, развития культуры и спорта и другие важные аспекты жизни местного населения.

Какие полномочия есть у органов местного самоуправления в области культуры?

Органы местного самоуправления имеют полномочия в области культуры. Они могут разрабатывать и утверждать программы развития культурно-просветительных мероприятий, создавать и поддерживать культурные учреждения, организовывать выставки, концерты, фестивали и другие мероприятия. Они также могут финансировать деятельность культурных учреждений и способствовать развитию культурной среды в муниципальном образовании.

Почему публичная библиотека является элементом социальной инфраструктуры?

Публичная библиотека является элементом социальной инфраструктуры, так как она предоставляет доступ к знаниям, образованию и культурным ценностям всем слоям населения. Она способствует развитию общества, формированию гражданского сознания и саморазвитию. Библиотека является местом, где можно получить информацию, проконсультироваться, почитать книги и посетить различные мероприятия, такие как лекции, выставки и круглые столы.

Какие взаимосвязи у публичной библиотеки с социальными институтами муниципального образования?

Публичная библиотека имеет тесные взаимосвязи с различными социальными институтами муниципального образования. Например, библиотека может сотрудничать с образовательными учреждениями, предоставлять им доступ к своим ресурсам и оказывать помощь в проведении образовательных программ. Она также может взаимодействовать с медицинскими учреждениями, предоставлять информацию о здоровом образе жизни и проводить мероприятия по профилактике заболеваний. Библиотека может быть партнером в различных социальных проектах и инициативах муниципалитета.

Какие полномочия имеют органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления имеют широкий спектр полномочий, включающий управление экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, земельными и имущественными отношениями, реализацию программ развития территории и многое другое.

Какие полномочия органов местного самоуправления в области культуры?

Органы местного самоуправления имеют полномочия в области культуры, включающие организацию и развитие культурно-просветительской деятельности, поддержку и развитие художественной и научной творческой деятельности, охрану и защиту объектов культурного наследия и многое другое.

Как публичная библиотека вписывается в социальную инфраструктуру муниципального образования?

Публичная библиотека играет важную роль в социальной инфраструктуре муниципального образования. Она предоставляет доступ к знаниям, информации и культурным ценностям, способствует образованию и саморазвитию граждан, создает условия для социального взаимодействия и формирования гражданского общества.

Какие связи существуют у публичной библиотеки с социальными институтами муниципального образования?

Публичная библиотека обладает связями с различными социальными институтами муниципального образования, такими как школы, детские сады, культурные центры. Она сотрудничает с ними в области организации культурно-просветительских мероприятий, обучения и развития, предоставляет информационную и научно-методическую поддержку.

Как осуществляется организация и управление библиотеками в условиях местного самоуправления?

Организация и управление библиотеками в условиях местного самоуправления основывается на нормативном подходе, включающем создание нормативно-правовой базы, определение принципов организации библиотечного обслуживания, размещение и структуру сети публичных библиотек, а также финансирование и контроль за их деятельностью.

Какие полномочия имеют органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления имеют широкий спектр полномочий, которые включают в себя управление территорией муниципального образования, разработку и принятие местных нормативных актов, организацию и предоставление коммунальных услуг, формирование и реализацию муниципального бюджета, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение социальной защиты населения, охрану окружающей среды, развитие культуры, спорта и др.