Особенности территориального устройства Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 34 34 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 25.01.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
особенности территориального устройства Российской Федерации

Оглавление
Аннотация
Оглавление
Введение
1. Исторические предпосылки возникновения Российского Государства
2. Законодательные основы территориального устройства Российской Федерации
2.1. Конституция Российской Федерации
2.2. Федеральные законы
3. Федеральное устройство Российской Федерации
3.1. Разнообразие видов субъектов Российской Федерации
3.2. Особенности организации субъектов Российской Федерации
3.3. Разграничение полномочий между центром и субъектами Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

"
К вопросам совместной компетенции относятся:
"1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат.
4. Координация и международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации."
То есть, в этих отраслях могут приниматься как Федеральные законы, так и законы субъектов РФ.
"Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) – только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует социальную сферу общественной жизни. В отношении создания системы органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за Федерацией закреплено лишь установление общих принципов."
"К предметам исключительного ведения субъектов Федерации (привожу на примере Устава Новосибирской области) относятся:
а) принятие Устава области, внесение в него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением;
б) установление системы органов государственной власти области, порядка их организации и деятельности;
в) законодательство области;
г) административно-территориальное устройство области;
д) защита государственно-правового статуса области;
е) государственная собственность области и управление ею;
ж) государственная служба области в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
з) правовое регулирование организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;
и) областной бюджет, областные налоги, сборы и внебюджетные фонды;
к) экономическое и социальное развитие области, совершенствование ее политической системы;
л) международные и внешнеэкономические связи области;
м) областные программы жизнеобеспечения населения области;
н) государственные награды, областные премии и почетные звания области."
Помимо этого:
"К полномочиям государственных органов субъектов РФ в сфере административно - территориального устройства можно отнести:
1) установление порядка образования, упразднения и преобразования административно - территориальных единиц (городов, районов и так далее);
2) отнесение населенных пунктов к категории городов, рабочих поселков, сельских населенных пунктов;
3) утверждение порядка описания границ административно - территориальных единиц;
4) передача населенных пунктов из одной административно - территориальной единицы в другую;
5) установление и перенесение административных центров (центров);
6) преобразование рабочих поселков в сельские населенные пункты;
7) включение населенных пунктов в состав городов, рабочих поселков, иных населенных пунктов;
8) придание населенным местам статуса поселений (регистрация вновь возникших населенных пунктов), ликвидация такого статуса в результате утраты им признаков поселения (упразднение населенных пунктов);
9) рассмотрение предложений о присвоении наименований районам, городам, рабочим поселкам, сельским населенным пунктам, и другим географическим объектам и их переименовании;
10) осуществление в установленном законодательством порядке учета, регистрации и ведение реестра административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов."
Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что территориальная организация субъекта Российской Федерации представляет собой более или менее единую систему, обусловленную единством нормативно закрепленных общих принципов государственно-правового регулирования, более или менее четкими полномочиями, правами и отсветственностью.

Заключение
Территориальная организация Российской Федерации была обусловлена множеством разнообразных как исторических, так и религиозных, экономических, социально-политических, географических причин. В результате была сформирована федерация.
Принципы, заложенные в такой системе организации, жизненно важны для существования государства Российская Федерация. Именно этой структуре удалось удержать от развала страну в самый неблагоприятный и тревожный период – первое десятилетие существования молодой демократии в России.
Федерализм обеспечивает как реализацию общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, рост национального самосознания, так и сочетание интересов национальных и федеральных элит.
Таким образом, субъект федерации является основным ключевым звеном на пространстве страны.
Однако, следует отметить, что несмотря на большое количество работ по федерализму, понятие субъекта Федерации в российском праве еще досконально не разработано.
Субъекты Федерации имеют собственные Конституции, Уставы, основным предъявляемым требование к которым является их соответствие российскому законодательству. Они имеют собственную систему органов государственной власти, обладают собственной компетенцией.
Однако их статус, их равноправие и их компетенция еще до конца не определены. Что несомненно может рассматриваться и как существенный минус (нет четкого разграничения компетенций, и, как следствие, неразбериха в этой вопросе), так и как существенный плюс (нечеткие очертания компетенции субъектов позволяют региональным элитам более широко ее трактовать, что сдерживает сепаратистские настроения во главе региона). В этой связи, можно предложить органам федеральной власти четче прописывать как свою компетенцию, так и компетенцию субъектов РФ в реализации конкретного федерального закона, своевременно принимать подзаконные акты, регулирующие взаимодействие с субъектами РФ, постепенно уравнивать в правах все субъекты РФ.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Юрид. лит., 1993.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 38. – Ст. 4339.
Федеральный Закон. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 29 июля 2000 г– М.: Юрид. лит., 2001
Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Рос. юридич. журнал. – 1995. – № 1. – С.8-12.
Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» от 25сентября 1992 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1992.- №43.- Ст.2406.
Дипломатический вестник.– 1995.– № 4.– С.51-60
Козлов Ю. В болоте суверенитетов // Российская Федерация сегодня. -1999. №19.- С.22-23
Лавров А. Асимметрия бюджетного устройства России: проблемы и решения // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1997. №1(18).-С.40-49
Сафаргалеев Д., Фуфаев С. Лики башкирской государственности //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1997. №2 (19).- С. 79-85
Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма: Критический обзор // Гос-во и право. – 1996. – № 12. – С.53-65.
Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства // Сов. Сибирь. – 1995. – 6 октября. – С.2.
Усс А. Формула равноправия // Российская Федерация сегодня. -1999. №18. –С.16-18
Шаймиев М. Центр и регионы: кто за что отвечает? // Российская Федерация сегодня. - 1999 №4.-С.15
Фарукшин Н.Х. Федерализм и демократия: сложный баланс // Полис – 1997 - №6. С.31-39.
Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Гос-во и право. – 1994. – № 7. – С.21-26.
Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Гос-во и право. – 1996. – № 10. – С.3-14.
Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Гос-во и право. – 1994. – № 8/9. – С.150-158.
Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства. – Сов. Сибирь.– 1995. – 6 окт. – С.2.
Иванов В.В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений. – Красноярк: Красн. гос. аграрный ун-т, 1998.
Федеративное конституционное право России: Основные источники по состоянию на 15 сентября 1996 г.: Учеб. Пособие для студентов юрид. вузов и факультетов / Сост. Б.А. Страшун. – СПб: Норма, 1996. – 400 с.
Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995. – 368 с.

Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Гос-во и право. – 1996. – № 10. – С.3-14.
Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства // Сов. Сибирь. – 1995. – 6 октября. – С.2
Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма: Критический обзор // Гос-во и право. – 1996. – № 12. – С.53-65.
Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма: Критический обзор // Гос-во и право. – 1996. – № 12. – С.53-65.
Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995. – 368 с.
там же
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Юрид. лит., 1993.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 38. – Ст. 4339.
ФЗ. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 29 июля 2000 г
. Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» от 25сентября 1992 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1992.- №43.- Ст.2406.
Федеративное конституционное право России: Основные источники по состоянию на 15 сентября 1996 г.: Учеб. Пособие для студентов юрид. вузов и факультетов / Сост. Б.А. Страшун. – СПб: Норма, 1996. – 400 с.
Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства // Сов. Сибирь. – 1995. – 6 октября. – С.2
Федеративное конституционное право России: Основные источники по состоянию на 15 сентября 1996 г.: Учеб. Пособие для студентов юрид. вузов и факультетов / Сост. Б.А. Страшун. – СПб: Норма, 1996. – 400 с
там же
там же
Лавров А. Асимметрия бюджетного устройства России: проблемы и решения // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1997. №1(18).-С.40-49
См. Лавров А. Асимметрия бюджетного устройства России: проблемы и решения // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1997. №1(18).-С.40-49; Усс А. Формула равноправия // Российская Федерация сегодня. -1999. №18. –С.16-18
Усс А. Формула равноправия // Российская Федерация сегодня. -1999. №18. –С.16-18
там же
Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства. – Сов. Сибирь.– 1995. – 6 окт. – С.2.
там же
Климов Н.Ю. Федерализм – это среда существования Российской Федерации // Журнал Российского права. –1997- №3- С. 162-170
Козлов Ю. В болоте суверенитетов // Российская Федерация сегодня. -1999. №19.- С.22-23
Сафаргалеев Д., Фуфаев С. Лики башкирской государственности //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1997. №2 (19).- С. 79-85
Дипломатический вестник.– 1995.– № 4.– С.51-60.

См.: Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал.– 1995.– № 1.; Международное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.В.Игнатенко.– 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1995.– С.68-71.; Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Государство и право.– 1994.– № 7.
Конституция Российской Федерации
Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Государство и право.– 1994.– № 7
Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Гос-во и право. – 1994. – № 7. – С.21-26.
Иванов В.В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений. – Красноярк: Красн. гос. аграрный ун-т, 1998.
Шаймиев М. Центр и регионы: кто за что отвечает? // Российская Федерация сегодня. - 1999 №4.-С.15
там же
Шаймиев М. Центр и регионы: кто за что отвечает? // Российская Федерация сегодня. - 1999 №4.-С.15
Фарукшин Н.Х. Федерализм и демократия: сложный баланс // Полис – 1997 - №6. С.31-39
Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995. – 368 с.
Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Гос-во и право. – 1994. – № 8/9. – С.150-158












2

Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным го-лосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Юрид. лит., 1993.
2.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собра-ние законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 38. – Ст. 4339.
3.Федеральный Закон. "О внесении изменений и дополнений в Фе-деральный закон "Об общих принципах организации законодательных (пред-ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 29 июля 2000 г– М.: Юрид. лит., 2001
4.Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Рос-сийской Федерации // Рос. юридич. журнал. – 1995. – № 1. – С.8-12.
5.Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» от 25сентября 1992 года // Ведомости Съезда народных депута-тов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1992.- №43.- Ст.2406.
6.Дипломатический вестник.– 1995.– № 4.– С.51-60
7.Козлов Ю. В болоте суверенитетов // Российская Федерация се-годня. -1999. №19.- С.22-23
8.Лавров А. Асимметрия бюджетного устройства России: про-блемы и решения // Конституционное право: Восточноевропейское обо-зрение. -1997. №1(18).-С.40-49
9.Сафаргалеев Д., Фуфаев С. Лики башкирской государственно-сти //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1997. №2 (19).- С. 79-85
10.Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма: Критиче-ский обзор // Гос-во и право. – 1996. – № 12. – С.53-65.
11.Кисельников А. К вопросу о региональной политике правитель-ства // Сов. Сибирь. – 1995. – 6 октября. – С.2.
12.Усс А. Формула равноправия // Российская Федерация сегодня. -1999. №18. –С.16-18
13.Шаймиев М. Центр и регионы: кто за что отвечает? // Россий-ская Федерация сегодня. - 1999 №4.-С.15
14.Фарукшин Н.Х. Федерализм и демократия: сложный баланс // Полис – 1997 - №6. С.31-39.
15.Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Гос-во и право. – 1994. – № 7. – С.21-26.
16.Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный нацио-нально-государственный нигилизм // Гос-во и право. – 1996. – № 10. – С.3-14.
17.Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Гос-во и право. – 1994. – № 8/9. – С.150-158.
18.Кисельников А. К вопросу о региональной политике правитель-ства. – Сов. Сибирь.– 1995. – 6 окт. – С.2.
19.Иванов В.В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федера-ции: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних от-ношений. – Красноярк: Красн. гос. аграрный ун-т, 1998.
20.Федеративное конституционное право России: Основные источ-ники по состоянию на 15 сентября 1996 г.: Учеб. Пособие для студентов юрид. вузов и факультетов / Сост. Б.А. Страшун. – СПб: Норма, 1996. – 400 с.
21.Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995. – 368 с.

Вопрос-ответ:

Каковы исторические предпосылки возникновения Российского Государства?

Исторические предпосылки возникновения Российского Государства связаны с процессом объединения различных славянских племен и формированием государственности на территории Восточной Европы. Важную роль в этом процессе сыграла игра Рюрика, который основал русскую государственность в IX веке. С течением времени Русское Государство расширилось и превратилось в Русскую империю, а затем в Советский Союз. После его развала в 1991 году возникла Российская Федерация, современное государство на территории России.

Какие законодательные основы определяют территориальное устройство Российской Федерации?

Территориальное устройство Российской Федерации определяется законодательством, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. Конституция устанавливает основные принципы федерации и регулирует систему взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Кроме того, территориальное устройство России также определяется федеральными законами, которые устанавливают порядок образования, организации и компетенции субъектов федерации.

Каково разнообразие видов субъектов Российской Федерации?

В Российской Федерации существует несколько видов субъектов: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Республики имеют свои конституции и более широкие полномочия по сравнению с другими субъектами. Края, области, автономные округа и города федерального значения имеют свои уставы и менее полномочий.

Какие исторические предпосылки легли в основу возникновения Российского Государства?

Историческими предпосылками возникновения Российского Государства являются объединение славянских племен на территории Восточной Европы, формирование Киевской Руси и последующее распадение ее на множество феодальных княжеств. Создание Московского княжества и его превращение в центр объединения великорусских земель сыграли важную роль в формировании Российского Государства.

Какие законодательные основы регулируют территориальное устройство Российской Федерации?

Территориальное устройство Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция устанавливает принципы федерализма, гарантирует права и свободы субъектов Федерации, а также определяет порядок их образования и принятия в состав Российской Федерации. Федеральные законы детализируют правовое регулирование территориального устройства и разграничивают компетенции между федеральным и региональными органами власти.

Как организовано федеральное устройство Российской Федерации?

Федеральное устройство Российской Федерации предполагает разделение властей между федеральным центром и субъектами Федерации. Субъекты Российской Федерации могут быть различных видов, таких как республики, края, области и т.д. Организация субъектов РФ осуществляется на основе конституционного равноправия и принципа субсидиарности, что позволяет каждому субъекту иметь определенную степень автономии в управлении своими делами.

Какие особенности существуют в организации субъектов Российской Федерации?

В организации субъектов Российской Федерации существуют некоторые особенности. Некоторые регионы имеют специальный статус, такой как республики, которые имеют право на самоопределение и сохранение своей культуры и традиций. Некоторые регионы могут обладать особыми правами и привилегиями, например, Севастополь и Крым после их присоединения к России. Организация субъектов РФ также предполагает наличие границ между регионами и установление порядка взаимодействия между ними.

Какие исторические предпосылки привели к возникновению Российского Государства?

Российское Государство возникло в результате множества исторических событий. Одной из важнейших предпосылок было объединение славянских племен под властью Варягов в IX-X веках. Также важно отметить роль князей Рюрика и его потомков в формировании и укреплении государственности. Начиная с XIII века, Московское княжество постепенно расширялось и объединяло другие русские земли, что способствовало созданию единого Российского Государства в XV веке.

Какие законодательные основы регулируют территориальное устройство Российской Федерации?

Территориальное устройство Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция устанавливает принципы федерализма и определяет структуру государственной власти. Федеральные законы детализируют порядок образования, прекращения и изменения границ субъектов Российской Федерации, а также распределение полномочий между федеральным правительством и субъектами.

Какие виды субъектов существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существует разнообразие видов субъектов. Они классифицируются на две основные категории: республики и края (области). Республики представляют собой самостоятельные образования, обладающие национальной автономией и правом на самоопределение. Края и области, в свою очередь, являются более обобщенными административно-территориальными единицами.

Как организованы субъекты Российской Федерации?

Субъекты Российской Федерации организованы в соответствии с принципами федерализма. У каждого субъекта есть свой конституционный закон, который будет регулировать особенности его территориального устройства, систему государственной власти и другие вопросы. Внутренняя организация субъектов может различаться, но обычно они имеют собственные органы власти, такие как правительство и парламент, которые выполняют ряд функций по управлению территорией и решению вопросов, связанных с развитием и благополучием субъекта.