Сущность и содержание муниципальной экономической политики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 39 39 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.01.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО'РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО 2025 ГОДА
3.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
3.2.1. ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
3.2.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ДАЛЕЕ В РАЗДЕЛЕ ПРИВОДЯТСЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К 2025 ГОДУ):
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Увеличено число квотируемых рабочих мест для инвалидов. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума не превышает 7% от общей численности жителей Санкт-Петербурга. Создано единое информационное пространство системы социальной поддержки населения.
Туризм:
Туризм в современных условиях является одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей городской экономики с постоянным увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В туристской отрасли, включающей в себя более 1,5 тыс. коммерческих туристских предприятий, занято около 100 тысяч человек. По оценкам экспертов, в Санкт-Петербурге доходы от деятельности предприятий туристской сферы и смежных отраслей составляют около 10% доходной части бюджета, что сопоставимо с доходами от других отраслей экономики.
Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга располагает более чем 200 объектами размещения (около 18 тыс. номеров, свыше 35 тыс. мест). Санкт-Петербург обладает уникальным культурным наследием, неповторимыми архитектурными ансамблями, всемирно известными театрами, музеями, концертными залами. В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург представлен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Поэтому Санкт-Петербург – самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город Российской Федерации. Свыше 3 млн. зарубежных гостей и около 1 млн. российских туристов побывали в нашем городе в 2004 году.
Санкт-Петербург уделяет большое внимание развитию международных и межрегиональных туристских связей.
Санкт-Петербург сегодня является единственными морскими воротами России в Европу. Важной и особенно привлекательной для иностранных туристов особенностью морских круизов является возможность въезда в Россию без визы при условии участия в групповых экскурсионных программах и стоянки судна в российском порту не более 72 часов.
Внешний транспорт и транзит:
В долгосрочной перспективе транспортно-транзитный комплекс Санкт-Петербурга: обеспечивает жизнедеятельность Санкт-Петербурга, в т.ч. обеспечивает деятельность экономики Санкт-Петербурга (промышленность, торговля, сфера услуг и т.п.) и повышает ее конкурентоспособность на основе предоставления петербургским компаниям лучшей логистики, при этом, в некоторых случаях, именно наличие соответствующих логистических возможностей является необходимым системным условием появления в структуре экономики города отдельных отраслей; повышает конкурентоспособность населения Санкт-Петербурга на рынке труда на основе усиления мобильности граждан и увеличения расстояния транспортной доступности между местом постоянного проживания и местом работы; увеличивает доходную часть бюджета Санкт-Петербурга; создает рабочие места для населения Санкт-Петербурга.
Молодежная политика:
Достигнута обеспеченность молодежи Санкт-Петербурга учреждениями сферы молодежной политики по таким направлениям деятельности, как отдых, оздоровление, досуг, творчество молодежи, трудовая занятость, профилактика наркозависимости и безнадзорности несовершеннолетних и молодежи. Сформирована система общегородских культурно-досуговых мероприятий молодежной направленности. Обеспечен доступ молодежи города к социально-значимой информации о программах, реализуемых в сфере молодежной политики на уровне города. Сложилась разветвленная система молодежных общественных объединений, способствующих участию молодежи в реализации проектов социальной, культурной и патриотической направленности.
Существенно улучшилась ситуация с обеспечением молодежи доступным жильем.
Городская среда:
В границах агломерации Санкт-Петербурга, то есть на территории, связанной регулярными поездками в трудовых и рекреационных целях, стало гораздо комфортнее и менее рискованно передвигаться – выросла сеть автодорог непрерывного движения, развит общественный транспорт, в первую очередь – метрополитен, улицы не перегружены стоящими автомобилями, появилась сеть привлекательных велосипедных и пешеходных дорог, стали регулярными и удобными сезонные поездки по воде, для преобладающей части грузовых передвижений используются специальные дороги или дорожные полосы.
Заметно изменилось использование городских территорий: увеличилось количество и разнообразие общественных, деловых и обслуживающих центров различного уровня и профиля, выросла возможность выбора жилых комплексов с самыми разными характеристиками, увеличена площадь зеленых насаждений в пределах городской черты, больше возможностей для проведения досуга, как индивидуального, так и коллективного. Территории различного функционального использования: промышленного, транспортного, жилого, рекреационного, - не оказывают взаимного отрицательного влияния. Освобождается от промышленных предприятий береговая полоса в устье Невы, производственные мощности сосредоточиваются, главным образом, вне города, их влияние на состояние окружающей среды строго контролируется. Пояс «спальных районов» модернизируется, завершается снос низкокомфортных зданий первых серий массовой застройки по мере появления условий рентабельного освоения занятых ими территорий, повышаются общие стандарты качества жилья.
Все урбанизированные территории обеспечены необходимой инженерной и социальной инфраструктурой, позволяющей полноценно использовать городские пространства и имеющей резервы мощности. Ремонт и реконструкция инженерной инфраструктуры на основных улицах могут осуществляться, не причиняя помех движению транспорта.
Сохранены исторический облик Санкт-Петербурга и многообразие городской среды. Вместе с тем, недвижимость и городская инфраструктура приведены в порядок, появились черты современности в отдельных точках, которые подчеркивают ценность исторического наследия, а любой необходимый сервис доступен в пределах застроенных территорий повсеместно. Отдельные части центра Санкт-Петербурга превращены в пешеходные зоны с велосипедными дорожками, здесь сосредоточена деловая жизнь, торговля, отдых и развлечения. Автомобильное движение в центре Санкт-Петербурга сильно ограничено; доступность для населения центральных районов Санкт-Петербурга обеспечивается посредством метро и новых экологически чистых видов транспорта.
Общественные пространства большей части многоквартирных домовладений – лестницы, чердаки, подвалы, дворы - приведены в состояние, соответствующее высокому уровню технической эксплуатации, содержания и ремонта жилищного фонда. Дворовая территория жилых домов комплексно благоустроена. Обеспечена безопасность проживания в домах. Горожане имеют возможность выбора компаний, управляющих жилыми комплексами.
Санкт-Петербург относится к числу городов, наиболее привлекательных для туризма, бизнеса и инвестиций.
Экологическая обстановка:
Состояние окружающей среды способствует улучшению здоровья населения, продлению активного периода жизнедеятельности, рождению здорового поколения. Состояние воздушной среды соответствует требованиям европейских норм. Качество вод акватории соответствует уровню, зафиксированному Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря. Все отходы подвергаются комплексной механизированной переработке. Площади зеленых насаждений соответствуют санитарным нормам на душу населения, их качество улучшено. Соблюдаются санитарные нормы шумового воздействия. Обеспечивается рациональное сочетание экономических и экологических интересов, при котором рост экономических показателей сопровождается сохранением окружающей природной среды, сведены к минимуму вредные выбросы и сбросы, обеспечены рациональное потребление природных ресурсов и экологическая безопасность населения. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга во всех действиях руководствуются основным принципом устойчивого развития: потребности нынешнего поколения не должны удовлетворяться за счет ухудшения среды жизнедеятельности для поколений будущих, соблюдаются требования минимизации ущерба окружающей среде и компенсации ущерба.
Экономика:
В структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) преобладают услуги (свыше 65 процентов). Среднегодовые темпы прироста ВРП - не менее 6 - 8 процентов в год. Развит весь комплекс современных финансовых услуг, лизинг, аудит и консалтинг. Заметное место в ВРП занимает интеллектуальная составляющая: научно-технические разработки, ноу-хау, программное обеспечение. В результате инициатив бизнеса и научных организаций создана сеть технопарков, организационно связанных с крупнейшими техническими университетами Санкт-Петербурга. Получают мировое признание санкт-петербургские разработки в области энергетических и ресурсосберегающих технологий, экологически чистой переработки отходов.
Экономика Санкт-Петербурга становится все более привлекательной для зарубежных инвестиций. В среднем прямые иностранные инвестиции достигают 2 млрд. долларов США в год. Вместе с ними приходят и распространяются новые технологии и методы управления бизнесом. Благодаря этому экономика Санкт-Петербурга становится все более открытой.
Число туристов, посещающих Санкт-Петербург, увеличивается вдвое (с 4 млн. человек в 2004 году до 8 млн. человек в 2025 году), количество мест в гостиницах вырастает с 30 до 150 тысяч.
Увеличена доля частного сектора в услугах здравоохранения и образования. Объемы промышленного производства ежегодно растут не менее чем на 5-6 процентов, выпускаемая продукция становится более конкурентоспособной на российских и мировых рынках. Промышленные предприятия обретают способность быстро перестраиваться, реагируя на изменения внутреннего и внешнего спроса. Они развиваются на базе инновационных технологий и грамотного менеджмента.
Современная структура промышленности сохраняется – лидирующее положение занимают машиностроение и пищевая промышленность. В то же время происходит ускоренное обновление основного капитала (инвестиции в него растут в среднем на 7 - 8 процентов в год). Возрастает удельный вес высокотехнологичных наукоемких производств. Они находят все большее применение в области создания вооружений и военной техники, энергетического оборудования, а также в судостроении.
Транспортный комплекс получает дальнейшее развитие, морской порт Санкт-Петербурга расширяет свои мощности и пропускную способность.
Малый бизнес становится все более значимым не только в традиционных для него секторах, но и в сфере инноваций. Заметным становится венчурное предпринимательство. В результате благоприятных институциональных изменений, снижающих риски и устанавливающих четкие правила деятельности, существенно уменьшается доля малого бизнеса, занимающегося скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельностью.
Рост среднемесячной зарплаты ведет к росту доли сбережений в доходах горожан, которые становятся основным источником инвестиций для предприятий Санкт-Петербурга. В этой связи в Санкт-Петербурге получают развитие институты финансового рынка, эффективно аккумулирующие средства и предлагающие кредитные ресурсы для санкт-петербургского бизнеса. Предприятия Санкт-Петербурга, в свою очередь, становятся выгодными объектами кредитования в силу освоения ими финансового менеджмента, повышения прозрачности и ответственности по взятым обязательствам. Ведущие городские предприятия завоевывают репутацию первоклассных заемщиков, что позволяет им активно привлекать сбережения горожан через выпуск ценных бумаг (акций, корпоративных облигаций).
Обеспечивается свободное развитие предпринимательской инициативы в рамках правовой среды, благоприятствующей добросовестной конкуренции и защищенности собственности.
Государственное регулирование используется только там, где оно необходимо для корректировки рыночных механизмов.
Находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга активы оптимизированы в результате завершения приватизации.
Существует свободный рыночный оборот приватизированных земельных участков и недвижимости при соблюдении необходимых регламентов.
Управление:
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и местного самоуправления в Санкт-Петербурге компактны и эффективны, обеспечены минимизация функций и количества исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, четкая структура исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, исключающая дублирование функций, высокая производительность труда государственных служащих Санкт-Петербурга.
Система управления городом основана на четком, прозрачном для горожан разграничении полномочий между органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга ориентированы на достижение конкретных результатов, обеспечение не только надлежащего количества, но и качества предоставляемых населению услуг.
Работа исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга прозрачна и подотчетна – обеспечены доступность информации о деятельности органов государственной власти на всех этапах от принятия решения до его реализации, активное вовлечение представителей общественных организаций в процесс подготовки и принятия решений.
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга доступны для горожан и восприимчивы к их нуждам – усилия и затраты времени при обращении граждан в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга за получением необходимой информации, документов, услуг минимальны, скорость и результативность реагирования на обращения граждан высоки.
Гражданское общество:
Гражданское общество в Санкт-Петербурге является организованным и активным.
Институты гражданского общества представляют интересы всех групп (слоев) населения.
В каждом исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга созданы подразделения по связям со структурами гражданского общества.
В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга и органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге созданы общественные экспертные советы.
Разработаны, приняты и соблюдаются кодексы этичного поведения для политиков, бизнесменов и лидеров общественных организаций.
Имидж: Чистый и безопасный город. Город науки, культуры и образования.
Крупный центр инноваций и высокотехнологичных производств.Открытый город.
Место в глобальной среде:
Санкт-Петербург - город федерального значения, центр Северо-Западного федерального округа, «вторая столица» России (сюда будут перенесены отдельные федеральные органы власти).
Санкт-Петербург исполняет широкие международные функции в качестве места размещения штаб-квартир политических и экономических организаций, проведения переговоров, встреч, конференций.
Основными партнерами Санкт-Петербурга в России являются Москва и города Северо-Западного федерального округа; за рубежом – Финляндия, Швеция, Германия, другие страны Балтийского региона.
Укрепляются связи с азиатскими мегаполисами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совместная деятельность людей создает систему отношений, вызывающую необходимость сформировать определенный механизм для организации совместной деятельности, поскольку интересы личности постоянно пересекаются с групповыми интересами. Взаимодействие этих интересов требует установления механизма взаимоотношений между людьми.
По мере расширения хозяйственной жизни муниципального образования усложняются отношения между людьми, изменяются соотношения между частными и общественными интересами. Все это требует разработки более эффективных форм и способов организации и рационализации усложненных связей. Для регулирования этих процессов создаются общественные институты, выполняющие функции координации и контроля в сферах: организации хозяйства жизни населения; создания властных структур для регулирования процессов самоуправления.
Государственная власть на основе нормативных правовых актов регулирует отношения элементов процесса самоуправления (людей, частных и общественных интересов).
Усложнение общественных отношений в процессе социально-экономического развития муниципального образования носит циклический характер.
Цикличность данного процесса связана с природой хозяйственной жизни, так как для достижения определенного благополучия необходимы ресурсы и инвестиции, которые у разных предприятий, отраслей и территорий неодинаковы. Поэтому система управления государством в целом и хозяйственными системами в частности зависит от вида и типа хозяйства.
Цель муниципального управления - повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи: создает социальную инфраструктуру; стабилизирует экономику; регулирует социально-экономические процессы; развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи; поддерживает экологическую обстановку; сохраняет единое экономическое пространство.
Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая: контролирует использование природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники; обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.






Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации
Бюджетный Кодекс Российской Федерации
Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможность местного самоуправления//Социс -1997-№1
Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. –Т1 - СПб.1869
Демин В.В. Местное самоуправление: перспективы развития//Человек и закон. -2001-№1
Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения.- Москва-Тула, 1997
Копотилов А.Ф. Проблемы правового обеспечивания развития местного самоуправления в регионе//Муниципальный мир-2000-Май-июнь
Макашева З.М. Муниципальное управление (методологические основы).-М.:издательский Центр ТУУ, 2001
Шурыгина Е.С. Муниципальное право: Учебник. - М.: Дело, 1999
Шурыгина Е.С. Организационные основы местного самоуправления.-Новосибирск, 1995г.
Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения.- Москва-Тула, 1997-с. 25-26

Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения.- Москва-Тула, 1997-с.50-51

Шурыгина Е.С. Муниципальное право: Учебник. - М.:Дело, 1999-с.14

Шурыгина Е.С. Организационные основы местного самоуправления.-Новосибирск, 1995г. с.-75













2

Список используемой литературы
1.Конституция Российской Федерации
2.Бюджетный Кодекс Российской Федерации
3.Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможность местного самоуправления//Социс -1997-№1
4.Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. –Т1 - СПб.1869
5.Демин В.В. Местное самоуправление: перспективы развития//Человек и закон. -2001-№1
6.Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения.- Москва-Тула, 1997
7.Копотилов А.Ф. Проблемы правового обеспечивания развития местного самоуправления в регионе//Муниципальный мир-2000-Май-июнь
8.Макашева З.М. Муниципальное управление (методологические основы).-М.:издательский Центр ТУУ, 2001
9.Шурыгина Е.С. Муниципальное право: Учебник. - М.: Дело, 1999
10.Шурыгина Е.С. Организационные основы местного самоуправления.-Новосибирск, 1995г.

Вопрос-ответ:

Что такое муниципальная экономическая политика?

Муниципальная экономическая политика - это совокупность мероприятий и решений, принимаемых муниципальными органами власти для улучшения экономического состояния и социально-экономического развития муниципальных образований.

Какой потенциал имеют муниципальные образования?

Муниципальные образования обладают социально-экономическим потенциалом, который включает в себя накопленные ресурсы, включая людский капитал, развитую инфраструктуру, природные ресурсы, а также инвестиционные и инновационные возможности.

Как оценивается уровень социально-экономического развития муниципального образования?

Уровень социально-экономического развития муниципального образования оценивается с помощью системы показателей, которая включает такие показатели, как ВВП, безработица, уровень жизни населения, инвестиции и другие факторы.

Какие основные направления развития Санкт-Петербурга до 2025 года?

Основные направления развития Санкт-Петербурга до 2025 года включают модернизацию городской инфраструктуры, развитие высокотехнологичных отраслей, создание комфортной городской среды, развитие туризма и культуры, улучшение экологической ситуации и другие меры.

Какие принципы выбираются при определении стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики Санкт-Петербурга?

При определении стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики Санкт-Петербурга выбираются такие принципы, как устойчивое развитие, социальная справедливость, инновационность, разнообразие, учет мнения и интересов граждан, сотрудничество с бизнес-сообществом и другие.

Какова сущность и социально-экономический потенциал муниципального образования?

Сущность муниципального образования заключается в его статусе независимой территориальной единицы, которая имеет право на самоуправление и разработку экономической политики на своей территории. Муниципальные образования имеют уникальный социально-экономический потенциал, который определяется наличием природных ресурсов, трудовых ресурсов, инфраструктуры, производственных и социальных объектов, а также наличием потенциала развития и инвестиционных возможностей.

Какие показатели используются для оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования?

Для оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования используются различные показатели. Это может быть ВРП на душу населения, уровень безработицы, уровень средней заработной платы, уровень инвестиций, уровень развития социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады и т.д.), а также демографические показатели (рождаемость, смертность, миграция и пр.). Все эти показатели помогают определить уровень развития муниципального образования и принять обоснованные решения по его дальнейшему развитию.

Каковы основные направления развития Санкт-Петербурга до 2025 года?

Основные направления развития Санкт-Петербурга до 2025 года включают развитие инфраструктуры и транспорта, промышленности, туризма и культуры, малого и среднего бизнеса, науки и образования, здравоохранения и социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, экологии и природопользования. Каждое из этих направлений имеет свои приоритетные задачи и цели, которые должны быть реализованы в указанный период времени.

Какова сущность муниципальной экономической политики?

Сущность муниципальной экономической политики заключается в определении и реализации мер и инструментов для развития экономики на муниципальном уровне. Она направлена на достижение экономического роста, совершенствование инфраструктуры, создание благоприятной инвестиционной среды и улучшение качества жизни населения.