Правовое регулирование использования и охраны вод.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 25.11.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Объекты использования и охраны водных ресурсов
2. Право собственности и право пользования на водные объекты
3. Организационно-правовые инструменты использования вод
4. Охрана водных объектов
Заключение
Литература
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством охраны окружающей среды.
В границах прибрежных защитных полос наряду ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей.
Водный кодекс РФ определяет правовой режим целевого использования водных объектов. При этом регулируется использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 43), целей производства электрической энергии (ст. 46), для целей водного и воздушного транспорта (ст. 47), для водохранилищ (ст. 45), для охоты и рыболовства (ст. 51), для лесосплава (ст. 48), для лечебных и оздоровительных целей (ст. 49), для рекреационных целей (ст.50) для сброса сточных и дренажных вод (ст. 44 ВК РФ), для разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 52) и для обеспечения пожарной безопасности (ст. 53).
Приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для этих целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей Водный кодекс РФ не допускает, за исключением предусмотренных в нем случаев.
Строго урегулировано использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Соответствующие требования содержатся как в Водном кодексе РФ, так и в законодательстве РФ об охране окружающей среды. Водный Кодекс РФ, в частности, запрещает сброс сточных и дренажных вод в: водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, отнесенные к особо охраняемым, а также в зоны и округа санитарной охраны водозаборов; в первую и вторую зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; в места туризма, спорта и массового отдыха населения; в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб; в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.
За нарушение водного законодательства наступает ответственность в соответствии с гл. 8 КоАП РФ и ст. 250,252, 253 УК РФ. Привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает лиц от возмещения причиненного ущерба в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявляться в суд в общем порядке соответствующими органами. Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, признаются недействительными и влекут определенные последствия.
Заключение
Объектами водопользования являются моря, водотоки; водоемы; болота;
природные выходы подземных вод; ледники, снежники; бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
В соответствии с действующим законодательством водные объекты могут находится в собственности РФ, субъектов РФ, а также юридических и физических лиц. Владение водными объектами последними значительно повышает стоимость земельного участка, примыкающего непосредственно к водному объекту.
Примечательно, что в отличие от прежнего Водного Кодекса, в кодексе 2006 года пользование водным объектом осуществляется на основании договора, который разрабатывается с учетом требований ВК РФ.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.
Для эффективного использования водного объекта последние подразделяются в зависимости от целей использования. Это, в свою очередь, предопределяет основные положения охраны данного объекта.
Для повышения эффективности использования водных объектов необходимо:
1) уточнить границы водного объекта, являющегося предметом права собственности и одновременно предметом договора водопользования. При этом следует сохранить экологически обоснованное представление о том, что в поверхностный водный объект входит не только водная толща, но и сопряженная с ней земля, а в подземный водный объект - горные породы, вмещающие в себя воды;
2) развить оправдавшие себя на практике формы договоров по использованию поверхностных водных объектов. В случае введения вторичных по своей природе договоров о передаче права пользования водными объектами также следует разработать типовые формы. Необходимость разработки ответственными федеральными органами типовых форм договоров водопользования должна быть указана в новой редакции ВК РФ;
3) необходимо отразить в законодательстве сбалансированное и экономически оправданное сочетание водного налога и водных неналоговых платежей. При этом как налоговые, так и неналоговые водные платежи должны иметь ресурсосберегающую функцию;
4) в ходе реформирования водного законодательства следует сохранить и последовательно развить механизмы бассейновых соглашений и советов, обеспечивающих сотрудничество всех участников водных правоотношений (водопользователей, муниципальных образований и государства). Это позволит максимально учесть специфику гидрографического бассейна.
Литература
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ // СЗ РФ.- 2006.- N 23. Ст. 2381.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 22.07.2008).
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ.1994. - N 32. Ст. 3301.
Закон Российской Федерации от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» // СЗ РФ. – 1998.- №19. Ст. 2067.
Постановление от 28 июня 2008 г. N 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» // СЗ РФ.- 2008.- N 27. Ст. 3286.
Боголюбов С.А. Экологическое право. – М.: Проспект, 2007. -393с.
Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Проспект, 2007.- 688с.
Веденин Н.Н. Экологическое право. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007.-336с.
Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.:Проспект, 2004.
Кузнецова Н.В. Экологическое право. М.: Юриспруденция, 2005.-181с.
Сиваков Д.О. Новый Водный Кодекс РФ – итог обновления водного права // Законодательство и экономика.- 2006 г.-№7.
20
1.Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ // СЗ РФ.- 2006.- N 23. Ст. 2381.
2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 22.07.2008).
4.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ.1994. - N 32. Ст. 3301.
5.Закон Российской Федерации от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» // СЗ РФ. – 1998.- №19. Ст. 2067.
6.Постановление от 28 июня 2008 г. N 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» // СЗ РФ.- 2008.- N 27. Ст. 3286.
7.Боголюбов С.А. Экологическое право. – М.: Проспект, 2007. -393с.
8.Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Проспект, 2007.- 688с.
9.Веденин Н.Н. Экологическое право. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007.-336с.
10.Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.:Проспект, 2004.
11.Кузнецова Н.В. Экологическое право. М.: Юриспруденция, 2005.-181с.
12.Сиваков Д.О. Новый Водный Кодекс РФ – итог обновления водного права // Законодательство и экономика.- 2006 г.-№7.
Вопрос-ответ:
Какие объекты относятся к использованию и охране водных ресурсов?
К объектам использования и охраны водных ресурсов относятся реки, озера, пруды, водохранилища, водозаборные сооружения, водопроводы и другие водные объекты.
Каковы права собственности и право пользования на водные объекты?
Право собственности на водные объекты может принадлежать государству или частным лицам. Право пользования на водные объекты регулируется законодательством, и может быть предоставлено гражданам, организациям или иным юридическим лицам.
Какие организационно-правовые инструменты используются для использования вод?
Для использования водных ресурсов применяются различные организационно-правовые инструменты, такие как разрешения на использование вод, лицензии на водопользование, договоры аренды или субаренды водных объектов, различные лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием вод и другие.
Как осуществляется охрана водных объектов?
Охрана водных объектов осуществляется путем установления водоохранных зон, где допускаются определенные ограничения и требования к использованию и охране водных ресурсов. В этих зонах может быть запрещено или ограничено проектирование, размещение, строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, чтобы предотвратить загрязнение или ухудшение качества воды.
Какие источники литературы рекомендуется использовать для изучения правового регулирования использования и охраны вод?
Для изучения правового регулирования использования и охраны вод рекомендуется использовать законы и нормативные документы, касающиеся данной темы, специальную литературу по водному праву, а также материалы и исследования судебной практики и научных изданий по данной проблематике.
Какие объекты водных ресурсов подлежат использованию и охране?
Объектами использования и охраны водных ресурсов являются реки, озера, водохранилища, водотоки, подземные воды и другие водные объекты.
Каковы права собственности и право пользования на водные объекты?
Право собственности на водные объекты может принадлежать государству, муниципальным образованиям или частным лицам. Право пользования на водные объекты может быть предоставлено юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством.
Какие организационно-правовые инструменты существуют для использования водных ресурсов?
Для использования водных ресурсов существуют следующие организационно-правовые инструменты: лицензирование водопользования, установление водных платежей, разработка и утверждение водохозяйственных регламентов, осуществление контроля и надзора за использованием вод.
Как осуществляется охрана водных объектов?
Охрана водных объектов осуществляется путем установления и соблюдения водоохранных зон, где регулируются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, а также установлением нормативов качества вод и законодательства, регламентирующего использование водных ресурсов.