Налоговое регулирование в сфере малого предпринимательства.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 12.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Предприятия малого бизнеса как субъекты налогового права
2. Упрощённая система налогообложения (УСН)
3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
4. Налоговое планирование в малом бизнесе
Заключение
Список использованных источников
Классический налоговый план должен включать в себя следующие разделы:
1. Построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения).
2. Определение совокупных налоговых издержек.
3. Расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения.
4. Составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.
Оптимизационный налоговый план должен отличаться от классического налогового плана наличием следующих дополнительных разделов:
1. Разработка календарного плана мероприятий по реализации налоговой схемы.
2. Построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения и конкретной налоговой схемой).
3. Определение совокупных налоговых издержек.
4. Определение дополнительных издержек, связанных с реализацией налоговой схемы.
5. Расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек и дополнительных издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения.
6. Учет налоговых рисков.
7. Составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.
Для правильного установления отпускных цен на работы и услуги, корректного расчета затрат и финансовых результатов, формирования жизнеспособного плана денежных поступлений и выплат необходимо учесть установленную законодательством совокупность налогов, уплачиваемых предприятием. Поэтому в состав финансового и любого плана, разрабатываемого на предприятии, следует включать отдельным разделом расчет налогов.
Налоговые издержки должны учитываться при составлении плана доходов и расходов предприятия, основной целью которого является расчет финансового результата его деятельности. Форма составления плана доходов и расходов и показатели, входящие в его состав, напрямую зависят от налогового режима, под который попадает рассматриваемое предприятие.
При составлении плана денежных поступлений и выплат (плана движения денежной наличности) налоги учитываются в разделе платежей предприятия. Назначение этого плана - правильное планирование денежной наличности, так как вполне рентабельные фирмы терпят банкротство из-за того, что у них не хватает оборотных средств. В плане денежных поступлений и выплат налоговые платежи по отдельным налогам включаются единой суммой. Все платежи строго относятся на тот месяц, где они планируются к уплате. Поэтому необходимо установить строгое соответствие между этим планом и налоговым календарем предприятия. План денежных поступлений и выплат позволяет оценить, в каком месяце у предприятия может возникнуть дефицит. Как правило, дефицит денежных средств приходится на периоды, наиболее "отягощенные" налоговыми платежами. Предприятию бывает затруднительно отсрочить уплату налогов, но те из платежей, уплату которых возможно варьировать во времени, оно может перенести на другой, более благоприятный, период.
В заключительной части налогового раздела плана следует привести расчет эффективности налогообложения. В качестве основного оценочного показателя возможно использовать показатель эффективности затрат на мероприятия, осуществляемые в рамках выбранной системы налогового планирования.
Заключительным этапом работы по внедрению налогового планирования на предприятии должен стать процесс организации внутреннего налогового контроля. На крупных предприятиях этой работой занимаются специальные структуры: службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные службы и т.п. На средних и мелких предприятиях основные функции по организации налогового контроля должны взять на себя руководители предприятия. Основные исполнители контроля - привлекаемые извне специалисты (как правило, внешние аудиторы). Поэтому еще одним вариантом организации работы малых предприятий в области налогового планирования может быть заключение договора со специализированной аудиторской компанией на осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты предприятием налогов (налогового аудита) и получения консультаций по вопросам, связанным с налогообложением.
Заключение
По мнению большинства субъектов малого предпринимательства в России, если выплачивать абсолютно все налоги в полном объеме, малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Данное обстоятельство наиболее пагубно сказывается на начинающих бизнесменах, которые, выплачивая налоги в полном объеме, не справляются с высокой конкуренцией, характеризующей малый бизнес.
Вместе с тем стоит отметить, что суть проблемы налогообложения лежит гораздо глубже, чем просто в большом налоговом бремени предприятий.
Субъекты малого предпринимательства довольно часто подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, различные ведомства, выражая свое недовольство их работой, а также принимаемыми законодательными актами. Несомненно, несовершенство законодательной базы в итоге приводит к конфликту между государством и малыми предприятиями. Так, создаваемые нормативные акты, направленные на урегулирование налогообложения, содержат двусмысленные, расплывчатые формулировки, тем самым показывая свою недоработанность. Резкой критике подвергается вся налоговая система, в частности механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Для бизнесмена поход в налоговую службу ассоциируется с томительным ожиданием и некачественным консультированием.
В результате государство старается совершенствовать налоговое законодательство, в то время как предприниматели адаптируются иным способом: минимизируют свои налоги, прибегая к так называемым серым схемам, уходя в теневую экономику.
В связи со сказанным стоит выделить основные проблемы налоговой системы в отношении малого бизнеса:
1) отсутствие развитости механизмов налогообложения и перераспределения налогов;
2) нестабильное, постоянно изменяющееся налоговое законодательство;
3) сложность и расплывчатость норм принимаемых законов в области налогообложения;
4) слишком высокие размеры взимаемых налогов;
5) неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.
Государство пытается решить возникший конфликт. Например, можно отметить и отдельные положительные качества налогообложения малых предприятий: в отдельных видах деятельности (инновационных технологиях, наукоемких и высокотехнологичных отраслях) субъекты малого предпринимательства имеют некоторые льготы по налогам. Однако указанные меры воспринимаются предпринимателями как недостаточная государственная поддержка, они требуют еще большего снижения налогового бремени для большинства молодых предприятий (хотя бы для тех, опыт работы которых не достиг 3 лет).
В заключение стоит отметить, что политика государства должна быть направлена на создание дополнительных налоговых льгот, повышение качества принимаемых законов, совершенствование обслуживания налоговых ведомств, а также подготовку квалифицированных кадров. Обозначенные меры в совокупности позволят значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики и наладить взаимоотношения с исполнительной и законодательной властью России.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - N 32 ст. 3301. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - N 5. - ст. 410.
Налоговый кодекс РФ. Часть первая. от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3487.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
Научная и учебная литература
Борисов А.Н. Упрощенная система налогообложения: комментарий к главе 26.2 части второй Налогового кодекса РФ (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. М.: Вузовский учебник, 2006.
Волобуева Н.А. Управление налогообложением субъектов малого предпринимательства на региональном уровне // Налоги, 2007, N 3.
Еналеева И.Д., Сальникова Л.Н. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2008.
Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный): Учеб. пособие / Сост. и автор С.Д. Шаталов. М., 2007.
Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2007.
Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном // СПС "КонсультантПлюс", 2007.
Лушникова М.В. Налоговое право (часть общая): Учебное пособие / Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2008.
Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. N 5.
Малявкина Л.И. Учет в организациях, применяющих разные режимы налогообложения // Бухгалтерский учет. 2007. N 7
Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2007.
Постатейный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Часть первая / Под общ. ред. В.И. Слома и А.М. Макарова. М., 2000.
Материалы судебной практики
3.1. Письмо Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 года "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.
Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. N 5. С. 62.
Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. М.: Вузовский учебник, 2006. С. 5.
Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 9.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - N 32 ст. 3301. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - N 5. - ст. 410.
Налоговый кодекс РФ. Часть первая. от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3487.
Письмо Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 года "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.
Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном // СПС "КонсультантПлюс", 2007. С. 142.
Лушникова М.В. Налоговое право (часть общая): Учебное пособие / Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2008. С. 78.
Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. 2006. С. 177.
Борисов А.Н. Упрощенная система налогообложения: комментарий к главе 26.2 части второй Налогового кодекса РФ (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2007. С. 183.
Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный): Учеб. пособие / Сост. и автор С.Д. Шаталов. М., 2007. С. 211.
Еналеева И.Д., Сальникова Л.Н. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2008. С. 78.
Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2008. N 5. С. 62.
Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2007. С. 272.
Малявкина Л.И. Учет в организациях, применяющих разные режимы налогообложения // Бухгалтерский учет. 2007. N 7. С. 12.
2
1.Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г.
1.2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - N 32 ст. 3301. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - N 5. - ст. 410.
1.3.Налоговый кодекс РФ. Часть первая. от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
1.4.Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3487.
1.5.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
2.Научная и учебная литература
2.1.Борисов А.Н. Упрощенная система налогообложения: комментарий к главе 26.2 части второй Налогового кодекса РФ (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
2.2.Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. М.: Вузовский учебник, 2006.
2.3.Волобуева Н.А. Управление налогообложением субъектов малого предпринимательства на региональном уровне // Налоги, 2007, N 3.
2.4.Еналеева И.Д., Сальникова Л.Н. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2008.
2.5.Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
2.6.Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный): Учеб. пособие / Сост. и автор С.Д. Шаталов. М., 2007.
2.7.Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
2.8.Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2007.
2.9.Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном // СПС "КонсультантПлюс", 2007.
2.10.Лушникова М.В. Налоговое право (часть общая): Учебное пособие / Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2008.
2.11.Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. N 5.
2.12.Малявкина Л.И. Учет в организациях, применяющих разные режимы налогообложения // Бухгалтерский учет. 2007. N 7
2.13.Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2007.
2.14.Постатейный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Часть первая / Под общ. ред. В.И. Слома и А.М. Макарова. М., 2000.
3.Материалы судебной практики
3.1. Письмо Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 года "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.
Вопрос-ответ:
Какие предприятия относятся к малому бизнесу и какие права и обязанности у них есть в сфере налогового права?
Согласно законодательству, предприятия малого бизнеса включают в себя индивидуальных предпринимателей, а также юридические лица, которые удовлетворяют определенным критериям по численности сотрудников и объему полученных доходов. Малые предприятия имеют ряд прав и преимуществ, таких как возможность применения упрощенной системы налогообложения, а также сниженные ставки налогов. Однако они также несут определенные обязательства по уплате налогов и предоставлению отчетности в налоговые органы.
Что такое упрощенная система налогообложения и какие типы доходов подпадают под нее?
Упрощенная система налогообложения (УСН) - это особенная форма налогообложения, предоставляемая предприятиям малого бизнеса. Она позволяет уменьшить налоговую нагрузку и снизить бюрократические издержки в сфере налогового учета. В рамках УСН предприятия имеют возможность платить налоги по фиксированным ставкам на основе своего дохода без учета всех расходов. Таким образом, под упрощенную систему налогообложения попадают доходы, которые предусмотрены законодательством и не превышают установленные лимиты для каждого вида деятельности.
Что такое единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и для каких предприятий он может быть применен?
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - это специальная форма налогообложения, которая позволяет заменить несколько налогов одним фиксированным платежом. ЕНВД может быть применен для предприятий, занимающихся определенными видами деятельности, например, розничной торговлей, услугами общественного питания и туристической деятельностью. При этом, предприятия, выбравшие ЕНВД, освобождаются от уплаты других налогов, таких как НДС и прибыльный налог.
Кто является субъектами налогового права в сфере малого предпринимательства?
Субъектами налогового права в сфере малого предпринимательства являются предприятия малого бизнеса, которые ведут предпринимательскую деятельность и выполняют налоговые обязательства перед государством.
Что такое упрощенная система налогообложения (УСН) и как она применяется в малом бизнесе?
Упрощенная система налогообложения (УСН) представляет собой специальный режим налогообложения, применяемый для предприятий малого бизнеса. По этой системе налоги исчисляются и уплачиваются на основе определенного процента от выручки или дохода.
Что такое единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и как он применяется в малом бизнесе?
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - это специальный налоговый режим, предназначенный для определенных видов деятельности в малом бизнесе. Он рассчитывается исходя из норматива дохода, который вменяется предпринимателю в зависимости от его вида деятельности.
Как осуществляется налоговое планирование в малом бизнесе?
В малом бизнесе налоговое планирование осуществляется путем разработки и применения оптимальных стратегий и схем расчета налогов. Цель такого планирования - минимизация налоговых платежей и снижение налоговых издержек предприятия.
Какие разделы включает классический налоговый план в малом бизнесе?
Классический налоговый план в малом бизнесе включает следующие разделы: 1) построение схемы исчисления налогов в соответствии с выбранной системой налогообложения; 2) определение совокупных налоговых издержек, включая все прямые и косвенные налоговые платежи; 3) расчет и анализ эффективности налогового планирования и его влияния на финансовые результаты предприятия.
Какие предприятия относятся к субъектам налогового права в сфере малого предпринимательства?
Субъектами налогового права в сфере малого предпринимательства являются предприятия, которые соответствуют определенным критериям, установленным законодательством. Это могут быть индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и отвечающие установленным правилам о размере дохода, численности работников, объеме активов и другим параметрам.
Что такое упрощенная система налогообложения (УСН) и как она применяется в сфере малого предпринимательства?
Упрощенная система налогообложения (УСН) представляет собой специальный режим налогообложения, который применяется для субъектов малого предпринимательства. Он предполагает упрощенную процедуру расчета и уплаты налогов. Ставка налога в УСН зависит от вида деятельности и установлена фиксированной, либо в процентах к выручке. В рамках УСН может быть уплачен только один налог – налог на доходы или налог на прибыль, в зависимости от формы предприятия.