Взаимоотношения коммерческих банков с органами банковского контроля

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Банковское дело
  • 29 29 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 28.11.2007
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Внешний контроль за деятельностью коммерческих банков
2. Виды внешнего контроля
3. Меры воздействия, применяемые к отдельным банкам
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Эта мера предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков средств на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков); она распространяется на все филиалы банка и оформляется предписанием, в котором должна быть установлена также дата начала применения данной меры воздействия. Если по истечении срока действия предписания финансовое положение банка не улучшилось, то эта мера может быть применена вновь.
Если территориальное учреждение Банка России принимает решение направить в центральный аппарат ЦБ ходатайство об отзыве у банка лицензии, то в тот же день оно должно ввести ограничение на выполнение данным банком следующих операций:
привлечение средств физических и юридических лиц во вклады, а также путем продажи им собственных ценных бумаг, привлечение межбанковских кредитов, открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся участниками банка;
открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся участниками банка, счетов банкам – корреспондентам и небанковским кредитным организациям своих корреспондентских счетов в других кредитных организациях;
выдача банковских гарантий;
купля и продажа физическим лицам иностранных валют;
открытие обезличенных металлических счетов для привлечения драгоценных металлов во вклады от лиц, не являющихся участниками банка;
перечисление средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по поручению юридических лиц.
Запрет на выполнение банком отдельных операций (одной или нескольких), предусмотренных его лицензией, может быть введен в случае невыполнения им в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Запрет вводится в зависимости от финансового состояния банка, соблюдения им требований законов и нормативных актов Банка России, характера рисков клиентов и кредиторов банка. Запрет означает требование полностью прекратить вести соответствующие операции с даты, установленной предписанием, и распространяется на все филиалы банка.
В таком предписании также должна быть рекомендация банку ограничить или прекратить выплату дивидендов, а его акционерам (пайщикам) – воздержаться от выхода из состава участников банка.
В случае реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (в частности, при прекращении банком выплат по своим обязательствам), непредставления отчетности на 2 отчетные даты за последние 12 месяцев или представления недостоверной отчетности указанный запрет может быть введен незамедлительно.
Если принято решение направить в Банк России ходатайство об отзыве у банка лицензии, то в тот же день вводится запрет на платежи (дополнительно к ограничениям на ведение отдельных операций, перечисленные в предыдущем пункте):
через расчетную систему Банка России;
через корреспондентские счета в других кредитных организациях.
Если банк отнесен к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, то ему запрещается покупать и продавать иностранные валюты (как в наличной, так и безналичной формах). Однако надзорный орган может не применять данную меру воздействия к банку, выполняющему мероприятия по собственному оздоровлению или реорганизации (если соответствующий план признан реальным и выполняется в предусмотренные сроки).
Аналогичная мера воздействия должна быть применена к банку, отнесенному к группе банков, испытывающих серьезные финансовые трудности, в случае если:
банк не выполнил в установленный срок предъявленного ему требования разработать план оздоровления или реорганизации;
представленный план оздоровления был признан нереальным или реорганизация была признана нецелесообразной;
признанный реальным план оздоровления или план реорганизации не выполняется в предусмотренные сроки по состоянию на 2 последние отчетные даты.
Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем банка, неудовлетворительного финансового положения в целях ограничения рисков кредиторов и клиентов, оформляется предписанием и может быть введен вновь, если по истечении срока действия предписания соответствующие проблемы банка не ликвидированы.
В случаях систематического (более 3-х раз за последние 12 месяцев) невыполнения банком в срок требований об устранении нарушений, приведших к ухудшению его финансового положения и создавших реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), выявления серьезных нарушений в организации учета в банке, несоблюдения им законов при выполнении банковских операций, включая операции на рынке ценных бумаг, надзорный орган может потребовать заменить руководителя исполнительного органа банка. Данное требование может быть выдвинуто, если:
на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка (филиала) назначены лица, предварительно не согласованные с Банком России;
в течение последних 12 месяцев были повторно нарушены требования законов и нормативных актов Банка России к участникам банка при формировании его уставного капитала.
Требование о замене руководителей банка оформляется в виде предписания.
Штрафы и иные меры воздействия применяются к банкам также в случаях, если:
нарушены сроки представления отчетности, ее опубликования в открытой печати, а также сроки представления аудиторских заключений, копий издания, в которых опубликован годовой отчет;
отчетность представлена и/или опубликована в объеме и/или в формах, не соответствующих требованиям Банка России;
установлены факты недостоверности отчетных данных.
В случае выявления недостоверности отчетных данных, означающей попытку скрыть реальное финансовое положение банка, причем это положение таково, что создает угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), надзорный орган незамедлительно применяет наиболее сильные меры воздействия, включая подготовку ходатайства об отзыве у банка лицензии.
Перечень вопросов, подлежащих первоочередной проверке при проведении проверок достоверности отчетности кредитных организаций.
1. Достоверность качества кредитного портфеля. Необходимо дать оценку реальности определения кредитных рисков как в момент возникновения кредитной и приравненной к ней задолженности, так и в последующем в процессе ее реклассификации, а также полноты сформированного резерва на возможные потери по ссудам.
2. Правильность расчета выполнения экономических нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для проведения расчета, в том числе в части полноты отражения в расшифровках достоверных данных по всем филиалам банка.
3. Правильность отражения полученных банком доходов и произведенных расходов. Операции должны отражаться в строгом соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Согласно указанным Правилам доходы и расходы учитываются по кассовому методу, т. е. в момент их осуществления.
Не допускается формирование доходов за счет взимания процентов авансом при выдаче кредитов, за счет предоставления новых кредитов с направлением кредита на уплату процентов, в том числе просроченных, за ранее выданные кредиты.
Заключение
Банковский контроль в России – динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского контроля задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков. В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секторе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса.
Органы банковского контроля должны требовать от всех банков независимо от размера наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка, рискам, принимаемым им в процессе осуществления балансовых и забалансовых операций. Система внутреннего контроля должна также быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. В случаях, когда надзорные органы приходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком (например, не удовлетворяет всем принципам, содержащимся в настоящем документе), они обязаны предпринять надлежащие меры.
Несмотря на все сказанное, в контроле над банковской деятельностью существуют проблемы, которые сдерживают динамичное развитие банковского сектора. Одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие сектора, банкиры называют систему контроля и регулирования. Изначально орган контроля осуществлял свою деятельность на основании мониторинга банковской отчетности. Банки обязаны заполнять многочисленные отчетные формы, число которых превышает 100 в месяц, что требует значительных затрат времени и денег. Стандарты отчетности весьма формальны и основаны на оценке не столько качественных, сколько количественных показателей деятельности. Пруденциальный банковский надзор, призванный предотвращать проблемы, подменяется формальной и бюрократической процедурой контроля за соблюдением требований по отчетности. Нарушение порядка предоставления отчетности влечет за собой санкции со стороны органа контроля.
С одной стороны, в нормативно-правовой базе сохраняются многочисленные пробелы, оставляющие Банку России возможность принимать решения по собственному усмотрению. С другой стороны, в свете перехода от формального к рискориентированному надзору, без мотивированных суждений не обойтись. Тем не менее, для устранения рискованной банковской практики необходимо, прежде всего реальное выполнение правил – как действующих, так и тех, что еще предстоит принять. Перед законодателем стоит актуальная задача формализовать критерии оценки деятельности банков, там, где это необходимо.
Здесь можно говорить о критериях отзыва лицензий и исключения банков из системы страхования, наложения санкций и запрещения определенных банковских операций. Многие проблемы непонимания и неадекватных мер Банка России могут быть решены за счет кураторов. Институт банковских кураторов существует во многих странах, например, США, Австралии, Южной Корее. Кураторы могут быть прикреплены к крупнейшим банкам, что позволит наладить плотный обмен информацией и избежать двусмысленных ситуаций, в которые банки попадают вследствие формального контроля.
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 248-ФЗ).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007)"О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)".
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 31.03.1997 N 02-139 (ред. от 15.07.2005)"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 31.03.1997 N 59).
ПИСЬМО ЦБ РФ от 17.05.2006 N 69-Т" О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЯХ".
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 23.07.2004 N 1480-У" О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО УТРАТИВШЕЙ СИЛУ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 31 МАРТА 1997 ГОДА N 59 "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 19.03.2004 N 1396-У" О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО УТРАТИВШЕЙ СИЛУ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 31 МАРТА 1997 ГОДА N 59 "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БАНКОВСКИЙ ЖУРНАЛ. № 05(144), 2007. – С. 18-20.
Банковское Обозрение №5 (71),2006 / Неформальный надзор.
Банковское дело: учебное пособие. под ред. О. И. Лаврушина. - Изд. 2-е, стер. - Москва: КноРус, 2007. – 343 с.
Банковское дело: учебник / Е. П. Жарковская. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: ОМЕГА-Л, 2007. – 476 с.
Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др. - 5-е изд., - Москва: КНОРУС, 2007. – 766 с.
Банковское дело: учебное пособие. Мотовилов О.В. - Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2007. – 230 с.
Банковское дело: учебное пособие. А.М. Тавасиев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ: ЮНИТИ-Дана, 2007. – 286 с.
Финансы и кредит: учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой. - Москва: Финансы и статистика, 2006. – 510 с.
Банковское Обозрение №5 (71),2006 / Неформальный надзор. С. 27.
Банковское дело: учебник / Е. П. Жарковская. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: ОМЕГА-Л, 2007. – С. 314.
Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др. - 5-е изд., - Москва: КНОРУС, 2007. – С. 471.
Финансы и кредит: учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой. - Москва: Финансы и статистика, 2006. – С. 321.
Банковское дело: учебное пособие. под ред. О. И. Лаврушина. - Изд. 2-е, стер. - Москва: КноРус, 2007. – С. 148.
Банковское дело: учебное пособие. Мотовилов О.В. - Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2007. – С. 153.
Банковское дело: учебное пособие. А.М. Тавасиев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ: ЮНИТИ-Дана, 2007. – С. 174.












12

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 248-ФЗ).
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007)"О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)".
3.ПРИКАЗ ЦБ РФ от 31.03.1997 N 02-139 (ред. от 15.07.2005)"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 31.03.1997 N 59).
4.ПИСЬМО ЦБ РФ от 17.05.2006 N 69-Т" О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЯХ".
5.УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 23.07.2004 N 1480-У" О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО УТРАТИВШЕЙ СИЛУ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 31 МАРТА 1997 ГОДА N 59 "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
6.УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 19.03.2004 N 1396-У" О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО УТРАТИВШЕЙ СИЛУ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 31 МАРТА 1997 ГОДА N 59 "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
7.АНАЛИТИЧЕСКИЙ БАНКОВСКИЙ ЖУРНАЛ. № 05(144), 2007. – С. 18-20.
8.Банковское Обозрение №5 (71),2006 / Неформальный надзор.
9.Банковское дело: учебное пособие. под ред. О. И. Лаврушина. - Изд. 2-е, стер. - Москва: КноРус, 2007. – 343 с.
10.Банковское дело: учебник / Е. П. Жарковская. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: ОМЕГА-Л, 2007. – 476 с.
11.Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др. - 5-е изд., - Москва: КНОРУС, 2007. – 766 с.
12.Банковское дело: учебное пособие. Мотовилов О.В. - Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2007. – 230 с.
13.Банковское дело: учебное пособие. А.М. Тавасиев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ: ЮНИТИ-Дана, 2007. – 286 с.
14.Финансы и кредит: учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой. - Москва: Финансы и статистика, 2006. – 510 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом коммерческим банкам осуществляется внешний контроль за их деятельностью?

Внешний контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется органами банковского контроля.

На какие виды внешнего контроля могут подвергаться коммерческие банки?

Коммерческие банки могут подвергаться различным видам внешнего контроля, таким как аудит, проверка финансовой отчетности и проверка соблюдения нормативных актов банковского законодательства.

Какие меры воздействия могут быть применены к отдельным банкам в рамках внешнего контроля?

Внешний контроль может предусматривать применение различных мер воздействия к отдельным банкам, например, установление количественных ограничений на проведение определенных операций или применение финансовых санкций.

Какие ограничения могут быть установлены коммерческим банкам в рамках внешнего контроля?

Органы банковского контроля могут устанавливать ограничения на проведение различных операций коммерческими банками, например, на максимальный объем остатков средств на определенных счетах или на количество клиентов, кредиторов или заемщиков.

На каких областях работы коммерческих банков может осуществляться внешний контроль?

Внешний контроль может осуществляться на различных областях работы коммерческих банков, включая финансовую деятельность, кредитование, инвестиционную деятельность и соблюдение законодательства о противодействии отмыванию денег.

Каким образом осуществляется контроль банковской деятельности?

Контроль над банками осуществляется внешними органами банковского контроля, которые регулируют и соблюдают правила и нормы банковской деятельности.

Какие виды внешнего контроля существуют для коммерческих банков?

Для коммерческих банков существуют различные виды внешнего контроля, такие как лицензирование банковской деятельности, аудит банков и регулярное подчинение банковским инспекциям.

Какие меры воздействия могут быть применены к отдельным банкам?

К отдельным банкам могут быть применены различные меры воздействия, такие как ограничения на проведение определенных операций или пределы на объемы средств и клиентов, а также привлечение банка к административной ответственности или лишение лицензии.

Что подразумевается под мерами воздействия на банки?

Меры воздействия на банки включают в себя установление количественных ограничений на проведение определенных операций, таких как максимальный объем остатков средств на счетах или количество клиентов и заемщиков. Эти меры распространяются на все филиалы банка и оформляются при помощи специальных документов.