"Цели и средства внешнеторговой политики России на современном этапе".
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 10.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и ее цели
1.2 Виды внешнеторговой политики
1.3 Свободная торговля и протекционизм
2. Регулирование внешнеторговой политики
2.1 Таможенные тарифы
2.2 Ставка пошлины
2.3 Направление действия пошлин
2.4 Экономический характер
2.5 Нетарифные барьеры
3. Внешнеторговая политика России
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России
3.2 Внешнеторговый оборот России
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России
Заключение
Список литературы
Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной деятельности в условиях полной ответственности производителей за принимаемые ими решения.Селективная роль импорта не заканчивается на этапе реализации стратегии внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики Российской Федерации. По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.Экспортная специализация страны. Определение экспортной специализации страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии внешнеторговой деятельности.Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом определенных действий государства на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной деятельности производителей.Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство не должно пассивно воспринимать самоопределение формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она не может быть исключительно результатом действий, предпринятых самостоятельно производителями.При этом роль государства в развитии экспорта должна заключаться в постоянном поиске и выявлении производств, выделяемых мировым и внутренним рынками, и оказании им различных видов услуг и помощи.Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей для себя выгодой.Создавая необходимые условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров.Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции. Для России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной программе развития экспорта, который в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.В связи с этим для достижения поставленных целей государство должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству - расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.Определение структуры экспортной специализации является результатом длительного процесса, выражающегося в нарастающем эффекте всей стратегии внешнеторговой деятельности, а не является результатом единовременного решения, принимаемого в начале реализации. Экспортная специализация страны станет итогом определенных действий государства, основу которого составят результаты самостоятельной хозяйственной деятельности производственных единиц.Географический аспект. В период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран.Образование взаимовыгодного общего рынка обеспечит углубленное взаимодействие между национальными экономиками стран ближнего зарубежья на основе свободного перемещения товаров между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями и потребителями. Создание условий для сотрудничества на хозяйственном уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие задачи, как "чем торговать" и "как торговать".Особая роль в обеспечении взаимодействия национальных рынков и формирования на этой основе общего рынка должна быть отведена определению и введению в странах ближнего зарубежья единых норм и стандартов, соответствующих мировому уровню.По поводу формирования общего рынка стран СНГ среди специалистов еще нет единства, можно выделить следующие основные направления его развития:• постепенное изменение процесса координации хозяйственных планов и режима товарооборота в направлении более широкого использования стоимостного обмена;• расширение поставок на прямых связях;• прямое взаимодействие национальных оптовых рынков стран-членов СНГ;• развитие приграничной торговли.Соответствующие изменения должны претерпеть и основные элементы механизма торгово-экономического сотрудничества, приобретающие черты, свойственные рыночным отношениям:• в совместной деятельности центр тяжести должен сместиться к использованию экономических методов управления интеграцией;• в сфере ценообразования должно произойти сближение контрактных цен, применяемых во взаимной торговле стран - членов СНГ, с мировыми ценами;• в валютной и кредитно-финансовой сферах должны быть созданы условия для формирования валютного союза стран Содружества, основанного на взаимной обратимости национальных валют и их обратимости в свободно конвертируемые валюты.Общий рынок стран ближнего зарубежья не обособляется от мирового рынка, формируется с учетом всемирного разделения труда. Вместе с тем экономическая интеграция должна уметь себя защитить. Степень защиты в случаях сильной иностранной конкуренции не должна быть больше, чем она имеет место в наиболее промышленно развитых странах мира.ЗаключениеРеализация стратегии. Стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно.На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта.На протяжении этого этапа реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности экспорта производственного предприятия.На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления:• расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;• исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства;• продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта.На данном этапе экономика Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или приоритетное, развитие определенных отраслей.Данный этап должен завершиться созданием условий для открытой экономики.Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.Доминантой открытой экономики является расширение функций внешнеторгового обмена продукцией в материально-вещественной форме в процессе социально-экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу - повышение национального дохода. При этом почти все отрасли производственной деятельности постоянно сталкиваются с конкуренцией на мировых рынках. Это становится возможным благодаря производству основной части продукции не только для внутристранового рынка, но и для экспорта при одновременном разрешении конкурирующего импорта в определенных пропорциях.Экспорт и импорт на четвертом этапе реализации внешнеторговой стратегии носят специализированный характер. Существующая разница между объемом экспорта и объемом импортных потребностей настолько высока, что практически не существует проблемы внешнего платежеспособного спроса - основного барьера внешнеторгового обмена.Весь этот период можно рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.Достижение этих рубежей возможно не только в результате радикального совершенствования механизма внешнеторгового комплекса страны в целом, но и деятельности всех хозяйствующих субъектов, занимающихся международным бизнесом, обеспечивающим обмен продукцией в материально-вещественной форме, независимо от форм собственности.Изложенная стратегия должна стать основой для разработки Концепции внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации.Список литературы1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2007.2. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007 3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2005.4. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С.2715. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006 6. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С.28-41 7. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2006 8. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007 9. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2006 10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2007 11. Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2005 12. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003 13. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.14. http://www.giac.ru
1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2007.
2. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007 3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2005.
4. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С.271
5. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006
6. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С.28-41
7. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2006
8. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007
9. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2006
10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2007
11. Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2005
12. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003
13. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
14. http://www.giac.ru
Вопрос-ответ:
Что такое внешнеторговая политика и какие у нее цели?
Внешнеторговая политика - это система мер и действий государства в области внешней торговли с целью защиты своих экономических интересов и обеспечения благосостояния. Главными целями внешнеторговой политики являются увеличение экспорта товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций, защита национального производителя от конкуренции, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
Какие виды внешнеторговой политики существуют?
Существуют два основных вида внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм. Свободная торговля заключается в открытости рынков и отсутствии барьеров для внешней торговли. Протекционизм, напротив, предполагает применение различных мер по ограничению импорта товаров и услуг для защиты отечественной продукции и развития отраслей экономики.
Как осуществляется регулирование внешнеторговой политики?
Регулирование внешнеторговой политики осуществляется с помощью таких инструментов, как таможенные тарифы и пошлины. Таможенные тарифы устанавливаются для регулирования объемов и структуры импорта и экспорта товаров. Ставка пошлины определяется в процентах от стоимости товара и взимается при его ввозе или вывозе. Направление действия пошлин может быть защитным (повышение цены импортных товаров) или стимулирующим (снижение цены экспортной продукции). Кроме того, внешнеторговую политику могут регулировать нетарифные барьеры, такие как лицензирование, квоты, санитарные и фитосанитарные требования.
Какая сущность внешнеторговой политики?
Внешнеторговая политика представляет собой совокупность мер и действий, направленных на установление и регулирование экономических отношений между странами через внешнюю торговлю.
Какие цели преследует внешнеторговая политика?
Цели внешнеторговой политики включают увеличение объемов экспорта товаров и услуг, установление взаимовыгодных торговых отношений с другими странами, защиту интересов национального производителя, привлечение иностранных инвестиций и технологий.
Какие виды внешнеторговой политики существуют?
Существуют две основных формы внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм. Свободная торговля предполагает отсутствие таможенных и других препятствий для внешней торговли. Протекционизм, напротив, включает в себя применение тарифных и нетарифных мер для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
Как регулируется внешнеторговая политика?
Внешнеторговая политика регулируется с помощью таких инструментов, как таможенные тарифы, ставки пошлин, направление действия пошлин, экономический характер и нетарифные барьеры.
Какие тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России?
Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России включают укрепление позиций России на международных рынках, привлечение иностранных инвестиций, развитие экспорта высокотехнологичной продукции, диверсификацию экспортных рынков, участие в международных торговых организациях и формирование партнерских отношений с другими странами.
Какие цели преследует внешнеторговая политика России на современном этапе?
Основные цели внешнеторговой политики России на современном этапе включают развитие экономических и торговых отношений с другими странами, привлечение иностранных инвестиций, расширение экспорта российских товаров, защиту интересов отечественных производителей на внешних рынках и улучшение торгового баланса.
Какие средства использует Россия в своей внешнеторговой политике?
Россия использует различные средства в своей внешнеторговой политике, такие как установление таможенных тарифов, введение торговых ограничений и запретов, заключение международных торговых договоров, проведение переговоров и дипломатических миссий, создание торговых блоков и экономического союза с другими странами.