Ценные бумаги в системе исламских финансов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Рынок ценных бумаг
  • 25 25 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 05.04.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности исламской финансовой системы
1.1. Особенности исламских банков
1.2. Основные продукты исламского банка
1.3. Потребители исламских банковских продуктов
1.4. Исламский банкинг в России
2. Исламские ценные бумаги
2.1. Понятие сукук и их особенности
2.2. Реализация исламских моделей финансирования в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Говоря о перспективах осуществления выпуска исламских облигаций по российскому праву, стоит отметить следующее. Поскольку сама концепция исламских облигаций отличается от концепции облигаций в российском праве, велика вероятность того, что исламские облигации не будут рассматриваться как ценные бумаги по российскому праву регулирующими и судебными органами, что создает непосредственные правовые преграды для использования таких инструментов в России.
В соответствии с российским правом «ценными бумагами» являются документы, названные в качестве таковых в ГК РФ (государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги), а также иные документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ) Следовательно, не предусмотренные действующим законодательством ценные бумаги таковыми не являются. Так п. 1 ст. 5 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ гласит: «На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг… публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В российском гражданском праве под облигацией понимается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (ст. 816 ГК РФ, ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ). Облигация является эмиссионной ценной бумагой и размещается выпусками. Выпуск облигаций регулируется законодательством РФ о ценных бумагах.
Коренным отличием исламских облигаций от традиционных является то, что первые связаны с материальным активом, наделяют их владельцев долей в праве общей собственности на материальный актив с соответствующими правовыми последствиями, а их выпуск осуществляется через процедуру секьюритизации. В свою очередь, традиционная облигация удостоверяет отношения займа между владельцем облигации, являющимся кредитором, и эмитентом, являющимся должником, и наделяет ее владельца правом требования к эмитенту об уплате номинальной стоимости облигации и определенной премии в установленный облигацией срок.
Некоторое сходство исламских ценных бумаг наблюдается с предусмотренными ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ ипотечными сертификатами участия, однако, думается, что попытка уместить исламские ценные бумаги в рамках данной правовой конструкции если не невозможна, то потребует значительных усилий юристов во взаимодействии с регулирующими органами с целью разъяснения последними возможности применения положений этого закона для разработки исламских облигаций, поскольку, как известно в среде юристов, многие положения этого закона до сих пор являются загадкой и могут быть поняты и правильно применены только при участии регулирующих органов (ФСФР РФ).
Думается, единственным возможным способом для российских юридических лиц осуществить заимствование на исламских принципах является выпуск облигаций по модели еврооблигаций или кредитных нот через специальное юридическое лицо или банк-посредник за пределами Российской Федерации в юрисдикции со льготным налогообложением и благоприятными условиями для выпуска исламских облигаций. Великобритания, если она примет запланированные законодательные акты, будет являться наиболее привлекательной юрисдикцией, принимая во внимание наличие между РФ и Великобританией договора об избежании двойного налогообложения. Для российского заемщика с точки зрения российского законодательства полученные средства будут рассматриваться как заем или кредит в зависимости от того, кто будет являться эмитентом ценных бумаг и предоставлять полученные от выпуска облигаций средства российскому юридическому лицу: специальное юридическое лицо или банк-посредник.

Как следует из анализа действующего гражданского законодательства и законодательства о ценных бумагах России, использование договоров на исламских принципах, в том числе для организации финансирования, в принципе возможно исходя из принципа свободы договора и предусмотренной ГК РФ концепции «смешанного договора» через так называемое «конструирование» — сочетание элементов различных договоров. Однако использование большинства договоров, таких как мурабаха, салам, истисна’, в практике банков невозможно, что показал пример Бадр-Форте Банка.

Выпуск исламских облигаций в российской правовой среде является менее осуществимым мероприятием, учитывая хотя и недостаточно (по сравнению с западными странами) разработанные, но от этого не менее жесткие требования законодательства о ценных бумагах. Думается, однако, что ничто не мешает российским компаниям (в отношении банков в силу «суперрегулирующей» роли ЦБ РФ такие заявления нужно делать осторожно) провести заимствование через выпуск еврооблигаций на основе исламских принципов за рубежом либо через специальное юридическое лицо, либо через банк-посредник, которые будут являться эмитентами ценных бумаг. Российское юридическое лицо с точки зрения российского законодательства будет являться заемщиком по договору займа (если эмитентом будет являться не банк) или по кредитному договору (если эмитентом облигаций будет являться банк). Во втором случае, однако, возможны менее благоприятные налоговые последствия, поскольку налоговые органы с подозрением относятся к беспроцентным кредитам, устанавливая дополнительные налоговые обязательства для заемщика. Также стоит отметить, что по действующему налоговому законодательству заемщик — российское юридическое лицо не сможет воспользоваться налоговыми вычетами со средств, уплаченных им в пользу владельцев выпущенных специальным юридическим лицом облигаций, так как для целей налогообложения эти средства не будут являться процентом по кредиту (займу).


Заключение
Популярность исламского банковского бизнеса и интерес к нему постоянно растут. Если абстрагироваться от религиозно-этического аспекта вопроса, есть ли какие-либо чисто экономические, финансовые преимущества той или иной модели? По мнению ряда экспертов, исламские банки вполне выдерживают конкуренцию с западными фининститутами, но какая из двух систем эффективнее, какая может лидировать при прочих равных условиях, сказать трудно. Рост числа исламских банков в современном мире связывают прежде всего с наличием большой незаполненной ниши спроса на банковские услуги со стороны потенциальных клиентов, строго выполняющих все предписания ислама, в том числе и в вопросах бизнеса.
Исламские ценные бумаги под названием «сукук» выглядят особенно привлекательно для европейских и американских инвесторов на фоне происходящего на мировых рынках замедления темпов мирового экономического роста. Эксперты отмечают, что в 2008 г. сумма выпущенных облигаций такого рода удвоится и составит около 100 млрд. долл. Общая же стоимость высококачественных исламских активов выросла в 2007г. на 20% и сейчас оценивается в 900 млрд. долл.
Более того, экономисты считают, что к 2010 г. этот показатель достигнет 2 трлн. долл. Поскольку Ислам запрещает проценты на капитал и, соответственно, облигации сукук, которые отвечают всем правилам Шариата, они пользуются во многих исламских странах огромной популярностью.
Даже несмотря на мировой финансовый кризис, рынок исламских облигаций продолжит привлекать как ближневосточных, так и иностранных инвесторов, поскольку эти ценные бумаги обладают рядом преимуществ.
В частности, их цена формируется на конкурентной основе и служит механизмом смягчения рисков. По оценкам экспертов, сейчас более активному спросу на кредиты по системе Шариата все еще препятствует ряд политических факторов, в частности существующая политическая нестабильность на Ближнем Востоке.
Однако все вышеперечисленное, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что в скором времени мировому бизнесу будет также сложно обходиться без исламских инвестиций, как и без ближневосточной нефти. В свою очередь новые экономические реалии заставят Запад серьезно пересмотреть свои отношения с теми государствами, которые снабжают его не только дешевым сырьем, но и финансовыми средствами.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями).
ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ.
ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ.
ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.
Беккин Р. И. Исламская ипотека и ее современные модификации / Проблемы современной экономики. — 2007. С. 348—350.
Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков / Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты // Под ред. Р. И. Беккина. — М., 2004. С. 91.
Амир Риман, Назим Али. Исламские финансы завоевывают глобальный рынок/ Harvard Business Review Россия. Режим доступа: http://www.hbr-russia.ru/issue/36/76
Некрасов Ю. Банкинг по законам шариата / БДМ. Банки и деловой мир. Режим доступа: http://www.bdm.ru/arhiv/2007/03/45.htm
Исламские банки: бизнес по шариату / Национальный банковский журнал. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?ID=56313

Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков / Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты // Под ред. Р. И. Беккина. — М., 2004. С. 91
Журавлев, А. Ю. Принципы функционирования исламских банков / Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты // Под ред. Р. И. Беккина. — М., 2004. С. 91.
Беккин Р. И. Исламская ипотека и ее современные модификации / Проблемы современной экономики. — 2007. С. 348
Ст. 2 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г.




1

Список литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации.
2.ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями).
3.ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ.
4.ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ.
5.ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.
6.Беккин Р. И. Исламская ипотека и ее современные модификации / Проблемы современной экономики. — 2007. С. 348—350.
7.Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков / Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты // Под ред. Р. И. Беккина. — М., 2004. С. 91.
8.Амир Риман, Назим Али. Исламские финансы завоевывают глобальный рынок/ Harvard Business Review Россия. Режим доступа: http://www.hbr-russia.ru/issue/36/76
9.Некрасов Ю. Банкинг по законам шариата / БДМ. Банки и деловой мир. Режим доступа: http://www.bdm.ru/arhiv/2007/03/45.htm
10.Исламские банки: бизнес по шариату / Национальный банковский журнал. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?ID=56313

Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют исламскую финансовую систему?

Особенностью исламской финансовой системы является запрет на получение дохода с помощью прямого простого займа (рискового долга) и преобладание сделок, связанных с реальными активами. Также важным принципом является соблюдение принципа распределения риска между участниками сделки.

Какие особенности характеризуют исламские банки?

Основная особенность исламских банков заключается в том, что они осуществляют финансовую деятельность в соответствии с принципами ислама. В отличие от традиционных банков, исламские банки не предоставляют процентные займы, а участвуют в инвестиционных проектах с клиентом и делятся с ним прибылью или убытком.

Какие основные продукты предлагают исламские банки?

Исламские банки предлагают разнообразные продукты, основанные на принципах исламского финансирования. Некоторые из них включают исламский ипотечный кредит, исламский автокредит, исламский вклад, исламский страховой полис и др.

Кто является потребителями исламских банковских продуктов?

Потребителями исламских банковских продуктов могут быть как физические лица, так и юридические лица, ориентированные на соответствие своих финансовых операций принципам ислама. В основном это мусульмане, но также могут быть и немусульмане, которые интересуются альтернативными формами финансирования.

Как реализуются исламские модели финансирования в России?

В России исламские модели финансирования реализуются через различные инструменты, такие как исламские облигации (сукук), исламские фонды, исламское страхование и др. Процесс осуществления исламских моделей финансирования в России находится еще на начальной стадии развития, но имеет перспективы и вызывает интерес со стороны инвесторов.

Какие особенности имеют исламские банки?

Исламские банки работают в соответствии с принципами исламского права (шариата), что отличает их от обычных коммерческих банков. Одной из основных особенностей исламских банков является запрет на получение и предоставление процентов (ребатов). Вместо этого, исламские банки применяют принципы партнерства и совместного участия в бизнес-операциях. Также исламские банки работают в рамках принципов социальной ответственности и этического ведения бизнеса.

Какие продукты предлагают исламские банки?

Основными продуктами исламского банка являются мурабаха, иджара, ислям, сукук и мушарака. Мурабаха это покупка товаров и их последующая продажа клиенту с некоторой наценкой. Иджара - это аренда, при которой банк покупает активы и сдает их клиентам в аренду. Ислям - это займ с фиксированной процентной ставкой, который не может быть увеличен. Сукук - это исламские облигации, основанные на принципе совместного владения активами. Мушарака - это партнерство между банком и клиентом, при котором они вместе владеют и управляют активами или проектом.

Кто является потребителями исламских банковских продуктов?

Потребителями исламских банковских продуктов являются как мусульмане, так и немусульмане. Мусульмане, следуя принципам ислама, предпочитают использовать финансовые продукты, соответствующие шариату. Немусульмане также могут воспользоваться исламскими банковскими услугами, поскольку они предлагают альтернативные методы и принципы финансирования, не включающие процентные ставки и риски, связанные с обычными коммерческими банками.