Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным миром(дикорастущие растения на участке)
Заказать уникальную курсовую работу- 55 55 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 08.02.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1 ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.2 ОПИСАНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.2.1 ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ
1.2.2 ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.2.3 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Животный мир: обитатели аквариума, птицы (попугай, канарейка), млекопитающие хомячок, морская свинка).
Лабораторный материал: тот же, что и в мл. группе; оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом краски, погремушки, некоторые пищевые продукты, крахмал, мука;
Приборы: песочные часы, весы, компас, разные термометры, в том числе и тактильные.
Календарь природы из четырёх блоков:
Картина сезона, модели года и суток.
Календарь – с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
Рисунки для детей по теме «Природа в разные времена года».
Макеты леса, поля, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка, сезонные макеты.
Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времени года» (семена, плоды, шишки разных растений и экзотических тоже: кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т.п.)
Старшая группа
Комнатные растения: к имеющимся в ср. группе добавляются 2-3 новых вида, чтобы в центре были растения:
разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т.д);
с разнообразными листьями (по разному, форме, окраске, характеру поверхности);
с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.
Сезонные растительные объекты:
зимний огород (те же объекты, что и в ср. и мл. группах; рассада цветочных и овощных растений).
Животный мир:
аквариумы: с тепловодными и холодноводными рыбами, водными насекомыми, головастиками, моллюсками; птицы, разные виды попугаев, амадины, канарейки; млекопитающие: хомячки, морские свинки.
Лабораторный материал:
разнообразные доступные приборы ( разные лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, фонарики, «волшебные картинки»); цветные очки, бинокль, линзы, магниты, резина, гибкий пластик; безопасные красители, безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки ступки и пестики для растирания веществ); оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей, фруктов.
Календарь природы (более сложный) – разнообразные модели, отражающие высоту состояния солнца, температуру воздуха, фенологические изменения в природе, например поведение птиц, - в зависимости от погоды и сезона и т.п.
Макеты: часть из них – такие же, как в ср. группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса).
Музейные и коллекционные материалы:
коллекции почвы, горных пород и минералов, плодов, шишек, семян, камней, глины мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т.п.
Подготовительная группа
Комнатные растения: к уже имеющимся в ст. группе добавляют 3-4 новых вида, с учётом того, что это должны быть растения:
приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зелёная ; теневыносливые – листья темно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена; влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут; засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые;
дающие плоды (перец, лимон, гранат);
имеющие разные способы размножения: семенами, луковицами, делением куста, листовыми черенками, стеблевыми черенками, «усами».
Лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).
Сезонные растительные объекты:
зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений, материал на выгонку (сирень, тюльпан, крокус и др.), посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина).
Животный мир:
аквариум (разной формы и объёма), террариум с черепахами, птицы обычные декоративные, млекопитающие (сирийский хомячок, морская свинка, лабораторные мыши и крысы) – на выбор 1-2 вида.
Лабораторный материал.
Тот же, что и в ст. группе, плюс «печатки» из пробки, моркови, картофеля, копировальная бумага разного цвета, фольга.
Календарь природы – наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.
Макеты: сезонные ландшафты, «моховой садик»,«сад камней»; «пингвины на льдине», жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома хижины, юрты, чумы, иглу и др.).
Музейные и коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки различных растений, в том числе и обитатели других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.
Заключение
Личность - целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. К психическим свойствам личности относят характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика или склада личности
Целостная структура личности, центром которой является мотивационно-потребностная сфера, обусловлена, прежде всего, ее направленностью. Иерархическое строение этой сферы определяют устойчиво доминирующие мотивы. Личность в таком понимании представляет собой относительно позднее образование, формирование которого, однако, начинается очень рано и проходит ряд последовательных этапов. Каждый этап характеризуется возникновением нового личностного образования, с которым связаны все другие психологические особенности детей данного возраста.
Формирование экологической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков.
Экологическое мышление – одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении, в решении задач оптимизации природопользования.
Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе. Ценны в воспитательном отношении трудовые задания по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей природной среды, знакомству с природоохранительными профессиями.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми.
Литература
Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психол. журнал. 1996. Т.17. №6. – с. 465
Анциферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988., с.264
Балтес П. Всевозрастный подход в психологии развития // Психол. журнал. Т.15. 1994. №1.
Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор. – М.: МПСИ: Флинта, 1998. с. 471
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. №6.
Выготский Л.С. Собр. Соч.:– М.,Т.4. Проблемы возраста с. 521;
Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1979. с.463
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. с. 286
Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. – М., 1972. с. 236.
Дерябо В.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. с 357
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986. – Т.1. с.257
Зинченко В.П., Моргунов Б.Б. Человек развивающийся. - М., 1994.
Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. – М., 1978. с.354
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.с.371
Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. с.720
Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования «Мы». - СПб., 1996.с. 478
Лазарев В.С. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии. 1999. №3. с.129
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. Т.2. с. 302.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. с. 503.
Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психол. журнал. Т.21. 2000. №4.с.347.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.с 574.
Мясоед П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития // Вопросы психологии. 1999. №5.с.478.
Николаева С.Н. Юный эколог. - М., 1999.с.354
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.с.591.
Попов Л.М. Развитие и разрушение психики: от Бехтерева до наших дней // В.М. Бехтерев и современная психология, психотерапия: Сб. статей к конференции. – Казань: ЦИТ, 2001.с.345
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.с. 397
Сергиенко Е.А. Проблема психического развития: некоторые острые вопросы и пути их решения // Психол. журнал. 1990. №1. с. 212
Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М., 1968. с. 207
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. с.654
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.с. 679
Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. – М., 1972. С. 236.
Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М., 1968. с. 207
Дерябо В.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. с 357
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.с. 397
Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования «Мы». – С - Пб., 1996.с. 478
Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования «Мы». - С- Пб., 1996.с. 478
Николаева С.Н. Юный эколог. - М., 1999.с.354
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.с 574.
Дерябо В.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. с 357
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.с. 397
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.с. 397
30
1.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000. 528 с.
2.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.
3.Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., 2002.
4.Методы психологической диагностики. М.: РАН, Институт психологии, 1994. 280 с.
5.Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2002. 40 с.
6.Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
7.Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2000.
8.Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 247 с.
9.Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
10.Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб., 2001.
11.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
12.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1994.
Вопрос-ответ:
Как организовать ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным миром?
Для ознакомления детей с растительным миром можно провести прогулку на участке, где растут дикорастущие растения. Ребенком можно провести обследование территории, определить названия растений, рассмотреть их особенности и значение в природе.
Какие этапы включает производственная практика для ознакомления детей с растительным миром?
Производственная практика включает несколько этапов. На первом этапе проводится обследование личностной сферы детей, а именно выявление их интересов, способностей и возможностей. На втором этапе проводится диагностика межличностных отношений, а на третьем этапе разрабатывается программа психологического тренинга.
Как осуществляется обследование личностной сферы детей?
Обследование личностной сферы детей осуществляется путем наблюдения и анализа их поведения, коммуникативных навыков, игровой активности и реакции на окружающую среду. Также можно использовать тесты и анкеты, которые помогут выявить особенности и предпочтения каждого ребенка.
Зачем проводить диагностику межличностных отношений детей?
Диагностика межличностных отношений детей позволяет выявить проблемные ситуации, конфликты и противоречия в взаимодействии между детьми. Это позволяет определить направления дальнейшей работы и разработать программу тренингов для стимулирования позитивных межличностных отношений.
Что включает в себя программа психологического тренинга для ознакомления детей с растительным миром?
Программа психологического тренинга включает в себя различные игры, упражнения и занятия, цель которых - развитие познавательных интересов детей, формирование у них навыков наблюдения и анализа, а также развитие уважительного отношения к растительному миру и окружающей природе в целом.
Какие этапы включает организация и методы производственной практики?
Организация и методы производственной практики включают несколько этапов: обследование личностной сферы, диагностику межличностных отношений и программу психологического тренинга.
Что входит в составляющие производственной практики?
Составляющие производственной практики включают обследование личностной сферы, диагностику межличностных отношений и программу психологического тренинга.
Что включает в себя обследование личностной сферы?
Обследование личностной сферы включает изучение переживаний, интересов и потребностей детей старшего дошкольного возраста.
Как проводится диагностика межличностных отношений?
Диагностика межличностных отношений проводится путем наблюдения за взаимодействием детей друг с другом и с педагогом, а также анализа их отношений.
Что включает в себя программа психологического тренинга?
Программа психологического тренинга включает различные упражнения и игры, направленные на развитие социальных навыков и эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Какие растения можно ознакомить детей старшего дошкольного возраста на участке?
На участке можно ознакомить детей с различными дикорастущими растениями, такими как травы и цветы: подорожник, крапива, одуванчик, конволвулус и другие. Кроме того, можно привнести на участок плодовые и ягодные растения, такие как груша, яблоня, смородина, малина, земляника и др.
Как организовать ознакомление детей с растительным миром на участке?
Для ознакомления детей с растительным миром на участке можно провести различные активности и игры. Например, можно организовать поиск и название разных видов растений, создать мини-парк, где дети будут заниматься озеленением и уходом за растениями, провести занятия по выращиванию растений из семян и учить детей ухаживать за ними.