Восприятие и его особенности в учебной деятельности школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.02.2007
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Восприятие. Особенность протекания восприятия в учебной деятельности
1.1. Восприятие как психический процесс
1.2. Особенность протекания восприятия в учебной деятельности
Глава 2. Использование восприятия в процессе учебной деятельности
2.1. Методы усиления восприятия в процессе учебной деятельности
2.2. Принципы, влияющие на эффективность восприятия в процессе учебной деятельности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Обучение, построенное на принципах научности, систематичности и доступности с использованием наглядных пособий, способствует формированию устойчивого интереса учащихся к занятиям и повышению их активности, без которой невозможно успешное восприятие учебного материала.
В следующем параграфе нашей работы мы рассмотрим те принципы обучения, которые позволят более эффективно воспринимать материал в процессе учебной деятельности.
2.2. Принципы, влияющие на эффективность восприятия в процессе учебной деятельности
1. Научность обучения:
Принцип научности обучения заключается в необходимости формирования у обучаемых системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности ученика, на характер его мыслительной деятельности.
Этот принцип требует от преподавателя знания законов усвоения учебного материала и научно обоснованной методики и организации процесса учения.
Прежде чем начать процесс обучения, необходимо:
- проанализировать учебный материал и выделить в нем наиболее важные, существенные идеи;
- определить содержание второстепенных понятий и полноты представления фактического материала;
- выявить возможные межпредметные связи теории и практики, которые были сформированы при изучении других учебных дисциплин (педагогики, психологии, биологии, анатомии и т. д.).
Реализация принципа научности при обучении предусматривает выполнение следующих требований:
- изучаемый материал должен восприниматься учениками в их подлинном неискаженном виде;
- в процессе обучения следует знакомить учеников не только с закономерностями решения определенных задач, но и с доступными методами научного исследования. Большое значение в связи с реализацией этого требования приобретают технические средства обучения (учебные фильмы, кинограммы, кинокольцовки, видеозаписи и др.);
- учебный материал должен включать только достоверно установленные научные факты и знания;
- в процессе обучения следует использовать только принятые в науке термины. Устаревшими и жаргонными терминами пользоваться нельзя. Овладение научной терминологией — одна из важнейших задач обучения.
Систематичность обучения:
Учебный материал должен отражаться в сознании обучаемого как целостная система связанных между собой основных знаний и умений.
Реализация принципа систематичности предполагает овладение учебным материалом на трех уровнях: отражения, понимания, усвоения. На уровне отражения формируется общее представление об изучаемом предмете. На уровне понимания обучаемый овладевает теорией учебного предмета. На уровне усвоения достигается связь теории с системой упражнений, практических заданий и действий, тренировок.
Доступность обучения:
Принцип доступности обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать изучение отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее знаний, умений, навыков (входной контроль). Недостаточный уровень подготовки может существенно снизить успешность самостоятельной деятельности обучаемых и стать причиной формализма их знаний.
Доступность преподавания и возможность понимания и усвоения учебного материала зависят от уровня развития у обучаемых теоретического мышления и тех мыслительных операций, на основе которых дается объяснение.
В целом, принцип доступности включает в себя три положения:
- доступность (сообщаемая система знаний должна основываться на имеющихся у обучаемых знаниях и их жизненном опыте);
- достаточность (изучаемая система знаний должна быть достаточной для выявления достигнутого уровня развития обучаемых, способствовать их переходу на более глубокий уровень развития или создать заметные предпосылки для такого перехода);
- необходимость (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития обучаемых).
Наглядность обучения:
Наглядность не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой.
Реализация принципа наглядности требует:
- сопровождения показа тех или иных упражнений, элементов техники и тактики словесным комментарием, который позволяет организовать процесс восприятия должным образом и акцентировать внимание учеников на существенных признаках изучаемого материала.
Сознательность и активность в обучении, развитие творческой инициативы:
Сознательное отношение к учению выражает мотивационную сторону личности учащегося. Мыслительный процесс всегда внутренне мотивирован. Если у ученика нет желания и интереса к занятиям, если он не переживает успеха и неудачи, если он не видит практического смысла в процессе познания, то без всего этого от занятий не будет никакой пользы.
Для реализации данного принципа педагог должен:
- систематически возбуждать интерес к учебному материалу, теме, формировать познавательные потребности, повышать эмоциональность методических приемов обучения;
- знать потребности каждого ученика и формировать на этой основе мотивы и цели учебной деятельности;
- обеспечивать осознанное выполнение учеником всех операций и действий. Ученик должен уметь в учебном задании:
- выделять на основе указаний преподавателя смысл и условия решения учебной задачи;
- решать познавательные задачи, анализируя и корректируя свои действия;
- самостоятельно переходить к изучению следующего раздела учебного материала после критичной самооценки качества усвоения предыдущего задания;
- активно формировать и регулировать мотивы учения, стремясь постоянно выделять взаимосвязи изучаемого материала с требованиями реальной практики;
- обеспечивать доступность учебного задания для каждого обучаемого. Но в то же время каждый новый материал должен иметь новизну и представлять определенную трудность для усвоения;
- снижать актуальность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебной задачи;
- строить процесс обучения таким образом, чтобы усвоение последующего материала было затруднено без достаточного усвоения предыдущего.
Задача преподавателя в реализации принципа сознательности и активности заключается в том, чтобы создавать условия для повышения уровня общей познавательной активности обучаемого и придавать активности учения такую направленность, которая соответствовала бы учебной задаче и условиям обучения.
Прочность знаний, формируемых умений и навыков:
Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти полученных знаний, формируемых умений и навыков. На длительность сохранения усвоенного материала влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения, режима жизни, труда и отдыха учеников. Соблюдение данного принципа в обучении означает необходимость усиления положительных факторов и снижения роли отрицательных.
Содержание принципа прочности изучаемых знаний, формируемых умений и навыков определяется следующими основными положениями:
- необходимо выделять главное в учебном материале, то, что отражает наиболее существенные особенности данного учебного материала. Только в этом случае в сознании обучаемого возникнет логическая система взаимосвязанных, взаимозависимых составных частей знаний, в которых он будет в состоянии выделить существенные, менее существенные, второстепенные и случайные связи;
- выделенное главное должно быть связано с тем, что обучаемый уже знает по изучаемой теме, иначе главное положение будет изолировано и потеряет значимость для обучаемого;
- изучаемые знания должны быть включены в систему взглядов и убеждений обучаемого, ибо только в этом случае они станут его внутренним достоянием;
- необходимо по мере возможности обеспечивать постоянную связь изучаемого учебного материала с упражнениями, тренировкой, практической деятельностью.
Только при выполнении всех вышеизложенных принципов, процесс восприятия будет более активным и эффективным в процессе учебной деятельности.
Заключение
Итак, в заключение нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Приём и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием.
2. Основные закономерности восприятия:
- восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека эта особенность называется апперцепцией;
- мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный, эта особенность восприятия называется константностью;
- человек воспринимает мир не в виде набора несвязных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, то есть восприятие носит предметный характер;
- восприятие как бы отстраивает образы. В этом заключается целостность восприятия;
- восприятие не сводится только к образованию новых образов – это свойство называется категориальность.
3. Одним из этапов учебной деятельности является восприятие, т. е. отражение в сознании учащегося предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Поведение учащегося во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. Поэтому восприятие является важным источником объяснения в учебной деятельности.
4. Восприятие зависит от прошлого опыта человека. Преподавателю надо помнить, что на содержание восприятия оказывает также большое влияние установка личности.
5. Использование восприятия в процессе обучения преподавателем может происходить как в ходе всего занятия, так и на отдельных его этапах. Так, чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, обучающий должен подготовить слушателей, помочь связать их опыт с новым материалом.
6. Учебная деятельность начинается с ощущений и восприятия, за которыми следует осмысление или мышление. Весь свой материал мыслительная деятельность получает из одного источника – чувственного познания, т. е. из ощущений и восприятия. Это еще раз напоминает преподавателю о необходимости учитывать в своей педагогической деятельности все предшествующие мышлению этапы.

Список литературы
Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. – 1996. - №5. – с.139.
Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974, 156 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000, 210 с.
Крижанская Ю.С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения // Методика и практика преподавания в техническом вузе: Научно-методический сб./Под ред. Ю.С.Васильева. Л., 1983. – 213 с.
Лернер И.Я. Процесс обучения, его закономерности. – М., 1980, с.39
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004, 320с.
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: 1978, 234с.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972, 208 с.
Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. – М.: 1992, 167с.
Немов Р.С. Психология. Кн.1, глава 7. Ощущения и восприятие. 2005, 190с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998, 512с.
Платонов К.К. Занимательная психология. Изд.2-е, дополненное. М.: «Молодая гвардия», 1964, 78с.
Психология. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. /Под ред. Проф. В.А.Крутецкого. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1974, 304с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-пресс, 1997, 296 с.
Степанов В. Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. М., 1989, 86 с.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004, с. 56

Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: 1978, с. 24

Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: 1978, с. 26

Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: 1978, с. 29

Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. – М.: 1992, с. 17

Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. – М.: 1992, с. 21

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000, с.90

Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. – М.: 1992, с. 29

Немов Р.С. Психология. Кн.1, глава 7. Ощущения и восприятие. 2005, с.134

Лернер И.Я. Процесс обучения, его закономерности. – М., 1980, с.39

Лернер И.Я. Процесс обучения, его закономерности. – М., 1980, с.39

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000, с.126

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998, с.98

Психология. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. /Под ред. Проф. В.А.Крутецкого. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1974, с.207

Крижанская Ю.С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения // Методика и практика преподавания в техническом вузе: Научно-методический сб./Под ред. Ю.С.Васильева. Л., 1983. – с.39
Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974, с. 69

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972, с.101

Крижанская Ю.С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения // Методика и практика преподавания в техническом вузе: Научно-методический сб./Под ред. Ю.С.Васильева. Л., 1983. – 213 с.

Степанов В. Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. М., 1989, с.68
Лернер И.Я. Процесс обучения, его закономерности. – М., 1980, с.39

Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-пресс, 1997, с. 244

Психология. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. /Под ред. Проф. В.А.Крутецкого. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1974, 304с.

Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. – 1996. - №5. – с.139.













2

Список литературы
1.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. – 1996. - №5. – с.139.
2.Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974, 156 с.
3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000, 210 с.
4.Крижанская Ю.С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения // Методика и практика преподавания в техническом вузе: Научно-методический сб./Под ред. Ю.С.Васильева. Л., 1983. – 213 с.
5.Лернер И.Я. Процесс обучения, его закономерности. – М., 1980, с.39
6.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004, 320с.
7.Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: 1978, 234с.
8.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972, 208 с.
9.Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. – М.: 1992, 167с.
10.Немов Р.С. Психология. Кн.1, глава 7. Ощущения и восприятие. 2005, 190с.
11.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998, 512с.
12.Платонов К.К. Занимательная психология. Изд.2-е, дополненное. М.: «Молодая гвардия», 1964, 78с.
13.Психология. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. /Под ред. Проф. В.А.Крутецкого. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1974, 304с.
14.Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-пресс, 1997, 296 с.
15. Степанов В. Г. Психологические особен¬ности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. М., 1989, 86 с.

Вопрос-ответ:

Что такое восприятие?

Восприятие - это психический процесс, в результате которого мы получаем информацию о мире через органы чувств.

Как восприятие проявляется в учебной деятельности?

Восприятие имеет особенности в учебной деятельности, оно помогает школьникам получать информацию из учебных материалов, а также понимать и усваивать новые знания.

Какие методы можно использовать для усиления восприятия в процессе учебной деятельности?

Существуют различные методы усиления восприятия в учебной деятельности, такие как активное слушание, визуализация, использование ассоциаций и т.д.

Какие принципы влияют на эффективность восприятия в процессе учебной деятельности?

Некоторые из принципов, влияющих на эффективность восприятия, включают интерес к предмету, мотивацию ученика, использование разнообразных методов обучения и т.д.

Какие источники информации можно использовать для более эффективного восприятия в учебной деятельности?

Для более эффективного восприятия в учебной деятельности можно использовать различные источники информации, такие как учебники, интерактивные учебные материалы, видеолекции, образовательные игры и т.д.

Что такое восприятие?

Восприятие - это психический процесс, который позволяет нам получать информацию о мире через ощущения, восприятие объектов, звуков, запахов и прочего.

Какие особенности имеет восприятие в учебной деятельности?

В учебной деятельности восприятие обладает рядом особенностей. Например, оно направлено на усвоение знаний и понимание информации, основывается на интересах и мотивации ученика, а также может быть усилено методами и приемами, которые специально разработаны для обучения.

Какие методы можно использовать для усиления восприятия в учебной деятельности?

Существует несколько методов усиления восприятия в учебной деятельности. Например, это активизация работы всех органов чувств, использование ассоциаций и аналогий, а также применение разных видов визуализации, таких как картинки, схемы, диаграммы и т.д.

Какие принципы могут повлиять на эффективность восприятия в процессе учебной деятельности?

Восприятие в учебной деятельности может быть эффективнее, если ученик следует нескольким принципам. Например, это активное участие в процессе обучения, постановка конкретных целей, распределение времени и усилий на изучение разных тем, использование разных источников информации и т.д.